Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Лариса Отмахова. Самая трудная роль

   0
Лариса Отмахова

Лариса Отмахова

Театр «Скоморох» радует томичей своими спектаклями без малого 70 лет, последние 17 лет у него бессменный руководитель
Ирина Лугачева
Окунуться в мир сказок, мир фантазий и творчества проще, чем может показаться. Прекрасное рядом и всегда радо встрече с нами. Становясь старше, мы забываем о театре кукол, а ведь для многих из нас знакомство с театрами началось именно с кукольных спектаклей. Чем живёт театр кукол сегодня, какими проектами готов удивить современного зрителя, газете «Томская НЕДЕЛЯ» рассказала директор томского театра кукол «Скоморох» Лариса Отмахова.
«Театр «Скоморох» имеет очень интересную историю, в сентябре 2016 года ему исполняется 70 лет. И, безусловно, театр, так же, как и всякий человек, имеет свою судьбу. Судьба у нашего театра достаточно непростая, в его истории есть и взлёты, и падения, есть потенциальный рост, безусловно, наше творчество и работа. А за ними стоят люди, без которых театр невозможен.

Больше, чем театр

Если возвращаться к вопросу о судьбе, то я бы выделила три основных этапа развития «Скомороха». Первый этап — это, конечно же, создание самого театра. Надо сказать, что здания у театра на момент его основания не было, а были, так называемые, выездные площадки, которые предоставляли различные ДК, школы, детские садики. В 1999 году Томский театр кукол обрёл свой постоянный дом в здании «Дома науки» имени Петра Макушина.
Но история театра — это, прежде всего, люди. К сожалению, сейчас рядом с нами уже нет тех, кто служил в годы основания театра кукол в Томске, но их дело продолжается, театр жив, более того, успешно работает, развивается, радует своими спектаклями как постоянных, так и новых зрителей. У истоков театра «Скоморох» стояла замечательная и безгранично талантливая Софья Львовна Сапожникова — главный режиссёр, создатель и вдохновитель этого театра. В Томске Софья Львовна была достаточно известной, практически всю свою жизнь она посвятила театральному искусству и духовному развитию своего театра. К сожалению, об этих главах истории театра мы можем судить уже только по сохранившимся афишам и газетным статьям того времени, по архивным материалам, хранящимся в театре.

Эпоха Виндермана

Коллектив театра кукол «Скоморох».

Коллектив театра кукол «Скоморох».

В 1982 году в Томск был приглашен Роман Михайлович Виндерман, который прослужил в нашем театре главным режиссёром восемнадцать лет. Именно в этот период развития театр словно бы обрёл второе дыхание, с появлением Романа Михайловича «Скоморох» покорил своего зрителя вечерним репертуаром, интересными интеллектуальными спектаклями, которые намного опережали своё время. К радости, или к несчастью, драматические театры отсматривались художественными советами, в связи с чем многие постановки в этих театрах были запрещены. А театрам кукол в этом смысле уделялось меньше внимания, именно благодаря этому была возможность ставить такой материал. Конечно, и самим режиссёрам были интересны не только постановки подобных спектаклей, но и отношение публики, её реакция. Но, к сожалению, в те времена многие спектакли закрывались городской властью. Бывало даже так, что спектакль поставлен, полностью подготовлен к показу, как говорят в театральной среде — отыгран, но внезапно его закрывают постановлением, и до зрителей такая постановка уже не доходила.
Нам в этом смысле повезло, ведь когда Виндермана пригласили работать в Томск, Егор Кузьмич Лигачёв поддержал новую стратегию развития театра кукол, обновленный репертуар. Первым спектаклем, поставленным в Томске Романом Виндерманом, стала «Мирандолина» по пьесе Карло Гольдони «Трактирщица». Позже, когда Романа пригласили на должность главного режиссера, появились его легендарные спектакли по «Мастеру и Маргарите» Михаила Булгакова — «Было или не было»; «Тот самый Мюнхгаузен» по сценарию Григория Горина; «Котлован» по роману Андрея Платонова; «Сон в летнюю ночь» по пьесе Уильяма Шекспира, «Раскольников» по роману «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского. То есть, очень много интересных, новаторских спектаклей, привлекающих внимание вузовского города — преподавателей, учёных, студентов.
Был такой период, когда касса театра работала всего лишь один день в месяц и за этот день все билеты на спектакли продавались. Такая была востребованность. Затем был сложный период, когда по предписанию пожарной инспекции здание театра было закрыто, и у «Скомороха» вновь не стало стационарной сцены. Конечно, жизнь не остановилась, спектакли ставились, игрались на выездах. В это же время театр приобрёл большой опыт гастрольной и фестивальной деятельности, завел множество полезных творческих знакомств с коллегами, в том числе и за границей — театры «Bread and Puppet» (США), «Am Faden» (Германия). Столько, сколько путешествовал «Скоморох», не ездил ни один российский театр кукол, кроме разве что театра им. Сергея Образцова. Всё это привело к тому, что о театре узнали, он получил широкую известность, признание и любовь коллег, критиков, зрителей. Конечно, во многом это заслуга Романа Виндермана и его команды.

