Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Лес рубят, щепки летят

  92    0

В Томской области безнаказанно вырубаются зеленые насаждения, наносится ущерб бюджетам муниципальных образований. И все это по вине областных депутатов

Народные избранники из законодательной думы Томской области часто хвастаются количеством принятых законов. Хотя, если разобраться, много ли несут полезного жителям Томской области эти законы? К примеру, закон “О губернаторском квартале”, у которого до настоящего времени нет даже границ, утвержденных кадастром, но на который ссылаются при запрете проведения массовых акций.
10 марта этого года мы в материале “Где деньги на медицину” № 10 (1283) уже писали, как по милости областных депутатов, единогласно принявших закон о бюджете томского территориального фонда ОМС на 2017 г. и плановый период 2018–2019 гг., произошло недофинансирование томской медицины на сумму 3 млрд рублей. Сколько жителей Томской области не получит должной медицинской помощи и покинет этот мир по прихоти выбранных ими областных депутатов?

“Борцы” за озеленение

Лес рубят, щепки летятНо в этой публикации речь пойдет о законе “Об охране озелененных территорий Томской области”. Этот закон был принят государственной думой Томской области 30 октября 2007 г.
Согласно названию закона, он является весьма необходимым, поскольку зеленый фонд муниципального образования “Город Томск” и других муниципальных образований стремительно исчезает. Но, вот незадача: в разделе 7 ст. 10 этого закона говорится, что порядок проведения компенсационного озеленения, нормативы и порядок определения компенсационной стоимости устанавливается органами местного самоуправления с учетом требований законодательства.
Как же так? Ведь зачастую заказчиком вырубки являются именно органы местного самоуправления, на территории которых и произрастают зеленые насаждения. К примеру, требуется предоставление земельного участка под строительство зданий или дорог, прокладка линии электропередач и так далее. Получается, что главы органов местного самоуправления сами разрешают вырубку и сами устанавливают расценки за осуществление вырубки зеленых насаждений и их компенсационных посадок!
К примеру, администрация Томска после того, как вынуждена была заплатить в 2004 г. деньги за снос зеленых насаждений, вырубленных при реконструкции Комсомольского проспекта, вообще внесла в постановление “Об утверждении положения об охране зеленых насаждений на территории муниципального образования “Город Томск” от 08.06.2006 г. № 314, а затем и постановление мэра г. Томска от 3.07.2012 г. № 779 “Об утверждении положения об охране зеленых насаждений на территории муниципального образования “Город Томск” норму, что оплата восстановительной стоимости не взимается в следующих случаях:
• при проведении (организации проведения) работ по вырубке (сносу) зеленых насаждений органами местного самоуправления муниципального образования “Город Томск” муниципальными учреждениями, созданными муниципальным образованием “Город Томск”;
• при вырубке (сносе) зеленых насаждений, осуществляемой в связи с реализацией проектов по строительству, реконструкции, капитальному или текущему ремонту объектов капитального строительства, находящихся в муниципальной собственности, либо объектов капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт которых финансируется за счет средств бюджета муниципального образования “Город Томск”.
Примером могут служить так называемые муниципальные нужды по строительству лыжероллерной трассы в Академгородке, где было вырублено немало деревьев. Или строительство детского садика на территории школы № 40, где исчезла немалая часть озеленения школьной территории. И таких случаев немало.
Однако эта норма в постановлениях мэра Томска противоречит п. 1 ст. 19 Конституции РФ (говорящей о равенстве граждан перед законом), поскольку в отличие от органов местного самоуправления физические и юридические лица, а также государственные органы обязаны оплачивать восстановительную стоимость за снос зеленых насаждений. Такое постановление говорит о неравенстве перед законом и наличии в этой норме коррупционной составляющей.
На основании областного закона “Об охране озелененных территорий Томской области” главы многих муниципальных образований Томской области стали сами устанавливать порядок проведения компенсационного озеленения, нормативы и порядок определения компенсационной стоимости снесенных деревьев. В результате бюджеты сельских поселений недополучили немало денежных средств, которые, в том числе могли быть потрачены на озеленение их территорий. В связи с действием указанного закона Томской области и муниципальных нормативных правовых актов утрачиваются зеленые насаждения на территориях муниципальных образований, которых и так с каждым днем становится все меньше и меньше.
Кроме того, непонятно зачем народным избранникам из областной думы надо было изобретать велосипед, если уже имеется постановление Правительства РФ “Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства” от 8.05.2007 г. № 273, в котором определена методика исчисления размера вреда.

Превышение полномочий

Более того, согласно определению Верховного суда РФ от 26.05.2010 г. № 81–Г10–8, установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе формирование единой нормативно-методической базы в области охраны окружающей среды относятся исключительно к компетенции Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1–5 положения о министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 г. № 1219, определение такс и методик исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде, является прерогативой министерства природных ресурсов и экологии РФ, осуществляющей функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
В такой ситуации никакой другой орган исполнительной власти как федеральной, так и региональной не вправе устанавливать по своему усмотрению собственное нормативное регулирование по этому вопросу, иное означает вторжение субъекта РФ в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Указанный вывод Определения Верховного суда РФ подтверждается и складывающейся судебной практикой. Однако нашим законотворцам из областной думы, похоже, федеральное законодательство не указ, что хотят, то и принимают.

Где штрафы за снос и повреждение зеленых насаждений?

Если у вас, уважаемые народные избранники, такой “зуд” по защите зеленых насаждений на территории Томской области, то почему вы не обращаете внимания на то, что уже длительное время в административном кодексе Томской области отсутствует статья об административной ответственности за самовольный снос или повреждение зеленых насаждений? Только не надо ссылаться на ст. 8.28 административного кодекса РФ, которая применима лишь в случае вырубки лесных насаждений.
В связи с отсутствием административной меры за снос и повреждение зеленых насаждений в границах муниципальных образований (не имеющих отношения к лесному фонду) нередки случаи их уничтожения и повреждения. Причем абсолютно безнаказанно! Поскольку, даже располагая сведениями о лицах, совершивших самовольный снос и повреждения зеленых насаждений, их невозможно привлечь к административной ответственности из-за отсутствия административного наказания.
Однако на сегодняшний день административное наказание за снос и повреждение зеленых насаждений крайне необходимо для Томской области! Тем более что комитет Государственной думы РФ по вопросам местного самоуправления, в своем решении от 14.04.2010 г. дает право субъектам РФ принимать собственные законы об охране зеленого фонда поселений и устанавливать административную ответственность за нарушение этих требований. Кроме того, административные штрафы, которые будут взиматься за подобные нарушения, обеспечат поступление дополнительных доходов в бюджеты городских и сельских поселений, зеленому фонду которых причинен ущерб, что в условиях нынешней экономической ситуации крайне актуально.
Просим считать эту публикацию официальным обращением на имя прокурора Томской области Виктора Романенко для принесения протеста на раздел 7 ст. 10 закона Томской области “Об охране озелененных территорий Томской области” и проявления законотворческой инициативы и для подготовки и внесения законопроекта, устанавливающего на территории Томской области административную ответственность за повреждение и снос зеленых насаждений, не входящих в лесной фонд.
Владимир Губа

Читайте также на сайте:

  1. Экономические диверсанты
  2. Забытый ветеран
  3. На свой страх и риск
  4. Томской области не нужна судмедэкспертиза?
  5. Сколько можно издеваться?
  6. Коррупционно-бюрократический апогей
  7. Кто превращает Залесье в пустыню, или Кто роет людям «братскую могилу»?
  8. Не все коту масленица
  9. Самострой в силе
  10. Во исполнение указа президента
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 17

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93