Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Куда уходят миллионы

   0

Обладминистрация за бюджетный счет поддерживает иностранных предпринимателей?

01Вокруг аэропорта в Бо­гашево работает целый ряд фирм, так или иначе связанных с чиновниками из областной администрации. Да и сам аэропорт, можно сказать, не наш – практически четыре пятых акций аэропор­та принадлежит иностранной частной компании, и тем не менее, областная админи­страция вкладывает сотни миллионов рублей в чужую частную собственность (или не в чужую?). Почему?

Давайте попытаемся разо­браться в хитросплетениях и на­правлениях финансовых потоков, проходящих через томский аэро­порт. Итак, сегодня мы имеем два предприятия, два юридических лица, работающих на одних и тех же площадях. Из отчета Кон­трольно-счетной палаты (КСП) Томской области следует, что ОАО «Международный аэропорт Томск» (ОАО «МАТ») заняло деньги для приобретения здания аэровокзала в Богашево вместе со всеми постройками, являющими собой единый комплекс – том­ский аэропорт.

Часть приобретенной недвижи­мости ОАО «МАТ» стало сдавать в аренду другому юридическому лицу – ООО «Аэропорт ТОМСК». То есть арендную плату платили сами себе. Дело в том, что в обеих организациях работают одни и те же люди. К примеру, генеральный директор ОАО «МАТ» Артем Ни­колаевич Румбешта одновремен­но работает начальником отдела управления закупками в ООО «Аэропорт ТОМСК». Здорово, правда?

Спрашивается: кому и зачем понадобилось создавать еще одно юридическое лицо? Чтобы у са­мих себя брать в аренду площади? Навряд ли чиновники стали бы создавать такую абсурдную ситуа­цию специально. Ради чего? Ради самой ситуации? Глупо.

Верхушка айсберга…

Пойдем дальше. Согласно отче­ту КСП, прибыль ОАО «МАТ» па­дала с каждым годом, дохода нет, сплошные убытки и неэффектив­ное использование средств. Поче­му такое стало возможно? Потому что все купленное недвижимое имущество ОАО «МАТ» прода­ло ООО «Аэропорт ТОМСК». То есть предприятие вместо того, чтобы получать хорошие доходы со сдачи внаем недвижимости, по­просту продает имущество арен­датору. В результате лишается дохода.

Тут неискушенный читатель сделает вполне логичное пред­положение, что это может быть хитрым ходом чиновников об­ластной администрации. Ведь на момент создания ОАО «МАТ» здание аэропорта находилось в собственности у ЗАО «ЛИГЕН­ШАФТ» (г. Москва). «МАТ» вы­купил все строения аэропорта у разных собственников, собрал их воедино и продал ООО «Аэропорт ТОМСК». Цель вроде бы благая – чтобы аэропорт стал единым ор­ганизмом управляемым одним юридическим лицом.

Ради благородных целей, ко­нечно же, можно одно юриди­ческое лицо вогнать в долги. Тем более, если оно специаль­но создавалось для этих целей. Вспомните слова аудитора КСП: «Результатом основного вида де­ятельности ОАО «МАТ» – сдачи в наем собственного недвижимого имущества за период с 01.07.2008 по 31.12.2012 – являлась прибыль в общей сумме 31,8 тыс. руб.! Про­чая деятельность всегда была для Общества убыточной, за период с 01.07.2008 по 31.12.2012 прочие расходы превысили прочие дохо­ды почти на 95 млн руб. Финан­совый результат за 1 полугодие 2013 года от основной и прочей деятельности – убыток в сумме 24 820 тыс. руб. Таким образом, по состоянию на 30.06.2013 об­щим результатом финансово-хо­зяйственной деятельности ОАО «МАТ» с учетом изменения отло­женных налоговых активов явля­ется убыток в сумме 107, 863 млн руб».

