Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия

Митрополит Илларион: В основе коррупции лежит очень опасный грех – ложь

  6    0

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Илларион на встрече с коллективом Счетной палаты Российской Федерации прочел доклад на тему «Духовность и нравственный контроль как противодействие коррупции». В нем он коснулся актуальной и острой темы – коррупции в нашем обществе. Владыка попытался ответить на вопросы: что такое коррупция, каковы ее глубинные причины и как мы можем ей противодействовать? «Думаю, что Счетная палата Российской Федерации – подходящее место для того, чтобы поразмышлять на эту тему», – сказал митрополит Илларион.

Приводим этот доклад (сокращенный вариант), который размещен на сайте Московского патриархата.

«Коррупция подразумевает использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав и ресурсов в корыстных целях. Уже в самом термине заключена нравственная оценка этого феномена – слово «коррупция» происходит от латинского corrumpere – «растлевать».

Как подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл, в основе коррупции лежит ложь: «Ложь стала одним из самых распространенных и самым опасным грехом в нашей жизни. Нужно перестать обманывать… Общество, которое воспитано во лжи, не может быть справедливым обществом. И тема коррупции – тоже тема обмана. Нельзя победить коррупцию, не поставив при этом ложь вне нравственного закона общества».

Буквально на днях в средствах массовой информации были опубликованы результаты ежегодного исследования под названием «The World speaks» («Говорит мир»), в ходе которого специалисты канадского агентства Globescan опросили жителей 23 стран о наиболее насущных проблемах и их опасениях. Большинство из опрошенных (25%) назвали коррупцию самой острой темой уходящего года, которая потеснила с первого места безработицу, бедность, глобальное потепление.

Для российских граждан тема коррупции имеет не менее тревожное звучание. О коррупции говорят по телевидению и пишут в газетах, с ее проявлениями в жизни люди сталкиваются чуть ли не повсеместно и ежедневно: нарушил правила дорожного движения – не беда, можно решить проблему на месте при помощи определенной суммы денег; хочешь, чтобы твой ребенок поступил в хорошую школу или ВУЗ – надо найти нужный контакт с директором школы или деканом факультета; стоишь в очереди на улучшение жилищных условий – правильные действия по «мотивации» местного чиновника позволят ускорить процесс получение социального жилья. Примеров так называемой бытовой коррупции «несть числа», но это только вершина айсберга. Ведь не стоит забывать и про деловую коррупцию (коммерческий подкуп – так называемые «откаты», участие в схемах по «нецелевому» расходованию бюджетных средств и т.д.), и коррупцию политических кругов, силовых структур и судебной системы, совокупный негативный эффект от которых исчисляется огромными для российской экономики суммами – миллиардами и триллионами рублей.

Согласно докладу Общественной палаты Российской Федерации, опубликованному 3 ноября 2011 года, коррупция в нашей стране приняла системный характер, разрушая экономику и право. Среди самых проблемных областей были обозначены сфера жилищно-коммунального хозяйства, устройство детей в детские сады и школы, медицинская помощь.

Поскольку коррупционные преступления имеют латентный характер, официальная статистика и оценки экспертов, касающиеся этой теневой стороны экономики, сильно разнятся. Это понятно, поскольку в данных коррупционных отношениях заинтересованы обе стороны – тот, кто дает взятку, и тот, кто ее получает.

Никакие репрессивные меры не могут обеспечить полной победы над этим злом. В качестве примера можно привести Китай, который захлестнула волна коррупции в последние десятилетия его бурного экономического роста. Провинившихся чиновников и бизнесменов там, как известно, приговаривают к смертной казни, транслируя исполнение приговора по телевидению. С 2000 по 2009 год в Китае были расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10-20 лет заключения. За 30 лет реформ к уголовной ответственности за взяточничество привлечено около миллиона сотрудников партийно-государственного аппарата. Цифры поражают даже с учетом численности населения Китая. Однако преломить тенденцию, похоже, не удается. По официальным данным КНР, в 2008 году в стране произошло в 10 раз больше акций протеста, чем в 1993 году, большая часть из которых вызвана коррупционным произволом местных властей.

Советская система, несмотря на свою атеистическую сущность, пыталась привить своим гражданам определенный «моральный кодекс», основные постулаты которого были заимствованы из христианского нравственного учения. Среди граждан Советского Союза было немало тех, кто старался быть совестливым и честным, стремился к «героическим» профессиям и свершениям на благо страны, воспитывал в патриотическом духе своих детей. Слабость этой конструкции заключалась не столько в транслируемых государством ценностях, сколько в том, что этика личного, семейного, общественного поведения была оторвана от своих религиозных корней.

90-е годы прошлого века, качнув общественную мораль своими экономическими и социальными потрясениями, легко разрушили ее хрупкий фундамент, подобно евангельскому примеру с домом, построенном на песке: «…и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7:27). Ценностный нигилизм и релятивизм, борьба за выживание в новых условиях, пропаганда насилия, разврата и потребительства, обрушившаяся на нас в эти годы, расшатала нравственные основы общества, дезориентировала людей в их жизни.

