Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия

О некоторых итогах Года российского кино

  18    0

Взгляд томского читателя на проблемы кино

В декабре минувшего года в большом концертном зале областной филармонии прошло с большой помпой закрытие Года российского кино в Томской области. На этом мероприятии побывать мне не удалось, так что сужу о нём из публикаций местных электронных и печатных СМИ.

Кино в перерыве между покупками

В речи начальника департамента по культуре и туризму областной администрации Павла Волка были перечислены яркие кинособытия года, обозначены достижения и некоторые проблемы. Отмечено, что в области было проведено более 400 мероприятий, посвящённых киноискусству — от кинопоказов до киновикторин и конкурсов для детей и взрослых. Подчёркнуто, что сеть кинофикации в области постепенно восстанавливается, растёт стремление молодёжи к участию в процессе создания любительского документального и художественного кино, чему способствуют проводимые в области различные конкурсы. Как большое достижение (?!) было отмечено, что теперь фильмы можно посмотреть и в торговых центрах в перерыве между “шопингом”.
Вместе с тем многие серьёзные проблемы в нашем кинематографе, как мне представляется, остались без внимания общества, и на них не был дан ответ. А без их решения трудно добиться больших положительных результатов в развитии нашей киноиндустрии и кинопроката!
По завершению Года российского кино у рядового зрителя возникает резонный вопрос: что же изменилось в нашей киноиндустрии и кинопрокате!? Как будет развиваться наша киноиндустрия? Больше ли отечественных фильмов стало экспортироваться? Улучшилось ли качество подготовки наших режиссёров, сценаристов, операторов и актёров в наших вузах? Стала ли наша молодёжь лучше знать российских актёров и режиссёров, гордиться исторически признанными шедеврами нашего киноискусства?

Фильм на своем диване

Касаясь положения дел в нашем регионе, хотелось бы также услышать из уст работников областного департамента: что же за фильмы демонстрируются в последнее время в кинотеатрах нашего города, что пользуется у нашего специфического томского зрителя популярностью? Осознаёт ли наша система кинопроката, что в последнее время кинозритель всё чаще предпочитает традиционному просмотру фильмов в кинозалах просмотр фильмов в семейном кругу или в узкой дружеской компании, учитывая широкое распространение кабельного телевидения, сети Интернет с его широкими возможностями, а также продаж копий фильмов на электронных носителях, уводя тем самым потенциальных зрителей из кинотеатров? Понимают ли в департаменте, что сегодня кино, как никогда, играет большую роль в формировании мировоззрения подрастающего поколения, воспитании морально-нравственных ценностей!?
При взгляде на афиши наших кинотеатров у меня, как у обычного кинозрителя, складывается ощущение, что низкий процент демонстрируемых отечественных фильмов (по различным оценкам Фонда кино он составляет порядка 19% по сеансам) в определённой части объясняется тем, что качество этих фильмов (имею в виду прежде всего их сюжеты и содержание) оставляет желать лучшего. Обращает на себя внимание, что даже зарубежные кинокритики (имею в виду французских кинодеятелей), как отмечала Российская газета ещё за 10.12.2013 года в своей статье “Пять причин, по которым в мире не смотрят российское кино”, русские картины очень часто тяжелы для восприятия и всё чаще сосредотачиваются на темах, не интересных и не понятных широкой аудитории. Многие же из российских фильмов, в отличие от приобретённой зарубежной кинопродукции, перед приходом в регион не сопровождаются нормальной рекламой по продвижению их к массовому зрителю. В связи с этим они, наверное, и не являются привлекательными для зрителя. А из-за того, что картины не приносят необходимого кассового сбора, кинопрокатчики быстро убирают эти фильмы с экрана. Кассовая выручка сейчас становится показателем всего. Окупаемость российских фильмов, как явствует из материалов АиФ.ру, оставляет желать лучшего. Так, если в 2013 году 59 отечественных картин, выпущенных на большой экран, заработали 258 млн долларов, в 2014 году 84 фильма дали прибыль 219 млн рублей, в 2015 году прибыль составила всего 116 млн рублей. Как видим, кинотеатры стали вроде бы больше показывать отечественных лент, однако на общие сборы это не влияет. Цензура, как таковая, давно исчезла, но шедевры почему-то к нам от кинодеятелей не идут. Знаковые фильмы, подобные “Географ глобус пропил” или “Левиафан”, давно не появлялись на экранах кинотеатров и не являлись предметом дискуссий в обществе.

Чему учит кино молодых?

