Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

На дороге (29.05.2015)

   0

Сбои по ОСАГО

Автомобилисты страдают от многочисленных отказов страховщиков в предоставлении скидки по ОСАГО за безаварийную езду. С 2011 года все данные о скидках хранятся в единой автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (РСА). Данные в систему вносятся страховыми компаниями, и последние уверяют, что система работает исправно, хотя признают, что у отдельных граждан все же могут быть проблемы.

В связи с этим депутат Госдумы Ярослав Нилов (ЛДПР) направил депутатский запрос президенту РСА Игорю Юргенсу и главе Центробанка Эльвире Набиуллиной (ЦБ регулирует сферу страхования) с просьбой устранить сбои в электронной базе.

«В мой адрес поступила информация от граждан, обеспокоенных следующей проблемой. Автовладельцы, желающие приобрести полис ОСАГО, при перезаключении договора обнаруживают, что утрачена так называемая скидка за безаварийную езду – КБМ (коэффициент бонус-малус), – говорится в запросе Нилова (есть в распоряжении «Известий»). – По-видимому, в функционировании базы РСА существуют принципиальные недостатки. Множество граждан при проверке своих данных сталкиваются с тем, что имеющиеся в базе сведения некорректны, а это ведет к утрате права на скидку. Сведения и изменения в систему загружаются только страховщиками. Прошу вашего вмешательства в целях защиты прав граждан».

Бонус-малус делит автомобилистов на классы в зависимости от стажа страхования, количества аварий либо их отсутствия, автолюбителям присваиваются понижающие или повышающие коэффициенты. Для аккуратных водителей – 0,95–0,5 (на эти цифры умножается стоимость полиса), для аварийных автовладельцев – 1,4–2,45. Впервые страхующийся гражданин платит базовую стоимость с коэффициентом «1». Чтобы претендовать на первую, пятипроцентную скидку, достаточно лишь год ездить без аварий.

Страховые агенты, пожелавшие остаться неназванными, подтвердили «Известиям» нестабильность в работе базы страховщиков.

– Проблемы с определением коэффициента бонус-малус возникают через одного клиента, – рассказал один из собеседников. – Вот одну семью страхую не первый год: они все взрослые водители, никаких аварий, а скидку по ОСАГО система не выдает. Еще был случай – у одного клиента приписали зачем-то к фамилии лишний мягкий знак. Случайно это вскрылось, были большие проблемы с оформлением полиса. Это тоже говорит о качестве системы.

На одном из популярных интернет-ресурсов, позволяющих проверить наличие скидки в системе РСА (kbm-osago.ru), звучат более жесткие комментарии в адрес страховщиков:

«Объясните, я 25 лет за рулем без аварий. А с этой базой у меня 4-й класс (скидка 5% вместо максимальной – 50%). Где справедливость?»– недоумевает пользователь Сергей.

«У меня водительский стаж 19 лет, а КБМ не найден, возвращен стандартный класс. Почему?» – негодует пользователь Alex.

«Достал уже этот бардак. Я считаю, что если стаж больше 10 лет и нет никаких данных об аварийности страхователя, то КБМ должен быть 0,5 по презумпции невиновности», – пишет Юрий.

В РСА признают сбои в своей базе, но упирают на то, что это единичные случаи.

– В базу данных РСА ежегодно вносится более 40 млн записей, и, безусловно, такой массив не может быть идеально чистым. Но мы ведем постоянную работу по проверке базы и устранению ошибок. В случае неправомерного применения коэффициентов автовладельцы могут обратиться в РСА. Надо подчеркнуть, что КБМ эффективно применяется при расчетах стоимости полиса, – сообщили «Известиям» в пресс-службе РСА.

В ассоциации сообщили, что в 2014 году 35 млн из 40 млн водителей смогли сэкономить на ОСАГО, половина из них (17,5 млн) получили скидку 25–50%. Тем не менее в 2013 году число аварий не превысило 205 тыс. (по статистике ГИБДД), то есть в 2014-м как минимум 4,8 млн водителей при перезаключении договора ОСАГО могли претендовать на скидку. Так что расхождения достаточно существенны – даже с учетом такого фактора, как увеличение автопарка в стране: но и его прирост в последние годы не превышает 3 млн автомобилей (за 2013-й год – плюс 2,4 млн авто; за 2014-й данных «Автостата» еще нет). Кроме того, число получивших права за 2014 год выросло на 2,5 млн человек.

