Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Небеса под охраной

   0

В этом году Военно-воздушным силам России исполняется 100 лет!

В этот день в 1912 году по Военному ведомству России был издан приказ, согласно которому вводился в действие штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. День Военно-воздушных сил отмеча­ется в России 12 августа в соот­ветствии с Указом Президента Российской Федерации c 1997 года. Праздничные мероприя­тия, посвященные этому дню, проводятся в День воздушного флота России, отмечаемый в третье воскресенье августа.

Когда Военно-воздушный флот в России только начинал обра­зовываться, его главной задачей была разведка. Сегодня военно- воздушные силы России выпол­няют множество стратегических задач, их оборонную, защитную и разведочную деятельность трудно преувеличить. Военно-воздушные силы СССР не имели себе равных по количеству боевых самолетов, ибо «воздушный щит» должен был надежно прикрывать «танковый меч» и «большой флот» Страны Советов. За послевоенные годы советская авиация прошла путь от фанерных поршневых самолетов военной поры до сверхзвуковых машин четвертого поколения, сра­жалась в небе Кореи, Вьетнама, Египта и Афганистана.

Русский Императорский военно-воздушный флот

Императорский военно- воздушный флот Российской им­перии существовал с 1910 по 1917 год. Несмотря на свою короткую историю, императорский Военно- воздушный флот быстро стал од­ним из лучших воздушных флотов мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации. Русский Императорский ВВФ делился на авиационные от­ряды по 6-10 самолетов, которые объединялись в авиагруппы. Всего было несколько таких авиагрупп. Они использовались в русской императорской армии (армейская авиация) и флоте (морская авиа­ция).

В 1904 году Н.Е. Жуковский создал первый аэродинамический институт в Кучино под Москвой. В 1910 году правительство закупило в вооруженные силы первые фран­цузские самолеты и начало подго­товку пилотов.

В 1913 Сикорский построил первый четырехмоторный биплан «Русский витязь» и свой знаме­нитый бомбардировщик «Илья Муромец». В 1914 русские авиа­торы совершили первые арктиче­ские полеты в поисках пропавшей экспедиции Георгия Седова. На момент начала Первой мировой войны Россия имела самый боль­шой воздушный флот в мире (263 самолета). Сначала самолеты ис­пользовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои. К октябрю 1917 года Россия имела 700 самолетов, значительно уступая по этому по­казателю другим воюющим стра­нам. Легендарный русский пилот Петр Нестеров в 1913 году выпол­нил замкнутую петлю в вертикаль­ной плоскости (петля Нестерова) и совершил в 1914 году первый воз­душный таран.

История императорского военно-воздушного флота закон­чилась в 1917 году, когда револю­ция привела к развалу государства, вооруженных сил и авиационной промышленности. Большинство первых русских пилотов погибли в гражданской войне или эмигриро­вали из России.

Великая Отечественная война

В 1939 году авиация принима­ла участие в Советско-финской войне, где провела более 100000 самолетовылетов. В среднем один самолет терялся на 166 боевых са­молетовылетов, что значительно лучше, чем потери советских ВВС

 

в 1944-1945 годах, не говоря уже о 1941-1942. За все время советско- финской войны СССР потерял 627 самолетов различных типов. Из них 38% было сбито в бою или совершили посадку на террито­рии противника, 14% пропали без вести, 29% потеряно в результате аварий и катастроф и 19% полу­чили повреждения, которые не по­зволили вернуть самолеты в строй.

К 22 июня 1941 года советская авиационная промышленность выпускала 50 боевых самолетов в сутки, что значительно больше того, что производила в этот пе­риод Германия и ее союзники во всем мире. Через три месяца, в по­следней декаде сентября 1941 года, уровень производства достиг 100 боевых самолетов в сутки.

За годы войны было подготовле­но 44 093 летчика. Погибло в бою 27 600.

Холодная война

После победы СССР в Вели­кой Отечественной войне ВВС были серьезно модернизирова­ны, активно разрабатывалась но­вая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя. К концу 1980-х в распоряжении советских Военно-воздушных сил было до 10 тысяч самолетов, что делало советские ВВС самыми многочис­ленными в мире. Организационно состояли из родов авиации: бом­бардировочной, истребительно- бомбардировочной, истребитель­ной, разведывательной, связи и санитарной. Вместе с тем ВВС дели­лись на виды авиации: фронтовую, дальнюю, военно-транспортную, вспомогательную. Имели в сво­ем составе специальные части и учреждения тыла.

В 1980-х начались разработки истребителя пятого поколения, в частности, были запущены про­граммы МиГ 1.44 и С-37. Но эко­номический кризис и распад Совет­ского Союза не позволили довести их до конца, финансирование но­вых разработок прекратилось.

После распада СССР в декабре 1991 советские военно-воздушные силы были разделены между Россией и 14 независимыми ре­спубликами. В результате этого разделения Россия получила при­мерно 40% техники и 65% лич­ного состава советских ВВС, став единственным на постсоветском пространстве государством, обла­дающим дальней стратегической авиацией. Многие самолеты были переброшены из бывших союзных республик в Россию. Некоторые были уничтожены. В частности, 11 новых бомбардировщиков Ту- 160, располагавшихся на Украине, были утилизированы под дипло­матическим давлением из США. 8 таких самолетов были переданы Украиной России в качестве пога­шения задолженности за газ.

В 1994-1996 и 1999-2002 годах ВВС принимали активное участие в Чеченских кампаниях. Их дея­тельность осложнялась специфи­кой местного климата и рельефа.

Современное положение российской авиации

В 1990-х началось быстрое снижение численности и под­готовленности личного состава, авиатехники и аэродромов, ма­лое количество полетов по при­чине недостаточного финанси­рования. Этот процесс несколько приостановился в начале 2000-х годах. В январе 2008 года главно­командующий ВВС Александр Зе­лин назвал состояние воздушно- космической обороны России критическим. Например, боль­шинство истребителей МиГ-29 ВВС России, составляющих треть истребительного флота страны, были выпущены в 1980-х годах, не проходили своевременный капитальный ремонт на авиаре­монтных заводах, и по этой при­чине, вероятно, будут списаны в ближайшие годы.

В 2009 году закупки новой авиа­техники для ВВС России приблизи­лись к показателям начала 1990-х годов. Проходят испытания истре­бителя пятого поколения ПАК ФА, 29 января 2010 года состоялся его первый полет. Поступление в вой­ска истребителей 5-го поколения планируется к 2013 году.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Льготный беспредел?
  2. Редакция газеты «Томская НЕДЕЛЯ» начинает проект «Народный корреспондент»
  3. Кто уничтожает продовольственную безопасность?
  4. Просека ЛЭП не место для отдыха
  5. Почему бездействует прокуратура?
  6. Самооборона или нападение?
  7. Встречаем год Змеи
  8. Место встреч и разлук
  9. Лесные пожары в Томской области (оперативная сводка)
  10. Коррупция в «законе»

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91