Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия

ОНФ взялся за детей

  17    0

Центральный штаб Общероссийского народного фронта и Общественная палата Российской Федерации взяли на контроль проблему коррекционного образования в Томске.

08По итогам круглого стола «Права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование: проблемы и меры по развитию инклюзивного образования в России», проводимого рабочей группой Центрального штаба ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 12.12.2014 г. №Пр-2876 пп. 2 «б» и 3 «б» 21.05.2015 года реализация программ коррекционного образования V вида в Томской области взята на контроль Центральным штабом ОНФ.

На данном мероприятии среди прочих был представлен доклад от родительского комитета коррекционной школы МКОУ СКОШ №59 V вида «Вопрос качественного коррекционного образования детей с ОВЗ на примере коррекционного образования V вида в Томской области». В докладе была отражена ситуация вокруг единственной в Томской области коррекционной школы V вида – школы №59. Данное учреждение предназначено для обучения детей с речевыми нарушениями с 1 по 4 классы (I ступень образования). В 2011 году мэрией Томска была предпринята попытка закрыть данное образовательное учреждение, но решение вызвало большой общественный резонанс. Активная позиция родителей детей, участие общественных деятелей, депутатов г. Томска и уполномоченного по правам ребенка ТО позволили сохранить учреждение. Однако при этом школа была перенесена из отдельного здания (большое двухэтажное здание в центре города), располагающего всеми возможностями для осуществления своей деятельности, в крыло первого этажа здания средней общеобразовательной школы города №42. Из 20 ставок педагогов сохранились только 3 ставки учителей и две ставки специалистов (логопеда и психолога). В настоящее время материально-техническое состояние школы №59 лишь формально соответствует необходимым требованиям. Для ее деятельности выделено всего 5 комнат, из которых 3 кабинета для занятий учеников в классах, 1 – для занятий с логопедом и дефектологом, все остальные площади – неспециализированные места общего пользования с учениками школы №42.

Данные меры были реализованы администрацией города под руководством прежнего мэра (Николайчука Н.А.),  несмотря на убедительные доводы о необходимости перспективного развития данного учреждения, в том числе директора НИИ психического здоровья СО РАМН, по сути, главного профильного экспертного учреждения в области детской и подростковой психиатрии в регионе (В.Я. Семке) и главного врача Томской психиатрической больницы (А.П. Агаркова). Согласно статистическим данным Томской клинической психиатрической больницы, в то время (2012 г.) прирост детей с нарушениями речи в городе в течение 3 лет составлял 59%. На учете психиатров находилось около 3000 детей (в возрасте от 7 до 10 лет) с нарушениями речи, из них 69,3% – с тяжелой патологией речи. При этом научное сообщество предлагало заглянуть в самое ближайшее будущее этой проблемы. Академиками-медиками В.Я. Семке и В.В. Удутом обозначалось, что «эффективная государственная демографическая политика, реализуемая на фоне развития и внедрения в практику здравоохранения современных медицинских технологий «выхаживания» новорожденных (возрастание уровня оказания акушерской и перинатальной медицинской помощи) в регионе, несмотря на позитивность решения ряда ключевых проблем и появления возможности выхаживания даже 500-граммовых младенцев, явно не снизит, а повысит число детей с патологическими состояниями, так как риск развития патологии у недоношенных намного выше. И реабилитация таких детей предполагает стадийный последовательный подход, включающий в себя и адекватную реализацию коррекционных программ обучения. Причем важнейшим моментом в данном случае является их реализация не только на I (начальное образование), но и на II (основное образование) ступени образования».

По мнению активистов ОНФ, представителей Минобрнауки, Российской академии образования, ряда учебных, научных и общественных учреждений и организаций, принявших участие в работе круглого стола, процесс внедрения инклюзивного образования в обычные школы в настоящее время не дает ожидаемых результатов. Это связано с неучитываемыми в ряде случаев преимуществами специальных образовательных учреждений (проявляющихся в полной мере в отношении обучения детей с тяжелыми нарушениями): 1) оптимальностью психолого-педагогических условий, подразумевающей, в первую очередь, обеспеченность высококвалифицированным кадровым составом, а также доступностью дидактического материала; 2) существенной ролью в успешной адаптации лечебно-охранительного режима коррекционных учреждений; 3) возможностью динамичной эффективной модификации образовательных программ; 4) адекватной преемственностью I и II ступеней обучения и многими другими факторами. При этом важным моментом является проведение масштабных мероприятий информационного и разъяснительного характера среди родителей детей с нарушениями речи относительно особенностей и преимуществ разных вариантов и форм (инклюзия, коррекционные классы, специализированные учреждения) коррекционного образования для разных групп детей (по степеням тяжести нарушений речи).

