Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Мебель особняка Асташевых

  18    0

Антикварная коллекция. Мебель из фондов Томского краеведческого музея

В наши дни интерес к антикварной мебели и предметам интерьера возрастает, и это неудивительно, ведь глядя на однообразный ряд поточных изделий, пусть даже самого прекрасного качества, поневоле начинаешь ценить штучные вещи, искусно выполненные старыми мастерами, ни на день, ни на год, а на века.

Иван Дмитриевич Асташев

Иван Дмитриевич Асташев

Та удивительная и красивейшая мебель, которая хранится в Томском областном краеведческом музее, раньше большую часть времени находилась в темном хранилище, и никто из посетителей музея ее не видел. Безусловно, некоторые предметы мебели, соответствующие той или иной выставке, можно было увидеть в залах музея, но получить более полное представление о коллекции, не будучи сотрудником музея, было нереально. Спустя время все изменилось, и теперь, благодаря открытому фондохранилищу, каждый желающий может воочию увидеть и прикоснуться к искусным предметам старины.
Выставка коллекции антикварной мебели Томского областного краеведческого музея — не совсем выставка в привычном понимании этого слова, все-таки — это открытое фондохранилище, а посему в одном помещении можно увидеть предметы разных эпох и разных стилей. Мебель расставлена тесновато, не ко всему можно подойти и не все можно рассмотреть вблизи, тем не менее представленная мебель действительно уникальна.
Главное здание Томского областного краеведческого музея находится в особняке известного томского золотопромышленника и мецената Ивана Дмитриевича Асташева и большая часть коллекции — это мебель из дома богатейшего некогда томича.

Легендарный томский золотопромышленник

Александра Павловна Асташева

Александра Павловна Асташева

Золотой промысел — дело рискованное, опасное, но выгодное, решались на него смелые и предприимчивые люди. Таким был Асташев Иван Дмитриевич.
Семья, в которой родился будущий золотопромышленник и меценат, к дворянскому сословию не принадлежала. Вырос Асташев в Нарыме, там же окончил училище. Дворянином стал уже состоявшимся человеком.
В тридцать лет Асташев приехал в Томск. Служил чиновником в губернском правлении.
В разное время Иван Дмитриевич служил и в Кузнецке, и в Бийске, занимал должности в Томском правлении, а в 1833 г. оставил государственную службу и занялся золотодобычей. Лично ходил на поиски золота, преодолевая большие расстояния по тайге.
Первый капитал — 40000 рублей — баснословные по тем временам деньги, Асташев получил в дар от золотопромышленника Феодота Ивановича Попова, у которого являлся поверенным лицом. Большую часть этих денег — 35000 Асташев потратил на поиски новых месторождений, но все усилия предприимчивого Ивана Дмитриевича были напрасны, золота он не нашел.

Гарнитур из красного дерева

Гарнитур из красного дерева

Вскоре благодаря обширным связям он добился для себя отвода территорий реки Кундустуюл (ныне Кемеровская область), где уже были обнаружены месторождения золота, а занимался ими Я. М. Рязанов. Пять лет продолжались судебные тяжбы, после чего Рязанов был вынужден уступить Асташеву.
Через золотой промысел экономическое положение Российской Империи крепло, и потому правительство всячески способствовало развитию золотодобывающий отрасли. Знакомые, коих у Асташева было много в среде чиновников, охотно вкладывали в его прииски, однако император Николай I не приветствовал среди своих приближенных и людей, состоящих на государственной службе, занятие золотодобычей, но самих золотопромышленников поощрял. В момент государственной компании за чистоту госслужащих многие из чиновников, когда-то купившие паи у Асташева, продали ему их обратно за бесценок. Таким образом, вскоре Асташев стал единолично владеть крупным золотодобывающим предприятием, добыча до 70 пудов золота в год. Сам император благоволил Ивану Дмитриевичу, считая золотодобычу — большой пользой для развития Отечества. В 1842 г. Асташев был возведен в дворянское сословие с выдачей всех необходимых бумаг.

