Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия

Настоящее искусство — это подвиг

  526    0

Ирина Александровна ЕвтихиеваО любви к профессии, к призванию души, о любви к городу, который стал родным в День культуры мы беседовали с Ириной Евтихиевой
Ирина Лугачёва
Не обязательно быть коренным жителем города, чтобы любить его всем сердцем. Любовь чувство сложное и объяснить её невозможно, она или есть, или её нет. Но если она появилась, нашла поддержку, оказалась принятой, то это чувство только крепнет…

Воспоминания детства

— В своё время мои родители были классической томской элитой в художественных кругах. Они приехали в Томск из Ленинграда. Оба являлись выпускниками Ленинградской Академии художеств. Мама — Ольга Ивановна Думенко — была директором Томского краеведческого музея, а это на тот момент был единственный музей в городе, папа — Александр Васильевич Евтихиев долгое время был главным художником города. Родители приехали в Томск из Петербурга, тогда это был Ленинград. Папа был первым (после революции) художником в Томске, который имел высшее художественное образование. Он приехал из Питера и решил тут остаться. И это было совершенно удивительно, так как папа имел своё жильё в Ленинграде и мог вернуться, но выбрал Томск. Конечно, они были идеалистами, но правда заключалась в том, что единственной их целью было «поднимать» культуру Сибири, желание совершенно искреннее и решение обдуманное.
Надо сказать, что раньше художники были очень дружны между собой, жили как одна большая крепкая семья. Скандалов, которые случаются сейчас, в последние десятилетия, просто быть не могло. И одно из моих первых воспоминаний связано как раз с этим: художники были чрезвычайно дружны, даже в Союз помогали вступать каждому, кто созрел, кто был готов по своим профессиональным навыкам. Помогали, хлопотали, поддерживали, как могли. Пусть в том Союзе состояло не очень много художников, в разные годы от пятнадцати до тридцати, тем не менее, каждый праздник, каждый день рождения художники собирались вместе, как в любой семье, были свои традиции, и дружили не только сами художники между собой, но и их дети. И до сих пор дружба между нами, детьми художников, сохранилась. Но потом эта семья постепенно распалась.
Удивительно то, что такой «семьи» не было, например, в театре или в оркестре, хотя, мои родители дружили с представителями этих кругов томской художественной элиты. А элита, в той или иной области, на мой взгляд, это те, кто может взять на себя ответственность. И никак иначе.

С чего начинается культура

В годы, когда моя мама была директором краеведческого музея, очень часто проходили большие художественные выставки, областные, краеведческие, зональные, как тогда говорили. И обязательно на них приходил Егор Кузьмич Лигачёв — первый секретарь Томского обкома, кроме того, с ним был весь его аппарат.
Лигачёв разрезал ленточку, объявлял выставку открытой, обходил все работы, и это было очень важно, потому что всем было ясно — власть расположена к художникам, следит за событиями в художественном мире города. И Лигачёв действительно разбирался в живописи, мало того, он посещал все премьеры, любой спектакль в Театре драмы, тогда, кстати, он тоже был единственным театром в городе. В этом плане томичам тогда очень повезло, потому как Лигачёв искренне любил искусство, почитал, и уважал его.
И я просто мечтаю, чтобы наши современные политики так же были повёрнуты к культуре, к её нуждам и вообще к творческим людям.

На что равняются массы

Во всем мире так принято, что на открытия выставок, на премьерные показы спектаклей, власти города приходят, говорят слова поддержки и благодарности, но почему-то у нас такой традиции нет. Моё глубокое убеждение заключается в том, что если у человека нет потребности в прекрасном: послушать музыку в зале, посмотреть на живые полотна, которые не в книжке и не в телевизоре, а в реальной жизни, без всего этого человек тупеет. К примеру, современные китайцы, японцы, корейцы скупают у нас советскую живопись 40-х, 50-х, 60- х и даже 70-х гг. XX века, ту что осталась, хорошую, реалистичную живопись, а здесь её откровенно не ценят. Без прекрасного, настоящего, ориентированного на вечные ценности, человек становится функцией, машиной, ориентированной исключительно на потребление, причём, низкокачественное. И как человеку, относящемуся к культуре, как патриоту своей страны, и, в конце концов, как русскому православному человеку, мне больно это видеть. Я бы очень хотела, чтобы наши власти уже, наконец, обратили внимание на всё происходящее и какие-то изменения в лучшую сторону у нас бы начались. Так уж повелось, власть имущие задают тон, и хотелось бы, чтобы они были образованными людьми в культурном плане в том числе.
Блок когда-то говорил: «Чиновники суть наша чернь, чернь вчерашнего и сегодняшнего дня…». Они множатся и множатся, понятно, что всё это было тогда и есть теперь, но художник в широком смысле, как он был художником, так он им и остался, и речь даже не о том, чтобы ему помогать, уже хотя бы не мешайте. Не требуйте от него невозможного, не делайте из него карманного лакея и не заставляйте, чтоб выжить, подороже оценивать каждый сантиметр холста. Он уже не сможет творить. А от любого подлинного художника люди ждут посланий, чтобы затем через века понимать эпоху через эти образы-послания.

