Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия

Кто «ставил» трамвай на рельсы

  75    0
Алтунин Александр Иосифович

Алтунин Александр Иосифович, участник ВОВ. Лично принимал участие в строительстве первой трамвайной линии.

Кто «ставил» трамвай на рельсы. О том, как в Томске строилась первая трамвайная линия, рассказывает наш читатель, лично принимавший участие в этом строительстве
В редакцию газеты обратился Александр Иосифович Алтунин, участник ВОВ. Александр Иосифович работал в ТТУ с 1947 по 1997 год мастером контактной сети, мастером подстанции, инженером и 18 лет главным инженером энергослужб.
— Строительство трамвайного пути началось в 1947 году с подготовки и установки опор контактной сети. Для установки опор копалась яма 80×90 см, куда заливались анкурные болты, на которые и крепились основные опоры.
Установка опор производилась при помощи ручной лебедки. Техника для установки опор была следующая: ручная лебедка, стрела и лошадка, на которой подвозили опоры к месту остановки.
Бригада состояла из пяти человек: Александра Алтунина, Николая Борилова, Льва Котикова, Николая Тартынова и Ильи Ухалова.

От пл. Батенькова до Томска-I

Летом бригада занималась сваркой опор и кронштейнов и их установкой. Первую опору устанавливали двое суток из-за отсутствия опыта, дальше пошло быстрее — две или три опоры в день. Зимой эта же бригада занималась монтажом металлоконструкций трамвайного депо. Первая очередь строительства была от пл. Батенькова до вокзала Томск-I в однопутном исполнении с разъездами: у Горсада, остановки Дом ученых, Политехнического университета и между улицами Красноармейской и Киевской.
Вагоновожатых набирали по конкурсу среди передовиков производства. Обучение они проходили в Кемеровской области. Первым руководителем трамвайного треста был Емельян Соловец. Все работы по строительству трамвайных путей осуществлялись методом народной стройки. В строительстве принимали участие все предприятия, институты и даже ребята из ФЗО, они сверлили отверстия в рельсах для крепления накладок.

Самый первый трамвай

Самый первый трамвайПервый трамвай был приобретен в Новосибирске после ремонта. К ноябрю 1948 года трамвайные пути и контактная сеть были смонтированы на участке пл. Батенькова — вокзал Томск-I с ответвлением в трамвайное депо. В ноябре моторовозом трамвай был доставлен на пл. Батенькова, к этому времени там уже была смонтирована тяговая подстанция. Когда отпустили пантограф, а напряжение в контактную сеть было подано, в салоне загорелся свет. Это событие встретили криками: «Ура!». В салон трамвая погрузилась комиссия по приему, строители, он тронулся. Прохожие это событие встретили с восторгом. Но продолжалось это недолго.
Когда доехали до переулка Плеханова, трамвай остановился. Свет в салоне есть, а двигатели не работают. Оказалось — нет реальной цепи. Подошел моторовоз и стал толкать трамвай. Жители города поняли, что трамвай пошел.

С чем пришлось столкнуться

Таким образом доехали до кольца у вокзала Томск-1. Кольцо было на том месте, где сейчас стоит гостиница. Внутри кольца были два деревянных дома. Когда трамвай зашел на кольцо, то сразу свалился с рельс. Оказывается, для нормальной работы нужны контррельсы. Тогда утащили его в депо. На этом экспериментальный пуск был завершен.
Зимой 1948 года были получены пять новых спаренных трамваев, которые были укомплектованы водителями и кондукторами. В апреле были обкатаны на линии. К этому времени недоделки на путях были устранены, и 1 мая 1949 года трамвайное регулярное движение было открыто.
Когда наступила зима, появились другие проблемы. Вагоны не отапливались совсем, а депо, в котором первое время даже ворот не было, отапливалось местной котельной. Вагоновожатые надевали на себя телогрейки, ватные штаны, полушубки (у кого были), и, конечно, валенки. Морозы стояли под 50–55 градусов.
В 1956 году была закончена вторая очередь путей от пл. Батенькова до вокзала Томск-II. Опоры на первом участке: пл. Батенькова — ул. Дальне-Ключевская устанавливались вручную, все той же техникой — лебедка, стрела для подъема и лошадь.
По ул. Розы Люксембург во время Отечественной войны были положены железнодорожные пути, и по ним ходил паровоз для доставки угля на ТЭЦ-1.
Когда были установлены опоры и смонтирована контактная сеть, по железнодорожным путям стал ходить трамвай от пл. Батенькова до ул. Дальне-Ключевской, а в ночное время ходил паровоз. После пуска трамвая по ул. Розы Люксембург началось строительство путей контактной сети. Строительство проходило методом народной стройки. Был организован штаб строительства под руководством секретаря обкома КПСС товарища Луки Григорьевича Федосеева.
В состав штаба входили все руководители района, руководители всех предприятий. Гора Дальне-Ключевская была замощена булыжником, и когда камень сняли и начались дожди, гора стала не проезжей. Контактный провод растаскивали трактором С-100, а камень для мощения путей возили при помощи электролебедки, которая стояла на горе.
Однажды, когда мы устанавливали опору на контактной сети, к нам подъехал секретарь обкома КПСС товарищ Москвин и спросил, успеем ли мы смонтировать контактную сеть к 7 ноября. Я тогда сказал, что при такой технике — не успеем. Монтажом контактной сети занималась бригада контактной сети под руководством мастера Александра Алтунина.
Я обрисовал обстановку — что нужно для скорейшего завершения работ. В то время автокраны, а также бензорезы были только на заводах. Когда утром мы пришли на работу, нас ожидали четыре автокрана и четыре бензореза. К 7 ноября 1956 года монтаж был закончен. Работать приходилось по 14–16 часов. Началось регулярное движение Томск-I — Томск-II.
После пуска этой очереди я был направлен мастером на монтаж тяговых подстанций № 2 и № 3. После началось строительство на Черемошники в 1958 году, затем по ул. Лебедева в 1963 году и так далее.

