Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Кто будет людей кормить и детей учить?

   0

«Существует три вида лжецов: обычные обманщики, возмутитель­ные лжецы и научные эксперты»

Позиция региона – бороться за свои вузы!

Новость, которая потрясла не только педагогическую обществен­ность Томской области, но и рядо­вых томичей: в «черный список» вузов, нуждающихся в реоргани­зации, составленный Министер­ством образования и науки, попали ТГПУ, филиалы ТГАСУ в Асино и Стрежевом, а также филиал Ново­сибирской государственной акаде­мии водного транспорта и Томский государственный сельскохозяй­ственный институт, являющийся филиалом НГАУ. Чиновники ве­домства проверили работу свыше 500 высших учебных заведений и 930 филиалов по всей стране. Из них неэффективными и нуждаю­щимися в той или иной реоргани­зации были признаны 136 вузов и 450 филиалов. Проверка проходила по 53 критериям, но главными для мониторинга вузов были выбраны пять показателей: образователь­ная, научно-исследовательская, финансово-экономическая, меж­дународная деятельность и их ин­фраструктура. Филиалы оценивали по восьми показателям, кроме вы­шеназванных, – это контингент и профессорско-преподавательский состав, в том числе состоящий в штате.

14 ноября на пресс-конференции начальник департамента по высше­му профессиональному образова­нию администрации Томской об­ласти Алексей Пушкаренко, ректор ТГПУ Валерий Обухов и директор Томского сельскохозяйственно­го института Александр Чеглоков рассказали об итогах совещания в Министерстве образования РФ по результатам мониторинга деятель­ности вузов. Заседания рабочей группы по вузам Сибирского феде­рального округа проходили с 7 по 14 ноября. ТГПУ было предложено три варианта дальнейшего разви­тия: стать частью ТГУ, филиалом МГУ или СПбГУ либо получить региональное финансирование. Разговор в министерстве был жест­кий, спрашивали в основном реги­ональную власть, их отношение к данным вузам. Алексей Пушкарен­ко четко обозначил позицию адми­нистрации Томской области: «Мы своих не сдаем, будем бороться за ТГПУ и Томский сельскохозяй­ственный институт!»

Представителям Томской об­ласти удалось отстоять право ТГПУ на самостоятельное разви­тие. Возможность доказать свою эффективность также предостав­лена Томскому государственному сельскохозяйственному институ­ту, который является филиалом Новосибирского государственного аграрного университета. Разрабо­тать и представить свои стратегии вузы должны до конца декабря этого года. А через полгода эти вузы вновь будут «мониторить» и принимать окончательное реше­ние. Ходят слухи, что проверять будут уже по другим показателям, но каким – неизвестно.

В 2013 году такая же проверка ожидает все частные вузы страны.

Мониторинг как «русская рулетка»

Ректор ТГПУ Валерий Обухов отметил, что необъективная ин­формация о результатах монито­ринга может только нанести вред репутации ТГПУ. В вузе показате­ли по всем критериям еще раз пе­ресчитали и выявили технические ошибки в подсчетах Минобрнауки. Кстати, в ходе проверки 70% педву­зов России признаны неэффектив­ными. Ректор ТГПУ считает, что критерии, использованные в ходе мониторинга, не отражают харак­тер реальной деятельности вузов, их профиль и уровень подготовки выпускников. Как можно судить об образовательной деятельности вуза по среднему баллу ЕГЭ посту­пивших? Требуют, чтобы он был не ниже 60 баллов. В ТГПУ сегодня поступает много детей из сельской местности, а также «льготников» – сирот и детей-инвалидов, полу­чается, что в погоне за высокими баллами по ЕГЭ вуз должен отка­зывать этим категориям абитури­ентов? Или такой показатель как «количество квадратных метров на одного студента» – требуется не менее 11 кв.м. Сегодня в Томске норма жилья на одного человека меньше – всего 9 кв.м.! Сколько Министерство выделяет средств на строительство, столько вузы и строят. За последние 10 лет в ТГПУ количество площадей выросло в 3,5 раза. Построен новый корпус с бассейном на Каштаке. Заканчи­вается капитальный ремонт еще одного здания на ул. Герцена, 49. Опять же, как можно сравнивать научно-исследовательскую работу студентов физика-ученого (в ТГУ) и физика-учителя (в ТГПУ), оце­нивать их по одним и тем же кри­териям? А количество подготов­ленных иностранных студентов в вузе? Трудно себе представить, что студент из СНГ после окончания педвуза поедет в глухую сибир­скую деревню учить детей, напри­мер, истории и географии. Вале­рий Владимирович отметил, что по специальности работает до 70% выпускников, что в школы идут те, кто действительно любит детей и умеет учить других.