Вместе с тем инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в обычные классы и создание коррекционных классов на базе общеобразовательных школ, безусловно, являются крайне необходимыми и высокоэффективными вариантами коррекционного образования. Однако они имеют свой, ограниченный, в первую очередь тяжестью патологии, контингент, и в ряде случаев (при тяжелой, в том числе наиболее часто встречающейся сочетанной патологии) не способны заменить специализированные учреждения. Член Центрального штаба ОНФ, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина подвела итог: «Предполагалось, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья смогут вписаться в общий образовательный процесс в обычных школах, и такое решение заодно снимет проблему их социализации. На практике же получилось, что ребенка выдернули из коррекционной школы, а качественного образования ему гарантировать не смогли». При этом ситуация вокруг МКОУ СКОШ №59 служит ярким примером и отражением реального состояния дел в области обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в разных регионах страны.

Возможно, администрации регионов и муниципалитетов (в том числе и в нашем случае) заняты таким количеством проблем, что не всегда могут детально оценить складывающуюся ситуацию и вникнуть в суть проблем коррекционного образования детей с ОВЗ. Ну а что же в таком случае происходит с администрациями самих коррекционных учреждений? Какие значимые инициативы за три года существования МКОУ СКОШ №59 после ее «сокращения» были предприняты директором школы (Дворниковой Т.Л.) по ее развитию? Почему родителям детей приходится убеждать чиновников в необходимости сохранения и развития школы? И вообще, что это за руководители, которые не пытаются добиваться развития вверенных им организаций?  Почему вдруг директор школы начинает говорить, что «специализированные учреждения V вида только для чистых речевиков», якобы это где-то прописано (только до сих пор нам показано не было).  Хотя на самом деле медицинский факт таков, что тяжелые нарушения речи практически никогда не бывают без сопутствующих диагнозов, связанных с нарушениями других функций мозга (в силу анатомии и физиологии организма всегда поражаются, в той или иной степени, смежные области ЦНС). Почему-то директор 42 школы говорит: «дайте нам ваши классы – 42 школа будет и эти проблемы решать». А лучше бы наоборот, чтобы директор школы №59 убеждала передать в ее ведение коррекционные классы 42 школы – ведь это куда более логично.

На основании всего вышеизложенного Центральным штабом ОНФ было решено предложить региональным властям обратить особое внимание на сложившуюся конкретную проблему МКОУ СКОШ №59, безусловную необходимость организации II ступени коррекционного образования в регионе и целесообразность радикального перспективного решения вопроса (изыскание приемлемых инфраструктурных условий для ее деятельности). Однако основной задачей региона в данном случае, по мнению Любови Духаниной, должна стать разработка дорожной карты развития школьного образования детей с ОВЗ в Томской области в целом, предусматривающая в том числе создание учебно-методического центра по разным видам коррекционного образования.

Более того, данную инициативу Центрального штаба ОНФ активно поддержала и Общественная палата РФ. Проблема коррекционного образования в Томске была взята на особый контроль Комиссией по поддержке семьи,  детей  и  материнства данного авторитетного общественного органа. Со слов председателя указанной комиссии, известной российской эстрадной певицы и общественного деятеля Дианы Гурцкой, ратифицировав Конвенцию ООН о правах инвалидов, Российская Федерация приняла на себя международные обязательства по обеспечению качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а реалии на сегодняшний день в Томской области однозначно указывают на нарушения прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование.

Но главное – что дальше… Теперь «шайба» на стороне администрации региона, насколько адекватно они отреагируют – вопрос…

Эксперт ОНФ, председатель Управляющего совета коррекционной школы №59 V вида, член Экспертного совета при уполномоченном по правам ребенка в Томской областиЮлия Зюзькова                                   

Читайте также на сайте:

  1. Цена вопроса
  2. Кто уничтожает продовольственную безопасность — 4. “Крыша”
  3. Неприкасаемая деятельность Малащука
  4. Банкротство на доверии
  5. Муниципальное рабство
  6. Когда привлекут Николайчука?
  7. Мэрии вернули ее обязанность
  8. Проблема-2012
  9. Доля сиротская
  10. Мэр, который подает иски
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 8

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93