Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия
Читайте на сайте:
ticket title
Великая православная святыня    ◈
Традиции празднования Нового года в России    ◈
«Мир без границ»    ◈
Прокуратура, как «сапожник без сапог»    ◈
СУДИЛИЩЕ    ◈
Посвящение… или как украсть 19,5 млн рублей?    ◈
Славный юбилей Ленинского комсомола    ◈
Ностальгия по тем временам    ◈
Открытое письмо прокурору Томской области Виктору Романенко и губернатору Томской области Сергею Жвачкину о нарушении конституционного права граждан на оплачиваемый труд и запрет трудовой дискриминации    ◈
Будет ли свет в конце тоннеля?    ◈
Блеск и нищета ЮИ ТГУ    ◈
Томский «медицинский спрут»    ◈
Обещанного не один год ждут!    ◈
Новая жизнь садоводов и дачников, согласно закона, с 2019 г.    ◈
Блокировка сайта НОВО-ТОМСК    ◈
Новый сезон открыт!    ◈
Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты    ◈
«Оборотни в погонах» — эпилог?    ◈
Трагедия в Керчи    ◈

Не спешите в мышеловку

   0

Наша сентябрьская публика­ция под заголовком «Кредит­ная удавка» вызвала немало откликов у читателей. Люди звонили и даже приходили в редакцию, чтобы поделиться своими тревогами, возмуще­нием и мыслями по поводу различных уловок, которыми банки пытаются завлечь и нередко обманывают своих будущих клиентов.

Особую категорию составляют, например, пенсионеры, которым приходится рассчитываться за сво­их взрослых, но весьма легкомыс­ленных детей.

– Чтобы заработать добавку к пенсии, я иногда продаю на рынке зелень со своего огорода вместе с другими пенсионерами, – расска­зывает Вера Ивановна, – Когда познакомились поближе, к мое­му изумлению выяснилось, что у большинства из моих соседей по­хожие проблемы. Причем одна история страшнее другой.

Шестидесятипятилетняя Вален­тина, например, всю свою пенсию небольшими суммами вынуждена перечислять семи банкам, чтобы с ее семьей ничего не случилось. Ее сын не работает. В армии не слу­жил из-за умственной неполноцен­ности, что не мешает ему регулярно брать кредиты в разных банках.

И хотя знающие люди убежда­ли Валентину, что к ней это от­ношения не имеет, она опасается, что банки отсудят часть квартиры, приватизированной на сыночка. Живет на случайные заработки. А взрослый ребенок продолжает по­лучать кредиты.

Серьезные и крупные банки Томска с такого рода клиентами стараются дела не иметь. Вален­тина даже писала туда заявления с предупреждением, что возвращать взятое будет некому. Но раз в пол­года ее «детка» приезжает на такси и начинает прожигать очередной кредит, взятый под большие про­центы.

Другая ее приятельница отдает кредиты за дочь, которую в кон­це мая похоронила после долгой болезни. Молодая женщина брала кредит на ремонт квартиры, запла­тив сразу за страхование жизни, уверенная, что таким образом ее мать не будет причастна к выпла­там, если ее не станет. После смер­ти дочери сотрудники банка пока­зали матери небольшую звездочку в договоре кредитования, которая давала им право востребовать кре­дит и выплаты по процентам за счет ее доли в квартире.

Еще одна соседка по прилавку, торгующая помидорами, распла­чивается за внука, который сразу после совершеннолетия взял кре­дит и прогулял его с друзьями, а зарабатывать сам еще не научился. Теперь эти женщины сравнивают эти злосчастные кредиты с игро­манией.

К сожалению, все, что здесь рас­сказано – правда. Я сама встреча­лась с этими пострадавшими. Они не собираются идти к адвокатам за неимением денег и в правоохрани­тельные органы, потому что нико­му не верят. Они насколько могут, пытаются помочь своим близким, отдавая свою пенсию.

Но это самые простые случаи, в которых еще можно обнаружить какую-то вину самих клиентов банков. Но на наших глазах все шире развивается и совершенству­ется целая система завлечение до­верчивых клиентов.

Кредитные фокусы

На одном из городских сайтов в разделе пресс-релизов весной было размещено сообщение о но­вом предложении СКБ-банка. Банк предлагал обменять монеты досто­инством 10 рублей на тысячу. Спе­циально оговаривалось, что моне­та должна обладать штемпельным блеском.

