Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия

Мультиинструменталист Сибирских Афин

  10    0

В Томске немало талантливых музыкантов, среди которых встречаются истинные самородки.

05Мультиинструмента­листами не называют музыкантов, игра­ющих на родственных ин­струментах, строй и техника игры на которых близки. Как правило, такие музыканты профессионально владеют игрой на нескольких типах инструментов различных семейств (струнные, клавиш­ные, духовые). Имя Степана Пономарёва давно знакомо многим томичам. Радиофизик по образованию и музыкант по призванию, виртуозно владеющий игрой на скрипке, гитаре, аккордеоне и фор­тепиано, практикует еще и вокальное исполнение. Рабо­тает с известными в Томске коллективами. Автор песен и композитор (член Союза томских композиторов); зву­корежиссер и аранжировщик. Работал заведующим музы­кальной частью Театра юного зрителя, звукорежиссером ТРИА «Тройка». В настоящее время – музыкальный руко­водитель томского Театра драмы.

Наша беседа со Степаном По­номарёвым – витиеватая, словно арабская вязь – началась с «ве­щей банальных». Мне-то всегда интересно узнать, когда и как люди осознают, что склонны к служению такой эфемерной сущ­ности, как музыка. Степан же о подобных вещах до заданного мной вопроса, похоже, даже не задумывался.

– Честно говоря, довольно смутно помню, как меня привели в музыкальную школу, – призна­ется Пономарёв, – и тем более, каким образом в мою шестилет­нюю голову пришло понима­ние того, что я хочу заниматься именно игрой на скрипке. Тем не менее, инструмент по моей просьбе родители (к слову, оба радиофизики) купили еще до про­слушивания, и уже тогда я начал извлекать из него какие-то звуки. Родители мужественно сносили весь этот вой, после чего состоя­лось-таки прослушивание, где и было высказано мнение, что «у Степана абсолютный слух». Пом­ню, что абсолютно не понял, что это значит, но решил порадовать­ся вместе со всеми. Так было по­ложено начало моему системному обучению музыкальной грамоте.

Не благодаря, а вопреки

То, что начало было положе­но – это, конечно, хорошо. Да только Пономарёв, что называет­ся, реально творческая личность, которая развивалась и осущест­вляла свой потенциал не благо­даря системе, а скорее вопреки ей. Так, еще до занятий в музы­кальной школе маленький Стёпа самостоятельно научился игре на фортепиано (к старшему брату на дом приходила преподавательни­ца, а Степан сидел рядом, «нама­тывая на ус»). В «музыкалке» же получал диаметрально полярные отметки: то «пять», то «два». При этом музыкант не в обиде на сво­его преподавателя по скрипке Ва­лентину Ивановну Большакову, а даже благодарен ей за некоторую суровость! Ведь, по словам По­номарёва, «Валентина Ивановна «двойками лечила меня от легко­мысленности, порожденной тем, что все давалось без трудов тяж­ких».

За год до окончания музыкаль­ной школы Степан принял ре­шение вообще бросить занятия. Правда, родители все же уговори­ли неусидчивого сына получить аттестат о музыкальном образо­вании, за что подарили ему очень хорошую скрипку.

– Это немецкая скрипка, очень солидного возраста, – делится Степан, – с замечательным зву­ком. С ней связана некая история: в годы войны в Прибалтике этот инструмент выменял на продукты один из будущих актеров томской Драмы.

После того, как «скрипка с историей» обрела своего сегод­няшнего владельца, этот чудо-ин­струмент ждал своей реализации целых 15 лет…

Почему? Все дело в том, что, как известно, полученное музы­кальное образование – вовсе не путевка в профессию. Тем более для музыканта, который скорее чувствует музыку через импро­визацию, чем читает ее по нотам. Образование – это всегда опре­деленные рамки, сообразно ко­торым надо двигаться, причем, в заранее указанном направлении. Пономарёву же рамки всегда были тесны: ему нравится создавать свои уникальные музыкальные образцы. Кстати, часто мультиин­струменталисты, работая в студии над собственными проектами, предпочитают самостоятельно записывать партии различных инструментов, путем наложе­ния их друг на друга. У Степана в результате такой работы порой получаются совершенно невооб­разимые вещи, яркие и глубокие, словно сама Любовь. Сам Поно­марёв как раз часто сравнивает свое творчество с этой противоре­чивой категорией: «Любовь, как и творчество – живые процессы, и все присущее живому им не чуж­до – все конфликты взросления и становления, и так далее».

Из научного работника – в музыканты

Но мы отвлеклись. Итак, музы­кальная школа позади, и аттестат о ее окончании вместе с инстру­ментом закинут на верхнюю пол­ку. А молодой радиофизик, отслу­жив в армии, начинает карьеру в томском НИИ ядерной физики. Однако постепенно приходит осознание, что радиофизика все- таки не совсем его стезя.

