Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Ландау против Фурсенко

   0

Преподаватели вузов бьют тревогу по поводу падения грамотности выпускников школ.

Последние несколько лет идут споры, к чему нас ведет модерни­зация среднего образования? Хо­рошо ли то, что сегодня для посту­пления в университет достаточно лишь «ставить галочки» по системе ЕГЭ? Ухудшилось ли качество обу­чения, по сравнению с советскими временами?

Взгляд из школы

На эти вопросы мы попросили ответить учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №38 Младу Бусыгину и доцента кафе­дры русского языка и литерату­ры Томского Политехнического университета Сталину Костюкову. Оказалось, что мнение школьного педагога прямо противоположно мнению университетского препо­давателя.

Млада Александровна, педагог высшей категории, победитель районного конкурса «Учитель года – 2010», уже 22 года ведет уроки русского языка и литера­туры в школе. Сначала это была поселковая школа в Кемеровской области. «Продвинутая» школа, как отметила учитель, победитель национального проекта «школа-миллионщик».

С октября 2010 года она препода­вала в Мариинской гимназии в Том­ске, сейчас работает в школе №38.

– За эти 22 года я видела много учеников, но могу сказать, что осо­бой разницы между школьниками, которые учились 25 лет назад и нынешними я не замечаю, – го­ворит Млада Александровна. – В каждом классе есть как очень со­образительные и прилежные уче­ники, так и те, для которых школа является просто местом, куда они вынуждены ходить. То есть, учеба их мало интересует.

А вот для самого педагога изме­нилось многое.

– Прежде всего, это новая ме­тодика преподавания, – считает Млада Бусыгина, – из-за модерни­зации в сфере школьного образова­ния произошло сокращение часов по некоторым предметам, спец­курсы, факультативы. Ввели новые предметы. Но, самое основное, это изменение формы выпускного эк­замена – последние несколько лет все сдают ЕГЭ.

Как пояснила педагог, ЕГЭ – это те­стирование, которое состоит из трех блоков. Часть А – проверяет средний уровень знаний, часть В – рассчитана на продвинутый уровень, хотя от­клонений от школьной программы нет. Часть С – проверяет творческий потенциал ученика, знание текста, умение анализировать прочитанное, увидеть актуальность проблемы, зна­чимой для общества, умение выра­зить свою жизненную позицию, свя­зать свои суждения с прочитанными художественными и публицистиче­скими произведениями, способность грамотно рассуждать.

– Для этого нужна сильная под­готовка, – утверждает учитель, – знания охватывают все разделы основной школы. Переход на ЕГЭ, на мой взгляд, является позитив­ным нововведением. Во-первых, большим плюсом является то, что по сертификату ЕГЭ можно по­ступить в ВУЗ. Во-вторых, ребята сдают сначала пробное тестирова­ние – это помогает ребенку оценить свои возможности, а по результа­там выявить свои пробелы в зна­ниях предмета, доработать. Кроме того, ЕГЭ с каждым годом совер­шенствуется: замеченные ошибки анализируются и исправляются. А вот система ГИА (государственная (итоговая) аттестация для учени­ков 9 класса) еще требует доработ­ки, что, в общем-то, подтверждает и скорректированная, по сравнению с пошлыми образцами ГИА, предло­женная в этом году демоверсия.

Напомним, что подобная форма сдачи экзаменов введена в России с 2004 года. До сих пор ученик имеет право выбора между ГИА и тради­ционным изложением.

Многое зависит еще и от методи­ки преподавания. Как пояснила пе­дагог, сейчас у учителя есть выбор того, по какой программе работать и какие технологии обучения при­менять.

Проблема лишь в том, что не все новые методики хороши. Для на­чала, педагог сам должен, посто­янно совершенствуя свои знания, все попробовать и выбрать самый достойный вариант, а это под силу только опытному учителю.

– Все преобразования и нововве­дения в сфере школьного образо­вания не должны стоять на месте. Полностью нельзя ломать школь­ную систему, лучшие традиции прошлого все же стоит сохранить. И максимально усовершенство­вать все новые формы, которые мы позаимствовали у Запада. И, ко­нечно, адаптировать под нашу на­циональную культуру. Жаль, что законы о модернизации образова­ния приниматься людьми, которые сами не прошли через школьную и университетскую практики, – счи­тает Млада Александровна.

Мнение вуза

В наше время для большинства школьных учителей главной зада­чей считается подготовить стар­шеклассника к ЕГЭ, чтобы тот по­лучил свой аттестат зрелости.

С реальными «последствиями ЕГЭ» приходится сталкиваться преподавателям университетов. Уровень знаний нынешних выпуск­ников, грамотность студентов или, вернее, безграмотность и причину этого комментирует доцент кафедры русского языка и литературы ТПУ Сталина Александровна Костюкова.