Поскольку пару лет назад один из томских банков действительно покупал у собственников редкие коллекционные экземпляры, слу­чайно попавшие на рынок, а здесь конкретных требований не предъ­являлось, предложение выглядело даже чересчур заманчиво. Один из желающих так разбогатеть расска­зывает:

– Повелся. Звоню в коллектор­ский центр этого банка. Спраши­ваю – все в силе?

Отвечают – да. Привозишь мо­нету, получаешь 1000 рублей. По­звонил в местное отделение, все подтвердили, приезжайте, мол.

По приезде же в банке клиенту вежливо сообщили дополнитель­ные условия. Что по данной ак­ции клиенту выдается кредитная карта с лимитом в 1000 рублей, а при первом погашении кредитной задолженности списывается плата за годовое обслуживание в размере 1600 рублей.

– Желающие, кстати, нашлись, – рассказывает он, – На улице пара людей (нереспектабельного вида) с энтузиазмом ждала, когда день­ги упадут на карту. Отдал им свой десярик. Хочется пожелать этому банку побольше клиентов, хоро­ших и разных.

– А я бы пожелала при любом контакте с кредитными учрежде­ниями поменьше прислушиваться к заманчивым обещаниям, которые сегодня могут выглядеть фантасти­чески заманчиво, – рассказывает ведущий специалист по финансо­вым рынкам томского управле­ния «Роспотребнадзора» Ульяна Чернобровина. – Знаю, о чем го­ворю. Сама четыре года работала в банках. Попросите кредитный договор. Возьмите его домой и там в спокойной обстановке почитайте все его пункты, в том числе набран­ные мелким шрифтом. Обычно там под той самой звездочкой банк указывает, при каких условиях бу­дет действовать его обещание. Там может быть несколько не самых выгодных для потребителя вари­антов. А самое главное – получе­ние вами кредита не под самый за­манчивый процент.

По словам Ульяны Максимовны, нынче по сравнению с прошлым годом в нашей области вдвое уве­личилось количество жалоб на деятельность кредитных организа­ций. Удельный вес таких жалоб за 1 квартал 2012 года составил 7,4%.

Несмотря на то, что сегодня большое развитие получило потре­бительское кредитование, потре­бители по-прежнему не всегда по­лучают объективную и понятную информацию об условиях кредита, о полном размере возвращаемой по кредиту суммы. К сожалению, поддавшись на рекламные предло­жения типа: «0 процентов за пре­доставленный кредит» или что-то подобное, уже после подписания кредитного договора потребители сталкиваются с ситуацией, когда общий размер всех выплат за поль­зование кредитом (сюда включа­ют страхование, обслуживание, оформление) достигает 50-60%.

Нередко жалобы возникают не только из-за потребительской не­грамотности, но и из-за нежела­ния найти время и внимательно изучить условия кредитного дого­вора.

Осторожнее с партнером

Прежде всего специалисты реко­мендуют: когда вы затеваете какую-нибудь финансовую операцию, вспомните о том, что чудес на свете не бывает. Даром или в убыток себе ни один банк работать не будет. У него главная задача – получить прибыль при минимальных рисках. Именно поэтому солидные банки, не практикующие хитроумные и не­законные уловки, при работе с кли­ентами соблюдают четкую процеду­ру его проверки. От предоставления документов о доходе и имуществе до проверки полученной информа­ции службой безопасности. Да, это связано для вас с необходимостью оформить и представить эти до­кументы. Зато процент оплаты за кредит будет в разы меньше, чем у тех, кто заманивает в «бесплатную и очень быструю» мышеловку.

Вот что рассказывает Людмила Бурковская – главный специалист-юрист отдела по защите прав по­требителей Роспотребнадзора:

– В 99% случаев те договоры, которые предлагаются банками, подписываются потребителями. А когда возникает ответственность по исполнению договора, тогда на­чинаются походы к нам, в суды и все другие контролирующие орга­ны. Банки лукавят, когда говорят о низких процентах по кредиту, как правило, низкий процент компен­сируется комиссией за открытие или ведение счета, но когда дого­вор подписан, пути назад практи­чески нет. Расторгнуть или изме­нить условия можно только через суд.

