Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Опера: новый взгляд

   0

15-20 ноября в Томске пройдет фестиваль короткометражной оперы.

Организатором и идеологом данного события при поддерж­ке Министерства культуры РФ стала Елена Бурова – оперная певица, выросшая в Томске. Елена, ныне живущая в столи­це, регулярно знакомит Томск с современными тенденциями музыкальной жизни. В сентя­бре она привозила концерт му­зыкальной советской сатиры, уже дважды радовала томских зрителей монооперой Таривер­диева «Ожидание». В рамках фестиваля опера «Ожидание» приобретет новое звучание, поскольку прозвучит в зале ожидания вокзала «Томск-I». Кроме спектаклей, организато­ры планируют интеллектуаль­ную вечеринку «Печа-куча»; также участники представят свои «доклады» на самые разные темы, в том числе и об опере в формате «20 слайдов по 20 секунд». Также люби­тели музыки смогут посетить открытые лекции.

Елена Бурова окончила Томское музыкальное училище имени Эди­сона Денисова и экономический факультет госуниверситета. Но еще не получив диплома на руки, Елена поехала в Москву получать высшее музыкальное образование. Чтобы туда поступить, нужно было выдержать девять экзаменов в три тура. А так как абитуриентка Буро­ва поступала сразу в два вуза, то и количество сдаваемых дисциплин было в два раза больше.

– В один день с разницей в три часа я за второй тур в Гнесинке получила два, а в Ипполитовке – пять. Это все проходило на авто­пилоте, потому что я параллельно заканчивала и университет, и му­зыкальное училище, а потом еще и готовилась к поступлению. Это были сумасшедшие полгода, рас­писанные буквально по секундам. Мама до последнего уговаривала немного отдохнуть, не бросаться на все сразу. Но я понимала, что если не поеду сейчас, то потом уже не соберусь.

Елена Б урова: «Об опере представление такое, что это старые толстые люди, поющие музыку, которая простым людям непонятна, так как даже слова в ней разобрать проблематично. У людей отдаленных городов такое же отдаленное впечатление и об опере: многие в ней вообще ни разу не были. Но сегодняшняя опера уже кардинально отличается от стереотипных представлений о ней».

Но Елена – не только оперная пе­вица, но и профессиональный эко­номист, и менеджер культурных проектов. Как все это сочетается в молодой красивой женщине? В нашей с ней беседе перед сентябрь­ским концертом я попыталась найти ответ на этот вопрос. Энер­гичная, яркая, эмоциональная, от­крытая, уверенная в себе и очень доброжелательная – в этом вся Бурова. Любители классической музыки хорошо знают Елену: пе­вица часто приезжает с сольными выступлениями. Идеи возникают независимо от степени занятости, и как на все хватает времени, непо­нятно.

«Хочу сама привнести то, что будет востребовано»

– Елена, как у вас возникают идеи ваших проектов?

– Проект возникает не потому, что надо заработать деньги, а так: ты видишь что-то важное, класс­ное, чем можно поделиться с людь­ми. Новый проект для меня – это всегда изменение сложившегося стереотипа или ситуации. Когда идешь на сцену – это болячка, ко­торой обязательно надо поделить­ся, пережить ее вместе с публикой.

– Расскажите о проекте «Совет­ская музыкальная сатира».

– Сколько можно петь романсы? Пусть прекрасные, но уже столь­ко раз исполненные, что получить какие-то новые ощущения от их представления практически невоз­можно. Советская музыкальная сатира – показательный и яркий жанр. Это остроугольная музыка: сатира все равно перемешана с ли­рикой, поэтому для слушателей это смешение становится в некотором роде шоком. Но на то и рассчита­но: новые эмоции рождают раз­витие! Эта программа сложилась в мае этого года в Москве: она была создана для «Ночи в музее-2012» и была признана второй из списка 30 лучших событий года.

– Как случилось, что вы сами начали придумывать программы, заниматься представлением самой себя?

– Дело в том, что хоть в нашей стране и существует менеджмент, но его попросту мало – на всех не хватает. Поэтому я и решила сама этим заняться. По сути, для меня вариантов нет: сидеть и ждать, ког­да кто-то что-то тебе придумает – не мое. Но менеджмент – это еще и интересно, потому что это другой процесс, отличный от сценическо­го творчества. Мне хочется самой что-то привнести то, что (по ощу­щениям) будет востребовано.

Короткометражная опера: такое бывает?

У Буровой совсем другая опера: совсем не такая, какую себе пред­ставляет любой из нас, простых обывателей, вкушавших этот жанр всего пару раз в жизни, да и то бу­дучи проездом в больших городах.