Церковь постоянно возвышает свой голос, призывая и верующих, и неверующих избегать пороков сребролюбия, хищения и лихоимства, ведущих людей к духовной гибели, бескомпромиссно бороться с ними. И в Ветхом, и в Новом Завете мы найдем порицание и прямой запрет на то, что сегодня называется коррупционным поведением: «…не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых» (Втор. 16:19). «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притч. 22:1). Уже в новозаветные времена апостол Павел предупреждает об опасности стремления к обогащению как самоцели: «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:9-11).

Человеческие страсти любостяжания, сребролюбия и неправедного обогащения постепенно захватывают человека, заглушают голос его совести, уподобляя его ненасытному хищному зверю, жаждущему все большей добычи. Люди, имевшие тот или иной коррупционный опыт, свидетельствуют, что поначалу приходится искать некие внутренние оправдания своим поступкам: «мне государство недоплачивает за мой труд», «я не в состоянии жить на эти деньги», «я решаю вопросы для бизнеса и вправе рассчитывать на некую благодарность», «я же никого не убиваю и не граблю». Рано или поздно эти внутренние установки превращаются в твердую позицию, и сам человек уже не сомневается в своей правоте. Очень сложно остановиться и переосмыслить свое поведение, когда рядом течет такой соблазнительный финансовый поток, от которого можно получить свою выгоду. Со временем все возможные и невозможные потребности человека уже удовлетворены, а жажду неправедного обогащения никак нельзя утолить.

«Не таков корыстолюбец: чем более он пресыщен, тем большего желает», – говорит святитель Василий Великий. Его современник, святитель Иоанн Златоуст, выражает сходную мысль: «Летать, скажешь, невозможно. Но еще более невозможно положить предел страсти любостяжания; легче для людей летать, нежели умножением богатства прекратить страсть к нему». Но ничто не вечно в этой жизни, любые могущественные связи и прочные позиции в обществе оказываются ненадежными, непоколебимая стабильность оказывается обманом. Судьба таких людей незавидна – они либо избавляются от иллюзий на скамье подсудимых, либо бегут за границу, спасая себя и свои капиталы, либо всю жизнь «решают вопросы» собственной безопасности и сохранности активов. Примеров в современной истории предостаточно. Воистину сбываются слова, сказанные Христом Спасителем: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15).

Говоря о важности религиозного фактора в борьбе с коррупцией, я хотел бы обратить внимание на негативные тенденции, которые превалируют в современном западноевропейском обществе, а отчасти имеют место и в России. Сегодня в Европейском Союзе явно прослеживается установка на изгнание религиозного измерения из общественной жизни, сведение его исключительно к частной сфере жизни человека. Принцип секулярного устроения общества, который якобы гарантирует права и свободы всех граждан вне зависимости от их конфессиональных убеждений и гарантирует «нейтральное общественное пространство», активно и жестко насаждается его апологетами, подавляя любое общественное деяние, мотивированное нравственными установками гражданина. Нравственный вакуум не может существовать долго, и духовно-инертное общество создать не удастся, поскольку там, где размываются понятия добра и зла, где сознательно разрушается система ценностных ориентиров, ее место занимают антиценности, приходит релятивизм и нигилизм со всеми вытекающими последствиями.

В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» – документе, принятом на Архиерейском Соборе в 2008 году, Церковь выделяет среди приоритетных областей своей правозащитной деятельности «противодействие вовлечению людей в коррупцию и другие виды преступности». Хочется верить, что печальный исторический опыт России ХХ века позволит избежать соблазна загнать религию в общественное гетто, поскольку только нравственное возрождение нации способно преломить разрушительные тенденции, порождаемые коррупцией, выработать нетерпимость граждан к ее проявлениям и твердую позицию не быть ее соучастником. «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:10-11).

В своей деятельности, направленной на борьбу против этого социального зла, Церковь стремится взаимодействовать с государственными структурами и общественными объединениями, воспоминая слова Спасителя, сказанные Им апостолам: «Кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9:40). Русская Православная Церковь руководствуется тем же принципом при сотрудничестве с международными организациями и с верующими других традиционных конфессий, поскольку коррупция, как я уже отмечал, присуща в той или иной степени любому обществу вне зависимости от этнической или религиозной принадлежности. Убежден, что совместные усилия государства, общественности, религиозных лидеров, способны вызвать синергию в борьбе с коррупцией и серьезно сократить ее масштабы в нашей стране».

Читайте также на сайте:

  1. Андрей Соколов: «Если человека что- то волнует – значит, он существует!»
  2. Герман Завьялов. Очарованный странник
  3. Как я провел лето
  4. День старшего поколения
  5. Клоунада объединяет
  6. Юлия Такшина: «День без шоколада прожит зря!»
  7. Открыты творчеству и людям
  8. Путешествие в сказку
  9. «Внезапный будильник» Гарика Сукачева
  10. Новый сезон в ТЮЗЕ
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 7

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93