Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

ОНФ взялся за детей

  15    0

Центральный штаб Общероссийского народного фронта и Общественная палата Российской Федерации взяли на контроль проблему коррекционного образования в Томске.

08По итогам круглого стола «Права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование: проблемы и меры по развитию инклюзивного образования в России», проводимого рабочей группой Центрального штаба ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 12.12.2014 г. №Пр-2876 пп. 2 «б» и 3 «б» 21.05.2015 года реализация программ коррекционного образования V вида в Томской области взята на контроль Центральным штабом ОНФ.

На данном мероприятии среди прочих был представлен доклад от родительского комитета коррекционной школы МКОУ СКОШ №59 V вида «Вопрос качественного коррекционного образования детей с ОВЗ на примере коррекционного образования V вида в Томской области». В докладе была отражена ситуация вокруг единственной в Томской области коррекционной школы V вида – школы №59. Данное учреждение предназначено для обучения детей с речевыми нарушениями с 1 по 4 классы (I ступень образования). В 2011 году мэрией Томска была предпринята попытка закрыть данное образовательное учреждение, но решение вызвало большой общественный резонанс. Активная позиция родителей детей, участие общественных деятелей, депутатов г. Томска и уполномоченного по правам ребенка ТО позволили сохранить учреждение. Однако при этом школа была перенесена из отдельного здания (большое двухэтажное здание в центре города), располагающего всеми возможностями для осуществления своей деятельности, в крыло первого этажа здания средней общеобразовательной школы города №42. Из 20 ставок педагогов сохранились только 3 ставки учителей и две ставки специалистов (логопеда и психолога). В настоящее время материально-техническое состояние школы №59 лишь формально соответствует необходимым требованиям. Для ее деятельности выделено всего 5 комнат, из которых 3 кабинета для занятий учеников в классах, 1 – для занятий с логопедом и дефектологом, все остальные площади – неспециализированные места общего пользования с учениками школы №42.

Данные меры были реализованы администрацией города под руководством прежнего мэра (Николайчука Н.А.),  несмотря на убедительные доводы о необходимости перспективного развития данного учреждения, в том числе директора НИИ психического здоровья СО РАМН, по сути, главного профильного экспертного учреждения в области детской и подростковой психиатрии в регионе (В.Я. Семке) и главного врача Томской психиатрической больницы (А.П. Агаркова). Согласно статистическим данным Томской клинической психиатрической больницы, в то время (2012 г.) прирост детей с нарушениями речи в городе в течение 3 лет составлял 59%. На учете психиатров находилось около 3000 детей (в возрасте от 7 до 10 лет) с нарушениями речи, из них 69,3% – с тяжелой патологией речи. При этом научное сообщество предлагало заглянуть в самое ближайшее будущее этой проблемы. Академиками-медиками В.Я. Семке и В.В. Удутом обозначалось, что «эффективная государственная демографическая политика, реализуемая на фоне развития и внедрения в практику здравоохранения современных медицинских технологий «выхаживания» новорожденных (возрастание уровня оказания акушерской и перинатальной медицинской помощи) в регионе, несмотря на позитивность решения ряда ключевых проблем и появления возможности выхаживания даже 500-граммовых младенцев, явно не снизит, а повысит число детей с патологическими состояниями, так как риск развития патологии у недоношенных намного выше. И реабилитация таких детей предполагает стадийный последовательный подход, включающий в себя и адекватную реализацию коррекционных программ обучения. Причем важнейшим моментом в данном случае является их реализация не только на I (начальное образование), но и на II (основное образование) ступени образования».

По мнению активистов ОНФ, представителей Минобрнауки, Российской академии образования, ряда учебных, научных и общественных учреждений и организаций, принявших участие в работе круглого стола, процесс внедрения инклюзивного образования в обычные школы в настоящее время не дает ожидаемых результатов. Это связано с неучитываемыми в ряде случаев преимуществами специальных образовательных учреждений (проявляющихся в полной мере в отношении обучения детей с тяжелыми нарушениями): 1) оптимальностью психолого-педагогических условий, подразумевающей, в первую очередь, обеспеченность высококвалифицированным кадровым составом, а также доступностью дидактического материала; 2) существенной ролью в успешной адаптации лечебно-охранительного режима коррекционных учреждений; 3) возможностью динамичной эффективной модификации образовательных программ; 4) адекватной преемственностью I и II ступеней обучения и многими другими факторами. При этом важным моментом является проведение масштабных мероприятий информационного и разъяснительного характера среди родителей детей с нарушениями речи относительно особенностей и преимуществ разных вариантов и форм (инклюзия, коррекционные классы, специализированные учреждения) коррекционного образования для разных групп детей (по степеням тяжести нарушений речи).

