Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Опасность полезных гаджетов

   0

Сегодня без информационных технологий никуда, но чрезмерное увлечение компьютерами, телефонами может плохо закончиться.

Домашние компьютеры для широкого пользования приш­ли в СССР в конце 1980-х. Но позволить их могла себе не каждая семья, да и в эксплуата­ции прежние ПК были гораздо сложнее, чем современные. Сейчас можно приобрести компьютер на любой вкус. Все зависит от того, какая цель у пользователя.

Мобильные телефоны позволя­ют нам оставаться на связи в любое время суток, получать новости и информацию, выходить в интернет через телефон уже давно привыч­ное дело.

Но вот статистика говорит, что уровень образования катастро­фически падает. А уровень успеш­ности современного человека из­меряется количеством функций в телефоне и известностью в соци­альных сетях.

Какой вред вместе с пользой при­носят современные IT? Как найти золотую середину?

Редакция нашей газеты спросила студентов, преподавателей и пси­хологов, что они думают по этому поводу?

Мария Лихачева, выпускни­ца ТГУ 2010 года:

«Я окон­чила первое высшее об­разование 2 года назад. Сейчас снова являюсь студенткой, получаю второе выс­шее образование. Во многом вижу заслуги информационных техно­логий в своем успешном оконча­нии университета. Уже не могу представить себя без компьюте­ра, коммуникатора, смартфона и других гаджетов. Они во многом облегчают работу, учебу и другие занятия.

Я считаю, что сейчас время та­кое, когда информационные тех­нологии очень широко применя­ются. Используя их, мы во многом облегчаем себе жизнь. Написание курсовой, дипломной и других ра­бот уже не кажется такой рутиной, как раньше.

Помимо плюсов современных технологий, существуют и минусы.

Если лично говорить о себе, то мое знание русского языка резко упало – без сомнений, это послед­ствие пользования технологиями.

Если мы живем в современном мире, то нужно и соответствовать современному ритму жизни».

Юлия Пенкратова, преподава­тель иностранных языков, выска­зала свою точку зрения по данной проблеме:

«Для обучения иностранным языкам (впрочем, как и другим предметам) просто необходимы со­временные технологии: компьюте­ры, видео/аудио материалы, элек­тронные переводчики и так далее.

Обучение и по сей день идет во многих учреждениях по старинке: только при помощи учебников и распечаток различных материалов, записей на доске.

На мой взгляд, прежде всего технологии нужны для качества и эффективности образования. При помощи вспомогательных инфор­мационных технологий можно сделать процесс обучения более увлекательным, мотивированным и доступным.

Кроме того, это экономит время и усилия учеников (преподавате­лей) на изучение (объяснение) ма­териала.

IT, в первую очередь, дают огромное количество свободного времени, потому как долгая рутин­ная работа, вроде конспектирова­ния становится ненужной.

Также это дает превосходную возможность обучения большого количества учащихся дистанцион­но в режиме реального времени. Можно с помощью современных IT замечательно реализовать груп­повую работу или вообще работать со студентами (преподава­телями) удаленно.

Только, к сожалению, в процессе информатизации учебного процесса в России до сих пор нет системности и стандартизации. В боль­шинстве учебных заведений информатизация, обладаю­щая громаднейшим потен­циалом, сводится к неко­торым мультимедийным функциям вроде презента­ций да предоставлении уча­щимся мизера от всего объ­ема учебно-методической литературы.

Но все технологии – это всего лишь дополнительные средства. А основой учебно­го процесса было и будет непосредственное взаимо­действие преподавателя и ученика».

Проблема положитель­ного и отрицательного влияния информационных технологий в процессе обу­чения – глобальная. Она бес­покоит не только томичей или университетских препо­давателей, но и родителей, например. Все хотят дать своему ребенку самое лучшее, прежде все­го, образование. А для эффективно­сти процесса нужны сопутствующие средства, сейчас это, прежде всего: компьютер и интернет.

Как проконтролировать то, что­бы все информационные техноло­гии приносили пользу ученикам?

За помощью мы обратились к Светлане Белоглазовой, психологу.