Несмотря на то, что ОАО «МАТ» испытывало недостаток (практически не имело) собствен­ных оборотных средств и несло многомиллионные убытки, заем­ные средства в сумме 20 млн руб. использовало для предоставления займа ООО «Аэропорт ТОМСК» по договору от 11.12.2008 под 20% годовых сроком почти на 2 года (до 30.11.2010 с учетом со­глашения от 27.11.2009). Кроме того, Обществом из собственных средств, полученных от сдачи имущества в аренду от самого себя, в декабре 2008 года предо­ставлен еще один заем ООО «Аэ­ропорт ТОМСК» в сумме 9,5 млн руб. сроком также до 30.11.2010 года по ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 0,5%.

При этом расходы самого ОАО «МАТ» по уплате процентов за­имодавцу – Кипрской компании «Грандольф Инвестментс лими­тед» – в целом за проверяемый период с учетом курсовых разниц составили 116 млн руб., из них в части займа, предоставленного ООО «Аэропорт ТОМСК» – 57,7 млн. руб. Таким образом, по вы­шеуказанной операции ОАО «МАТ» понесло убытки в сумме 53,7 млн руб.

В ситуации «все ради блага» вполне понятно, что все это было сделано исключительно «в целях улучшения финансового состо­яния ОАО «МАТ» и повышения капитализации активов компа­нии, реструктуризации и итого­вой консолидации организаций аэропортового бизнеса Томской области» и «в ходе подготовки к реорганизации данного Обще­ства в форме преобразования, а затем слияния с ООО «Аэропорт ТОМСК». Все это было бы пре­красно, если бы не одно «но»!

…и подводная часть

Администрация Томской об­ласти вынесла постановление от 22.10.2010 года № 207а: «Об ут­верждении Положения о предо­ставлении субсидий юридиче­ским лицам на возмещение части затрат, связанных с расширением деятельности….путем создания грузопассажирского пункта про­пуска аэропорта г.Томск (Богаше­во) через государственную грани­цу Российской Федерации».

Все мы, конечно же, подума­ли, что это субсидии именно для ОАО «Международный Аэропорт Томск». А вот чиновники думали по-своему.

Действительной же целью пре­доставления субсидии является возмещение части затрат:

1) на выполнение проектно- изыскательских работ для строи­тельства и обустройства воздуш­ного грузопассажирского пункта пропуска аэропорта г. Томска (Богашево);

2) на выполнение строительно- монтажных работ и на обустрой­ство воздушного грузопассажир­ского пункта пропуска аэропорта г. Томска (Богашево);

3) по уплате лизинговых пла­тежей по договорам финансовой аренды (лизинга) оборудования для строительства и обустройства воздушного грузопассажирско­го пункта пропуска аэропорта г. Томска (Богашево);

4) по уплате процентных плате­жей по кредитам, привлекаемым на строительство и обустройство воздушного грузопассажирско­го пункта пропуска аэропорта г. Томска (Богашево).

Все эти блага бюджетных пре­ференций получал «другой» аэро­порт Томск – ООО «Аэропорт «Томск».

И тут по взмаху волшебной па­лочки ОАО «Газпромбанк» пре­доставил вдруг ООО «Аэропорт «Томск» кредитов на общую сум­му свыше 450 млн руб. И даже без залога, то есть без обеспечения. А зачем, ведь согласно такому «хо­рошему» постановлению все дол­ги погасит областной бюджет! Об этом мечтают многие компании Томской области, годами обива­ющие пороги областной админи­страции.

А теперь давайте разберемся, кто есть кто в этой всей истории.

Как следует из отчета КСП Томской области, на момент про­верки 25,1 процентами уставного капитала ОАО «МАТ» владеет администрация Томской обла­сти. А 74,9% уставного капитала находятся в распоряжении ООО «НАС» (г.Москва), единствен­ным участником которого явля­ется Компания с ограниченной ответственностью «ТИ.ЭС. Транс Сайбириа КО ЛИМИТЕД» (Ре­спублика Кипр).

То есть на три четверти ОАО «МАТ» принадлежит иностран­цам – киприотам (или россиянам, зарегистрировавшим фирму в оффшорной зоне).

Теперь посмотрим на устав­ной капитал ООО «Аэропорт ТОМСК». По имеющейся в на­шем распоряжении выписке это предприятие на 74,9% также при­надлежит все тем же киприотам – «ТИ.ЭС. Транс Сайбириа КО ЛИ­МИТЕД».