Так, в прошедшем году в управ­ление Роспотребнадзора от за­емщиков поступили жалобы на деятельность 25 кредитных орга­низаций. Всего за 2011 год было рассмотрено 97 письменных заяв­лений по вопросам нарушения прав потребителей при предоставлении финансовых услуг. Для сравнения, в 2010 таких заявлений было рас­смотрено всего 50.

Потребители заявляют о непра­вомерных действиях кредитных организаций:

– по одностороннему изменению условий кредитных договоров, в том числе и по изменению про­центной кредитной ставки;

– по уплате комиссий за откры­тия и ведение ссудного счета и рас­смотрения кредитной заявки;

– по уступке требований долга коллекторским агентствам;

– по условиям заключения дого­воров страхования;

– по отсутствию перечня необхо­димой информации, предусмотрен­ной законом, о финансовой услуге и условиях ее предоставления.

В 2011 году Роспотребнадзо­ром возбуждено 5 дел об админи­стративных правонарушениях в отношении кредитных организа­ций (ЗАО «Банк ВТБ-24»; ОАО «Альфа-Банк»; ОАО «СКБ-Банк»; ООО «Совкомбанк»), со­ставлено 5 протоколов, выданы предписания о прекращении на­рушений в сфере защиты прав по­требителей.

Не нужно думать, что все банки в стране хотят Вас обмануть и наки­нуть на шею долговую удавку. Есть немало добросовестных финансо­вых учреждений, так например, в Роспотребнадзоре нам сообщили, что к Сбербанку России у потреби­телей практически нет претензий и нареканий.

Как копейки превращаются в проблему

– Мне недавно позвонили по телефону, – рассказывает Андрей Л., – и заявили, что у меня есть задолженность перед банком, ко­торому я уже давно вернул свой кредит. Я спросил, каким образом она возникла, и мне объяснили, что была недоплата 6 рублей и из-за того, что я в течение двух меся­цев не платил, меня оштрафовали. За 6 рублей меня оштрафовали на 600! Если не оплачу, мне сказали, буду оштрафован еще раз. А потом могут передать мой долг коллек­торам. Что я должен был сделать, чтобы этого не случилось?

– Прежде всего, когда вы воз­вращаете последнюю сумму дол­га, – рассказывает специалист по финансовым рынкам Роспотреб­надзора Ульяна Чернобовина, – вы должны потребовать справку, что ваши счета закрыты. Если ваше устное требование не выполнили, пишите заявление в двух экзем­плярах. Один с пометкой и датой принятия оставляйте у себя. В та­ком случае вам должны в течение трех дней выдать справку об отсут­ствии долга. Сделайте это и в том случае, если у вас есть зарплатная банковская карта, а вы уволились с прежней работы. Тогда изменяется статус карты, и ее обслуживание может стать значительно дороже.

Особенно осторожными спе­циалисты Роспотребнадзора реко­мендуют быть с банками «Русский стандарт», «МБ траст», «Хоум-кредит», «Региональный кредит», «Бинбанк» и всеми, кто вас уве­ряет, что при обращении к ним за кредитами счет будет в Вашу поль­зу. Эффективная, то есть оконча­тельная процентная ставка может доходить до 70%. В том числе для увеличения выплат могут быть ис­пользованы комиссии за выдачу кредита, за обслуживание и откры­тие счета. Ежемесячные комиссии при каждой выплате за зачисле­ние денег на счет, за интернет-обслуживание и еще масса других уловок, позволяющих компенси­ровать риски, которые несет банк, имея дело с клиентами.

Помните, бесплатный сыр быва­ет лишь в мышеловке.

И если уж вы решили взять кре­дит, то лучше обращаться в надеж­ный проверенный банк с хорошей репутацией и историей, зареко­мендовавший себя на российском рынке.

Зинаида Куницына

Читайте также на сайте:

  1. Двуединство Иткина
  2. Реквием по мечте
  3. Сбербанк: история и современность
  4. Уроки томскому бизнесу
  5. Особенности депутатского бизнеса
  6. Избиратель или бизнес?
  7. Закон на стороне заемщика!
  8. АО «Сибкабель» в числе лучших
  9. На Форуме молодых ученых U-NOVUS в Томске состоялась практическая сессия «Молодежь устойчивого будущего»
  10. Почти по графику
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91