Образец родной обивки гарнитура из красного дерева

В Томске Асташева уважали и почитали, к его мнению прислушивались. В среде купцов, чиновников и других золотопромышленников Иван Дмитриевич пользовался большим авторитетом, часто к нему обращались за советом и помощью в решении различных вопросов. В период приезда в Томск великого князя Владимира Александровича, Асташев принимал его у себя. Дружил с сосланным в Томск декабристом Г. С. Батеньковым, (несмотря на то, что общение с декабристами и было запрещено царским двором), встречался с М. А. Бакуниным. Надо сказать, что у Асташева была богатейшая в Томске библиотека, которой декабристы, с позволения хозяина, могли активно пользоваться. Поддерживал архитектора А. П. Деева. Надо сказать, Иван Дмитриевич также известен в Томске как щедрый меценат.

Элементы резьбы гарнитура из красного дерева

Элементы резьбы гарнитура из красного дерева

Асташев активно участвовал в строительстве томского Троицкого кафедрального собора, его вклад составил 7000 рублей. Так же он был попечителем томской гимназии. Выделил немалые по тем временам деньги на строительство Мариинского женского приюта, а также ежегодно выделял на его содержание по 3 000 рублей, здание это уцелело и находится ныне на улице Розы Люксембург.
Что касается особняка Асташева, в котором жил золотопромышленник, здание было построено в период с 1838 по 1842 гг. Это типовой проект известного в то время архитектора В. П. Стасова. Из Москвы и Санкт-Петербурга рассылались по провинциям альбомы с типовыми проектами, из которых можно было выбрать проект дома или усадьбы, иногда, учитывая особенности ландшафта и пожелания заказчика. Проект особняка, выбранный Асташевым, был воплощен в жизнь под наблюдением архитектора А. П. Деева.
Умер Иван Дмитриевич в возрасте 73 лет, 5 августа 1869 г. На похоронах Асташева, как человека знатного, много сделавшего для становления золотопромышленности и Томской губернии, присутствовали официальные лица города, священнослужители Томского кафедрального Благовещенского собор, а помимо этого все архиерейское духовенство. Похоронили Асташева на кладбище Алексеевского мужского монастыря. До наших дней его могила не сохранилась.

Антикварная музейная коллекция мебели

Будуарный шкафчик в стиле рококо

Будуарный шкафчик в стиле рококо

Мебель в доме Асташева была под стать самому особняку — высокого качества, из благородных материалов, добротно выполненной, а потому крайне дорогой, но Асташев мог позволить себе жить в роскоши. К сожалению, до наших дней сохранилась не вся мебель, которой был обставлен этот богатый особняк.
После смерти Ивана Дмитриевича Асташева в 1872 г. его сын, проживавший на тот момент в Москве, выставил особняк на продажу. В объявлении было сказано: “Продается дом с рухлядью за 200 000 рублей” — сумма по тем временам невероятная, но ведь и дом непростой — усадьба, хозяйственные постройки, оранжерея. Однако, для сравнения, годовой оклад учителя не превышал 300 рублей. А “рухлядью” тогда называли всякое движимое имущество.
Лишь в 1878 г. наследник предприимчивого золотопромышленника сторговался с Томской епархией, уступив ровно половину первоначальной стоимости. Так, особняк перешел в собственность епархии, владевшей зданием более сорока лет. До 1920-х гг. в здании размещались церковные архивы, жили архиереи и т. д., а в 1922 г. особняк был передан музею.
Одним из самых известных и популярных гарнитуров коллекции антикварной мебели Томского областного краеведческого музея является асташевский гарнитур из красного дерева, выполненный в стиле барокко (в переводе с итальянского “барокко” — причудливый, странный, игривый). Если посмотреть на спинки кресел с обратной стороны, можно увидеть на навершиях следы реставрации, с лицевой же стороны они не видны. Это было сделано намеренно, для того, чтобы можно было оценить качество реставрационных работ: утраченные детали навершия были вновь выточены реставраторами, а сверху нанесен шпон красного дерева — все ровно так, как это было сделано во времена Асташева. Этот гарнитур часто выставляют в экспозициях в залах второго этажа музея. Величественная и нарядная, эта мебель уносит нас во времена, когда были живы ее владельцы. Быть может, именно в этих креслах сидели гости семьи Асташевых, беседовали, обсуждали важные дела, пили чай у камина или играли в карты…
В коллекции музея также сохранился ломберный стол, тоже принадлежавший семье Асташевых. Игра в карты была очень распространенным времяпрепровождением, и, наверняка, принимая у себя друзей, Асташев играл. В период пребывания в доме епархии, стол очень сильно пострадал: по назначению его уже не использовали, кто-то из церковнослужителей приспособил его под письменный стол, а потому на деревянной части стола и на сукне были заметны следы чернил.