Встает закономерный вопрос: а кто кому что продавал и кто у кого покупал? Учитывая доле­вое участие в предприятиях, все операции производила кипрская компания, а областная админи­страция лишь «присутствовала при этом». Хотя, с другой сторо­ны, видно, что не только присут­ствовала, но и активно помогала.

В 2012 году ООО «Аэропорт «Томск» получил 35 млн руб. суб­сидий, а в первом полугодии 2013 года еще 32 млн руб.

В соответствии с вышеуказан­ным «планом» доля ОАО «МАТ» в уставном капитале ООО «Аэро­порт ТОМСК» (99,99%) продана в июле 2013 года Кипрской ком­пании «ТИ.ЭС. Транс Сайбириа КО ЛИМИТЕД» по цене, рав­ной ее номинальной стоимости (101,993 млн руб.).

Уставный капитал ООО «Аэро­порт ТОМСК» увеличен до 382 223,8 тыс. руб. путем внесения дополнительных вкладов ОГ­БСУ «ФГИ ТО» – и снова за счет средств субсидии из областно­го бюджета в сумме 96 млн руб. (25,1% уставного капитала) и Кипрской компании «ТИ.ЭС. Транс Сайбириа КО ЛИМИ­ТЕД» – 286 млн руб., или 74,9% уставного капитала.

В ином свете предстает и распо­ряжение и.о. губернатора Томской области А.М. Феденева, предпи­сывающее согласовать выделение 160 млн рублей для ООО «Аэро­порт ТОМСК». И это только одно распоряжение. Сколько их было вообще и на какую сумму, нам не­известно. Тут неплохо было бы разобраться правоохранительным органам. В том числе и с кипрской компанией. Кто они такие?

В то, что они киприоты, верит­ся мало. Думается, это российское предприятие в оффшоре.

А президент России Владимир Путин недвусмысленно сказал, что необходимо проводить де­оффшоризацию.

– Доходы компаний, которые зарегистрированы в оффшор­ной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, ко­нечному бенефициару, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в россий­ский бюджет. И нужно продумать систему, как эти деньги изъять, – сказал Владимир Владимиро­вич. – Далее. Компаниям, заре­гистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет поль­зоваться мерами государствен­ной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. Им, этим компаниям, также должен быть закрыт доступ к исполнению го­сударственных контрактов и кон­трактов структур с госучастием.

Вот так вот! А у нас субъект фе­дерации не то что контракт – сам участвует в весьма сомнитель­ном предприятии. И как участву­ет! – «…на момент настоящей проверки почти все объекты не­движимости, образующие техно­логический комплекс по эксплу­атации аэропорта «Богашево», Обществом проданы ООО «Аэро­порт ТОМСК», за исключением 6 объектов. Доля ОАО «МАТ» в уставном капитале ООО «Аэро­порт ТОМСК» (99,99%) продана в июле 2013 года Кипрской ком­пании «ТИ.ЭС. Транс Сайбириа КО ЛИМИТЕД» по цене, рав­ной ее номинальной стоимости (101,993 млн руб.). То есть даже без учета ее рыночной стоимости!

Отчет о результатах работы КСП в аэропорту Томска лежит во всеобщем доступе на сайте об­ластной администрации. Спра­шивается: а почему до сих пор не проведено хотя бы служебное расследование всех нарушений и много миллионных убытков, которые понесло ОАО «МАТ», а вместе с ней и областная админи­страция как учредитель и держа­тель акций? Почему материалы проверки до сих пор не переданы в следственные и правоохрани­тельные органы? Не потому ли, что кто-то из чиновников заинте­ресован спустить все это дело на тормозах, не давая ему ход?

Денис Кораблев

Читайте также на сайте:

  1. Одна против чиновничьего беспредела, или Томским чиновникам президент – не указ?
  2. Лагерная парша
  3. Томский «Джек из тени»
  4. Новые лица
  5. Бестолковый департамент
  6. Дорогостоящие бездельники
  7. Запретные экраны
  8. «Расселение квадратных метров, а не людей»
  9. Заднее число мэрии
  10. Заработало!
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91