Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Немного солнца в холодной воде…

   0

Выставка памяти Николая Беглюка открылась в Областном художественном музее

В Областном Художественном музее открылась выставка художника, чье имя навсегда вошло в историю Томска и его архитектуру. Николай Беглюк был многогранно талантливым человеком, смелым художником, изменившим в свое время художественную жизнь Томска. Яркая палитра его витражей и мозаик словно взорвала Томск, согрела его своими красками, проложила путь всем тем, кто пришел позже.

Начало

Благодаря своему свободолюбивому характеру во время учебы в Красноярском училище Николая Беглюка отправили в армию, причем не куда-нибудь, а на флот. По воспоминаниям друзей, художника он вернулся со службы в брюках “клеш”, которые очень скоро вошли в моду. Одним словом, Николай Степанович всегда был на гребне волны. В Томске Беглюк сформировался как художник, подарил ставшему родным городу яркие краски своих мозаик и витражей, графических работ.
Начиная с 1974 г., когда группа начинающих тогда художников-монументалистов, в числе которых были: Алексей Потемкин, Николай Илешин, Наталья Аксенова, Николай Белянов и Николай Беглюк. Когда они окончили Красноярское художественное училище и приехали в Томск, художественная жизнь нашего города кардинально поменялась. Новые идеи, новые взгляды молодых художников буквально взорвали сложившийся творческий круг Томска. Можно сказать, что Томск, в плане своего художественного развития, никогда уже не был прежним. Молодые люди обогатили его своей энергией, своими работами, яркими красками. Среди этой группы Николай Беглюк был самым активным и смелым художником, не боящимся экспериментов, новых материалов, новых творческих путей.

Монументалист, абстракционист, педагог

Николай Степанович Беглюк

Николай Степанович Беглюк (Источник: artmuseumtomsk.ru)

Мозаичные работы Николая Беглюка преимущественно относятся к советскому периоду, так как искусство это затратное в финансовом плане (в СССР же существовали госзаказы на масштабные художественные работы). В 90-е гг. и позднее, столкнувшись с тем, что подобного рода заказы сошли на “нет”, художник освоил технику изготовления витражей — менее дорогостоящий, но не менее эффектный вид монументального искусства. По словам самого художника, специалистом по мозаике и витражам он стал потому, что всегда чувствовал свои материалы. Что является основополагающим качеством для любого мастера.
Объекты, над которыми работал Николай Беглюк изменили облик Томска. С появлением мозаичных панно и витражей Беглюка Томск, несомненно, обогатил свою палитру. Творчество художников монументалистов тесно связано с архитектурой, пониманием формы, ощущением пространства, стиля. Всем этим Николай Беглюк владел в совершенстве. Мозаики и витражи Николая Семеновича отражают в себе именно ту архитектурную направленность, стиль, к которому и принадлежит эта архитектура. Беглюк, погружаясь в ту или иную работу над витражом или мозаикой, изучал не только экстерьер, но и интерьер объекта, стараясь максимально его прочувствовать. А это требует не только композиционных знаний, но и стилистики архитектуры.

