Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Опера на томской сцене

   0

Две недели назад томичи имели возможность послушать полноценную оперу на сцене Большого концертного зала.

Наверняка многие уже слы­шали о нетривиальном собы­тии в жизни Томского акаде­мического симфонического оркестра: этой осенью музы­канты впервые начали играть, сидя в оркестровой яме. С 13 ноября именно в яме начались репетиции оперы «Евгений Онегин». Однако вряд ли эта новость имела для человека непосвященного решающее значение. Даже если вам нра­вится классическая музыка и вы периодически посещаете концерты симфонической или классической музыки, вам трудно по-настоящему оценить значение этих слов: «впервые оркестр будет играть в яме!» Осознание исключительности этого факта, а также простое человеческое любопытство привело меня на репетиции оперы, которые с нашим орке­стром накануне премьеры про­водил известный московский дирижер Ярослав Ткаленко.

С 2003 года Ткаленко работает дирижером в «Центре оперного пе­ния Галины Вишневской». Имен­но этот центр в рамках проекта «Новое передвижничество», осу­ществляющего продвижение ин­тересных музыкальных программ из центра по городам, предложил Томской областной государствен­ной филармонии поставить на нашей сцене «Евгения Онегина». Администрация филармонии с ра­достью приняла это предложение. Ткаленко является дирижером-постановщиком «Онегина»: он ста­вил это произведение с самого на­чала и, можно сказать, пропустил его через себя, чтобы получился тот готовый продукт, который 23 ноября услышали и томские зри­тели. И каждый спектакль, по при­знанию дирижера, он переживает заново.

– Ярослав, насколько целе­сообразным вы считаете подоб­ный опыт для Томска?

– Как говорит руководитель нашего центра Галина Павловна Вишневская, опера – это жанр эли­тарный. Поэтому понятно, что не все ее воспринимают. Представьте: человек должен прийти в театр и три часа посвятить музыке, кото­рая порой течет в довольно мед­ленных темпах. Мы же привыкли к динамике: современным людям часто свойственно так называемое «сериальное сознание», когда ка­дры мелькают и сюжет развивает­ся стремительно, чтобы удержать внимание зрителя. А опера требует больше внимания созерцательно­го, умения отдаваться звуковому потоку и проживать с героями это время. Вообще, по моим наблю­дениям, любителями оперы если однажды становятся, то на всю жизнь. У людей, получающих му­зыкальное образование, этот шанс выше: у меня, например, знаком­ство с оперой произошло как раз во время обучения в музыкальном училище. И, безусловно, оперу же­лательно слушать в хорошем ис­полнении. Поэтому в Томске на нас лежит дополнительная ответ­ственность, ведь здесь наверняка большая часть людей вживую опе­ру будет слышать впервые.

– Как проходят ваши репети­ции с нашим оркестром?

– Тяжело, по нескольким аспек­там. Во-первых, потому что ваши музыканты впервые играют оперу. Особенность же оперы состоит в том, что у простого симфониче­ского произведения музыкальная форма, как правило, строится из больших построений. А в опере все более гибко: частая смена тем­па; под вокалиста нужно уметь оперативно реагировать – то есть внимание в опере не должно рас­слабляться ни на секунду! Поче­му, например, оперные спектакли требуют более продолжительных репетиций? Именно потому, что каждый музыкант должен знать оперу полностью, а не только свою партию. В то же время для любо­го оркестра подобный опыт хоть и труден, но является очень полез­ной встряской.

– Понятно, что у нас «Евге­ния Онегина» ставили в сжатые сроки. А как долго обычно про­исходит подготовка оперы?

– В музыкальном театре на это уходит очень много времени. На крупные партии, такие как у Ольги или у Татьяны, уходит как мини­мум год. Здесь ведь мало выучить ноты – партию нужно спеть, что­бы голос в ней существовал гибко. Потому что партия сложна: нужно прочувствовать рисунок мелодии, чтобы интонация была чистая, а не фальшивая. Кстати, были и есть певцы всего двух-трех пар­тий. Есть ведь такой тембр, как, например, драматическое сопра­но, который может спеть Лизу или Элеонору (Верди), или Турандот: такой голос – большая редкость, он должен быть очень крепким. Обладатель такого голоса может за всю жизнь петь лишь две пар­тии, но это будет его хлеб, причем очень хороший.