Начнем с того, что опера Буро­вой не скучна (хорошо помню себя девятилетнюю в ленинградском оперном театре: единственным утешением того вечера стала шоко­ладка, купленная нам с сестрой ро­дителями в театральном буфете). Второй момент: слова в оперном исполнении Елены Буровой понят­ны. Помню, на вопрос родителей в тот достопамятный вечер в ленин­градской опере, понравилось ли мне, я честно сказала: «Не очень». «По­чему?» – решил уточнить отец. «Не поняла ни слова» – призналась я.

– Вообще, конечно, «короткоме­тражная» – термин не музыковед­ческий. Но он очень верно отража­ет суть, – раскрывает интригу автор проекта. – Мы берем оперу корот­кого формата: каждый спектакль длится около часа. Это идеальный вариант как раз для тех городов, у которых нет возможности в своем культурном пространстве держать театр с четырехчасовыми операми. Самое классное, что большинство исполнителей в прошлом своем – томичи! Сейчас они являются со­листами астраханского, воронеж­ского, петербургского театров. И смысл короткометражки – как раз стянуть воедино всех оперных то­мичей, которые работают сейчас в разных городах. Все мы учились в разные годы, но друг друга знаем и всегда поддерживаем связь че­рез звонки и обмен инфрмацией. А в Томске есть команда, которая живо на это реагирует и готова участвовать в организации.

Оперный жанр в современном прочтении

– Об опере представление такое, что это старые толстые люди, пою­щие музыку, которая простым лю­дям непонятна, так как даже слова в ней разобрать проблематично. У людей отдаленных городов та­кое же отдаленное впечатление и об опере: многие в ней вообще ни разу не были.– Но сегодняшняя опера уже кардинально отличается от стереотипных представлений о ней, – объясняет Елена. – Нынеш­ний оперный певец должен быть молодой и стройный, ведь если у тебя комплекция неподходящая, то режиссер найдет другого актера. Дело в том, что берут уже не только за голос: это уже не первоопреде­ляющий фактор. Ведь театр теперь зависит не столько от дирижера, сколько от режиссера. Смысловая трактовка постановок утверждает­ся именно режиссером. Подумайте сами: ну сколько можно продавать музыку 300-400-летней давности? Задача устроителей концертов и постановок – заинтересовать и со­брать зал не раз в сезон, а каждую неделю. Поэтому ставка сегодня делается на состав. Вот смотрите: например, моя комплекция тоже не вполне подходит под стандарт­ное оперное исполнение. Я высо­кая, и если петь в паре с тенором, то визуально получается довольно комичная картинка… Также у нас есть определенные типажи к го­лосу. Я бы с удовольствием спела партию Кармен, но это не моя пар­тия вообще, не для моего голоса. Поскольку ты работаешь на своем организме, то от физических пара­метров зависит, каким голосом ты обладаешь. И по всем параметрам я должна быть меццо, но у меня – лирическое сопрано. Поэтому Кармен подходит мне по темпера­менту, но совершенно не подходит по голосу. Я это давно поняла, по­сле чего и начала искать варианты собственной реализации. На самом деле, есть куча музыкального мате­риала, ненужного большому театру, но интересного и слушателю, и ис­полнителю. Начала я с монооперы: это сложный жанр, ведь в обычной опере поет хор, поет партнер – в это время ты можешь передохнуть. Поэтому монооперу больше часа с четвертью вытянуть сложно.

Два города Елены Буровой

– Я не могу прикрепить себя к какому-то месту. У меня есть роди­на – это Томск. Но нет ощущения того, что я не живу в Томске, и нет ощущения, что я живу в Москве. Когда у тебя по четыре переезда за месяц, то вообще теряется ощуще­ние каких-либо границ. Москва – очень интересный город, – объяс­няет Елена, – она регулярно меняет свое лицо, и от этого меняется ее восприятие. Первые два года пре­бывания там это был абсолютно мой город, и я чувствовала от этого невероятный драйв.

Елена говорит, что в Москве действительно больше возможно­стей. Но, несмотря на это, случа­ется день, когда устаешь от этого города, его сумасшедшего ритма и от того, что его нужно все время «держать». В Томске же всегда есть возможность остановиться, выдо­хнуть и пойти дальше.

В самом начале карьеры был у Елены период, когда она вообще хотела переехать в Европу: у певи­цы была возможность работать по контракту в Германии, но в послед­ний момент что-то сорвалось.

– Сейчас я понимаю: слава богу, что так произошло. Потому что в Европе комфортно можно себя чувствовать, только если ты там вырос или отучился. Там все как-то по-другому. Другой ментали­тет, другие связи между людьми. А нематериальный, нефинансовый комфорт с годами все труднее при­обретается.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Диалог языков – диалог культур
  2. Весна идет, весне дорогу!
  3. Томские легенды
  4. Остановить мгновение
  5. Весь мир – театр!
  6. Кармина Бурана
  7. Время и Пространство Виктора Колупаева
  8. Не только песня строить и жить помогает!
  9. Театр – не доктор, театр – это боль
  10. Историческое мнение
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91