Директор ТСХИ Александр Че­глоков уточнил, что сегодня «семь критериев из восьми выполняют­ся». Мониторинг был проведен по данным октября-декабря 2011 года. Весной 2012 года филиал НГАУ прошел государственную аккредитацию и подтвердил, что качество подготовки специалистов соответствует ФГОС. Институт получил документ, подтверждаю­щий право на образовательную деятельность на следующие шесть лет! Александр Евгеньевич под­держивает мнение ректора ТГПУ, что должен быть разный подход в оценке деятельности вузов – в зависимости от их профиля. В сельхозинститут поступает 60% детей из сельской местности. В институте шесть сельскохозяй­ственных и три гуманитарных на­правления, все кадры – для села. Есть специальности, на которые довольно высокий конкурс, на­пример, на ветеринарию – 52,2 балла. По сведениям Чеглокова, на село распределяется до 90% выпускников. Правда, заявок от работодателей всегда больше, чем выпускников. Высока ротация ка­дров. Кроме образования, на селе важен уровень жизни, который в последнее время растет и при­ближается к городскому в плане доступа к информации (интер­нет), комфортного проживания и инфраструктуры. Актуальными остаются вопросы о достойной зарплате и условиях труда для молодежи. В отдельных сельских районах Томской области уже соз­даны такие условия, например, на животноводческих комплексах. Для развития сельхозпроизводств и их технологизации селу в наше время как никогда, необходимы высокообразованные специали­сты, которых готовит Томский сельскохозяйственный институт.

Кстати, по словам Алексея Пуш­каренко, сегодня 70% выпускни­ков вузов уезжают из Томска, по­тому что в городе и области для 15 тыс. молодых специалистов нет рабочих мест. Но такая задача и не ставится. Кстати, Томск занимает третье место в России по подготов­ке иностранных студентов, после Москвы и Санкт-Петербурга.

Общество должно сохранить «народное» образование!

«Мы впервые провели полно­масштабную диагностику качества высшего образования. Ничего по­добного ранее не было. Важно, что все вузы прошли оценку по единым и понятным критериям. Теперь у нас есть полный свод данных о качестве образования в каждом филиале, вузе, регионе. Любой человек может, зайдя на сайт ми­нистерства, оценить, насколько хорошо тот или иной вуз функцио­нирует. Эти данные должны стать сигналом для дальнейшей рабо­ты», — мнение главы Минобрнау­ки Дмитрия Ливанова.

Очень точно подмечено насчет «легко оценить» и «функциони­рует». Только причем здесь обра­зование и его качество? Ни один из пяти критериев мониторинга не характеризует уровень знаний, умений и навыков выпускников ву­зов, тем более сформированность профессиональных компетенций.

ТГПУ и Томский сельхозинсти­тут – это «народные университе­ты», которые учат «народ» и гото­вят кадры «для народа». При таком отношении Минобрнауки России к высшему образованию педагоги­ческого и сельскохозяйственного профиля некому будет ни кормить людей, ни учить детей.

Читайте также на сайте:

  1. Золотые головы, золотые руки
  2. Академлицей – федеральная инновационная площадка
  3. Дистанция огромного размера
  4. Образование для детей-инвалидов – обучение в школах и ВУЗах
  5. Директорский беспредел
  6. Томские студенты – одни из лучших
  7. Доброта плюс здравый смысл
  8. Снова в школу
  9. Диалог языков – диалог культур
  10. Подмена понятий
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91