Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Над законом

   0

Несмотря на несоответствие нормам закона, в городе вдоль автомобильных дорог появляются все новые и новые рекламные щиты. «Томская НЕДЕЛЯ» уже писала об этой проблеме – в феврале текущего года. Мы наивно надеялись, что власти зай-мутся решением этой проблемы, как делают, к примеру, в Новосибирске. У нас же – прокуратура и ГИБДД не хотят принимать решительных действий. А все потому, что у городской власти слишком большое влияние. Большинство рекламных баннеров вдоль дорог принадлежат группе компаний «Зонд-реклама», которую раньше возглавлял нынешний вице-мэр Евгений Паршуто. Да и сейчас он остается неравнодушным к своему детищу.

В феврале «Томская НЕДЕЛЯ» писала о ситуации с рекламными щитами вдоль автомобильных дорог в Томске. Большинство из них установлено незаконно. Недавно мы получили ответ на наше обращение из прокуратуры Томской области. Там, с одной стороны, признают наличие проблемы, с другой – эта проблема существует уже несколько лет, и вместо поиска решений власти ее только усугубляют.

Процент незаконности

Напомним, дорожные нормы ГОСТа были приняты еще в 2004-2005 году с небольшими поправками в 2009-м. Графа «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» запретила все рекламные перетяжки над проезжей частью и обочиной. С той поры в населенных пунктах «средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее пяти метров от бордюрного камня», причем отсчет ведется от ближайшего к трассе края конструкции. Также рекламные щиты не должны находиться на пешеходных переходах и на расстоянии 50 метров от них. А от остановок маршрутного транспорта щиты должны быть удалены на 25 метров. Расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 60 метров. У нас же практически возле каждого перехода, каждого перекрестка, каждой автобусной остановки, во всяком случае, на центральных улицах, есть разнообразные рекламные щиты. Более 90 процентов дорожных баннеров Томска не соответствуют требованиям ГОСТа, следовательно, являются незаконными.

Кто должен отвечать за эти нарушения? Разрешения на установку рекламных конструкций в городе выдаются мэрией. Вся реклама регламентируется законом «О рекламе». В законе указано, что «рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента». Там же предусмотрено, что разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта, по иску органа, осуществляющего контроль над безопасностью движения транспорта. Норма ГОСТа, касающаяся рекламных конструкций, контролируется ГИБДД.

Получается, что администрация выдавала и продолжает выдавать незаконные разрешения на рекламу, а ГИБДД УВД по Томской области попросту бездействует. Неужели, даже полиция ничего не способна предпринять, чтобы привлечь к ответу чиновников, явно преступающих закон.
Вот тот самый ответ из прокуратуры, который недавно получила редакция нашей газеты. Публикуем его с небольшими сокращениями: «При проведении проверки был выявлен факт бездействия сотрудников УГИБДД по Томской области в связи с отсутствием контроля за исполнением выданных предписаний по устранению нарушений при размещении рекламы». Да, наличие нарушений в очередной раз подтвердилось. Но не сделано ровным счетом ничего, чтобы эти нарушения хоть в какой-то степени устранить.

«Первая причина – это ты»

Причина бездействия властей, как это обычно бывает, проста. На дорогах города нет места, чтобы перенести все рекламные щиты, а если их убрать – администрация потеряет много денег от рекламщиков. Несколько миллионов рублей в год. Во-вторых, сами операторы наружной рекламы понесут многомиллионные убытки. А кто у нас главный рекламщик? Группа компаний «Зонд-реклама», которую еще недавно возглавлял нынешний первый вице-мэр Евгений Паршуто. Конечно, он и сейчас является, мягко говоря, «неравнодушным» к своему детищу. Там, к тому же, работают и члены семьи Евгения Валерьяновича, к примеру, его дочь Анна.

Учитывая такое положение дел, сложно ожидать, что томские власти будут во что бы то ни стало добиваться исполнения федерального законодательства. К тому же, если на них не оказывается никакого давления со стороны контролирующих органов.
– Контролировать надо было сразу, – считает правозащитник Владимир Губа. – Я считаю, прокуратура должна более активно вмешаться в это дело. Она как-то не желает принимать меры ни в отношении рекламодателей, ни в отношении администрации Томска, выдающей разрешения на рекламу. Отдельный вопрос – почему федеральные органы, например, ГИБДД, – пляшут под дудку органов местного самоуправления? Ведь все растяжки должны согласовывать с ГИБДД, они должны контролировать этот процесс.

Специалисты Госавтоинспекции еще в 2005 году начали изучать ситуацию и готовить предписания рекламным фирмам. В отделе надзора управления ГИБДД по Томской области в то время говорили: «Нереально демонтировать все щиты за 2-3 дня. Поэтому прежде всего мы будем работать в очагах аварийности – там, где проходит более трех аварий в год». С тех пор прошло уже шесть лет, а далеко не 2-3 дня. Рекламные баннеры за это время только умножились, и все также стоят около переходов и дорожных знаков.
– Начальник ГИБДД РФ в свое время разослал в регионы письмо – «устранить нарушения рекламы, размещенной вразрез в требованиями ГОСТа», – продолжает Губа. – В Томской области же не то, что не принимают меры, а просто ничего не делают. Значит, они не выполняют прямые указания своего руководства.
Неужели ГИБДД по Томской области стало подконтрольно мэрии?

