Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Опасность полезных гаджетов

   0

Сегодня без информационных технологий никуда, но чрезмерное увлечение компьютерами, телефонами может плохо закончиться.

Домашние компьютеры для широкого пользования приш­ли в СССР в конце 1980-х. Но позволить их могла себе не каждая семья, да и в эксплуата­ции прежние ПК были гораздо сложнее, чем современные. Сейчас можно приобрести компьютер на любой вкус. Все зависит от того, какая цель у пользователя.

Мобильные телефоны позволя­ют нам оставаться на связи в любое время суток, получать новости и информацию, выходить в интернет через телефон уже давно привыч­ное дело.

Но вот статистика говорит, что уровень образования катастро­фически падает. А уровень успеш­ности современного человека из­меряется количеством функций в телефоне и известностью в соци­альных сетях.

Какой вред вместе с пользой при­носят современные IT? Как найти золотую середину?

Редакция нашей газеты спросила студентов, преподавателей и пси­хологов, что они думают по этому поводу?

Мария Лихачева, выпускни­ца ТГУ 2010 года:

«Я окон­чила первое высшее об­разование 2 года назад. Сейчас снова являюсь студенткой, получаю второе выс­шее образование. Во многом вижу заслуги информационных техно­логий в своем успешном оконча­нии университета. Уже не могу представить себя без компьюте­ра, коммуникатора, смартфона и других гаджетов. Они во многом облегчают работу, учебу и другие занятия.

Я считаю, что сейчас время та­кое, когда информационные тех­нологии очень широко применя­ются. Используя их, мы во многом облегчаем себе жизнь. Написание курсовой, дипломной и других ра­бот уже не кажется такой рутиной, как раньше.

Помимо плюсов современных технологий, существуют и минусы.

Если лично говорить о себе, то мое знание русского языка резко упало – без сомнений, это послед­ствие пользования технологиями.

Если мы живем в современном мире, то нужно и соответствовать современному ритму жизни».

Юлия Пенкратова, преподава­тель иностранных языков, выска­зала свою точку зрения по данной проблеме:

«Для обучения иностранным языкам (впрочем, как и другим предметам) просто необходимы со­временные технологии: компьюте­ры, видео/аудио материалы, элек­тронные переводчики и так далее.

Обучение и по сей день идет во многих учреждениях по старинке: только при помощи учебников и распечаток различных материалов, записей на доске.

На мой взгляд, прежде всего технологии нужны для качества и эффективности образования. При помощи вспомогательных инфор­мационных технологий можно сделать процесс обучения более увлекательным, мотивированным и доступным.

Кроме того, это экономит время и усилия учеников (преподавате­лей) на изучение (объяснение) ма­териала.

IT, в первую очередь, дают огромное количество свободного времени, потому как долгая рутин­ная работа, вроде конспектирова­ния становится ненужной.

Также это дает превосходную возможность обучения большого количества учащихся дистанцион­но в режиме реального времени. Можно с помощью современных IT замечательно реализовать груп­повую работу или вообще работать со студентами (преподава­телями) удаленно.

Только, к сожалению, в процессе информатизации учебного процесса в России до сих пор нет системности и стандартизации. В боль­шинстве учебных заведений информатизация, обладаю­щая громаднейшим потен­циалом, сводится к неко­торым мультимедийным функциям вроде презента­ций да предоставлении уча­щимся мизера от всего объ­ема учебно-методической литературы.

Но все технологии – это всего лишь дополнительные средства. А основой учебно­го процесса было и будет непосредственное взаимо­действие преподавателя и ученика».

Проблема положитель­ного и отрицательного влияния информационных технологий в процессе обу­чения – глобальная. Она бес­покоит не только томичей или университетских препо­давателей, но и родителей, например. Все хотят дать своему ребенку самое лучшее, прежде все­го, образование. А для эффективно­сти процесса нужны сопутствующие средства, сейчас это, прежде всего: компьютер и интернет.

Как проконтролировать то, что­бы все информационные техноло­гии приносили пользу ученикам?

За помощью мы обратились к Светлане Белоглазовой, психологу.