– На самом деле радиофизика – все эти интегралы, магнитные поля и прочее – очень интересная вещь, но по-настоящему она меня не увлекала. Тем временем тог­дашний главный режиссер ТЮЗа Юрий Пахомов готовил спектакль «Панночка» и попросил меня сы­грать два концерта Вивальди на синтезаторе. Поскольку в то вре­мя доступ к синтезатору у меня был, я сделал эти аранжировки. И когда чуть позже Юрий Пахо­мов предложил мне место заве­дующего музыкальной частью, я нисколько не колебался: написал заявление об уходе в НИИЯФ и пришел работать в ТЮЗ.

Другие инструменты

Тут мне хотелось бы сделать не­большую остановку. Речь-то идет о МУЛЬТИинструменталисте, а мой собеседник, завораживаю­ще складно рассуждая обо всем на свете, никак не раскрывает козырные карты: когда и как он освоил другие инструменты? Ведь помимо скрипки он играет на ги­таре, аккордеоне и фортепиано – и это, как говорится, только по официальной информации. По­тому что на самом деле вообще любой музыкальный инструмент, попадающий в руки Степану, на­чинает звучать. Сам он обо всех этих опытах отзывается скорее иронично. Но одна история, им же рассказанная, говорит о глав­ном: даже не умея играть на ин­струменте, Пономарёву удается завлечь и удовлетворить публику так, что ни у кого и сомнения не возникает о том, что на сцене про­исходило что-то не то! Это ли не самое непосредственное призна­ние мастерства музыканта?

Как мы помним, игре на фор­тепиано Степан обучился, всего лишь наблюдая за музыкальны­ми занятиями старшего брата. Гитару Пономарёв освоил в пио­нерском детстве, на неофициаль­ных сборах совета дружины, под оценивающими взглядами юных представительниц прекрасно­го пола. В дальнейшем именно с гитарой он выступал в органи­зованных со сверстниками рок- группах, «гастролировавших» по всему Томску. К слову, многие из участников тех музыкальных кол­лективов тоже посвятили свою жизнь музыке, и в настоящее вре­мя успешно выступают по всему миру.

Как становятся композиторами

– Долгое время я даже не пред­полагал, что смогу сочинять му­зыку, – признается мой собесед­ник, когда я задаю ему вопрос об этой направленности его деятель­ности. – Но когда попал в ТЮЗ, то начал сочинять, что называет­ся, поневоле. Потому что там не спрашивали, умеешь ты или нет, а просто говорили, например: нужна такая-то музыка (араб­ская, испанская, еврейская и так далее). Театр – это вообще очень хорошая школа, где нужно быть готовым пробовать и постигать все новое, доселе неподвластное. Опыт этот очень ценный. До сих пор такая мотивация четко сраба­тывает в любой моей деятельно­сти: когда надо – просто собира­ешься и делаешь.

Творчество – это получение удовольствия

Кроме всего перечисленного, Степан Пономарёв преподает вокал. Публика, берущая у него уроки, это в основном молодые люди, уже получившие какое-то образование. Поэтому в данной деятельности Степана привлека­ет, прежде всего, интерес, каковы мотивации человека к занятиям музыкой (зачастую это просто мечта детства выйти на сцену). Следующим этапом в работе с учеником Пономарёв ставит пе­ред собой задачу снятия с него пресловутых системных канонов, потому что только так возможно раскрыть в человеке его истинные возможности, позволить показать в творчестве не только технику, но и душевное восприятие мира.

– А чтобы это произошло, – продолжает музыкант, – человек должен получать удовольствие от того, что делает. В этом как раз лучше всего помогает спо­собность к импровизации. В моей жизни была уйма случаев, когда прямо на сцене приходи­лось что-то придумывать, под­страиваться, изыскивать выход, и могу сказать, что чаще всего именно в таких ситуациях рож­дается уникальный музыкаль­ный продукт. Во всяком случае, скучно во время таких концертов ни музыкантам, ни слушателям никогда не бывает. И кстати, именно на результат такой рабо­ты музыканта живее всего реаги­рует публика.

От себя, как слушателя, добав­лю: публика действительно реа­гирует на живость и чуткость, на разнообразный колорит исполне­ния и красивую передачу самых глубоких чувств. Такое исполне­ние демонстрирует Степан Поно­марёв, и потому оно не оставляет равнодушными наши сердца.

Знаете, чем мне нравится жур­налистика? В публичной жизни мы видим людей в основном с одной стороны – профессио­нальной. В личной жизни узнаем внутренний мир людей. И только журналист вправе взглянуть на человека на стыке этих двух его проявлений, сопоставив внешнее и глубоко личное. А в результа­те оказывается, что талантливый музыкант – это еще и ироничный философ, неутомимый эрудит и просто безумно обаятельный со­беседник, картинки жизни кото­рого отныне всегда будут читать­ся в его творчестве.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Сохранить историю
  2. Древние арии на Томи
  3. К Никасу Сафронову слетелись звезды
  4. Призвание — воспитатель
  5. Художник в современном интерьере
  6. Театральные курьезы
  7. Бог спускается на землю
  8. Счастливы вместе
  9. Поклонимся великим тем годам!
  10. Сказочный дар Владимира Наумова
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 6

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93