Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия

НаЛичная история

  33    0

Выставка деревянных наличников в Томске

Выставка деревянных наличников в ТомскеКогда говорят о деревянных наличниках, каждый из нас вспоминает или представляет что-то свое, особенное. У кого-то в памяти навсегда остался деревенский дом со ставеньками и белым кружевом наличника, а кто-то вспомнит серо-седой сруб, затейливо украшенный резным фризом.
Деревянный наличник — это пропуск в мир далеких детских воспоминаний: о лете и криках петухов во дворе, о запахе бабушкиных пирогов, манящих в дом, об осени и постепенно увядающем саде, о морозном воздухе и неповторимых узорах на стекле, о весне с ее теплыми лучами на подушке. О родительском доме или даче, о беззаботном отдыхе и семейном счастье…
Не так давно в Первом музее славянской мифологии открылась удивительная выставка “НаЛичная история”, рассказывающая о человеческих судьбах, скрывающихся за деревянными окнами Томска. Авторы проекта попытались через сохранившееся кружево затейливых деревянных наличников рассказать о личных историях, живущих за ними людей и людей, которые посвятили свою жизнь сохранению этих уникальных творений прошлого.
В рамках проекта на открытие выставки к нам в город приехал замечательный фотограф — основатель единственного в мире “Виртуального музея наличников” Иван Хафизов.
Специально для читателей газеты “Томская НЕДЕЛЯ” Иван рассказал о своем проекте, о том, какие бывают наличники и какие из них встречаются в Томске.

Для справки:

Фотограф Иван Хафизов

Фотограф Иван Хафизов

Иван Хафизов фотографией наличников занимается с 2007 года. С тех пор он отснял более четырнадцати тысяч объектов, специально для этого объехав более ста тридцати населенных пунктов России. Свое увлечение называет случайным, говоря о том, что все началось с интереса к красоте цветных окошек и лишь через несколько лет стало серьезным занятием.
Иван Хафизов: — Я очень рад представившейся мне возможности рассказать читателям газеты “Томская НЕДЕЛЯ” об удивительном и многообразном мире деревянного наличника.
История наличников — это, прежде всего, история деревянной и каменной архитектуры, история стекольного дела. Но это также истории людей, которые их изготавливали и заказывали: мастеров, украшавших резьбой деревянные корабли или вырезавших иконостасы, крестьян и купцов, украшавших свои дома. Много веков большинство архитектурных построек нашей страны были связаны с наличниками. Дома староверов и декабристов, служивых людей и господ, ремесленников и крестьян, всех без исключения народов от Балтийского до Японского морей.
О наличниках мы до сих пор знаем немногое. Наверняка, многие читатели газеты “Томская НЕДЕЛЯ” отличат гжель от хохломской росписи, городецкую от жостовской, быть может, кое-кто еще припомнит мезенскую роспись и палехскую миниатюру, но почти никто не знает, чем отличаются наличники на окнах Томска от их собратьев из Иванова. Или в чем отличие самарских наличников от тех, что украшают деревянные дома Красноярска. И уж совсем немногие скажут, почему в Балашове, Архангельске или Иркутске на наличниках есть ставни, а в Коломне, Чебоксарах или Томске их нет.
Мало кто знает, что изначально наличники на окнах появились в Италии. В нашей стране первые деревянные наличники в том виде, в котором мы их знаем, появились во второй половине XVII века. С тех пор они постоянно видоизменялись. Само слово: “наличник” означает “находящийся на лице”, а лицом дома, как известно, является его фасад. С течением времени изменилось все, что изначально было связано с наличником.
Выставка деревянных наличников в ТомскеПрежде всего, изменились размеры окон. Первые окна, обрамленные наличником, были не выше толщины одного бревна. Изменились и инструменты, при помощи которых изготавливался наличник: сначала это были топоры и стамески, потом пилы, лобзик, сейчас же в ход идут лазер и фреза. Поменялась функция наличников: первым их назначением было устранение щели между оконной рамой и бревнами дома. Современные же наличники этой функции лишены и служат лишь украшением внешнего вида дома.
Однако, значение наличников, и вообще домовой резьбы, со временем только возрастало. Если еще в конце XIX века находились те, кто называл повсеместно распространившуюся резьбу “бесхарактерно шаблонной, пошлой и упаднической”, то теперь наличники на окне все чаще становятся символом утраченного нами мира, окруженного традициями предков и семейных укладов, передающихся из поколения в поколение.
Во времена наших предков существовало огромное разнообразие узоров домовой резьбы, к которой также относятся наличники. В резьбе часто выделялись отдельные повторяющиеся элементы и узоры. Интересно то, что эти же самые мотивы можно найти в русской народной вышивке и писанках. Узоры на полотенцах, наволочках, простынях, подготовленных на рождение ребенка, свадьбу и даже похороны имели для наших прадедов огромное значение и были частью свято соблюдавшихся ритуалов.
Но согласно исследованию некоторых специалистов, занимающихся сохранением памятников деревянной архитектуры, часто мастера изображали понравившиеся им сюжеты, не вкладывая в них ничего особенного. Это могло быть приглянувшееся художнику растение, узор с обивки мебели или же воображаемый мотив.
Выставка деревянных наличников в ТомскеЯвляясь фольклорным элементом архитектуры, наличник мог содержать в себе какие угодно символы и декоративные элементы. Мастер, как правило, был свободен в своем творчестве. Обычно наличники не изготавливались каким-то конкретным мастером на всю округу. Очень часто мастер изготавливал наличник для своего дома, для своих родных, но при этом поглядывал на дом соседа, т. е., комбинировал уже придуманные элементы и сочетания, развитые в его городе или селении. По этой причине наличники разных городов отличаются друг от друга — и по этой же причине внутри одного города они похожи, несмотря на то, что их может различать большая разница в возрасте, доходящая иной раз до ста лет. Уникальность наличников заключается в их народности. Наличники как воплощение самого русского народа: разные и в то же самое время удивительно схожие. Они как будто сосредоточили в себе всю народную культуру.
Для меня наличники стали не просто увлечением, через них я познакомился со многими российскими городами. Они могут стать уникальным путеводителем для всех тех, кому интересна наша страна.
Остается добавить, что с историей наличников в России и в Томске более подробно читатели газеты “Томская НЕДЕЛЯ” могут ознакомиться на выставке “НаЛичная история” в Первом музее славянской мифологии до 30 октября.

В чем особенность томских наличников?

Более четырехсот лет Томск был не просто удаленным продолжением Российского государства, но и основным транспортным узлом в продвижении к восточным окраинам. Поскольку основным транспортным средством были лошади, в Томске процветал ямщицкий промысел — было множество гостиниц, постоялых дворов, конюшен и трактиров.
На наличниках ямщицкий промысел также отразился: кисти, крученые веревки, подковы, раздвинутые шторки, как в окошке кареты — все это оттуда, из ямщицкого быта…

Все фотографии любезно предоставлены Первым музеем славянской мифологии.
Ирина Лугачёва

Читайте также на сайте:

  1. Тысяча и одно кимоно
  2. В предчувствии беды… «Старик» Горького на сцене Томской драмы
  3. Красота – страшная сила!
  4. Екатерина Усманова: «Наращивайте «мышцы» своей души!»
  5. Дон Жуан. Возвращение
  6. DramUlet, или Три дня экстрима
  7. Обращение имама Красной Соборной мечети
  8. Возвращение балалайки
  9. Волшебная керамика Ярославы Беспаловой
  10. Немое кино
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 6

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93