Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия

Международный день светофора

  15    0

04Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колес­ницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узки­ми, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.

Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, еще при Юлии Цезаре.

Они помогали регулировать движение по улицам городов. Не­которые из этих правил дошли до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено только односто­роннее движение.

В России дорожное движение регулировалось царскими ука­зами. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года го­ворилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опа­сением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, – бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе импера­трицы Екатерины II сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».

В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повоз­ки» – автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. На­пример, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого ав­томобиля должен был идти чело­век с красным флагом или фона­рем и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения не должна была пре­вышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось по­давать предупредительные сиг­налы. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.

Но, несмотря ни на что, авто­мобилей становилось все больше и больше. И в 1893 году во Фран­ции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные пра­вила. Но это было очень неудоб­но.

Поэтому в 1909 году на Между­народной конференции в Париже была принята Конвенция по авто­мобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, устано­вила обязанности водителей и пе­шеходов.

Современным правилам дорож­ного движения почти 100 лет.

Оказывается, регулировать движение с помощью механиче­ского прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне. Первый све­тофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управ­лял им специально приставлен­ный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зеленые и красные стекла, а жел­тые еще не придумали.

Интересно, что в первых свето­форах зеленый сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора распола­гаются по единому правилу: ввер­ху–красный, посередине – жел­тый, внизу – зеленый.

Первый светофор был установ­лен 10 декабря 1868 года в Лондо­не возле здания Британского пар­ламента. Его изобретатель – Джон Пик Найт – был специалистом по железнодорожным семафорам. Светофор управлялся вручную и имел две семафорные стрелки: поднятые горизонтально означа­ли сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45° – движение с осто­рожностью. В темное время суток использовался вращающийся га­зовый фонарь, с помощью кото­рого подавались, соответственно, сигналы красного и зеленого цве­тов. Светофор использовался для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы пред­назначались для транспортных средств – пока пешеходы идут, транспортные средства должны стоять. 2 января 1869 года газо­вый фонарь светофора взорвался, ранив управляющего светофором полицейского.

Первая автоматическая система светофоров (способная к пере­ключению без непосредственного участия человека) была разрабо­тана и запатентована в 1910 году Эрнстом Сиррином из Чикаго. Его светофор использовал неподсве­ченные надписи Stop и Proceed.

Изобретателем первого элек­трического светофора считается Лестер Вайр из Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США). В 1912 году он разработал (но не запатентовал) светофор с двумя круглыми элек­трическими сигналами (красного и зеленого цвета).

5 августа 1914 года в Кливленде Американская светофорная ком­пания установила на перекрест­ке 105-й улицы и авеню Эвклида четыре электрических светофора конструкции Джеймса Хога. Они имели красный и зеленый сиг­нал и, переключаясь, издавали звуковой сигнал. Система управ­лялась полицейским, сидящим в стеклянной будке на перекрестке. Светофоры задавали правила дви­жения, аналогичные принятым в настоящее время в США: поворот направо осуществлялся в любое время при отсутствии помех, а по­ворот налево – на зеленый сигнал вокруг центра перекрестка.

В 1920 году трехцветные свето­форы с использованием желтого сигнала были установлены в Де­тройте и Нью-Йорке. Авторами изобретений были, соответствен­но, Уильям Поттс (англ. William Potts) и Джон Ф. Харрис (англ. John F. Harriss).

В Европе аналогичные свето­форы были впервые установлены в 1922 году в Париже на пересе­чении Рю де Риволи (фр. Rue de Rivoli) и Севастопольского буль­вара (фр. Boulevard de Sebastopol) и в Гамбурге на площади Ште­фансплатц (нем. Stephansplatz). В Англии – в 1927 году в го­роде Вулвергемптоне (англ. Wolverhampton).

В СССР первый светофор установили 15 января 1930 года в Ленинграде на пересечении проспектов 25 Октября и Воло­дарского (ныне Невского и Ли­тейного проспектов). А первый светофор в Москве появился 30 декабря того же года на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост. До 1959 года красный и зеленый цвета были на местах, противопо­ложных нынешним, затем СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах. Несколько ранее про­изошла замена первоначального верхнего синего на верхний зеле­ный.

В связи с историей светофора часто упоминают имя американ­ского изобретателя Гаррета Мор­гана, запатентовавшего в 1923 году светофор оригинальной конструкции. Однако в историю вошел тем, что впервые в мире в патенте кроме технической кон­струкции указал назначение: «На­значение устройства – сделать очередность проезда перекрестка независимой от персоны, сидя­щей в автомобиле».

В середине 1990-х были изо­бретены зеленые светодиоды с достаточной яркостью и чистотой цвета, и начались эксперименты со светодиодными светофорами. Москва стала первым городом, в котором светодиодные светофо­ры стали применяться массово.

Праздник светофора в Томске

В Международный день све­тофора Госавтоинспекция Том­ской области совместно с город­ским штабом юных инспекторов движения провели выставку, посвященную томским свето­форам. Выставка проходила в областном центре на площади Ленина, перед зданием Томской областной государственной филармонии.

На выставке были представ­лены светофоры разных лет, исторические и действующие экспонаты – транспортные, пе­шеходные, железнодорожные. Кроме того, что томичи и гости города могли фотографировать­ся с экспонатами выставки, у них также была возможность прокатиться на велосипедах и велокарах – специально для этого юные инспекторы дви­жения оборудовали площадку. Гостей встречали ростовые куклы – дядя Степа и Светофор.

Впервые в Томске светофор появился 65 лет назад – летом 1949 года на перекрестке пр. Ле­нина – пер. Совпартшкольный.

Читайте также на сайте:

  1. Новый штраф
  2. Взгляните всерьез на дорогу
  3. Оценка автомобилей с пробегом
  4. Движение вниз
  5. Транспортный коллапс неизбежен?
  6. Если вы переплатили штрафов…
  7. Ночная погоня
  8. Кто крышует нелегальных перевозчиков?
  9. Автомобильные новости
  10. Пешеходов без светоотражателей на одежде начнут штрафовать
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 7

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93