Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Новые горизонты для нового телевидения

   1

Было время, когда в Томске активно боролись за ауди­торию одновременно более пяти телеканалов. Причем некоторые из них даже уму­дрялись делить между собой одну и ту же частоту вещания, один канал. Помните, была такая забавная история не­простых взаимоотношений между ТВ-2 и телекомпанией «Эфир». Когда томичи смо­трели до 18.00 новости «24 часа» со Светланой Мала­ховой, а после – новоиспе­ченный «Час пик» со Славой Халиным. Тогда журналисты очень нервничали, ревновали друг друга к общему эфирно­му пространству и буквально состязались в поиске интерес­ных тем и способах подачи собственных материалов.

Ныне телекомпаний стало на­много меньше. Ушли в прошлое телеканал «Союз студентов» (был и такой!), отказались от собствен­ного вещания NTSC, если кто-то из зрителей еще помнит «Томск. Инструкция по применению», не­прерывно сокращается обьем ин­формационного вещания. Исчез с экранов генеральный слоган НТВ – «новости – наша профессия».

С грустью приходится конста­тировать факт депрофессианали­зации телевидения как такового и ремесла тележурналиста в част­ности.

В конце 80-х все было живее и интереснее. У телевидения тог­да возникали новые горизонты, новые технические возможности с появлением видеокамер, нели­нейного монтажа и компьютерной графики. Казалось, что вот-вот и сбудутся предсказания Рудоль­фа, героя оскароносного фильма «Москва слезам не верит», – ско­ро останется одно сплошное теле­видение.

Вышло совсем даже наоборот, – театр жив! И он снова на подъеме, а вот телевидению, похоже, при­ходит конец, по крайней мере, в провинции. Иначе чем объяснить падение зрительского интереса, угасание интереса рекламодате­лей именно к местным каналам.

Не будем лукавить, в принципе, все ясно, – медийное простран­ство, не исключая и ТВ, сливается как в воронку в интернет.

Мы – телевизионщики – сде­лали все для того, чтобы оттол­кнуть от себя аудиторию. Мы сделали десятиминутные ре­кламные паузы. Мы запустили в эфир автоспам, – бесконечные анонсы собственных программ и телефильмов. Причем доходило и продолжает доходить до идиотиз­ма! Фильм прерывается на самом интересном месте анонсом этого же художественного фильма на этом же канале!

Кстати сказать, закон, запре­щающий прерывать показ кино­продукции рекламными нишами, существует. Он принят, например, во Франции и даже в Украине. Психологи по всему миру бьют тревогу: прерывистым показом целостного художественного про­изведения телевидение форми­рует у человечества фрагментар­ность мышления и восприятия всего окружающего. Это прямой путь к шизофрении, к неумению и неспособности человека сосре­доточится. Что, собственно, мы и наблюдаем у большинства ны­нешних подростков!

А скрытая телереклама в ин­формационных программах, так называемая в телевизионной сре­де «джинса»? Это же просто ужас. Некоторые студии, так называ­емые «продакшн», полностью строят свое вещание на скрытой рекламе. Есть, разумеется, приме­ры честной журналистики. Тот же «Дежурный по городу» от продю­серского центра «8 день». Но ведь существуют и такие программы, как «Наш город», которые вы­нуждены зарабатывать, что на­зывается, «с улицы». Почти все сюжеты в программе не просто познавательные, а оплаченные заказчиком, это ни для кого не секрет, иначе как программа бы выживала?!

А о зрителях-то кто подумал?! Кому будет интересно смотреть полчаса сплошную рекламу? Ког­да выходила в эфир ежедневная программа «Крутой поворот», там тоже было немало рекламы, но информационный каркас про­граммы составляли происшествия на улицах города, а не скрытая реклама магазинов одежды или бытовой техники!

Вообще, с профессиональной точки зрения, все, кто работал на телевидении последние 10-15 лет, в той или иной степени прило­жили руку к катастрофическому уменьшению телезрителей, это несомненно.

Можно ли исправить ситуа­цию? Или точка невозврата уже пройдена? На эту тему мы пару лет назад рассуждали с Оксаной Макеевой, предпоследним руко­водителем ГТРК Томск. Оксана Евгеньевна была твердо убеж­дена, что телевидение даже в его нынешнем состоянии незыблемо и перспективы у него радужные. Я ей прямо говорил о том, что еще нынешнее поколение юбиля­ров-основателей областного ТВ увидит его закат. В итоге Оксану Макееву с кресла председателя сместили! Хотя с ее уходом мало что изменилось в лучшую сторо­ну. Собственных проектов ГТРК не готовит к эфиру, все, что де­лается, – делается под брендом Москвы, то есть канала «Россия». Это, конечно, неплохо, однако об­ластной колорит фактически ис­чез с экранов телезрителей Том­ской области. Поэтому назвать Томское телевидение областным язык не поворачивается. Еще не­давно произносились заздравные речи в пользу создания Томского общественного телевидения, но и они поутихли. На ТВ-2 веща­ют вечером канал «Дождь», съе­мочных групп на брифингах все меньше, одним словом, симптомы самые апатичные. И кризис здесь, похоже, совсем не причем.

Выход мне лично видится в соз­дании новых специализирован­ных телеканалов для кабельных сетей и спутниковых тарелок.

В каком смысле специализи­рованных? В буквальном! Для домохозяек, для охотников и рыболовов, для студенчества, для школьников! Чтобы каждый мог выбирать для себя тот пакет телевещания, тот список теле­каналов, который был бы инте­ресен. Например, вы риэлтор и вас интересуют информация о купле-продаже объектов недви­жимости и земли под строитель­ство! Зачем вам смотреть другие телеканалы и ждать соответству­ющего раздела бегущей строки?! Вы включаете телеканал «Доми­но», который уже сейчас вещает в общем пакете каналов Новых Теле Систем, и получаете наи­более полную информацию от ведущих риэлторов Томска и области. Удобно? Удобно! Свое объявление на эту же тему вы где разместите? На том же «Доми­но», тем более что это намного дешевле, чем на некоторых дру­гих каналах.

И подобная специализация по различным сферам нашей жизни может развести по углам ринга, например, тех, кто хочет смотреть «Дом-2», и тех, у кого это шоу вы­зывает приступы тошноты, как при сотрясении мозга! В Америке, например, в кабельных сетях су­ществует канал, где показывают без всяких комментариев под зву­ки классической музыки прекрас­ные виды живой природы. Никто никого не раздражает, и люди с удовольствием платят за подоб­ный телеконтент в своем телеви­зоре. Кстати, с приходом в 2014 году полномасштабного циф­рового вещания на территории Российской Федерации подобные телегоризонты откроются перед многими нашими телезрителями, возможно, тогда телевидение как искусство снова начнет набирать обороты и исправлять свои ошиб­ки перед многоуважаемой аудито­рией.

Борис Асеев

Читайте также на сайте:

  1. Билеты хоть куда
  2. Тепло на подходе
  3. Закрытый губернатор
  4. Страсти по Женеве
  5. Медали и рекорды
  6. Айфон и глинтвейн для студента
  7. Системные причины распада СССР
  8. Без кодеина
  9. Клещи взяли всю Россию в клещи
  10. Вечный фонарь
Рейтинг

1 комментарий

  1. weldernik

    Телевидение-дело нужное,дай Бог удачи,в этом деле!Я смотрю 4 -5 каналов.Ещё смотрел бы ,если бы интересные были!На кабельное ТВ из 20-30интересных каналов, по разумной цене,подписался бы, без колебаний!Не смотря на без лимитный интернет!

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91