Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Летние концерты у БКЗ

   0

Вот уже около 10 летних се­зонов на открытой площадке у здания Большого концертного зала томский симфонический оркестр дарит горожанам и приезжим бесплатные кон­церты классической музыки. Кстати, в этом году летних симфонических вечеров станет на четыре больше: помимо привычных любителям этих музыкальных встреч суббот и воскресений еще целых две пятницы – 17 и 24 августа и 1 и 2 сентября! Все желающие могут приятно провести не­сколько августовских вечеров в компании с музыкой на свежем воздухе, после чего оркестр уедет на гастроли по городам Дальнего Востока.

На открытии нынешних летних музыкальных вечеров, состояв­шемся 10 августа, мы побеседовали с дирижером Томского академиче­ского симфонического оркестра Аркадием Игумновым:

– Аркадий, расскажите, с ка­ким настроением вы подходите к летним концертам на откры­том воздухе?

– Летние вечера и я, и музыкан­ты оркестра ждем с замечательным настроением: мы любим наших слушателей, и слушатели нас, я на­деюсь, любят. Во всяком случае, свой костяк постоянных зрителей на летней площадке есть всегда. Сидячие места люди занимают за­ранее, но и помимо них собирается много желающих послушать наши концерты. Часто мы видим на лет­них концертах будущих мамочек, а многие приходят вообще целыми семьями: с детьми и старшими род­ственниками. При этом атмосфера подобных вечеров всегда теплая и непринужденная: сказывается то, что проходят они не в зале, а на открытом воздухе. Также спо­собствует этому и подборка самих произведений.

– А как вы подбираете про­грамму именно для этих кон­цертов?

– Программа для летних кон­цертов весьма разносторонняя: это и классика, и советские, и зарубеж­ные композиторы. Но, конечно, прежде всего это популярная му­зыка, узнаваемая многими и легкая для восприятия. Ведь понятно, что вряд ли к варианту уличного ис­полнения может подойти, скажем, симфония: посторонние шумы и направленность звука все равно не позволят донести все оттенки ее содержания. А так называемая «легкая», создающая настроение музыка здесь в самый раз!

– Погода в Томске непредска­зуемая: если вдруг дождь – кон­церт на открытом воздухе при­дется отложить?

– Самое интересное, что погод­ные условия никогда не останавли­вают наших слушателей, и это нас радует! Поэтому в случае дождя концерт все равно состоится, толь­ко в фойе филармонии.

ОБ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ТОМСКА

…рассказала начальник от­дела по связям с общественно­стью Большого концертного зала Ирина Афанасьева:

– В этом году исполняется 66 лет с тех пор, как были образованы Томская филармония и Томский симфонический оркестр (а также открывается 67-й концертный се­зон). Как же зарождалась музы­кальная жизнь в нашем городе? Об этом можно прочесть в книге Та­тьяны Куперт «Музыкальное про­шлое Томска».

К концу XIX века Томск был единственным университетским городом на огромных зауральских просторах. Поэтому естественно, что культурная жизнь здесь име­ла постоянное и достаточно яркое развитие. Всегда во всех культур­ных учреждениях Томска звучало духовное песнопение. Другая фор­ма бытования музыки – военная. Известно, что в Томске еще в кон­це XVIII века был сформирован мушкетерский полк, а в нем просто обязан был существовать штат­ный оркестр. В дни праздничных увеселений и народных гуляний разносились над Томью мелодии хоровые, плясовые, обрядные. До­машнее музицирование, балы, лю­бительские спектакли во многом являлись лишь внешними форма­ми культуры, но и они уже свиде­тельствовали о приобщении За­падной Сибири к общекультурной жизни страны. С началом в Сибири «золотой лихорадки» за Урал из центра хлынул поток предприни­мателей. Золотопромышленники переживали свой звездный час: утопали в роскоши, соревновались в возведении шикарных особняков. В Асташевский дворец (ныне зда­ние краеведческого музея, украша­ющее наш город и придающее ему неповторимый облик) стекались «сливки города». В доме Асташева довольно часто устраивались свет­ские приемы, балы, торжественные обеды и ужины, сопровождаемые музыкой. В городе начала форми­роваться культурная среда.