В 2001-2006 годах Светлана Бе­логлазова являлась директором и владелицей «Образовательного Элит-центра» (курсы подготовки к школе, курсы выживания для под­ростков, психологический курс, курсы английского языка, группы продленного дня, курсы развития способностей), которая в настоя­щее время посвятила себя целиком практике консультирования.

Психолог предложила задать наш вопрос на сайте www.liveexpert.ru, где эксперты со всей России и не только России могут дать ответ.

В разделе «психология» мы на­писали свой вопрос от лица моло­дой родительницы: «Я мама под­ростка 12 лет. Я хочу дать ему самое лучшее, особенно образование. Но вижу, что уровень знаний моего ребенка очень слаб, хотя при этом предоставляю ему всевозможные условия, особенно технические – ноутбук, Интернет, мобильный телефон со всевозможными функ­циями. Но боюсь того, как бы это не навредило… Мне очень важно знать, с точки зрения психологии, как это все влияет на восприятие материала: плюсы, минусы, как это влияет на формирование мораль­ных ценностей?».

Через сутки нам пришло 4 отве­та. Мирослав Полищук, психолог из Украины, дал самый глубокий и содержательный ответ.

«Любые информационные тех­нологии (как и технологии) сами по себе нейтральны – все зависит от того, с какой целью их приме­нять. Это относится и к книгам, и к телевидению, и к мобильной свя­зи, и к компьютеру, и к Интернету. Все зависит от того, используются ли эти технологии только для раз­влечения или для работы с ин­формацией (и, разумеется, какого рода эта информация). Из плюсов современных информационных технологий можно отметить воз­можность работать с гораздо боль­шими объемами информации, чем при использовании традиционных технологий, приобретение навы­ков самостоятельного поиска нуж­ной информации. Минусы – отсут­ствие необходимости тренировать свою память, возможность исполь­зования поиска не информации, необходимой для решения каких-либо задач, а для поиска готовых решений (вплоть до возможности скачивания готовых ответов, рефе­ратов и т.п.). И, разумеется, всегда есть разница между просто пассив­ным чтением материала, неважно, находится ли он в книге или на мо­ниторе компьютера, и активным его усвоением, умением применять полученные знания на практике. Именно это умение – цель образо­вания, и тут важнейшая роль при­надлежит учителям и родителям.

Контроль за пониманием про­читанного, умением им пользо­ваться, выполнением заданий, не­обходимым для этого понимания и умения, на сегодняшний день пере­ложить нельзя.

Если же речь идет о моральных ценностях, то нужно сразу сказать, что они формируются во взаимо­действии с людьми. И тут роль со­временных информационных тех­нологий двояка. С одной стороны, они позволяют подростку полу­чить больший объем информации, общаться с большим количеством людей, знакомиться с большим количеством вариантов поведе­ния, взглядов, убеждений, вкусов и т.п. Это, безусловно, облегчит ему в дальнейшем взаимодействие с людьми самых разных культур, социальных, этнических, религи­озных групп – а сейчас взаимодей­ствие между разными культурами происходит гораздо чаще и интен­сивнее, чем раньше, и проблема взаимопонимания между предста­вителями разных культур стоит очень остро. Но, с другой стороны, при отсутствии сформированных до этого основных убеждений, мо­ральных ценностей и правил такой объем информации может при­вести к усвоению подростком не­желательных моделей поведения, убеждений и т.п.

Поэтому необходимо сохранять психологический контакт с ним, доверие и взаимопонимание – тог­да Вы сможете помочь ему сделать правильный выбор, объяснить, по­чему какие-то действия, принятые в какой-то группе, нежелательны или неприемлемы для него».

Татьяна Ветрова

Читайте также на сайте:

  1. Открытое обращение губернатору Томской области Жвачкину Сергею Анатольевичу
  2. Аэророкировка
  3. Безобразная свалка в Богашево
  4. Горячая вода под контролем губернатора
  5. Месяц без дороги
  6. Так недалеко и до трагедии!
  7. Новости спорта
  8. Между первой и второй
  9. По-соседски
  10. Офонарели!!!

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91