Страховщики предполагают, что сбои могут быть связаны с ошибками самих водителей.

– Если человек в течение года не страховался, то при заключении договора на следующий год история страхования начинается заново. Как и в случае с любой базой данных, при работе с базой РСА есть вероятность попадания в нее некорректных или неполных данных, опечаток и т.д. Нередко автомобилист, поменявший водительское удостоверение (например, при смене фамилии), забывает сообщить об этом своему страховщику, как того требуют правила страхования. Как результат – в системе РСА отсутствует связь между его новым удостоверением и предыдущей историей страхования, – объясняет начальник отдела методологии автострахования компании СОГАЗ Юрий Горцакалян.

Чтобы решить проблему, водителю, уверенному, что его несправедливо обделили скидкой, в СОГАЗе рекомендуют вернуться к старой схеме, действовавшей до начала работы базы РСА, – обращаться в свои старые страховые компании со старыми полисами ОСАГО, собирать справки о безаварийной езде.

– После исправления данных вы можете написать заявление в страховую компанию, с которой уже заключен договор, и она вернет вам переплаченную часть страховой премии. Но с этим лучше не затягивать – если срок действия заключенного договора истечет, вернуть по нему переплаченную премию уже нельзя, – добавил Горцакалян.

Нилов убежден, что страховщики обязаны самостоятельно решать свои проблемы, не нагружая ими своих клиентов.

– Российская система страхования, особенно по продукту ОСАГО, работает безобразно, а последние повышения тарифов (в октябре и апреле) еще более усугубили ситуацию. Система электронного учета коэффициента бонус-малус барахлит – это и есть зеркало отношения страховщиков к клиентам, которые для них не более чем источник дохода. Если страховой бизнес рассчитывает развиваться в цивилизованном русле, он обязан устранить все свои огрехи, которые бьют по кошельку клиентов, – сказал «Известиям» депутат.

 

Юридическая справка для владельцев полисов ОСАГО

Начиная с января этого года Верховный Суд Российской Федерации дал разъяснения по ОСАГО.

В частности, автовладельцам стоит обратить внимание на Постановление Пленума Верховного Суда от 29 января 2015 года №2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» говорит о том, а точнее на несколько пунктов из него.

А именно:

В силу абзаца 11 статьи 1 Закона об ОСАГО, страховой случай – это наступившее событие, в результате которого возникает гражданская ответственность страхователя и иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевших при использовании транспортного средства.

Судьи Верховного суда дали разъяснение о том, что под использованием автомобиля следует понимать не только его перемещение в пространстве, но и также действия, связанные с этим движением или иной его эксплуатации.

Как пример, буксировка, стоянка, остановка, парковка, эксплуатация во дворе дома, на автостоянках и автозаправочных станциях и др. территорий, на которых есть возможность проезда автомобиля.

Не является использованием машины эксплуатация оборудования, установленного на ней и непосредственно не связанного с его участием в дорожном движении (бетономешалка, рекламная конструкция на автомобиле, опорно-поворотное устройство автокрана и т.д.).

Расходы, подлежащие возмещению

Отметим, что по полису ОСАГО (в случае наступления страхового случая) возмещению подлежит: ремонт транспортного средства, его утраченный товарный вид (преждевременное ухудшение товарного вида транспортного средства, расходы за эвакуатор и доставка пострадавшего в лечебное учреждение (эвакуация транспортного средства с места ДТП, а также его хранение), повреждение и (или) утрата груза, перевозившегося в машине потерпевшего.

Марина Корниенко

Читайте также на сайте:

  1. 20 пьяных в сутки
  2. Транспортный повысили
  3. Иностранные агенты играют в кошки-мышки с Чайкой
  4. Готовность: две недели
  5. Плюс тридцать премий
  6. Главный городской имитатор
  7. Кукушка
  8. Победный нырок
  9. Атаман Валерий Дорохов
  10. Охота на медведей в 2012 году
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91