Свою преподавательскую дея­тельность она начала с 1966 года – вела вечерние подготовительные курсы для вступительных экзаме­нов, а с 1970 года стала препода­вать для студентов ТПУ. Сталина Александровна также отмечает, что ученики (студенты) не измени­лись, они так же похожи на тех, кто поступал в вуз 10 и 20 лет назад. А вот качество их знаний в последнее время оставляет желать лучшего.

– В 1992 были организованы подготовительные курсы ТПУ, которые курировались кафедрой русского языка и литературы, они существуют и по сей день. Когда мы набираем учеников на курсы, то все обязательно пишут диктант, проверяющий уровень грамотно­сти абитуриента. И вот могу при­вести цифры: если в 1992 году дик­тант писали на двойки около 60% учеников, то осенью 2011 года на двойки диктант написали более 80% учеников. Это говорит о том, что уровень грамотности у школь­ников за 20 лет упал более, чем на 20%, – приводит печальную стати­стику преподаватель. – Еще хуже обстоят дела с литературой. Если в 60-е годы школьники читали 60% произведений из обязательного списка, то сейчас читают только около 30% текстов,– с сожалением говорит преподаватель.

По данным ЮНЕСКО, в 1962 году качество нашего образования занимало второе место в мире! Как высшее, так и среднее. Иностран­ные гости пришли к единому мне­нию: очень высокий уровень обра­зования.

– Давала на подготовительных курсах для абитуриентов упраж­нение – отрывок из стихотворения Лермонтова «На смерть поэта», – делится Сталина Александровна.– Ни один ученик не ответил, кому посвящен стих. Я задала ряд других вопросов, касающихся литературы, и оказалось, из 16 человек в группе никто не знает, что Пушкина убил Дантес. Это те ребята, которые по­ступают в университет! А что гово­рить о тех, кто не решился…

Фамилия Бабель у школьников вызывает дружный смех, то есть, они ее даже никогда не слышали. – С тяжелым вздохом продолжает свой рассказ Сталина Александров­на. – Ошибки допускаются в геогра­фических названиях, в названиях исторических событий, фамилиях ученых. У большинства абитуриен­тов нет разницы между Второй ми­ровой войной, Гражданской войной и Великой Отечественной войной. Буквально на прошлой неделе на мой вопрос, что произошло в 1961 году, один абитуриент ответил, что отменили крепостное право, – кар­тина ясна: школьники еще не знают ни историю, ни географию.

По поводу причин такого, можно сказать, культурного упадка среди молодежи старый преподаватель так высказала свое мнение:

– Причины я вижу в следующем: во-первых, резко сократили часы русского языка в начальной школе, а это и есть основа хороших зна­ний в будущем. Во-вторых, убрали уроки чистописания – этот предмет ставит правильный почерк, выра­батывает такое качество, как при­лежание, умение делать свою ра­боту хорошо. В-третьих, введение тестирований. Подготовка к тако­му виду сдачи экзаменов – это про­сто натаскивание, но не понимание и осмысление материала. У меня есть такой пример: мы подготовил тесты для абитуриентов на «вы­езде», но тесты мы составили так, что вариантов ответов могло быть больше, чем один, это вызвало смя­тение у учеников. То есть, тест – это своего рода «дрессировка», ребята в тот момент не пытались применить правило, а «решали» тест. Здесь ключевое слово «решали». Больше половины учеников просто гадают, какой ответ поставить. Вывод оче­виден – материал не усваивается и не понимается.

Что касается школьных сочине­ний, то тут Сталина Александров­на, солидарна с мнением всемирно известного ученого Льва Ландау. Как-то Льву Ландау задали во­прос: «Если бы при поступление в физико-технический институт нужно было сдавать один экзамен, то какой бы вы оставили?». Он от­ветил: «Сочинение. Физики мы и сами научим».

– Я на курсах из года в год стал­киваюсь с ситуацией, когда в шко­ле ученик имеет положительные оценки, а его уровень знаний на двойку с минусом, – говорит Ста­лина Александровна. – Теперь в школе главная задача сдать ЕГЭ, а результат этого экзамена и ката­строфической безграмотности ви­дят только преподаватели ВУЗов.

Татьяна Ветрова

Читайте также на сайте:

  1. Новые отголоски
  2. Томские студенты – одни из лучших
  3. БАЛЛовство
  4. Права – не дают, права – берут
  5. Больше бюджетных мест
  6. Руками трогать!
  7. Дистанция огромного размера
  8. Международный уровень
  9. Лучшая студентка
  10. Образовательная готовность

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91