Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Образование для детей-инвалидов – обучение в школах и ВУЗах

   0

Президентом нашей страны 1 июня был подписан указ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». В этом указе идет речь о «необхо­димости законодательного закрепления права детей- инвалидов и детей с огра­ниченными возможностями здоровья на инклюзивное дошкольное, общее и профес­сиональное образование».

Уточню, что инклюзивное об­разование – это общее образова­ние, доступное для всех детей, т.е. оно обеспечивает и гарантирует процесс доступного образования для детей с особыми потребностя­ми – детей-инвалидов.

После подписания данного Ука­за от всех вузов нашей страны по­требуют создания доступной сре­ды для обучения инвалидов. Все образовательные нормы в этом случае будут согласовываться с положениями Конвенции ООН о правах инвалидов. Напомним, что Конвенция по правам инвали­дов была ратифицирована Росси­ей в апреле 2012 года.

Конечно, в нашей стране и сей­час уделяется внимание образова­нию инвалидов, но, к сожалению, в большей степени это касается школьного образования, которое инвалиды могут получать в обще­образовательных школах, в спе­циализированных школах и ин­клюзивно. Что касается высшего образования, которое получается в вузах страны, то пока что зако­нодательно не была закреплена доступность высшего образова­ния для инвалидов. Все, что было до этого времени – это действия на уровне инициативы и экспери­ментов. Ответственность за свои экспериментальные действия нес­ли сами вузы.

Например, МГТУ им. Баумана с 30-х годов 20 века ведет обучение инвалидов по слуху. Когда-то это решение было принято на уров­не правительства. Сейчас опыт Бауманки уже стал передовым во всем мире и был по заслугам оце­нен ЮНЕСКО. Сегодня некото­рые вузы нашей страны следуют по стопам Бауманки, и в них есть уже свои – вполне высокие дости­жения. Но таких вузов, к сожале­нию, крайне мало и этого совсем недостаточно для всей страны.

На самом деле, сейчас речь идет о том, что вузы нашей страны должны формировать иное – со­вершенно новое развитие соци­окультурных взаимоотношений разных людей. Для этого в 2009 году Союзом ректоров была уч­реждена благотворительная про­грамма интеллектуального по­печительства детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Талант преодоления». Эта программа направлена на поддержку возможностей про­фессионального и образователь­ного обучения детей-инвалидов. Научное творчество и знания смогут помочь студентам-инва­лидам осваивать интересные для них профессии, для того чтобы впоследствии стать достойными профессионалами в той или иной отрасли, следовательно, активны­ми членами общества. Сейчас в этой программе участвуют многие вузы благодаря стараниям своих ректоров.

К сожалению, очевидно, что не получив достойного образования, люди с ограниченными возмож­ностями вынуждены быть зам­кнутыми в четырех стенах своего дома и существовать на нищен­ские пособия. Практически самое важное для инвалида – это воз­можность получения профессии, при этом, соответственно, повы­шается шанс найти достойную работу, а значит – получить воз­можность общаться и жить более полноценной жизнью.

1 июня 2012 года Союзом рек­торов России было проведено межвузовское онлайн-совещание, на котором обсуждалась адапта­ция в вузах нашей страны студен­тов-инвалидов. В этом совещании принимало участие более полови­ны отечественных вузов. Обсуж­дались возможности инклюзив­ного образования. Союз ректоров привел в пример лауреатов про­граммы «Талант преодоления», ребят, которые учатся в вузах и планируют свою дальнейшую ра­боту в госкорпорациях «Ростех­нологии» и «Росатом». Таким образом, современному обществу и бизнесу дают понять, что инва­лиды могут составить достойный потенциал работников в серьез­ных компаниях.

Сейчас большинство вузов уже начали реализовать свои про­граммы развития доступной среды для инвалидов. Но надо понимать, что эти программы сталкиваются с рядом сложно­стей, ведь для их успешного при­менения нужны новые методики образования, оснащение специ­альной техникой и специальным программным обеспечением. Для всего этого нужны новые разработки и внедрения. На дан­ный момент те немногие вузы, в которых уже налажено обуче­ние инвалидов, готовы делиться опытом с остальными учебны­ми заведениями нашей страны. Сами инвалиды также готовы помогать и работать над вопро­сами применения инклюзивного образования. Например, группа аспирантов Московского универ­ситета, которую возглавляет вице- президент Общероссийского Со­юза общественных организаций инвалидов Леонид Шорохов, вы­ступила с предложением создать в российских вузах ряд специаль­ных центров поддержки учащих­ся-инвалидов. «Эти центры будут помогать первокурсникам адап­тироваться к учебному процессу и вузовской среде, координировать волонтерские сети, содействовать трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья, поддерживать участие студентов-инвалидов в деятельно­сти малых инновационных пред­приятий при вузах, обеспечивать доступный для инвалидов обмен информацией и многое другое».

Будем надеяться, что все эти и другие шаги, а также всеобщие усилия приведут к тому, что в нашей стране людям с ограни­ченными возможностями будут созданы достойные условия для обучения, следовательно, новые возможности для самореализации в обществе.

ДЕПУТАТ-ЮРИСТ ИГОРЬ ПУЧКОВ

Читайте также на сайте:

  1. «Томлесдрев» помог ветеранам
  2. Повышенная пенсия
  3. Кадастровая палата «на дому»
  4. Жилье для молодых семей
  5. Под наблюдением
  6. Слишком экономная экономия
  7. Пиво – алкоголь
  8. Как поступать , если на вас завели дело за «оскорбление чувств верующих»
  9. Анти-«Томь»
  10. Элита-2011
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91