Мозаика “Парад планет”. Дворец творчества детей и молодежи, ул. Вершинина

Мозаика “Парад планет”. Дворец творчества детей и молодежи, ул. Вершинина

Николай Степанович был ярким, сильным и талантливым художником, но его талант не ограничивался исключительно монументальным искусством. Долгое время Николай Беглюк преподавал в Томском Колледже культуры. Он подчеркивал, что всякий художник, желающий состояться, непременно должен получить классическое художественное образование. В одном из последних своих интервью мастер говорил о необходимости получения базовых знаний реалистической школы, а после, когда все без исключения этапы обучения будут пройдены и поняты, можно заниматься поисками собственного пути, своей творческой дороги. Кстати, Беглюк придерживался мнения, что истинный мастер не останавливается в своем развитии, а ищет, экспериментирует и пробует себя в разных жанрах и материалах. Как говорил Беглюк, определенные качества в человеке можно воспитать: можно объяснить по каким правилам работает цвет, можно обучить технике письма или рисунка, но чувство композиции — главное и основополагающее для всякого художника — заложено в генах, а если его нет, воспитать его невозможно. Композиция — это то, на что нанизывается все: концепция произведения, рисунок и живопись.
В конце 80-х гг. Николай Беглюк открывается томичам в новом качестве, как художник-абстракционист. Абстрактные работы мастера не имеют названий, так как, по его мнению, это повлекло бы зрителя к ограничению восприятия работ. Не встречая рамок и границ в виде названий, фантазия каждого зрителя рисует свои образы, символы и ассоциативные ряды. В своих работах Николай Беглюк стремился к полной свободе, надо заметить, таковым он был и в жизни — свободолюбивым бунтарем.
Живопись и графику Николай Беглюк выставлял нечасто. Первый раз томичи смогли увидеть живописные работы мастера на совместной выставке Николая Беглюка и Болдырева Василия Федоровича (1941–2003) — известного томского архитектора. Несколько персональных выставок Беглюка прошли в Доме офицеров, в Областном художественном музее и вот эта… посвященная памяти художника. Мало кому известно, что Николай Степанович писал стихи, некие хокку, которые нередко сопровождались графическими работами. Стихи поэта Беглюка наполнены смыслами, которые понимал он и которые понимали его слушатели — коллеги и близкие друзья, когда он сам доносил до них эти вещи.

Воспоминания друзей

Мозаика “Храмы Томска”. Фасад жилого здания по ул. Пушкина

Мозаика “Храмы Томска”. Фасад жилого здания по ул. Пушкина

Николай Беглюк был хлебосольным, добрым человеком, который умел дружить, умел радовать своих друзей. На выставке художника в Областном художественном музее, спустя почти год после смерти Николая Степановича Беглюка, звучали воспоминания его родных, близких, друзей, и всех их, собравшихся, объединяло одно: искренняя любовь и восхищение талантом мастера. Коллеги по цеху, художники говорили о товарище, как о сильном художнике, многогранном человеке, интереснейшей личности, творце, за творчеством которого было интересно наблюдать, а работать вместе было приятно.
Визитной карточкой Николая Беглюка можно считать мозаику на Дворце творчества детей и молодежи. Тот смысл, который Николай Беглюк вложил в свою работу — взрыв энергии, динамика, сочные цвета — все это актуальны и по сей день, так как юность отличают именно эти качества. Как же замечательно, что Николай Степанович не стал делать на фасаде здания какие-то реалистические вещи: работающих социалистических людей, детей в галстуках. Он изобразил взрыв, ведь пионеры — это действительно взрыв, это космос, прорыв, то есть всегда что-то новое, невиданное доселе. Другими словами, молодость, энергетическая вспышка, словно рождение новой планеты. Эта сильная, мощная, качественно выполненная работа никогда не потеряет своей актуальности, потому что смысл, которую вложил в ней автор всегда таковым и останется.
Абстрактные работы Николая Беглюка вызывают очень разные, порой противоречивые эмоции. Кому-то они нравятся, кому-то нет. Безусловно, на их восприятие влияет многое, тем не менее, практически каждый найдет в абстрактных работах Николая Степановича нечто созвучное своему внутреннему состоянию.
Николай Беглюк, как это было сказано выше, был человеком щедрым и часто одаривал дорогих и близких ему людей своими работами, причем делал это ярко и незабываемо.
По воспоминаниям друзей Николая Беглюка, иной раз могло показаться, что он пребывает в некоторой хандре, задумчивости, но стоило прозвучать какой-то шутке или анекдоту, как его лицо озаряла улыбка, и становилось ясно, что он все так же открыт миру. По восприятию жизни Николай Беглюк был бунтарем и хиппи, как он сам о себе говорил. В то же самое время Николай Семенович был очень образованным, человеком, много читающим, умным, тонким, размышляющим. Юмор и талант помогали ему быть коммуникабельным и очень любимым всеми.
Николай Беглюк был сторонником беспредметной живописи, считая, что художники-реалисты занимаются компиляцией действительности. Споры с коллегами по этому поводу могли длиться часами. Как бы там ни было, и кто бы при каких мнениях не оставался, имя Николая Беглюка и его работы всегда вызывали уважение и неподдельный интерес к себе. Работы Беглюка как бы призывают зрителя отбросить необходимость в конкретике и воспринимать видимое путем ассоциаций, чувств на уровне подсознания. Работы Николая Беглюка очень музыкальны, некоторые из них словно отражают весенние звуки, другие напоминают бурные потоки горных рек. Кстати, по воспоминаниям друзей художника, некоторые свои абстрактные работы он писал под симфоническую музыку.
По воспоминаниям детей художника — Евгения и Марии, прозвучавшим на выставке, в силу детского возраста творчество отца они воспринимали как нечто само собой разумеющееся. И только с возрастом пришло понимание того, кем на самом деле был их отец: ярким, неординарным человеком. Воспринимая тогда эти качества своего отца, как норму, сейчас они словно открывают его заново.
Остается добавить, что выставка Николая Степановича Беглюка открыта для посещения во все дни работы музея до 12 марта 2018 г.