Вместе с тем инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в обычные классы и создание коррекционных классов на базе общеобразовательных школ, безусловно, являются крайне необходимыми и высокоэффективными вариантами коррекционного образования. Однако они имеют свой, ограниченный, в первую очередь тяжестью патологии, контингент, и в ряде случаев (при тяжелой, в том числе наиболее часто встречающейся сочетанной патологии) не способны заменить специализированные учреждения. Член Центрального штаба ОНФ, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина подвела итог: «Предполагалось, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья смогут вписаться в общий образовательный процесс в обычных школах, и такое решение заодно снимет проблему их социализации. На практике же получилось, что ребенка выдернули из коррекционной школы, а качественного образования ему гарантировать не смогли». При этом ситуация вокруг МКОУ СКОШ №59 служит ярким примером и отражением реального состояния дел в области обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в разных регионах страны.

Возможно, администрации регионов и муниципалитетов (в том числе и в нашем случае) заняты таким количеством проблем, что не всегда могут детально оценить складывающуюся ситуацию и вникнуть в суть проблем коррекционного образования детей с ОВЗ. Ну а что же в таком случае происходит с администрациями самих коррекционных учреждений? Какие значимые инициативы за три года существования МКОУ СКОШ №59 после ее «сокращения» были предприняты директором школы (Дворниковой Т.Л.) по ее развитию? Почему родителям детей приходится убеждать чиновников в необходимости сохранения и развития школы? И вообще, что это за руководители, которые не пытаются добиваться развития вверенных им организаций?  Почему вдруг директор школы начинает говорить, что «специализированные учреждения V вида только для чистых речевиков», якобы это где-то прописано (только до сих пор нам показано не было).  Хотя на самом деле медицинский факт таков, что тяжелые нарушения речи практически никогда не бывают без сопутствующих диагнозов, связанных с нарушениями других функций мозга (в силу анатомии и физиологии организма всегда поражаются, в той или иной степени, смежные области ЦНС). Почему-то директор 42 школы говорит: «дайте нам ваши классы – 42 школа будет и эти проблемы решать». А лучше бы наоборот, чтобы директор школы №59 убеждала передать в ее ведение коррекционные классы 42 школы – ведь это куда более логично.

На основании всего вышеизложенного Центральным штабом ОНФ было решено предложить региональным властям обратить особое внимание на сложившуюся конкретную проблему МКОУ СКОШ №59, безусловную необходимость организации II ступени коррекционного образования в регионе и целесообразность радикального перспективного решения вопроса (изыскание приемлемых инфраструктурных условий для ее деятельности). Однако основной задачей региона в данном случае, по мнению Любови Духаниной, должна стать разработка дорожной карты развития школьного образования детей с ОВЗ в Томской области в целом, предусматривающая в том числе создание учебно-методического центра по разным видам коррекционного образования.

Более того, данную инициативу Центрального штаба ОНФ активно поддержала и Общественная палата РФ. Проблема коррекционного образования в Томске была взята на особый контроль Комиссией по поддержке семьи,  детей  и  материнства данного авторитетного общественного органа. Со слов председателя указанной комиссии, известной российской эстрадной певицы и общественного деятеля Дианы Гурцкой, ратифицировав Конвенцию ООН о правах инвалидов, Российская Федерация приняла на себя международные обязательства по обеспечению качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а реалии на сегодняшний день в Томской области однозначно указывают на нарушения прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование.

Но главное – что дальше… Теперь «шайба» на стороне администрации региона, насколько адекватно они отреагируют – вопрос…

Эксперт ОНФ, председатель Управляющего совета коррекционной школы №59 V вида, член Экспертного совета при уполномоченном по правам ребенка в Томской областиЮлия Зюзькова                                   

Читайте также на сайте:

  1. В ожидании перемен
  2. Депутат Семкин снова “отмочил” номер
  3. И снова о ней – пенсионной реформе…
  4. Муниципальное рабство
  5. Всегда готов?
  6. Открытое письмо губернатору Томской области С.А. Жвачкину от жителей Верхнекетского района
  7. Земля для ветерана…
  8. Южные ворота. Заммэрская протекция
  9. Кто покончит с коррупцией в Зырянском районе?
  10. Транспортный коллапс неизбежен?
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 8

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93