Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Образование для детей-инвалидов – обучение в школах и ВУЗах

   0

Президентом нашей страны 1 июня был подписан указ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». В этом указе идет речь о «необхо­димости законодательного закрепления права детей- инвалидов и детей с огра­ниченными возможностями здоровья на инклюзивное дошкольное, общее и профес­сиональное образование».

Уточню, что инклюзивное об­разование – это общее образова­ние, доступное для всех детей, т.е. оно обеспечивает и гарантирует процесс доступного образования для детей с особыми потребностя­ми – детей-инвалидов.

После подписания данного Ука­за от всех вузов нашей страны по­требуют создания доступной сре­ды для обучения инвалидов. Все образовательные нормы в этом случае будут согласовываться с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов. Напомним, что Конвенция по правам инвали­дов была ратифицирована Росси­ей в апреле 2012 года.

Конечно, в нашей стране и сей­час уделяется внимание образова­нию инвалидов, но, к сожалению, в большей степени это касается школьного образования, которое инвалиды могут получать в обще­образовательных школах, в спе­циализированных школах и ин­клюзивно. Что касается высшего образования, которое получается в вузах страны, то пока что зако­нодательно не была закреплена доступность высшего образова­ния для инвалидов. Все, что было до этого времени – это действия на уровне инициативы и экспери­ментов. Ответственность за свои экспериментальные действия нес­ли сами вузы.

Например, МГТУ им. Баумана с 30-х годов 20 века ведет обучение инвалидов по слуху. Когда-то это решение было принято на уров­не правительства. Сейчас опыт Бауманки уже стал передовым во всем мире и был по заслугам оце­нен ЮНЕСКО. Сегодня некото­рые вузы нашей страны следуют по стопам Бауманки, и в них есть уже свои – вполне высокие дости­жения. Но таких вузов, к сожале­нию, крайне мало и этого совсем недостаточно для всей страны.

На самом деле, сейчас речь идет о том, что вузы нашей страны должны формировать иное – со­вершенно новое развитие соци­окультурных взаимоотношений разных людей. Для этого в 2009 году Союзом ректоров была уч­реждена благотворительная про­грамма интеллектуального по­печительства детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Талант преодоления». Эта программа направлена на поддержку возможностей про­фессионального и образователь­ного обучения детей-инвалидов. Научное творчество и знания смогут помочь студентам-инва­лидам осваивать интересные для них профессии, для того чтобы впоследствии стать достойными профессионалами в той или иной отрасли, следовательно, активны­ми членами общества. Сейчас в этой программе участвуют многие вузы благодаря стараниям своих ректоров.

К сожалению, очевидно, что не получив достойного образования, люди с ограниченными возмож­ностями вынуждены быть зам­кнутыми в четырех стенах своего дома и существовать на нищен­ские пособия. Практически самое важное для инвалида – это воз­можность получения профессии, при этом, соответственно, повы­шается шанс найти достойную работу, а значит – получить воз­можность общаться и жить более полноценной жизнью.

1 июня 2012 года Союзом рек­торов России было проведено межвузовское онлайн-совещание, на котором обсуждалась адапта­ция в вузах нашей страны студен­тов-инвалидов. В этом совещании принимало участие более полови­ны отечественных вузов. Обсуж­дались возможности инклюзив­ного образования. Союз ректоров привел в пример лауреатов про­граммы «Талант преодоления», ребят, которые учатся в вузах и планируют свою дальнейшую ра­боту в госкорпорациях «Ростех­нологии» и «Росатом». Таким образом, современному обществу и бизнесу дают понять, что инва­лиды могут составить достойный потенциал работников в серьез­ных компаниях.

Сейчас большинство вузов уже начали реализовать свои про­граммы развития доступной среды для инвалидов. Но надо понимать, что эти программы сталкиваются с рядом сложно­стей, ведь для их успешного при­менения нужны новые методики образования, оснащение специ­альной техникой и специальным программным обеспечением. Для всего этого нужны новые разработки и внедрения. На дан­ный момент те немногие вузы, в которых уже налажено обуче­ние инвалидов, готовы делиться опытом с остальными учебны­ми заведениями нашей страны. Сами инвалиды также готовы помогать и работать над вопро­сами применения инклюзивного образования. Например, группа аспирантов Московского универ­ситета, которую возглавляет вице- президент Общероссийского Со­юза общественных организаций инвалидов Леонид Шорохов, вы­ступила с предложением создать в российских вузах ряд специаль­ных центров поддержки учащих­ся-инвалидов. «Эти центры будут помогать первокурсникам адап­тироваться к учебному процессу и вузовской среде, координировать волонтерские сети, содействовать трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья, поддерживать участие студентов-инвалидов в деятельно­сти малых инновационных пред­приятий при вузах, обеспечивать доступный для инвалидов обмен информацией и многое другое».

Будем надеяться, что все эти и другие шаги, а также всеобщие усилия приведут к тому, что в нашей стране людям с ограни­ченными возможностями будут созданы достойные условия для обучения, следовательно, новые возможности для самореализации в обществе.

ДЕПУТАТ-ЮРИСТ ИГОРЬ ПУЧКОВ

Читайте также на сайте:

  1. Скованные одной цепью
  2. Не место для дискуссий
  3. Обязательный русский
  4. Открытое письмо Николая Юдина губернатору Томской области С.А. Жвачкину
  5. Усыновлений меньше
  6. Уважаемые томичи!
  7. Американский бизнес на усыновлениях
  8. Поэтапный прогресс
  9. Российским изобретателям принадлежит треть всех изобретений на планете Земля
  10. Будут ли приняты меры?
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91