Сегодня современное российское кино, борясь за место в кинопрокате в конкуренции с зарубежными лентами, как мне кажется, стремится идти по пути подражания зарубежным лентам, на которых формировался в постперестроечное время молодёжный зритель, составляющий сейчас основную массу зрителей наших кинозалов (уже со своими детьми) и обеспечивающий кассовый план кинопрокатчикам. При таком подходе в производстве фильмов утрачивается самобытность советской, ныне российской школы кинематографии, которая многие годы пользовалась признанным уважением за рубежом и была направлена на массового зрителя.
В этой связи хотелось бы обратить внимание областного и городского департаментов, занимающихся вопросами культуры, молодёжной и информационной политики в нашем городе на необходимость привития студенческой, рабочей и особенно школьной аудитории интереса к российскому кино, к серьёзным фильмам, к воспитанию у этой среды правильного художественного вкуса.
Учитывая, что многие демонстрируемые в 90-е годы зарубежные фильмы были сделаны в лучших голливудских традициях с привлечением хороших актёров, с лихо закрученными сюжетами, с великолепной компьютерной графикой и многочисленными спецэффектами и при этом сопровождались мощными рекламными компаниями в целях продвижения на рынок, они “подсадили” российскую молодёжь на зарубежное кино, как на иглу наркотика и продолжают “подсаживать”. Они косвенно отвратили в определённой степени нашего кинозрителя от российских лент, уступающих в тот период времени по качеству и зрелищности зарубежным лентам.
Безусловно, этот изъян надо исправлять, но на это потребуется время и объединение в этом вопросе в нашем регионе усилий власти, руководителей наших вузов, различных общественных формирований, молодёжных организаций и т. д. Как мне представляется, большую роль могли бы сыграть киноклубы на базе университетских центров культуры. Координирующую и методическую роль при этом мог бы взять на себя давно известный в нашем городе киноклуб “Латерна магика”, руководимый кандидатом искусствоведения, доцентом ТГПУ Адой Бернатоните и Институт искусства и культуры ТГУ с его кафедрой этики, эстетики и культурологии (в недалёком прошлом эта кафедра в ТГУ была даже межвузовской кафедрой этики и эстетики). К сожалению, имеющиеся сейчас в Томске немногочисленные киноклубы ведут свою работу в основном с элитарным зрителем. Это хорошо, но таких зрителей не так уж много в нашем городе.
Как мне кажется, это же не вяжется с претензией Томска на звание Сибирских Афин, когда значительная часть его молодёжной аудитории не выросла ещё из инфантильных штанишек, судя по тому, какое кино пользуется у него сегодня популярностью! Им подавай только дешёвое развлекательное зарубежное кино типа “Властелина колец”, различных историй о чудовище Годзила, Гарри Потере, дешёвых комедий и мелодрам. Многим из представителей этой аудитории претят многие хорошие российские фильмы, которых становится всё больше и больше. В этих фильмах от зрителя требуется думать, размышлять, давать оценку и т. д., а ему это не по нраву, на подобное кино он не пойдёт! Может быть, я и не прав, но у меня сложилось сегодня такое впечатление.
И последняя мысль о Годе российского кино. По моему мнению, определённую положительную роль Год российского кино, бе­зусловно, сыграл. Благодаря ему было приковано внимание общества к настоящему и будущему отечественного кино. В стране в целом несколько улучшилась материальная база киноиндустрии и кинопроката, открылись новые кинозалы в селах и посёлках, прошли тематические экскурсии, выставки, кинофестивали, посвящённые российскому кино, его истории и развитию, стали практиковаться новые формы привлечения кинозрителя, были реализованы различные образовательные проекты, связанные с киноискусством. Польза от него ещё и в том, что он поднял много вопросов, с решением которых в недалёком будущем наш кинематограф сможет стать более качественным во всех отношениях. Эти вопросы заставят задуматься людей во власти, кинематографе и кинопрокате о том, что же надо сделать для этого. А зритель справедливо будет требовать хорошего российского кино!
Анатолий Белов

Читайте также на сайте:

  1. Преступление против истории
  2. ЗАТО Движение
  3. Поэтические письма
  4. В Новый год – с Надеждой
  5. Актер с поэтическим уклоном
  6. Обращение имама Красной Соборной мечети
  7. Конкурс «Лучший оператор почтовой связи» пройдет в Томске 24 июня
  8. Доброта плюс здравый смысл
  9. Игорь Крутой: «Не такой уж я нафталин!»
  10. ТЮЗ. До новых встреч!
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика
Посетителей на сайте сейчас: 9

Наш адрес

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Email: ansktn@mail.ru