Российская практика

Конечно, проблема рекламных щитов на дорогах – сложная и актуальная для всей России. Но ведь в регионах есть много положительных примеров. Практика показывает, что для того, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, необходимы заявления первых лиц области. Скажем, в соседней Новосибирской области этим вопросом озаботился губернатор Василий Юрченко, и результат последовал незамедлительно. Контролирующие органы провели рейды и выяснили, что 69 процентов объектов наружной рекламы нарушают существующие нормы, правила и стандарты.

Бывает, что человек заработался, глаз замылился, а потому он где-то что-то не доглядел, упустил. За это можно немного пожурить в устной форме. Но у нас на лицо совершенно иная ситуация. Наша газета уже неоднократно обращала внимание на эти вопиющие нарушения законодательства. И что? Складывается впечатление, что все, от кого зависит правильность (законность) размещения рекламных щитов и безопасность дорожного движения, просто плевать хотели и на закон и на безопасность. А это уже откровенное саботирование исполнения действующего законодательства!

За 2010 год с дорог Новосибирской области убрали около 1800 рекламных щитов и табличек. В самом же городе в начале года из 25 тысяч рекламных щитов осталось только 10 процентов тех, которые установлены с нарушениями. Центральную улицу Новосибирска – Красный проспект – целиком очистили от баннеров, установленных с нарушениями. Осенью 2011 года в Новосибирске планируется принять новую концепцию размещения рекламы. Конструкции, щиты и баннеры будут располагаться строго по определенным линиям. Томску об этом приходится только мечтать.

В последние годы к демонтажу рекламных баннеров приступили также в Липецке, Владивостоке, Иркутске и во многих других городах. В Волгограде инициативу проявила прокуратура. Она вынесла, в отличие от прокуратуры Томской области, не предписание в адрес ГИБДД, а решение о том, что рекламные щиты нужно демонтировать.

В Москве проблема дорожных баннеров вдоль дорог эволюционировала. Там часто можно встретить на обочинах… машины с наклеенными на них рекламными щитами. И нет никакого закона, позволяющего убрать, скажем, «ГАЗель» с улицы. Даже если она загораживает перекресток. Тем не менее сотрудники ГИБДД, проявляя чудеса изворотливости, каким-то образом умудряются убирать такие машины.

Вред от рекламных щитов вдоль дорог и растяжек над ними очевиден для всех. Они закрывают знаки, они отвлекают внимание водителей, они ломаются и загораживают дорогу во время сильного ветра. К чему это приводит? К увеличению количества аварий и пробок на дорогах. На Украине в конце прошлого года началась разработка законопроекта о том, чтобы убрать вообще все щиты с автомагистралей страны. У нас же – приняты вполне разумные нормы ГОСТа, но в Томской области они абсолютно не соблюдаются. Складывается впечатление, что власти как-то и не особо думают о безопасности на дорогах. Лишь бы поток денег от рекламодателей не прекращался. Причем далеко не факт, что этот поток направляется в городскую казну. Кто со 100-процентной гарантией скажет, что большая часть финансов от рекламщиков не оседает в карманах чиновников, причем самых что ни на есть высокопоставленных. К примеру, заместителей мэра. Разве можно как-нибудь иначе объяснить их бездействие?

От редакции

Бывает, что человек заработался, глаз замылился, а потому он где-то что-то не доглядел, упустил. За это можно немного пожурить в устной форме. Но у нас на лицо совершенно иная ситуация. Наша газета уже неоднократно обращала внимание на эти вопиющие нарушения законодательства. И что? Складывается впечатление, что все, от кого зависит правильность (законность) размещения рекламных щитов и безопасность дорожного движения, просто плевать хотели и на закон и на безопасность. А это уже откровенное саботирование исполнения действующего законодательства!

Комментарий к иллюстрации: От края проезжей части до края этого рекламного щита явно меньше положенных пяти метров. Это правило не соблюдается по городу практически нигде.

P.S. Ответ из прокуратуры, который недавно получила редакция нашей газеты. Публикуем его с небольшими сокращениями: «При проведении проверки был выявлен факт бездействия сотрудников УГИБДД по Томской области в связи с отсутствием контроля за исполнением выданных предписаний по устранению нарушений при размещении рекламы».

Артем Иванов

Читайте также на сайте:

  1. Изъять ребенка и растлить
  2. Неучтенные оправдания Николайчука
  3. Криминальные новости
  4. «Томская НЕДЕЛЯ» и «Дороги Томска»
  5. Обращение к прокурору и губернатору Томской области
  6. Дачная амнистия: с чего начать?
  7. Грамотно заявил – дело возбудил
  8. Криминальные новости от 03.07.2015
  9. За пьяных возьмутся страховщики
  10. Криминальная хроника

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91