Для справки:

Беглюк Николай Степанович (1950–2017)
Николай Беглюк родился и вырос в с. Ивановке Партизанского р-она Краснодарского края. Закончил Красноярское художественное училище им. В. Сурикова. Жил и работал в Томске с 1974 г. В выставках участвовал с 1975 г. В Союзе художников состоял с 1989 г. Томичам Николай Беглюк больше известен как художник-монументалист. Им были выполнены витражи и мозаики для Дома пионеров в г. Северске, Дворца пионеров в Томске (Дворец творчества детей и молодежи), школ, детских садов, автовокзала, музея истории ТПУ, кардиоцентра, больниц, гостиниц и т. д.
Свои абстрактные работы Беглюк называл: “попыткой выплеска изнутри”. Горизонтальные, концентрические, сводящие энергию в ядро; и наоборот, вытягивающиеся вверх, растущие на глазах у зрителей, словно бы расцветающие композиции. Вероятно, мозаичность абстрактных работ было своеобразным откликом, эхом, доносящимся от предыдущего этапа творчества художника.
Выставка Николая Беглюка в стенах Томского областного художественного музея открылась по предложению и благодаря поддержке семьи художника. Работы были заранее оформлены, отобраны и привезены из мастерской вдовы художника — Татьяны Валентиновны Беглюк (известной томской художницы).
(Источник: artmuseumtomsk.ru

Ирина Лугачёва

Мозаика “Газификация” на здании по пр. Фрунзе 170

Мозаика “Газификация” на здании по пр. Фрунзе 170

Витраж “Лекция”. Медицинский университет в Томске

Витраж “Лекция”. Медицинский университет в Томске

Не встречая рамок и границ в виде названий, фантазия каждого зрителя рисует свои образы

Не встречая рамок и границ в виде названий, фантазия каждого зрителя рисует свои образы

Одна из абстрактных работ Николая Беглюка

Одна из абстрактных работ Николая Беглюка

Читайте также на сайте:

  1. Императорский маршрут
  2. Гостеприимный “Дом Польский”
  3. Митрополит Илларион: В основе коррупции лежит очень опасный грех – ложь
  4. Конкурс «Лучший оператор почтовой связи» пройдет в Томске 24 июня
  5. Деревянная архитектура: “прорыв” или “провал”?
  6. Екатерина Усманова: «Наращивайте «мышцы» своей души!»
  7. Красота – страшная сила!
  8. Хор-призер
  9. Биография Алексея Михайловича Вьюшкова
  10. Время и Пространство Виктора Колупаева
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91