Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Международный день светофора

   0

04Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колес­ницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узки­ми, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.

Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, еще при Юлии Цезаре.

Они помогали регулировать движение по улицам городов. Не­которые из этих правил дошли до наших дней. Например, уже в те давние времена на многих улицах было разрешено только односто­роннее движение.

В России дорожное движение регулировалось царскими ука­зами. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года го­ворилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опа­сением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, – бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе импера­трицы Екатерины II сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».

В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повоз­ки» – автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. На­пример, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого ав­томобиля должен был идти чело­век с красным флагом или фона­рем и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения не должна была пре­вышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось по­давать предупредительные сиг­налы. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.

Но, несмотря ни на что, авто­мобилей становилось все больше и больше. И в 1893 году во Фран­ции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные пра­вила. Но это было очень неудоб­но.

Поэтому в 1909 году на Между­народной конференции в Париже была принята Конвенция по авто­мобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, устано­вила обязанности водителей и пе­шеходов.

Современным правилам дорож­ного движения почти 100 лет.

Оказывается, регулировать движение с помощью механиче­ского прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне. Первый све­тофор стоял в центре города на столбе высотой 6 метров. Управ­лял им специально приставлен­ный человек. С помощью системы ремней он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь, работавший на светильном газе. В фонаре были зеленые и красные стекла, а жел­тые еще не придумали.

Интересно, что в первых свето­форах зеленый сигнал находился наверху, но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. И теперь во всех странах мира сигналы светофора распола­гаются по единому правилу: ввер­ху–красный, посередине – жел­тый, внизу – зеленый.

Первый светофор был установ­лен 10 декабря 1868 года в Лондо­не возле здания Британского пар­ламента. Его изобретатель – Джон Пик Найт – был специалистом по железнодорожным семафорам. Светофор управлялся вручную и имел две семафорные стрелки: поднятые горизонтально означа­ли сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45° – движение с осто­рожностью. В темное время суток использовался вращающийся га­зовый фонарь, с помощью кото­рого подавались, соответственно, сигналы красного и зеленого цве­тов. Светофор использовался для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы пред­назначались для транспортных средств – пока пешеходы идут, транспортные средства должны стоять. 2 января 1869 года газо­вый фонарь светофора взорвался, ранив управляющего светофором полицейского.

Первая автоматическая система светофоров (способная к пере­ключению без непосредственного участия человека) была разрабо­тана и запатентована в 1910 году Эрнстом Сиррином из Чикаго. Его светофор использовал неподсве­ченные надписи Stop и Proceed.

Изобретателем первого элек­трического светофора считается Лестер Вайр из Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США). В 1912 году он разработал (но не запатентовал) светофор с двумя круглыми элек­трическими сигналами (красного и зеленого цвета).

5 августа 1914 года в Кливленде Американская светофорная ком­пания установила на перекрест­ке 105-й улицы и авеню Эвклида четыре электрических светофора конструкции Джеймса Хога. Они имели красный и зеленый сиг­нал и, переключаясь, издавали звуковой сигнал. Система управ­лялась полицейским, сидящим в стеклянной будке на перекрестке. Светофоры задавали правила дви­жения, аналогичные принятым в настоящее время в США: поворот направо осуществлялся в любое время при отсутствии помех, а по­ворот налево – на зеленый сигнал вокруг центра перекрестка.

В 1920 году трехцветные свето­форы с использованием желтого сигнала были установлены в Де­тройте и Нью-Йорке. Авторами изобретений были, соответствен­но, Уильям Поттс (англ. William Potts) и Джон Ф. Харрис (англ. John F. Harriss).

В Европе аналогичные свето­форы были впервые установлены в 1922 году в Париже на пересе­чении Рю де Риволи (фр. Rue de Rivoli) и Севастопольского буль­вара (фр. Boulevard de Sebastopol) и в Гамбурге на площади Ште­фансплатц (нем. Stephansplatz). В Англии – в 1927 году в го­роде Вулвергемптоне (англ. Wolverhampton).

В СССР первый светофор установили 15 января 1930 года в Ленинграде на пересечении проспектов 25 Октября и Воло­дарского (ныне Невского и Ли­тейного проспектов). А первый светофор в Москве появился 30 декабря того же года на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост. До 1959 года красный и зеленый цвета были на местах, противопо­ложных нынешним, затем СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах. Несколько ранее про­изошла замена первоначального верхнего синего на верхний зеле­ный.

В связи с историей светофора часто упоминают имя американ­ского изобретателя Гаррета Мор­гана, запатентовавшего в 1923 году светофор оригинальной конструкции. Однако в историю вошел тем, что впервые в мире в патенте кроме технической кон­струкции указал назначение: «На­значение устройства – сделать очередность проезда перекрестка независимой от персоны, сидя­щей в автомобиле».

В середине 1990-х были изо­бретены зеленые светодиоды с достаточной яркостью и чистотой цвета, и начались эксперименты со светодиодными светофорами. Москва стала первым городом, в котором светодиодные светофо­ры стали применяться массово.

Праздник светофора в Томске

В Международный день све­тофора Госавтоинспекция Том­ской области совместно с город­ским штабом юных инспекторов движения провели выставку, посвященную томским свето­форам. Выставка проходила в областном центре на площади Ленина, перед зданием Томской областной государственной филармонии.

На выставке были представ­лены светофоры разных лет, исторические и действующие экспонаты – транспортные, пе­шеходные, железнодорожные. Кроме того, что томичи и гости города могли фотографировать­ся с экспонатами выставки, у них также была возможность прокатиться на велосипедах и велокарах – специально для этого юные инспекторы дви­жения оборудовали площадку. Гостей встречали ростовые куклы – дядя Степа и Светофор.

Впервые в Томске светофор появился 65 лет назад – летом 1949 года на перекрестке пр. Ле­нина – пер. Совпартшкольный.

Читайте также на сайте:

  1. Ночная погоня
  2. Весна идет — весне дорогу
  3. Транспортный коллапс неизбежен?
  4. Автомобильные новости от 20.02.2015
  5. Чьи интересы лоббируют депутаты?
  6. Доплатят за бензин
  7. Томский «ясак» с пятисот пассажиров
  8. Автомобильные новости
  9. Новый штраф
  10. Взгляните всерьез на дорогу
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91