Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия

Культурный армаггедон

  4    0

В первой части нашего разговора с Владимиром Михайловичем мы обсуждали общее культурные тенденции, назревающие в современном российском обществе и в Томске в частности. Разговор продолжился более приземленными категориями!

– А, может быть, утилитарный подход к тому, что нас окружает, к культурологическому пространству, сейчас более уместен. Нам ведь приходится заново учиться трудиться в полную силу, налаживать производство, торговать? Не до высоких материй, может быть! Ничего нет честнее торговли, потому что все остальное – это тоже торговля.

– Да, не соглашусь, торгаши они были всегда, с каменного века, и как-то культуре они не наносили серьезного ущерба. Значит, дело не только в торговле. Торгаши – локомотивная сила цивилизации. За экономическим обменом идет культурный обмен. Наоборот, купцы прежних времен еще совсем недавно были великими меценатами. Вот Томск наш выстроен весь в лучших своих образцах архитектуры на деньги этих самых торгашей, порой самых бессовестных. Вот на днях будет премьера, может быть, последнего моего телефильма, который мы делаем вместе с Юлией Александровной Ратомской, о Томске 1890 года. Я рассказываю в этом фильме о том, каким был Томск, почему он не понравился Чехову. Он, в общем-то, и не мог понравиться. И там есть такая главка – город жертвующих. И там жуткие достаточно люди, такие, как братья Королевы, но они тратили очень серьезные средства на культуру. Огромные деньги – на университет, на Троицкий кафедральный собор , на богадельни, на гимназии.

– Сейчас такое возможно, имеет место быть?

– А в том-то и дело, что нет. Мы, правда, из фильма пассажи на эту тему убрали. Постарались избежать проекций в современность. Сценарий уж очень разросся, пришлось от многих интересных сравнений отказаться.

– Эта история с Владимиром Замощиным и СУ-13. Ведь он, в принципе, еще совсем недавно деньги на храмы жертвовал. Меценат он или нет, по-вашему?

– Получается, что меценат! Потому, что тот же Евграф Королев, жертвовал деньги, которые он самым хищническим образом отнимал у людей! Он занимался ростовщичеством. Тут сложно говорить о таких вещах. Поэтому давайте вернемся к Чехову! К тем семи письмам, в одном из которых, Антон Павлович написал свое знаменитое «свинья в ермолке», характеризуя Томск. Но очень важен контекст, обстоятельства, в которых Чехов пребывал и которые его подтолкнули к таким оценкам. Очерки из Сибири, седьмое письмо как раз посвящено Томску. Контекст… он всякий раз ведь меняет окраску высказываний. Только в контексте читаются какие-то вещи. Вот и я полез в этот самый контекст! И оказалось, что в совершенно специфическом губернском городе того времени не мог себя Чехов по-другому чувствовать. Томск стоял на извозе и золоте. Стоял уже не одно столетие. Это определенные традиции и прочее.

Это было интересное место для жизни, но специфически интересное! Вот почему он мог не понравится классику, город постоянно подвергался наводнениям. Он был расположен в низинах, на болотах и каждую весну и осень фактически плавал. Кучи мусора после долгой зимы лежали прямо на улицах в самом центре. В историческом центре, под Воскресенской горой, на болоте за ул. Обруб, не было в домах погребов, им там было нечего делать, они были бы заполнены водой. Вот наводнение, когда Чехов прибыл в Томск, было просто жутким. Зима стояла до 23 апреля, глубокий снег. Пасху праздновали в мороз, почти без оттепелей. В мае горожане ходили еще в шубах. Снега было столько, что не могли открыть ипподром, хотя томичи страстно любили бега. Не было ни водопровода, ни канализации, ни электричества. Чехов приехал совершенно измотанный, дорога была тяжкой, он все время догонял по пути следования половодье. Он знал, что будет тяжело, его предупреждали, но он торопился на Сахалин. Ему нужно было захватить все лето на Сахалине. Замысел-то у него был огромный: сделать эту вот работу земского интеллигента, обойти весь остров, опросить, описать и прочее. А тут, пока он добрался от Тюмени до Томска, чуть не утонул под Ярским. Да и чахотка в нем, видимо, уже развивалась.

И вот он в Томске, а город буквально утопает в талой воде и грязи. Заисток затоплен, заозерье в воде, обнажились горы навоза. Вид самый неприглядный, ну, можете себе представить его настроение! Человек селится в гостиницу, а на утро к нему приходят редактор газеты Тахтамышев, Всеволод Долгоруков – поэт-графоман, конечно, но очень широкий и добрый персонаж, знаменитый пристав Аршаулов – и все, как назло, холерики. И начинают его, как сейчас принято выражаться, «грузить» и вопросами глобальными, и собственным творчеством и т.д. Им же хотелось понравиться! Аршаулов Петр Петрович, писавший очень хорошую прозу, прочитал рассказ какой-то. А Чехову просто хотелось отдохнуть!!! Шли дикие дожди, всю неделю, пока он пребывал в Томске. И это на фоне развивающейся болезни, общей усталости. Вот какой был контекст! Ну, никоим образом Томск не мог понравиться великому драматургу. Чехову нужно было выполнять обещание Суворину – писать письма из Сибири. Ведь первые семь писем все были написаны в Томске. И седьмое о Томске тоже. Все сказалось на мнении писателя – и усталость, прежде всего. Реакция отторжения – и все становится понятным, особенно настроение писателя. А потом, когда уже он обгонит половодье, конечно, Красноярск, Иркутск ему понравятся больше!

– В завершении хочу спросить, что, по-вашему, означают поиски современной национальной идеи в России?

– Все пустое! Нет никакой новейшей национальной идеи и для России, и для ее истории. Национальная идея всегда была и остается одной и той же – это КУЛЬТУРА. Возрождение культурных традиций и уважения к собственному культурному наследию, языку, истории – вот универсальное средство спасения на все времена, отпущенные нам…

Борис Асеев

Читайте также на сайте:

  1. Игорь Крутой: «Не такой уж я нафталин!»
  2. О жизни томичей в годы войны
  3. «3D Воображариум»
  4. В предчувствии беды… «Старик» Горького на сцене Томской драмы
  5. Красота – страшная сила!
  6. Найк Борзов: «Я сохранил рецепт бабушкиного пирога»
  7. Родом из Сибири
  8. «Органная мозаика» – подарок из Петербурга
  9. Игрушечный город
  10. Премия «Белый квадрат»
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 8

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93