Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Ностальгия по Тарковскому

  1    0

Всемирно известному режиссеру исполнилось бы 80 лет.

«Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зерка­ло», «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение» – филь­мы этого загадочного режис­сера и в России, и за рубежом давно стали классикой, а его имя по праву стоит в одном ряду с именами выдающихся мастеров мирового кино. В ны­нешнем году Андрею Тарков­скому исполнилось бы 80 лет, но юбилей получился тройной: исполняется 50 лет фильму «Иваново детство» и 40 – «Со­лярису». В череде памятных мероприятий одно из самых заметных – открытие выставки «Тарковский. Spaсe» в москов­ской «Галерее на Солянке».

Орден за сына

Он родился в селе Завражье Ко­стромской области, в доме деда. До больницы добраться не успели, и малыш появился на свет на столе, покрытом простынями.

– Отец будущего режиссера Арсений Тарковский нарисовал и вручил своей жене орден за то, что она родила ему сына. Меня это поразило! – говорит директор му­зея «Галерея на Солянке» Федор Павлов-Андреевич. – Мне кажет­ся, чем больше узнаешь таких фак­тов про Арсения Александровича – тем лучше понимаешь его сына…

Отец ушел из семьи, когда Ан­дрюше было три года. Но мать по­старалась сделать все, чтобы дети не были обделены теплом и забо­той. И даже война не смогла ей в этом помешать. Этот подвиг мате­ри Андрей оценит, уже став стар­ше. И посвятит ей самый автобио­графичный фильм «Зеркало»…

Стиляга в тайге

На одном из фото Андрей сидит на лавочке – студент с пышной ше­велюрой и в модном пальто. Нату­ральный стиляга.

– Да он был и стилягой, – под­тверждает сестра, которая младше Андрея на два с половиной года. – Он еще в старших классах забросил учебу и, приходя с занятий, кидал портфель и уходил гулять с друзья­ми – в кино или на Тверскую, кото­рая тогда называлась улицей Горь­кого, там у московских стиляг был свой «Бродвей». К счастью, все это не помешало Андрею поступить в Институт востоковедения.

А потом судьба закинула Тарков­ского в… тайгу! Вернее, не столько судьба, сколько мама. Она очень волновалась за сына, считала, что он попал в плохую компанию, ко­торая не доведет его до добра, и по­старалась сделать все, чтобы «от­вадить» парня от «Бродвея».

– Это было в 1953 году. Мама че­рез знакомых нашла экспедицию, которая готовилась отправиться в сибирскую тайгу на поиски золота или алмазов, – вспоминает Мари­на Арсеньевна. – Брата взяли в экс­педицию коллектором, его главная задача была – таскать ящики с об­разцами. Все это пошло Андрею на пользу: он возмужал, стал другим человеком. Прислал маме все за­работанные деньги – у меня даже сохранилась мамина записка: «Ан­дрей дал 400 рублей». А меня он повел в универмаг и купил мне красивые босоножки…

Венецианский лев, завернутый в газету

А в кино Тарковский оказался, можно сказать, случайно – за ком­панию…

Вернувшись после таежной экс­педиции, Андрей всерьез задумал­ся о выборе профессии. В институт востоковедения возвращаться он не собирался – понял, что это не его. А что «его» – не знал. И тут приятель, Дмитрий Родичев, который уже учился во ВГИКе на документалиста, позвал: мол, поступай к нам, у нас ин­тересно. Андрей подумал-подумал, да и отнес документы во ВГИК. И на первой же лекции Михаил Ромм пе­ревернул сознание паренька, заявив, что научить режиссуре нельзя – для этого нужно внутри иметь что-то, соответствующее этой профессии. И Андрей вдруг почувствовал, что это «что-то» у него есть…

Студенческий билет №54152, выданный во ВГИКе 25 августа 1954 года. Его бережно хранила мама режиссера, а позже – его се­стра…

Его дипломная работа – корот­кометражка «Каток и скрипка» – завоевала награду на престижном международном конкурсе. А потом был дебют – «Иваново детство».

Режиссер Сергей Соловьев, кото­рый учился в этом же вузе несколь­кими годами позже, вспоминает свою первую встречу с Тарковским:

– Мы сидим в аудитории, и вдруг туда заглядывает какой-то парень. Преподаватель разрешил ему войти. А у того в руках что-то завернуто в газету. «Что это у тебя?». Парень смущенно говорит: «Это «Золотой лев» с Венецианского фестиваля». Он, оказывается, пришел во ВГИК похвастаться своей первой боль­шой наградой, которую ему дали за фильм «Иваново детство». Так мы и познакомились…

Ручка от дома, которого нет

Сестра Тарковского сейчас хлопо­чет о том, чтобы восстановить дом в 1-м Щипковском переулке в Мо­скве, где семья прожила несколько лет – чтобы создать там музей Тар­ковского. На выставке представлен макет того самого дома, где жили три поколения Тарковских, где про­вел детство и юность Андрей Арсе­ньевич. Этого дома сейчас нет – он был снесен в конце 80-х. От него остались лишь дверная ручка, кусок лепнины да пара кирпичей от печки, все это Марина Тарковская хранит у себя больше двух десятков лет.

– Для Андрея детские годы на Щипке были важными, – считает его сестра. – Именно там он рос, по­знавал мир, там формировались его интересы, его характер …

Столичные власти уже подтвер­дили, что профинансируют строи­тельство музея.

– Дом, как и прежде, будет дере­вянный, из лиственницы, но с несго­раемым покрытием, – рассказывает Марина Арсеньевна. – В проекте все предусмотрено, вплоть до гардеро­ба, парковок…

А выставка на Солянке со временем станет основой экспозиции будущего «Дома-музея Андрея Тарковского».

Человек, который увидел ангела

В 1-м Щипковском переулке Ан­дрей Тарковский прожил до 30 лет. А когда в 1962 году получил награ­ду на Венецианском кинофестивале за «Иваново детство», Госкино ему выделило двухкомнатную квартиру на улице Чкалова.

– После «Иванова детства» Ан­дрей сильно изменился, – говорит Марина Арсеньевна. – Думаю, это от того, что за каждый фильм ему приходилось воевать…

Скончался Тарковский на чужби­не, в вынужденной эмиграции, от рака легких, когда ему было 54 года. Похоронили режиссера на париж­ском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. На его могиле установлен памят­ник Эрнста Неизвестного – Голгофа, к ней семь ступенек (по количеству его фильмов), и надпись: «Человеку, который увидел ангела».

– Когда мы готовили эту ретро­спективу, начали появляться люди, которые знали Тарковского и со­хранили что-то связанное с ним, – говорит российский киноакадемик, генеральный продюсер фестиваля «Московская премьера» Вячеслав Шмыров. – Например, пришел один дедушка. Оказалось, что он работал на съемочной площадке у Тарков­ского, и у него сохранился люби­тельский фильм со съемок Андрея Арсеньевича. Так что выставка бу­дет пополняться…

А 29 мая в родных местах режис­сера – в городке Плесе Ивановской области – в рамках Дней Андрея Тарковского будет дан старт VI ки­нофестивалю «Зеркало»…

Алена Афанасьева

Читайте также на сайте:

  1. Апрельский рост
  2. О некоторых итогах Года российского кино
  3. Русская матрешка
  4. Помощь извне
  5. К зиме готовы
  6. Российским изобретателям принадлежит треть всех изобретений на планете Земля
  7. Криминальная хроника за 20.02.2015
  8. Новости спорта от 29.05.2015
  9. Очередь за жильем
  10. Помогите, пожалуйста!
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 7

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93