– Ярослав, что вы можете ска­зать о профессиональном уров­не нашего оркестра?

– Раньше я уже приезжал в Томск на две программы, и тогда у меня было хорошее впечатление об ор­кестре. С тех пор что-то произошло явно в худшую сторону, потому что, честно говоря, уровень очень упал. Если бы мне дали послушать этот оркестр сейчас с закрытыми глазами, я бы никогда не сказал, что это тот же коллектив, который я слышал раньше…

– На ваш взгляд, почему произошел такой упадок? На пресс-конференциях руководи­тели филармонии говорили о нехватке кадров (в частности, именно «молодой крови), об от­сутствии главного дирижера, о необходимости реорганизации оркестра…

– Понятно, что у вас здесь име­ет место комплекс проблем и все перечисленные причины играют роль. Но очень многое действи­тельно зависит от лидера оркестра. Причем манера общения здесь не важна: лидер может быть жест­ким или мягким – важна последо­вательность и несгибаемая воля. Необходимо неукоснительно до­биваться от музыкантов качества звучания. Когда к оркестру посто­янно предъявляются требования, оркестр воспитывается.

– На ваших репетициях я видела серьезную работу: вы скрупулезно добивались чи­стого и правильного звучания каждого оттенка. Остались до­вольны результатом?

– Вы знаете, я указываю на все недостатки, и музыканты старают­ся. Какие-то моменты получаются, какие-то я понимаю, что сейчас не вытянем – тогда бросаешь и идешь дальше… Но это в любом случае благое начинание: у вашего орке­стра будут хорошие помощники – исполнители партий на сцене. Дело в том, что даже хорошие оркестры начинают играть плохо, когда пло­хо поют певцы. И наоборот: когда поют хорошо, оркестр подтягива­ется. Таким образом, задают тон друг другу.

– Об особенностях музы­кального сопровождения мы поговорили. Расскажите, пожа­луйста, немного о тех, кто будет исполнять «Онегина» на сцене Томской областной государ­ственной филармонии?

– Все певцы – москвичи, которые проходят обучение в «Центре опер­ного пения Галины Вишневской». Все красивые, молодые – между двадцатью и тридцатью годами. С одной стороны, с ними сложно, потому что они приходят, прохо­дят обучение и уходят (в после­дующем работают по всему миру). Но им на смену приходят другие, тоже молодые и талантливые, вос­приимчивые к обучению. У нас в центре мы большое внимание уде­ляем дикции оперных певцов, ведь слово передает чувство. Поэтому в исполнении наших исполнителей оперу слушать очень комфортно: все слова понятны.

Теперь, уже побывав на «Онеги­не», можно совершенно определен­но сказать: премьера удалась. Зал был полон, аплодисменты долго не смолкали. Побывавшие на этой постановке любители классиче­ской музыки получили незабывае­мые впечатления и по достоинству оценили предоставленную нашей филармонией возможность услы­шать полноценную оперу на сцене Большого концертного зала. В ис­полнении молодых артистов мо­сковского «Центра оперного пения Галины Вишневской» пушкинский роман оказался представлен уди­вительно органично. Зрительные образы очень точно передавали волнующую атмосферу романа, а несравненная музыка наполняла его такими яркими красками, что порой от этого гармоничного со­четания у зрителей на глаза наво­рачивались слезы…

Да, опера на сцене БКЗ – это зву­чит гордо! Томский академический симфонический оркестр справился с непростой задачей: как оказалось, аккомпанирование в опере им по плечу, а значит – впереди новые начинания, новые эксперименты и премьеры.

Читайте также на сайте:

  1. Международный день музеев. Музей истории Томска
  2. Ураган по имени Лолита
  3. Новый творческий год
  4. Пасхальные гуляния
  5. Цветочные люди в Томске
  6. Я счастлив, когда зритель меня понимает
  7. Театр продолжается!
  8. Тамара Гавриленко: “О любви дорогим людям нужно говорить постоянно”
  9. Царская легенда
  10. Томские легенды
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91