Ларчик

Ларчик

Большое наддиванное зеркало в тяжелой золоченой раме также принадлежало Асташеву, по счастью, оно дошло до наших дней без утрат и повреждений. Если пофантазировать, можно представить, как дамы XIX века, глядя в него, поправляли прически или детали своих одежд. Тут же можно увидеть еще одно величественное зеркало, по стилю резьбы сильно напоминающее гарнитур из красного дерева. Возможно, зеркало и гарнитур находились в одном зале. Согласно книгам поступления музея, в которые записывается все, что известно о тех или иных экспонатах, резьба на гарнитуре и зеркале выполнена не европейскими мастерами, а нашими российскими. Стилю барокко свойственны контрасты образов, слияние вымышленного с реальным, динамика, пышность и величественность.
В музее представлен очень изя­щный женский будуарный гарнитур, выполненный в стиле рококо. Основные принципы рококо — отсутствие прямых линий, симметрии, этот стиль словно имитирует растительные элементы, и, благодаря тонкой работе мастера, складывается впечатление, что мебель эта очень легкая и воздушная. С большой долей вероятности можно предположить, что будуарный гарнитур принадлежал хозяйке дома — супруге Ивана Дмитриевича Асташева — Александре Павловне. Гарнитур выполнен в XIX в. (сам же стиль рококо был широко популярен в Европе в XVII — XVIII вв.). На дошедшем до наших дней шкафчике мы можем увидеть родные фасетированные стекла, тонкие детали шкафчика создают ощущение, что эта мебель словно из сказки о принцессе — золоченые ручки, изящные линии, маленький ключик, одним словом, — дворцовый шик во всем его великолепии. Рядом, дополняя изящный шкаф, расположился письменный стол, на выдвижной поверхности которого сохранился родной бархат. На столе, выполненном все в том же стиле рококо, разместился удивительный ларчик со стеклянными фацетавыми стенками. Что хранилось когда-то в этом ларчике — духи, пудры или ароматические масла, нам остается только догадываться… По соседству со столиком и шкафом расположились два вызолоченных стула с кокетливыми бантами на спинках и ротанговыми сетками на сидениях. Сверху на ротанговые сетки было принято класть подушки, но, к сожалению, подушки этих стульев до наших дней уже не дошли. Может показаться, что эти стулья сделаны из металла и сверху покрыты позолотой (такая тонкая конструкция), но на самом деле стулья деревянные и очень легкие.
Ирина Лугачёва

Особняк Асташева

Особняк Асташева

Читайте также на сайте:

  1. “Панкрышев и сыновья”
  2. Пылающий мир Николая Грицюка
  3. Встреча с художником
  4. Казаки: история и судьбы
  5. Маргиналия
  6. Берёзовские древности в Томске
  7. Северск глазами юных художников
  8. Берёзовские древности в Томске — 2
  9. Освоение Сибири
3%
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 10

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93