В 2001-2006 годах Светлана Бе­логлазова являлась директором и владелицей «Образовательного Элит-центра» (курсы подготовки к школе, курсы выживания для под­ростков, психологический курс, курсы английского языка, группы продленного дня, курсы развития способностей), которая в настоя­щее время посвятила себя целиком практике консультирования.

Психолог предложила задать наш вопрос на сайте www.liveexpert.ru, где эксперты со всей России и не только России могут дать ответ.

В разделе «психология» мы на­писали свой вопрос от лица моло­дой родительницы: «Я мама под­ростка 12 лет. Я хочу дать ему самое лучшее, особенно образование. Но вижу, что уровень знаний моего ребенка очень слаб, хотя при этом предоставляю ему всевозможные условия, особенно технические – ноутбук, Интернет, мобильный телефон со всевозможными функ­циями. Но боюсь того, как бы это не навредило… Мне очень важно знать, с точки зрения психологии, как это все влияет на восприятие материала: плюсы, минусы, как это влияет на формирование мораль­ных ценностей?».

Через сутки нам пришло 4 отве­та. Мирослав Полищук, психолог из Украины, дал самый глубокий и содержательный ответ.

«Любые информационные тех­нологии (как и технологии) сами по себе нейтральны – все зависит от того, с какой целью их приме­нять. Это относится и к книгам, и к телевидению, и к мобильной свя­зи, и к компьютеру, и к Интернету. Все зависит от того, используются ли эти технологии только для раз­влечения или для работы с ин­формацией (и, разумеется, какого рода эта информация). Из плюсов современных информационных технологий можно отметить воз­можность работать с гораздо боль­шими объемами информации, чем при использовании традиционных технологий, приобретение навы­ков самостоятельного поиска нуж­ной информации. Минусы – отсут­ствие необходимости тренировать свою память, возможность исполь­зования поиска не информации, необходимой для решения каких-либо задач, а для поиска готовых решений (вплоть до возможности скачивания готовых ответов, рефе­ратов и т.п.). И, разумеется, всегда есть разница между просто пассив­ным чтением материала, неважно, находится ли он в книге или на мо­ниторе компьютера, и активным его усвоением, умением применять полученные знания на практике. Именно это умение – цель образо­вания, и тут важнейшая роль при­надлежит учителям и родителям.

Контроль за пониманием про­читанного, умением им пользо­ваться, выполнением заданий, не­обходимым для этого понимания и умения, на сегодняшний день пере­ложить нельзя.

Если же речь идет о моральных ценностях, то нужно сразу сказать, что они формируются во взаимо­действии с людьми. И тут роль со­временных информационных тех­нологий двояка. С одной стороны, они позволяют подростку полу­чить больший объем информации, общаться с большим количеством людей, знакомиться с большим количеством вариантов поведе­ния, взглядов, убеждений, вкусов и т.п. Это, безусловно, облегчит ему в дальнейшем взаимодействие с людьми самых разных культур, социальных, этнических, религи­озных групп – а сейчас взаимодей­ствие между разными культурами происходит гораздо чаще и интен­сивнее, чем раньше, и проблема взаимопонимания между предста­вителями разных культур стоит очень остро. Но, с другой стороны, при отсутствии сформированных до этого основных убеждений, мо­ральных ценностей и правил такой объем информации может при­вести к усвоению подростком не­желательных моделей поведения, убеждений и т.п.

Поэтому необходимо сохранять психологический контакт с ним, доверие и взаимопонимание – тог­да Вы сможете помочь ему сделать правильный выбор, объяснить, по­чему какие-то действия, принятые в какой-то группе, нежелательны или неприемлемы для него».

Татьяна Ветрова

Читайте также на сайте:

  1. Сердечная необходимость
  2. Три встречи до победы
  3. Судебный беспредел — 3
  4. ПРЕКРАТИТЕ КАЯТЬСЯ!
  5. Непосильные тяготы великого и могучего
  6. Обнаглевший жулик
  7. Волшебник ушел, но его сказка жива
  8. Осенняя пора
  9. Виновных все еще нет
  10. Дума отличилась

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91