Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

О наследии советской литературы

   0

50 произведений советской литературы, часть из которых еще присутствует в школьной программе, другая часть из нее была вычеркнута, а еще одна там обычно не фигурирует, но ведь изучение классики не заканчивается школой

Ввиду участившихся нападок на наше прошлое, совершаемых в СМИ разного рода деятелями, с целью навязывания нам, в особенности молодым гражданам, ложного представления о нашей культуре, истории и в целом прошедших периодах истории хотелось бы сегодня поместить здесь небольшой, нуждающийся, конечно, в дополнении, список тех произведений отечественной литературы XX в., без знания которых немыслимо называть себя человеком, знающим историю своей страны и обладающим достойными знаниями для ее гражданина.

Мы хорошо видим, что ложь сегодня, особенно в последние 3–4 года, превзошла все мыслимые пределы. В особенности это касается советского прошлого нашей страны. Думаю, со мною многие согласятся в том, что количество грязи, словесной грязи, вылитой на тот период истории, превосходит все ожидания. Конечно, критиковать страну, власть с высоты прошедших лет, в особенности условия жизни, какие-то политические события, действия тогдашнего руководства и мы можем. Но никакого права это делать нет у тех, кто в России не живет, не знает изнутри ее проблем, а только наезжает сюда, выступая по телевидению, и подспудно участвует в деятельности НКО, которые отнюдь не преследуют благих целей в виде лечения больных детей и выстраивания культурного сотрудничества. Итак, 50 произведений советской литературы, часть из которых еще присутствует в школьной программе, другая часть из нее была вычеркнута, а еще одна там обычно не фигурирует, но ведь изучение классики не заканчивается школой. Есть те произведения, которые нельзя понять и прочувствовать в юном возрасте. Тем более, если человек не продолжает держать в руках книгу, пожалуй, он делает ничтожно мало для себя и своего развития. На наш взгляд, есть триединая формула, позволяющая судить о человеке как о личности: достойное знание им истории своей страны, ее культуры, где связующей нитью выступает литература и знание права — писаных законов жизни общества.

Мой список не претендует на исключительность, но позволяет сориентировать в большом количестве написанного и выбрать главное.

1. «Василий Теркин», стихи А. Т. Твардовского;

2. «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого;

3. «Тихий Дон» М. А. Шолохова;

4. «Строговы», «Соль земли», «Орлы над Хинганом» Г. М. Маркова;

5. «Молодая Гвардия», «Разгром» М. А. Фадеева;

6. «Как закалялась сталь» Н. А. Островского;

7. «Мать», «Старуха Изергиль», «На дне» А. М. Горького;

8. «Чапаев» Д. А. Фурманова;

9. «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова;

10. «Владимир Ильич Ленин», «Облако в штанах», стихотворения В. В. Маяковского;

11. «Поднятая целина» М. А. Шолохова;

12. «Хождение по мукам» А. Н. Толстого;

13. «Петр Первый» А. Н. Толстого;

14. «Детство», «В людях», «Мои университеты» А. М. Горького;

15. «Прощание с Матерой», «Деньги для Марии», «Живи и помни» В. Г. Распутина»;

16. «Живые и мертвые», стихотворения К. М. Симонова;

17. «Я, сын трудового народа», «Жена», «Сын полка» В. П. Катаева;

18. «Царь-рыба», «Последний поклон» В. П. Астафьева;

19. «Собачье сердце» М. А. Булгакова;

20. «Калина красная» В. М. Шукшина;

21. «У самого моря», «Поэма без героя», стихи А. А. Ахматовой;

22. «Железный поток» А. С. Серафимовича;

23. «Горячий снег» Ю. В. Бондарева;

24. Стихотворения Ю. В. Друниной;

25. «Привычное дело» В. И. Белова;

26. «В окопах Сталинграда» В. Н. Некрасова;

27. «Жизнь и судьба» В. С. Гроссмана;

28. «Дым Отечества», «Героический юго-восток» К. Г. Паустовского;

29. «Угрюм — река» В. Я. Шишкова;

30. «Вечный зов» А. И. Иванова;

31. «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака;

32. Стихотворения Б. Ш. Окуджавы;

33. «Дом» Ф. А. Абрамова;

34. Стихотворения М. В. Цветаевой;

Все перечисленные выше произведения — богатейшее наследие нашей культуры, изучая которое мы не только погружаемся в прошлое, не только постигаем характеры персонажей, стремимся быть похожими на них и до остервенения ненавидим тех, кто в этих романах, повестях, рассказах, поэмах и стихах олицетворяет зло во всех его формах и проявлениях, но проживаем вместе с героями этих произведений день или целые годы из нашей прошлой жизни, вместе с ними делаем выводы и извлекаем уроки.

То, что было нужным и героическим, нам запомнится, и, благодаря сохранению памяти, повторится вновь в нашей жизни, теперь уже мы будем творить большие дела, как это делали Павка Корчагин, Семен Котко, Олег Кошевой. Мы же отшатнемся от того зла, которое сегодня продолжают наследники угнетателей русского народа, наследники фашистов, а также других нам «генетически» не близких персонажей. Вот такому учит нас литература. Точнее: подталкивает к таким вывода и закладывает модель поведения. Человек, прошедших вместе с героями этих произведений весь XX век, уже не оступится и не предаст.

В отместку нашим недругам мы знаем, что наше историческое наследие богато, и мы сами хозяева собственной судьбы и истории. Беда только в том, что им в угоду порой забываем об этом и стремимся заменить истинные ценности, неоднократно раскрытые названными авторами, на ложные, переходнические, тем самым обедняя и себя, и своих детей.

АЛЕКСАНДР ПАНЫЧ

Читайте также на сайте:

  1. Учеба или выживание?
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91