Организация оркестра

На афишах музыкальных вече­ров 1870 года можно встретить произведения Ференца Листа, Шопена, Глинки, Мендельсона. Музыкантов-любителей в городе стало значительно больше, у них появилась возможность собствен­ными силами давать концерты с оркестром. Местные музыканты стали регулярно собираться и му­зицировать, мечтая о создании в городе отделения Русского му­зыкального общества. И 2 марта 1879 года, согласно ходатайству генерал-губернатора Западной Сибири, было учреждено Томское отделение Русского музыкального общества, в состав которого вошло 130 человек. Они были призваны заниматься концертной деятельно­стью, формируя эстетический вкус слушателей и способствуя распро­странению музыкальных знаний через создание профессиональных музыкальных школ. Концертные программы Томского отделения Русского музыкального общества выглядели солидно. Томичи ру­коплескали оперным спектаклям преподавателей и учащихся Том­ских музыкальных курсов, на базе которых в дальнейшем было об­разовано и Томское музыкальное училище. При этом с не меньшими симпатиями публика относилась и к концертам других жанров, ибо классическая музыка (подчас са­мого высокого ранга) вошла в го­родской быт населения и прочно заняла в нем свое место. Но по- настоящему полнокровный союз музыкантов начал складываться в городе в 1946 году, когда пред­ставитель Исполнительного ко­митета Томской области Василий Иванович Куперт подписал приказ о создании филармонии. Первый ее концерт состоялся 10 мая 1946 года. Хорошо знавший расклад му­зыкальных сил в городе патриарх музыкальной культуры Томска Моисей Исаевич Маломет после официального оглашения приказа приступил к решению вопроса об организации симфонического ор­кестра. Вскоре состоялись его пер­вые репетиции.

Успех там, где не скупятся на усилия

Филармония жила и наполня­лась коллективами. Сначала был создан хор русской песни, который просуществовал всего год. Уже в июне 1946 года был собран духовой оркестр, который летом выступал в городском саду. С первых шагов работы филармонии создавалась совершенно необходимая нотная библиотека, был создан музыкаль­ный лекторий. Так сложилось, что первые гастроли симфонического оркестра по Томской области не были устроены еще очень долго. Однако успех оркестра и солистов был поистине ошеломляющим: 37 концертов по Оби и Чулыму по­знакомили слушателей с музыкой Глинки и Чайковского, Шостако­вича, Хачатуряна и Дунаевского. В 1968 году по инициативе управле­ния культуры был рожден фести­валь искусств «Северное сияние», который объединил и дополнил опыт других филармоний. «Му­зыкальный час» тоже был одним из успешных деяний филармонии. Другой работой по музыкальной пропаганде среди детей были дет­ские симфонические концерты. В конце 1970-х был создан ансамбль русских народных инструментов, который позднее стал называть­ся «Сибирские узоры». Ансамбль давал сольные концерты, с ним выступали ведущие солисты фи­лармонии. Шли годы, филармония уже имела в своем распоряжении лучший концертный зал города – начались зарубежные гастроли Томского симфонического орке­стра.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Наталья Крачковская: «Мужчины меня звали «100 килограммов мечты»
  2. «Арлекин» в гостях у Томска
  3. Как поздравить Маму?
  4. Музыкальный театр Северска сегодня
  5. Диалог языков – диалог культур
  6. Фейерверк над Чулымом
  7. Театр – не доктор, театр – это боль
  8. Тысяча и одна выставка Ольги Вакариной
  9. Антон Богданов: «Хочу, чтобы гости возвращались»
  10. Немного солнца в холодной воде…
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91