Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Михаил Андреев. Поэт. Томич. Патриот

   0
Михаил Андреев

Михаил Андреев

Томск — город для творчества

— Михаил Васильевич, Вы вошли в поэзию в то время, когда она уже была на излёте. Что мы имели в 1960-е гг.? Е. Евтушенко, А. Вознесенский, И. Бродский и т. д., в этот период времени за поэтами гонялись, в 1980-е гг. ситуация поменялась и многие уже отвернулись от поэзии, отдав своё предпочтение эстраде. Не страшно было?
— Я коренной томич, родом из Чаинского района. Мое детство прошло на лесоучастках, в живописных местах. Люди, родившиеся в деревнях, знают, что жизнь в сельской местности привязана к сезонным работам — весной посевная, летом сенокос, осенью подготовка к зиме, одним словом — довольно тяжёлый и монотонный труд.
Например, косишь траву, и этот монотонный труд рождает одновременно удивительное и странное чувство, у йогов оно называется прана, у буддистов — нирвана, а у поэтов — вдохновение, которое требует выхода на бумагу. Придя домой, записываешь строчку: “Трава на цыпочки встаёт, чтоб раньше всех увидеть солнце”. Это доступно для понимания ребенка, но в то же время уходит в бесконечность… На следующий день вспоминаешь написанное, и рождается продолжение образа: “И самая весёлая пчела до самого нас провожала дома”. Испытав однажды чувство вдохновения, хочется испытывать его вновь и вновь.
Поэзия — элитарное искусство, понять которое дано не всем. От всего населения земного шара естественным образом его понимают лишь 2%. Поэт, также как и любой другой человек, просто живёт, а потребность писать у него так же естественна, как выдох и вдох. Поэтому вопрос о страхе и бесстрашии не стоял, я просто писал и пишу.

Михаил Андреев. Годы студенчества

Михаил Андреев. Годы студенчества

— Следует ли из этого, что поэзии нельзя научить?
— Научить можно, я бы научил.
— А есть ли какое-то время суток, когда вероятность того, что “придёт” вдохновение, наиболее высока?
— Вдохновение может “посетить” в любое время, но визит его недолог — минут 15. И ещё, очень важное замечание — для вдохновения нужна предварительная работа, нужен своего рода “разгон”. Но помимо работы нужны ещё и эмоции — понимание материала, так сказать.
— Когда слушаешь песни, положенные на Ваши стихи, не чувствуется “заказа”. А бывают у Вас “заказные” стихи?
— Одна из моих последних работ — песня для новой версии кинофильма “А зори здесь тихие”. Когда мне позвонил Игорь Матвиенко и попросил написать стихи, фильм был уже смонтирован, сроки выполнения работы очень сжатые — два дня. И при всём том, мне никто не назначил тему, на которую я должен был написать стихи, т. е. поле для деятельности огромное. А о чём писать текст? Старый фильм, бе­зусловно, давил, но не иллюстрировать же его. Какие-то мысли, эмоции, конечно, были, стихи я написал. Отправил Матвиенко текст, он написал музыку. Конечно, получается, что я писал на заказ, тем не менее, тему я выбирал сам. И отвечая на Ваш вопрос, скажу, что полёт для творческой фантазии у меня есть всегда.
— Поэт — переводчик чувств человека в слова, что само по себе трудно, а для поэта-песенника задача усложнена ещё и тем, что помимо стихотворного сложения текста нужно пре­дусмотреть и тот момент, что на текст будет накладываться музыка. Должен ли поэт-песенник обладать каким-то музыкальным ритмом?

— Я бы сказал, что нужно иметь представление о том, что такое поэзия, поэтичность, оставлять внутри стиха пространство для музыки. Это основной секрет.
— А почему всё-таки “трамвай пятёрочка”?
— “Трамвай пятёрочка” — это по большому счёту, описание жизни томичей в районе Черемошники. В этом районе Томска я никогда не жил, но по каким-то делам бывал там пару раз, проезжал. И по моим внутренним ощущениям именно там проходила реальная, настоящая жизнь. Всякий раз попадал туда и сравнивал жизнь на Черемошниках с жизнью, которая протекала в центральной части Томска: складывалось чувство, что попадаешь в совершенно другой город. Хотя, это тоже Томск.

