Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Ностальгия по Тарковскому

   0

Всемирно известному режиссеру исполнилось бы 80 лет.

«Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зерка­ло», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение» – филь­мы этого загадочного режис­сера и в России, и за рубежом давно стали классикой, а его имя по праву стоит в одном ряду с именами выдающихся мастеров мирового кино. В ны­нешнем году Андрею Тарков­скому исполнилось бы 80 лет, но юбилей получился тройной: исполняется 50 лет фильму «Иваново детство» и 40 – «Со­лярису». В череде памятных мероприятий одно из самых заметных – открытие выставки «Тарковский. Spaсe» в москов­ской «Галерее на Солянке».

Орден за сына

Он родился в селе Завражье Ко­стромской области, в доме деда. До больницы добраться не успели, и малыш появился на свет на столе, покрытом простынями.

– Отец будущего режиссера Арсений Тарковский нарисовал и вручил своей жене орден за то, что она родила ему сына. Меня это поразило! – говорит директор му­зея «Галерея на Солянке» Федор Павлов-Андреевич. – Мне кажет­ся, чем больше узнаешь таких фак­тов про Арсения Александровича – тем лучше понимаешь его сына…

Отец ушел из семьи, когда Ан­дрюше было три года. Но мать по­старалась сделать все, чтобы дети не были обделены теплом и забо­той. И даже война не смогла ей в этом помешать. Этот подвиг мате­ри Андрей оценит, уже став стар­ше. И посвятит ей самый автобио­графичный фильм «Зеркало»…

Стиляга в тайге

На одном из фото Андрей сидит на лавочке – студент с пышной ше­велюрой и в модном пальто. Нату­ральный стиляга.

– Да он был и стилягой, – под­тверждает сестра, которая младше Андрея на два с половиной года. – Он еще в старших классах забросил учебу и, приходя с занятий, кидал портфель и уходил гулять с друзья­ми – в кино или на Тверскую, кото­рая тогда называлась улицей Горь­кого, там у московских стиляг был свой «Бродвей». К счастью, все это не помешало Андрею поступить в Институт востоковедения.

А потом судьба закинула Тарков­ского в… тайгу! Вернее, не столько судьба, сколько мама. Она очень волновалась за сына, считала, что он попал в плохую компанию, ко­торая не доведет его до добра, и по­старалась сделать все, чтобы «от­вадить» парня от «Бродвея».

– Это было в 1953 году. Мама че­рез знакомых нашла экспедицию, которая готовилась отправиться в сибирскую тайгу на поиски золота или алмазов, – вспоминает Мари­на Арсеньевна. – Брата взяли в экс­педицию коллектором, его главная задача была – таскать ящики с об­разцами. Все это пошло Андрею на пользу: он возмужал, стал другим человеком. Прислал маме все за­работанные деньги – у меня даже сохранилась мамина записка: «Ан­дрей дал 400 рублей». А меня он повел в универмаг и купил мне красивые босоножки…

Венецианский лев, завернутый в газету

А в кино Тарковский оказался, можно сказать, случайно – за ком­панию…

Вернувшись после таежной экс­педиции, Андрей всерьез задумал­ся о выборе профессии. В институт востоковедения возвращаться он не собирался – понял, что это не его. А что «его» – не знал. И тут приятель, Дмитрий Родичев, который уже учился во ВГИКе на документалиста, позвал: мол, поступай к нам, у нас ин­тересно. Андрей подумал-подумал, да и отнес документы во ВГИК. И на первой же лекции Михаил Ромм пе­ревернул сознание паренька, заявив, что научить режиссуре нельзя – для этого нужно внутри иметь что-то, соответствующее этой профессии. И Андрей вдруг почувствовал, что это «что-то» у него есть…

Студенческий билет №54152, выданный во ВГИКе 25 августа 1954 года. Его бережно хранила мама режиссера, а позже – его се­стра…

Его дипломная работа – корот­кометражка «Каток и скрипка» – завоевала награду на престижном международном конкурсе. А потом был дебют – «Иваново детство».

Режиссер Сергей Соловьев, кото­рый учился в этом же вузе несколь­кими годами позже, вспоминает свою первую встречу с Тарковским:

– Мы сидим в аудитории, и вдруг туда заглядывает какой-то парень. Преподаватель разрешил ему войти. А у того в руках что-то завернуто в газету. «Что это у тебя?». Парень смущенно говорит: «Это «Золотой лев» с Венецианского фестиваля». Он, оказывается, пришел во ВГИК похвастаться своей первой боль­шой наградой, которую ему дали за фильм «Иваново детство». Так мы и познакомились…

Ручка от дома, которого нет

Сестра Тарковского сейчас хлопо­чет о том, чтобы восстановить дом в 1-м Щипковском переулке в Мо­скве, где семья прожила несколько лет – чтобы создать там музей Тар­ковского. На выставке представлен макет того самого дома, где жили три поколения Тарковских, где про­вел детство и юность Андрей Арсе­ньевич. Этого дома сейчас нет – он был снесен в конце 80-х. От него остались лишь дверная ручка, кусок лепнины да пара кирпичей от печки, все это Марина Тарковская хранит у себя больше двух десятков лет.

– Для Андрея детские годы на Щипке были важными, – считает его сестра. – Именно там он рос, по­знавал мир, там формировались его интересы, его характер …

Столичные власти уже подтвер­дили, что профинансируют строи­тельство музея.

– Дом, как и прежде, будет дере­вянный, из лиственницы, но с несго­раемым покрытием, – рассказывает Марина Арсеньевна. – В проекте все предусмотрено, вплоть до гардеро­ба, парковок…

А выставка на Солянке со временем станет основой экспозиции будущего «Дома-музея Андрея Тарковского».

Человек, который увидел ангела

В 1-м Щипковском переулке Ан­дрей Тарковский прожил до 30 лет. А когда в 1962 году получил награ­ду на Венецианском кинофестивале за «Иваново детство», Госкино ему выделило двухкомнатную квартиру на улице Чкалова.

– После «Иванова детства» Ан­дрей сильно изменился, – говорит Марина Арсеньевна. – Думаю, это от того, что за каждый фильм ему приходилось воевать…

Скончался Тарковский на чужби­не, в вынужденной эмиграции, от рака легких, когда ему было 54 года. Похоронили режиссера на париж­ском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. На его могиле установлен памят­ник Эрнста Неизвестного – Голгофа, к ней семь ступенек (по количеству его фильмов), и надпись: «Человеку, который увидел ангела».

– Когда мы готовили эту ретро­спективу, начали появляться люди, которые знали Тарковского и со­хранили что-то связанное с ним, – говорит российский киноакадемик, генеральный продюсер фестиваля «Московская премьера» Вячеслав Шмыров. – Например, пришел один дедушка. Оказалось, что он работал на съемочной площадке у Тарков­ского, и у него сохранился люби­тельский фильм со съемок Андрея Арсеньевича. Так что выставка бу­дет пополняться…

А 29 мая в родных местах режис­сера – в городке Плесе Ивановской области – в рамках Дней Андрея Тарковского будет дан старт VI ки­нофестивалю «Зеркало»…

Алена Афанасьева

Читайте также на сайте:

  1. Правда от американского канала (ВИДЕО)
  2. Минус семь
  3. Неподдающийся
  4. Два месяца простоя
  5. Хранительница народных традиций
  6. Архитектурное сияние Северска
  7. Не только песня строить и жить помогает!
  8. Двухмесячный ремонт
  9. Поликлиника задерживается
  10. Гладкий забег
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91