Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Лариса Отмахова. Самая трудная роль

  66    0
Лариса Отмахова

Лариса Отмахова

Театр «Скоморох» радует томичей своими спектаклями без малого 70 лет, последние 17 лет у него бессменный руководитель
Ирина Лугачева
Окунуться в мир сказок, мир фантазий и творчества проще, чем может показаться. Прекрасное рядом и всегда радо встрече с нами. Становясь старше, мы забываем о театре кукол, а ведь для многих из нас знакомство с театрами началось именно с кукольных спектаклей. Чем живёт театр кукол сегодня, какими проектами готов удивить современного зрителя, газете «Томская НЕДЕЛЯ» рассказала директор томского театра кукол «Скоморох» Лариса Отмахова.
«Театр «Скоморох» имеет очень интересную историю, в сентябре 2016 года ему исполняется 70 лет. И, безусловно, театр, так же, как и всякий человек, имеет свою судьбу. Судьба у нашего театра достаточно непростая, в его истории есть и взлёты, и падения, есть потенциальный рост, безусловно, наше творчество и работа. А за ними стоят люди, без которых театр невозможен.

Больше, чем театр

Если возвращаться к вопросу о судьбе, то я бы выделила три основных этапа развития «Скомороха». Первый этап — это, конечно же, создание самого театра. Надо сказать, что здания у театра на момент его основания не было, а были, так называемые, выездные площадки, которые предоставляли различные ДК, школы, детские садики. В 1999 году Томский театр кукол обрёл свой постоянный дом в здании «Дома науки» имени Петра Макушина.
Но история театра — это, прежде всего, люди. К сожалению, сейчас рядом с нами уже нет тех, кто служил в годы основания театра кукол в Томске, но их дело продолжается, театр жив, более того, успешно работает, развивается, радует своими спектаклями как постоянных, так и новых зрителей. У истоков театра «Скоморох» стояла замечательная и безгранично талантливая Софья Львовна Сапожникова — главный режиссёр, создатель и вдохновитель этого театра. В Томске Софья Львовна была достаточно известной, практически всю свою жизнь она посвятила театральному искусству и духовному развитию своего театра. К сожалению, об этих главах истории театра мы можем судить уже только по сохранившимся афишам и газетным статьям того времени, по архивным материалам, хранящимся в театре.

Эпоха Виндермана

Коллектив театра кукол «Скоморох».

Коллектив театра кукол «Скоморох».

В 1982 году в Томск был приглашен Роман Михайлович Виндерман, который прослужил в нашем театре главным режиссёром восемнадцать лет. Именно в этот период развития театр словно бы обрёл второе дыхание, с появлением Романа Михайловича «Скоморох» покорил своего зрителя вечерним репертуаром, интересными интеллектуальными спектаклями, которые намного опережали своё время. К радости, или к несчастью, драматические театры отсматривались художественными советами, в связи с чем многие постановки в этих театрах были запрещены. А театрам кукол в этом смысле уделялось меньше внимания, именно благодаря этому была возможность ставить такой материал. Конечно, и самим режиссёрам были интересны не только постановки подобных спектаклей, но и отношение публики, её реакция. Но, к сожалению, в те времена многие спектакли закрывались городской властью. Бывало даже так, что спектакль поставлен, полностью подготовлен к показу, как говорят в театральной среде — отыгран, но внезапно его закрывают постановлением, и до зрителей такая постановка уже не доходила.
Нам в этом смысле повезло, ведь когда Виндермана пригласили работать в Томск, Егор Кузьмич Лигачёв поддержал новую стратегию развития театра кукол, обновленный репертуар. Первым спектаклем, поставленным в Томске Романом Виндерманом, стала «Мирандолина» по пьесе Карло Гольдони «Трактирщица». Позже, когда Романа пригласили на должность главного режиссера, появились его легендарные спектакли по «Мастеру и Маргарите» Михаила Булгакова — «Было или не было»; «Тот самый Мюнхгаузен» по сценарию Григория Горина; «Котлован» по роману Андрея Платонова; «Сон в летнюю ночь» по пьесе Уильяма Шекспира, «Раскольников» по роману «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского. То есть, очень много интересных, новаторских спектаклей, привлекающих внимание вузовского города — преподавателей, учёных, студентов.
Был такой период, когда касса театра работала всего лишь один день в месяц и за этот день все билеты на спектакли продавались. Такая была востребованность. Затем был сложный период, когда по предписанию пожарной инспекции здание театра было закрыто, и у «Скомороха» вновь не стало стационарной сцены. Конечно, жизнь не остановилась, спектакли ставились, игрались на выездах. В это же время театр приобрёл большой опыт гастрольной и фестивальной деятельности, завел множество полезных творческих знакомств с коллегами, в том числе и за границей — театры «Bread and Puppet» (США), «Am Faden» (Германия). Столько, сколько путешествовал «Скоморох», не ездил ни один российский театр кукол, кроме разве что театра им. Сергея Образцова. Всё это привело к тому, что о театре узнали, он получил широкую известность, признание и любовь коллег, критиков, зрителей. Конечно, во многом это заслуга Романа Виндермана и его команды.

