Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Небеса под охраной

   0

В этом году Военно-воздушным силам России исполняется 100 лет!

В этот день в 1912 году по Военному ведомству России был издан приказ, согласно которому вводился в действие штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. День Военно-воздушных сил отмеча­ется в России 12 августа в соот­ветствии с Указом Президента Российской Федерации c 1997 года. Праздничные мероприя­тия, посвященные этому дню, проводятся в День воздушного флота России, отмечаемый в третье воскресенье августа.

Когда Военно-воздушный флот в России только начинал обра­зовываться, его главной задачей была разведка. Сегодня военно- воздушные силы России выпол­няют множество стратегических задач, их оборонную, защитную и разведочную деятельность трудно преувеличить. Военно-воздушные силы СССР не имели себе равных по количеству боевых самолетов, ибо «воздушный щит» должен был надежно прикрывать «танковый меч» и «большой флот» Страны Советов. За послевоенные годы советская авиация прошла путь от фанерных поршневых самолетов военной поры до сверхзвуковых машин четвертого поколения, сра­жалась в небе Кореи, Вьетнама, Египта и Афганистана.

Русский Императорский военно-воздушный флот

Императорский военно- воздушный флот Российской им­перии существовал с 1910 по 1917 год. Несмотря на свою короткую историю, императорский Военно- воздушный флот быстро стал од­ним из лучших воздушных флотов мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации. Русский Императорский ВВФ делился на авиационные от­ряды по 6-10 самолетов, которые объединялись в авиагруппы. Всего было несколько таких авиагрупп. Они использовались в русской императорской армии (армейская авиация) и флоте (морская авиа­ция).

В 1904 году Н.Е. Жуковский создал первый аэродинамический институт в Кучино под Москвой. В 1910 году правительство закупило в вооруженные силы первые фран­цузские самолеты и начало подго­товку пилотов.

В 1913 Сикорский построил первый четырехмоторный биплан «Русский витязь» и свой знаме­нитый бомбардировщик «Илья Муромец». В 1914 русские авиа­торы совершили первые арктиче­ские полеты в поисках пропавшей экспедиции Георгия Седова. На момент начала Первой мировой войны Россия имела самый боль­шой воздушный флот в мире (263 самолета). Сначала самолеты ис­пользовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои. К октябрю 1917 года Россия имела 700 самолетов, значительно уступая по этому по­казателю другим воюющим стра­нам. Легендарный русский пилот Петр Нестеров в 1913 году выпол­нил замкнутую петлю в вертикаль­ной плоскости (петля Нестерова) и совершил в 1914 году первый воз­душный таран.

История императорского военно-воздушного флота закон­чилась в 1917 году, когда револю­ция привела к развалу государства, вооруженных сил и авиационной промышленности. Большинство первых русских пилотов погибли в гражданской войне или эмигриро­вали из России.

Великая Отечественная война

В 1939 году авиация принима­ла участие в Советско-финской войне, где провела более 100000 самолетовылетов. В среднем один самолет терялся на 166 боевых са­молетовылетов, что значительно лучше, чем потери советских ВВС

 

в 1944-1945 годах, не говоря уже о 1941-1942. За все время советско- финской войны СССР потерял 627 самолетов различных типов. Из них 38% было сбито в бою или совершили посадку на террито­рии противника, 14% пропали без вести, 29% потеряно в результате аварий и катастроф и 19% полу­чили повреждения, которые не по­зволили вернуть самолеты в строй.

К 22 июня 1941 года советская авиационная промышленность выпускала 50 боевых самолетов в сутки, что значительно больше того, что производила в этот пе­риод Германия и ее союзники во всем мире. Через три месяца, в по­следней декаде сентября 1941 года, уровень производства достиг 100 боевых самолетов в сутки.

За годы войны было подготовле­но 44 093 летчика. Погибло в бою 27 600.

Холодная война

После победы СССР в Вели­кой Отечественной войне ВВС были серьезно модернизирова­ны, активно разрабатывалась но­вая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя. К концу 1980-х в распоряжении советских Военно-воздушных сил было до 10 тысяч самолетов, что делало советские ВВС самыми многочис­ленными в мире. Организационно состояли из родов авиации: бом­бардировочной, истребительно- бомбардировочной, истребитель­ной, разведывательной, связи и санитарной. Вместе с тем ВВС дели­лись на виды авиации: фронтовую, дальнюю, военно-транспортную, вспомогательную. Имели в сво­ем составе специальные части и учреждения тыла.

В 1980-х начались разработки истребителя пятого поколения, в частности, были запущены про­граммы МиГ 1.44 и С-37. Но эко­номический кризис и распад Совет­ского Союза не позволили довести их до конца, финансирование но­вых разработок прекратилось.

После распада СССР в декабре 1991 советские военно-воздушные силы были разделены между Россией и 14 независимыми ре­спубликами. В результате этого разделения Россия получила при­мерно 40% техники и 65% лич­ного состава советских ВВС, став единственным на постсоветском пространстве государством, обла­дающим дальней стратегической авиацией. Многие самолеты были переброшены из бывших союзных республик в Россию. Некоторые были уничтожены. В частности, 11 новых бомбардировщиков Ту- 160, располагавшихся на Украине, были утилизированы под дипло­матическим давлением из США. 8 таких самолетов были переданы Украиной России в качестве пога­шения задолженности за газ.

В 1994-1996 и 1999-2002 годах ВВС принимали активное участие в Чеченских кампаниях. Их дея­тельность осложнялась специфи­кой местного климата и рельефа.

Современное положение российской авиации

В 1990-х началось быстрое снижение численности и под­готовленности личного состава, авиатехники и аэродромов, ма­лое количество полетов по при­чине недостаточного финанси­рования. Этот процесс несколько приостановился в начале 2000-х годах. В январе 2008 года главно­командующий ВВС Александр Зе­лин назвал состояние воздушно- космической обороны России критическим. Например, боль­шинство истребителей МиГ-29 ВВС России, составляющих треть истребительного флота страны, были выпущены в 1980-х годах, не проходили своевременный капитальный ремонт на авиаре­монтных заводах, и по этой при­чине, вероятно, будут списаны в ближайшие годы.

В 2009 году закупки новой авиа­техники для ВВС России приблизи­лись к показателям начала 1990-х годов. Проходят испытания истре­бителя пятого поколения ПАК ФА, 29 января 2010 года состоялся его первый полет. Поступление в вой­ска истребителей 5-го поколения планируется к 2013 году.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Место встреч и разлук
  2. Несданный дом
  3. Газ не даром
  4. Льготный беспредел?
  5. Встречаем год Змеи
  6. Бесплатные посылки
  7. Клевое дело численность рыбы
  8. ОНФ — мост между маршрутниками и властью
  9. МЭРский позор
  10. Раскопки и пренебрежение порядком в городе

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91