Первый троллейбус

О том, как в Томске строилась троллейбусная линия, со слов очевидца
Александр Иосифович Алтунин участвовал не только в строительстве трамвайной линии в Томске. Ветеран принимал участие так же в строительстве троллейбусной линии. Об этом он согласился рассказать читателям «Томской НЕДЕЛИ».
— Появление троллейбуса в Томске — основная заслуга секретаря обкома КПСС Егора Кузьмича Лигачева. Москва категорически отказала в финансировании строительства. Был собран пленум обкома КПСС, где было принято решение строить хозяйственным способом.
Проектирование было поручено институту «Томгипротранс». Он должен был выдать чертежи на контактную сеть, кабельную сеть, тяговые подстанции, освещенные трассы. Земляное полотно проектировал институт «Томскгражданпроект», монтаж был поручен тресту «Сибэлектромонтаж». В помощь томским монтажникам, была приглашена бригада монтажников из г. Новосибирска, впоследствии электромонтеры под руководством начальника контактной сети В. И. Фомина.
На период строительства был создан штаб во главе с Федосеевым Лукой Григорьевичем, бывшим секретарем обкома КПСС. Он выполнил огромную работу. Александр Алтунин был включен в штат штаба для контроля за монтажом подстанций, а также последующим приемом в эксплуатацию. Строительство велось методом народной стройки. Лука Григорьевич за зиму составил план строительства, в котором все подробно расписал. Вся трасса разбивалась на участки. За каждым участком было закреплено предприятие, где было расписано количество людей, техники и нужного инструмента. За исполнение этих мероприятий на планерках строго спрашивалось.
Первая очередь была построена и запущена по участку пл. Ленина — Лагерный сад и по пр. Фрунзе до троллейбусного депо 7 ноября 1967 года. В эти объемы работ входили монтаж контактной сети, освещенные трассы и дорожное полотно с благоустройством улиц. Параллельно велось строительство троллейбусного депо организацией СМУ-7 под руководством товарища А. Ф. Черемиса.
Москва открыла финансирование и снабжение строительства оборудованием на контактную сеть и тяговыми подстанциями только тогда, когда началось строительство хозяйственным способом. Активное участие в строительстве и организации принимал председатель горисполкома Геннадий Калаба, секретарь горкома КПСС Юрий Литвинцев и другие руководители.
После пуска по пл. Ленина — Лагерный сад был запущен следующий участок: пл. Ленина — Черемошники, следующая очередь — от пр. Ленина до пер. 1905 года, до Черемушек и Приборного завода. Эта очередь была запущена в 1969 году. Обеспечением строительства спецтехникой и оборудованием занимался начальник Л. Ф. Тузов.
Затем был введен в эксплуатацию участок — от пр. Ленина до пр. Кирова. С ул. Красноармйской до пл. Южной линия была запущена в 1970 году. Затем по пр. Кирова от ул. Красноармейской до вокзала Томск-I.
Проектированием первых очередей троллейбуса занимался главный инженер отдела «Томгипротранс» В. И. Гранин. Даже после окончания строительства троллейбуса руководители города Геннадий Калаба и Юрий Литвинцев всегда помнили о коллективе ТТУ, знали все его нужды, всегда присутствовали на общих собраниях и помогали в решении всех вопросов.
— Например, однажды зимой в сильные морозы у горисполкома лопнул контактный провод. У электромонтеров контактной сети была спецодежда — телогрейки и ватные брюки. Подошел первый секретарь горкома товарищ Литвинцев и спросил, как у нас дела. Я пожаловался, что у нас нет полушубков, и он решил этот вопрос. Полушубки в то время были в большом дефиците. Через неделю поступил звонок, что с леспромхозом есть договоренность на 15 полушубков. Это говорит о том, что проявлялась забота о людях, не только в вопросах строительства, — делится воспоминаниями Александр Алтунин.
Автор статьи Александр Алтунин надеется, что администрация города обратит внимание на состоянии ТТУ, которое переживает не лучшие времена.

Читайте также на сайте:

  1. “Познавая планету, познаю себя”
  2. Кухтеринские розыгрыши
  3. Иван Трифонович Попов. Воспоминания о войне
  4. Последний герой
  5. Виктор Миронов. Высшая справедливость ч.2
  6. Ярослава Беспалова. Волшебная керамика
  7. Дядя Коля встал на вечный пост
  8. “Жив Василий. Он среди нас”
  9. Фёдор Кузьмич — святой старец томский
  10. Иван Максимович Жулин. Сталинградский «синдром» прокурора!
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 6

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93