Знакомство с Виндерманом

карета

Некогда настоящая карета, а позднее декорация из постановки «Три мушкетёра»

Я считаю, что мне в жизни очень повезло, ведь я была лично знакома с Романом Михайловичем Виндерманом. Сначала это были деловые отношения, я тогда работала в Областном комитете по культуре, а Роман Михайлович на тот момент уже служил главным режиссёром «Скомороха», там мы и познакомились. Уже позже наши деловые отношения переросли в настоящую крепкую дружбу. В 1999 году Виндерман пригласил меня в театр на должность директора, и мне довелось поработать с великим мастером, я очень ценю то время своей жизни и дорожу памятью о нём. Роман не только ставил знаковые спектакли, но и придумывал много интересных проектов, мероприятий. Несомненно, тогда театр был полностью виндермановским, даже свое название — «Скоморох» — наш театр получил именно в эпоху Виндермана.
В Томске театр стал своеобразной Меккой, куда стекались пытливые умы, где им интересно было не только посмотреть новый спектакль, но и пообщаться, познакомиться с творчеством актёров и самого Романа Михайловича, театр стал сосредоточием и местом творческого общения интеллектуалов города. Мне выпала такая удача, попасть в самый центр культурных событий Томска.
С 1999 года и по сей день я служу в театре «Скоморох», теперь уже имени Романа Виндермана. К сожалению, вместе нам удалось поработать слишком мало, но это был насыщенный и плодотворный период. В этом же 1999 году театр вновь обретает свой дом — «Дом науки» им. Петра Макушина, здесь появляются новые интересные постановки, труппа пополняется свежими силами. В своё время Роман привёз с собой из Екатеринбурга тринадцать человек в труппу. Это были не только его ученики, но и его единомышленники. А уже в 1999 году состоялся первый выпуск студентов Виндермана в Томском колледже культуры.
К уже существующей труппе присоединились ещё одиннадцать молодых актёров, произошёл своеобразный творческий взаимообмен между состоявшимися мастерами театрального дела и молодыми ребятами, только пришедшими в театр, что, безусловно, повлияло на репертуар. Появились спектакли: «Из Пушкина нам что-нибудь», восстановлен «Раскольников», в репертуар также вошли спектакли дипломных работ молодых актеров, и в этот же период был поставлен спектакль «Самая трудная роль». К этому же периоду относится спектакль «Лысая певица», поставленный по пьесе Эжена Ионеско, который идёт на сцене нашего театра и по сей день, а так же спектакль «Оркестр» по пьесе Жана Ануя.

В поисках себя

Театр в эпоху Виндермана отличался своими новаторскими идеями, новым видением спектаклей и актёрской игры. После ухода из жизни Романа Михайловича всем нам пришлось довольно трудно, потому что сохранить театр таким, каким он был при Романе, было, безусловно, сложно, и нужно отдать должное Любови Олеговне Петровой — супруге Романа Виндермана, его единомышленнице и главному художнику «Скомороха», она нам очень помогала в тот непростой период. Мы приглашали на постановки спектаклей друзей Романа Михайловича, и они с удовольствием откликались. Например, тогда нам удалось поработать с Валерием Вольховским, который поставил у нас великолепные спектакли — «Дон Кихот» и «Левша». Так же мы сотрудничали с Виктором Шрайманом, Юрием Фридманом, т. е. с плеядой талантливых, ярких режиссёров, которые приезжали и ставили спектакли, а у труппы была возможность работать с мастерами того же уровня, что и Виндерман. Нас так же приглашали на гастроли, различные фестивали, и в сложившейся ситуации мы старались сохранять свой потенциал, продолжая традиции Виндермана, оставаясь такими же интересными своему зрителю.
Когда уходит творческий лидер, соратники и союзники теряют опору, поэтому кто-то из актёров ушёл в другие театры. И это неизбежно. Роман был тем, кто питал, вдохновлял, вёл за собой, и когда его не стало, театру пришлось искать иные пути. В театре работали главными режиссерами Сергейй Ягодкин, Сергей Столяров. Сегодня в театре на посту главного режиссера и художника служит Сергей Иванников. До его прихода мы набрали замечательную труппу молодых талантливых актёров, но в то же время мы дорожим нашими старшими актёрами, кто уже давно с нами, чья жизнь и судьба тесно связана с нашим театром, Марина Дюсьметова, Татьяна Ермолаева, Николай Ежов и многие другие.
На мой взгляд, сейчас наш театр переживает очередной подъём: собрана крепкая, хорошая труппа, которую возглавляет замечательный режиссёр, обладатель двух «Золотых Масок». Спектакли, поставленные под руководством Сергея Иванникова, пользуются спросом у томской публики и оценены театральными критиками на фестивалях различного уровня. И в то же время, мы приглашаем на постановки других выдающихся режиссёров, например, недавно Владимир Бирюков поставил драматический триллер «Панночка» по пьесе Нины Садур. С этим спектаклем театр «Скоморох» принимает участие в Национальной театральной премии «Золотая Маска», на фестивале в марте, «Панночка» будет оцениваться в трёх номинациях: «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника». Так же хочется упомянуть спектакль «Турандот», поставленный в нашем театре Олегом Жюгждой, гроднинским режиссёром. Работа с различными режиссёрами даёт возможность актёрам развиваться, кроме этого, возникают различные интересные проекты. Мы проводим большую работу и со зрителями. Не надо забывать, что театр «Скоморох» работает не только на вечерний репертуар, мы всё-таки театр кукол, и в большей степени работаем для детей разных возрастов.»
Окончание в следующем номере.

Читайте также на сайте:

  1. Проверка из Москвы . Программа «Магаззино» в Томске
  2. Томские легенды
  3. Петр Пронягин — из поколения созидателей
  4. Язык Гете и Шиллера популярен в Томске
  5. О таком поэте невозможно забыть
  6. Террору нет места в исламе!
  7. Солнце, согревающее всех
  8. Ни забыть, ни вернуть невозможно…
  9. Исследование длиною в жизнь
  10. “Глашатай Солнца” — символ 2017 года
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 15

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93