Михаил Андреев и Николай Расторгуев

Михаил Андреев и Николай Расторгуев

Помимо всем известного “Трамвая пятёрочка”, эти строки я тоже посвятил Черемошникам:
Есть на Черемошках домик старый,
С печкою, с черёмухой усталой,
Там по деревянным тротуарам
Мы гуляли вечером по парам.

А с “Трамваем пятёрочка” история была такая. Накануне записи песни мне позвонил Игорь Матвиенко и сказал: “Михаил, Черемошники есть у вас в Томске, а Черёмушки существуют практически в каждом городе России. Можешь переделать Черемошники в Черёмушки?” Я переделал. И трамвай изначально в моём тексте был не “пятёрочка”, а “однёрочка”. Приближается запись песни, а меня коробит эта “однёрочка”. Нужно ведь учитывать и время написания песни, на тот момент это была эпоха развитого социализма, и я представил: а вдруг иностранцы подумают, что в Томске ходит только один трамвай? До записи оставалось совсем мало времени, но я всё-таки позвонил Игорю Матвиенко, предложил ему заменить “однёрочку” “пятёрочкой”. Матвиенко не оказалось на месте, ответить он мне не смог, я оставил сообщение на автоответчик. Прошла неделя, я шёл по улице, услышал песню и свои стихи, и остановился с замиранием сердца. Текст дошёл до места:
“Эх, время, время-времечко,
Жизнь не пролетела зря.
Трамвай-пятерочка, вези в Черёмушки меня…

Поэт Михаил Андреев и солисты группы “Иванушки International”

Поэт Михаил Андреев и солисты группы “Иванушки International”

Помню, что для того, чтобы прийти в себя, мне понадобилось какое-то время. Вот так пишутся песни…
— А бывает так, что Вы пишите песню к фильму, но при этом не знаете сценария?
— Бывает и такое. Конечно, это очень трудная задача, и в таких случаях, я пишу наугад.
Не так давно по одному из центральных каналов телевидения шёл исторический телесериал “Последний Янычар”. Песню “Любовь запретная”, написанную на мои стихи для этого сериала, исполнял Стас Михайлов. И я помню, что мы шли записываться в студию Григория Лепса.
Обычно Стас Михайлов сам для себя пишет и музыку, и слова. А здесь стихи написал я, а музыку композитор Владимир Матецкий. Но когда Михайлов увидел текст, он сказал: “Я счастлив петь такие слова”. А слова были следующие: “И травы клонятся, как будто молятся”. Такие фразы, обороты, смысл выражений, что их сладко произносить и петь.
Я бы не сказал, что если поэт понимает что к чему, ему не трудно писать.

— Михаил Васильевич, а что Вы сами читаете, что слушаете?
— Детство у меня было счастливым. Я слушал много музыки — и советской, и американской. Но лучшая музыка для меня — пение рябчика. И до сих пор я ухожу в лес и слушаю рябчика. Первое моё стихотворение было про рябчика.

Поэт Михаил Андреев (автор слов “ Отчего так в России берёзы шумят”) и актёр Сергей Безруков

Поэт Михаил Андреев (автор слов “ Отчего так в России берёзы шумят”) и актёр Сергей Безруков