Вечная классика

Евтихиева Ирина Александровна с внучкой купца Семёна Феофановича Хромова Евгенией Александровной Рождественской

Евтихиева Ирина Александровна с внучкой купца Семёна Феофановича Хромова Евгенией Александровной Рождественской

Более того, сейчас культуре отводится ничтожно малое пространство, и, боюсь, скоро нам придется пожинать плоды этой бездумной политики. Ведь культура — это то, что, как позвоночник, держит архетип нации. И разрушение очагов этой самой культуры — и сельских клубов, и нашей томской деревянной архитектуры — есть форма уничтожения нации. Не говоря уж о телевизоре с его вульгарной агрессией на сознание, в целом культура сегодня лишилась своего главного побудительного мотива, нравственного выбора, того самого, что воспитывает душу во все времена. Сегодня люди творчества почти все заняты исключительно поисками формы. Подтверждая тем самым мысль о том, что культура — это забава человека, нечто предназначенное для утех гордого преобразователя мира.
Но есть иное понимание культуры, не только как носителя нравственности, но как цели, как смысла существования человечества, цивилизации. Не существует абстрактной правды, существует человек, живущий в координатах добра и зла, т. е., нравственного выбора. Корни культурного сознания мистичны — именно от жажды идеала родились поэзия, и божественные мелодии, и великие полотна. Человеку открылась красота окружающего его мира и жгучее желание эту красоту запомнить, возродить в сердце, запечатлеть мгновения красоты, остановить, чтобы осмыслить, увековечить. Стало понятно, что смысл великого понятия — культура, смысл самой жизни человека лежит за пределами простого биологического существования. Да, конечно, Гоголь прав: «Искусство должно быть свято».
Как человек, имеющий классическое образование, выросший в семье художника, искусствовед, в конце концов, я вижу подлинное искусство и то, что предлагается ему на замену. На сегодняшний день, могу сказать, что многие из «художников» просто даже не умеют рисовать. Рассматривая, например, Пикассо, с его модерновой подачей и сложной композицией, не стоит забывать, что, прежде всего, он был блистательным рисовальщиком, а уже потом всё остальное. Тот же Малевич и Кандинский ломая стереотипы современников, прекрасно писали и рисовали в классической манере.

Заменители вкуса

Когда культурные почвы бедны, корни будут распространяться по поверхности, когда вокруг человека нет культурной среды, он станет тянуться к тому, что доступно, к тому, что ему настойчиво подают, к тому, что не касается души и не требует глубоких переживаний. Как бы там ни было, но в советское время по радио, в обычной программе «Рабочий полдень», звучали произведения Рахманинова, Моцарта и т. д., и желая того или нет, любой школьник слушал эту классическую музыку, и я могу Вас уверить, день ото дня она пробуждала в человеке чувство прекрасного, воспитывала внутреннюю культуру. Ведь великое искусство, любое подлинное творчество, состоит не в движении лица или тела, а в движении мысли и души.
Сравнивая феноменальные достижения мастеров так называемой советской культуры с «космическим» уровнем творчества многих наших «звёзд», становится предельно ясно, что сегодняшние пытаются унизить и растоптать советское наследие еще и потому, что для них это недосягаемый уровень, для того, чтобы их убожество не было столь вопиюще. Поэтому современные СМИ почти ничего из тех примеров нам и не показывают, ибо уровень падает стремительно. Чтоб не могли сравнить, ведь насколько о многом говорит подлинник, настолько ни о чем не может сказать подделка.
Почему мы не едим испорченную пищу, зная, что отравимся, но почему не понимаем, что в духовном плане мы так же способны отравиться, поглощая поддельные, пластмассовые и пластиковые «продукты культуры»? Вот в чём ужас.
Фото из личного архива Ирины Евтихиевой
(Продолжение следует)

Для справки

Ирина Александровна Евтихиева:
Старший научный сотрудник Томского областного художественного музея.
Закончила Ленинградскую Академию художеств им. И. Е. Репина (1982–1987) по специальности искусствовед, историк искусства.
Является единственным квалифицированным экспертом-консультантом по вопросам иконописи в Томской области. Провела ряд выставок древнерусской и сибирской иконы.
Научные темы: «Сибирские иконы XVII–XX веков», «Христианские храмы и святыни Томской Епархии», «Православные иконы и иконописцы Томска».
В 2008 была удостоена золотой медали и звания лауреата конкурса Союза писателей России за книгу «Явление Святителя Николая и его иконы на Томской земле»,
В 2016 награждена медалью св. Равноапостольного Князя Владимира и юбилейной медалью в честь 10-летия Союза армян России.

Читайте также на сайте:

  1. Призвание — воспитатель
  2. Рафо. Палитра любви и страсти
  3. «Желтую прессу» мне порадовать нечем!»
  4. Сохранить историю
  5. Опера на томской сцене
  6. Ностальгия по Тарковскому
  7. «Триколор ТВ» показывает в Сибири СуперКино
  8. Приятно отдохнуть в «Старом замке»!
  9. День семьи, любви и верности
  10. Почерк судьбы: дочь Бродского в Томске
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 11

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93