Знакомство с Виндерманом

карета

Некогда настоящая карета, а позднее декорация из постановки «Три мушкетёра»

Я считаю, что мне в жизни очень повезло, ведь я была лично знакома с Романом Михайловичем Виндерманом. Сначала это были деловые отношения, я тогда работала в Областном комитете по культуре, а Роман Михайлович на тот момент уже служил главным режиссёром «Скомороха», там мы и познакомились. Уже позже наши деловые отношения переросли в настоящую крепкую дружбу. В 1999 году Виндерман пригласил меня в театр на должность директора, и мне довелось поработать с великим мастером, я очень ценю то время своей жизни и дорожу памятью о нём. Роман не только ставил знаковые спектакли, но и придумывал много интересных проектов, мероприятий. Несомненно, тогда театр был полностью виндермановским, даже свое название — «Скоморох» — наш театр получил именно в эпоху Виндермана.
В Томске театр стал своеобразной Меккой, куда стекались пытливые умы, где им интересно было не только посмотреть новый спектакль, но и пообщаться, познакомиться с творчеством актёров и самого Романа Михайловича, театр стал сосредоточием и местом творческого общения интеллектуалов города. Мне выпала такая удача, попасть в самый центр культурных событий Томска.
С 1999 года и по сей день я служу в театре «Скоморох», теперь уже имени Романа Виндермана. К сожалению, вместе нам удалось поработать слишком мало, но это был насыщенный и плодотворный период. В этом же 1999 году театр вновь обретает свой дом — «Дом науки» им. Петра Макушина, здесь появляются новые интересные постановки, труппа пополняется свежими силами. В своё время Роман привёз с собой из Екатеринбурга тринадцать человек в труппу. Это были не только его ученики, но и его единомышленники. А уже в 1999 году состоялся первый выпуск студентов Виндермана в Томском колледже культуры.
К уже существующей труппе присоединились ещё одиннадцать молодых актёров, произошёл своеобразный творческий взаимообмен между состоявшимися мастерами театрального дела и молодыми ребятами, только пришедшими в театр, что, безусловно, повлияло на репертуар. Появились спектакли: «Из Пушкина нам что-нибудь», восстановлен «Раскольников», в репертуар также вошли спектакли дипломных работ молодых актеров, и в этот же период был поставлен спектакль «Самая трудная роль». К этому же периоду относится спектакль «Лысая певица», поставленный по пьесе Эжена Ионеско, который идёт на сцене нашего театра и по сей день, а так же спектакль «Оркестр» по пьесе Жана Ануя.

В поисках себя

Театр в эпоху Виндермана отличался своими новаторскими идеями, новым видением спектаклей и актёрской игры. После ухода из жизни Романа Михайловича всем нам пришлось довольно трудно, потому что сохранить театр таким, каким он был при Романе, было, безусловно, сложно, и нужно отдать должное Любови Олеговне Петровой — супруге Романа Виндермана, его единомышленнице и главному художнику «Скомороха», она нам очень помогала в тот непростой период. Мы приглашали на постановки спектаклей друзей Романа Михайловича, и они с удовольствием откликались. Например, тогда нам удалось поработать с Валерием Вольховским, который поставил у нас великолепные спектакли — «Дон Кихот» и «Левша». Так же мы сотрудничали с Виктором Шрайманом, Юрием Фридманом, т. е. с плеядой талантливых, ярких режиссёров, которые приезжали и ставили спектакли, а у труппы была возможность работать с мастерами того же уровня, что и Виндерман. Нас так же приглашали на гастроли, различные фестивали, и в сложившейся ситуации мы старались сохранять свой потенциал, продолжая традиции Виндермана, оставаясь такими же интересными своему зрителю.
Когда уходит творческий лидер, соратники и союзники теряют опору, поэтому кто-то из актёров ушёл в другие театры. И это неизбежно. Роман был тем, кто питал, вдохновлял, вёл за собой, и когда его не стало, театру пришлось искать иные пути. В театре работали главными режиссерами Сергейй Ягодкин, Сергей Столяров. Сегодня в театре на посту главного режиссера и художника служит Сергей Иванников. До его прихода мы набрали замечательную труппу молодых талантливых актёров, но в то же время мы дорожим нашими старшими актёрами, кто уже давно с нами, чья жизнь и судьба тесно связана с нашим театром, Марина Дюсьметова, Татьяна Ермолаева, Николай Ежов и многие другие.
На мой взгляд, сейчас наш театр переживает очередной подъём: собрана крепкая, хорошая труппа, которую возглавляет замечательный режиссёр, обладатель двух «Золотых Масок». Спектакли, поставленные под руководством Сергея Иванникова, пользуются спросом у томской публики и оценены театральными критиками на фестивалях различного уровня. И в то же время, мы приглашаем на постановки других выдающихся режиссёров, например, недавно Владимир Бирюков поставил драматический триллер «Панночка» по пьесе Нины Садур. С этим спектаклем театр «Скоморох» принимает участие в Национальной театральной премии «Золотая Маска», на фестивале в марте, «Панночка» будет оцениваться в трёх номинациях: «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника». Так же хочется упомянуть спектакль «Турандот», поставленный в нашем театре Олегом Жюгждой, гроднинским режиссёром. Работа с различными режиссёрами даёт возможность актёрам развиваться, кроме этого, возникают различные интересные проекты. Мы проводим большую работу и со зрителями. Не надо забывать, что театр «Скоморох» работает не только на вечерний репертуар, мы всё-таки театр кукол, и в большей степени работаем для детей разных возрастов.»
Окончание в следующем номере.

Читайте также на сайте:

  1. Человек – эпоха
  2. На страже добра
  3. 101 год в бою и труде: жизнь Алексея Клыбана
  4. Террору нет места в исламе!
  5. Яркая жизнь в окружении живописи
  6. “Сейчас война идет, только не традиционная”
  7. Помним, скорбим
  8. Томские казаки. Край географии. Где он проходит для них?
  9. Лариса Отмахова. Самая трудная роль
  10. Книга Памяти
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91