Если рассуждать о моём песенном творчестве, на самом деле это единица из ста моих творческих направлений. У меня выходит много книг, они печатаются в Москве, продаются по всей России. Я бываю на крупных презентациях, в престижных книжных магазинах “Библио-Глобус”, “Молодая гвардия”, “Москва”. По роду деятельности читать мне приходится много и самой разной литературы.
Мои книги — это, как правило, стихи, размышления о творчестве различных поэтов, о поэзии в целом, а также размышления “коллег по цеху” о моём творчестве. И чем я безвольно горжусь, это слова И. Бродского, написанные им к моей книге “По материнской линии”: “Его стихи привлекают своей угловатостью, пристальностью и настороженностью взгляда на мир. Обладание подобными качествами делает присутствие этого поэта в литературе реальным”.
Отзыв И. Бродского стал сюрпризом не только для меня, но и сенсацией для всей России, все газеты в Москве перепечатывали это письмо. Тогда я понял, что надо привязать ногу к столу и писать.
Другие мэтры тоже давали высокие оценки моему творчеству, и для меня это очень ценно.
Раньше мне было неловко и даже стыдно называться поэтом-песенником, ведь я писал и пишу серьезные стихи, глубокую поэзию. А потом я понял, что поэтическая аудитория уменьшается, а через песни я продолжаю говорить со своим читателем.
Красота не может спасти мир, это иллюзия. Чем больше я напишу хороших стихов, тем люди станут добрее — вновь иллюзия. Не получится. Хороший человек прочитает хорошие стихи — сделается добрее. Злой человек прочитает хорошие стихи — сделается еще хуже, с помощью искусства он начнет творить зло более изощренно.

Поэт Михаил Андреев (автор слов “ Отчего так в России берёзы шумят”) и актёр Сергей Безруков

Поэт Михаил Андреев (автор слов “ Отчего так в России берёзы шумят”) и актёр Сергей Безруков

— С кем из известных певцов Вам больше всего нравится работать, общаться и почему?
— С Игорем Матвиенко мы написали более 30 песен. Дружим семьями с Расторгуевым и “Иванушками”. Без общения трудно писать, да и жить. Общение в жизни главный элемент.
Коля Расторгуев в Томск ко мне приезжал дважды, просто так, без гастролей. Они приезжали с сыном, Колей-младшим. Мой сын старше на год, чем сын Расторгуева, и мы все вместе ездили к моему другу на заимку, на снегоходах катались, чай с чагой пили. Коле надо было своему сыну показать Сибирь.
— Михаил Васильевич, скажите, что для Вас значит Томск?
— Моё сердце привязано к Томску. Я родился на томской земле, здесь похоронены мои родители, вся родня здесь. Несколько лет мы жили в Москве, потому что сын захотел в Москве учиться. Сейчас он взрослый самостоятельный человек, и мы с женой вернулись в Томск. И вообще Сибирь — это круто. Сугробы, метели, зима красивая! Мне очень приятно, что меня сделали почетным гражданином Томской области, для меня это значимая награда. У меня есть желание объехать буквально всю Томскую область, выступить во всех школах, библиотеках и домах культуры. Для меня общение с подрастающим поколением, воспитание в них чувства патриотизма, любви к Родине не пустые слова, это очень важно. Несмотря на то, что какое-то время я жил в Москве, от Томска я никуда не отрывался, как был томичом, так им и остался. Томск — великолепный город, который я очень люблю!
Все фото любезно предоставлены М. В. Андреевым.

P.S.: Во время беседы возникла идея создания Творческого центра Михаила Андреева. Хочется надеяться, что победители и участники конкурса “ЭКОЛОГИЯ ЖИЗНИ” под председательством М. В. Андреева станут первыми учениками поэта и основой будущего творческого центра. Михаил Андреев желает всем конкурсантам: “Чтобы доброта и чувствительность стали мерой нашей жизни”.

Автор: Ирина Лугачёва

Читайте также на сайте:

  1. Кошмар Александра Макарова или Долгий путь домой — 2
  2. Петр Пронягин — из поколения созидателей
  3. Удивительная история семьи Шаховых
  4. “Не стоит прогибаться под изменчивый мир…”
  5. Язык Гете и Шиллера популярен в Томске
  6. Никогда не жаловался на жизнь фронтовик
  7. Солнце, согревающее всех
  8. Томские легенды
  9. Николай Вагин
  10. Террору нет места в исламе!
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91