Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия

Орган плюс

  10    0

Программа, подготовленная органистами Дмитрием Уша­ковым и Марией Блажевич, называется «Орган+». Это значит, что на сцене будет присутствовать сразу три инструмента дружной семьи клавишных (благо, размеры сцены малого концертного зала это позволяют): «дедуш­ка» – орган, «папа» – клавесин, и самый молодой представи­тель – фортепиано. В течение концерта Дмитрий и Мария будут вдвоем чередоваться на этих трех инструментах.

О семье томских органистов

Семья музыкантов, приехав­шая в сентябре в наш город, была приглашена Томской областной филармонией в качестве штатных органистов. Дмитрий Ушаков ро­дился в 1979 году; на органе играет с двенадцати лет. В 1998 закончил с отличием училище при Москов­ской консерватории. С 1999 года Дмитрий становится органистом храма святого Людовика Фран­цузского в Москве. С 2011 он уже музыкальный директор и органист в Евангелическо-Лютеранском Ка­федральном Соборе святого Петра и Павла. Становился лауреатом всероссийского и международного конкурсов, был участником все­российских и международных фе­стивалей, а также организатором фестивалей органной музыки. В репертуаре Ушакова музыка самых разных стилей, эпох и жанров, в том числе большое количество транскрипций и переложений для органа. Дмитрий является автором научных статей по истории, теории музыки и органного искусства.

Дмитрий У шаков и Мария Блажевич приехали в Томск в сентябре. Прошло совсем немного времени, – и вот они готовы представить зрителям свой первый концерт в нашем городе. Однако раньше они уже приезжали в Томск и считают, что местная аудитория имеет несколько особенностей, главную из которых можно определить как «культура в Томске развита».

Жена Дмитрия, органистка Мария Блажевич, с отличием закончила Ка­занскую государственную консерва­торию имени Жиганова по специаль­ностям «Фортепиано» и «Орган», а также магистратуру кафедры старин­ной музыки Санкт-Петербурского государственного университета. Черты исполнительского кредо ор­ганистки – искренность, исповедаль­ность игры. О Марии говорят, что она понимает орган как инструмент, несущий как возвышенные, так и жи­вые человеческие чувства.

О программе первого концерта

– Дмитрий, расскажите, пожа­луйста, как именно будет прохо­дить ваш первый концерт.

– На органе любая музыка звучит неплохо, поэтому наша программа – это своего рода срез разноплано­вой музыки. По времени она стан­дартная: два отделения по 45 минут. Музыка же в ней будет разделена на четыре части, и подбиралась она с учетом интересов самых разных слоев аудитории, поэтому в этой программе каждый сможет что-то найти для себя. Томск – первый в России город по количеству сту­дентов на душу населения, поэто­му, конечно же, данную категорию обязательно надо охватывать.

Выгоден и сам антураж програм­мы: присутствие на сцене сразу трех инструментов – это, на наш взгляд, замечательное решение: концерт будет интересно не только слушать, но и смотреть. Программа подобра­на из разных родов музыки: класси­ка, академическая и так называемая легкая музыка – по качеству вся она очень хорошая. Тот же Поль Мориа: этот профессиональный дирижер и композитор имеет академическое музыкальное образование. Вторая часть концерта полностью пред­ставлена произведениями Баха, ведь концерт с участием органа без Баха быть не может – это аксио­ма, и мы от нее не отказываемся. Третья часть концерта называется «Забытая классика»: в нее вошли сочинения, которые действительно достойны звучать на филармониче­ских концертах, но почему-то зву­чат очень редко. Это оригинальные композиции именно для такого со­става, как, например, орган и фор­тепиано. Заканчивается программа блоком под названием «Джазовые композиции». Не секрет, что суще­ствует некий стандарт филармони­ческой программы. Мы же хотим не то чтобы уйти от этого стандарта, а просто немного развернуть его ли­цом к народу.

– Знаю, что сегодня во многих европейских и азиатских странах государство обеспечивает хорошую поддержку филармонических му­зыкантов, так как есть четкая уста­новка, что классическая музыка – это престижно: на этом построено и воспитание, и вся государствен­ная политика. На какую помощь в своей работе можете рассчитывать вы с Марией?

– В Томской филармонии рабо­тает очень профессиональная (в административном плане и в пла­не художественного руководства) команда. Насколько нам с Мари­ей кажется, в этом плане все здесь движется в правильном направле­нии. А в отношении нас есть и по­нимание и поддержка.

Идеи, проекты и их реа­лизация

– Дима, из пресс-конференции, проходившей в сентябре, мне из­вестно про планируемые вами в Томске необычные проекты. Кто из вас с Марией является генерато­ром этих идей?

– Мы оба в равной степени. Лич­но я, имея опыт руководства, хоро­шо знаю, что нужно сделать, чтобы концертная программа вызвала у публики интерес. Здесь очень важ­на постановка программы. Вот простой пример. Скажем, мы игра­ем концертную программу: какой-то дежурный набор произведений. Допустим, вначале мы играем какую-то известную музыкальную зарисовку к фильму – скажем, к приключениям Шерлока Холмса и доктора Ватсона, а после этого токкату Фрискобальди. И другая ситуация: вначале играем токкату, а потом уже популярную музыку. В первом случае успех у концерта будет гарантирован; если же мы сделаем наоборот, возможен об­ратный эффект. Здесь важно не забывать, что публика приходит в филармонию не учиться, а прово­дить досуг – пусть даже обогащая при этом свой культурный и ду­ховный уровень. Поэтому так важ­но вначале установить с публикой контакт: показать, что музыкан­ты – это такие же люди, слушаю­щие и играющие ту же музыку, что нравится слушателям.

– Получается, гарантией востре­бованности концерта может стать правильный расчет очередности произведений в нем?

– Не совсем так. Предсказать, сколько человек придет на концерт, невозможно – хотя бы потому, что существует масса факторов, кото­рые могут иметь на посещаемость косвенное или явное влияние: это и время года, и наличие осадков за окном, и другие мероприятия в городе, и множество бытовых ме­лочей (пробки на дорогах, очере­ди в магазинах), и многое другое. Поэтому даже если ты выполнишь все необходимые условия, нельзя гарантировать, что на концерт дей­ствительно придет полный зал.

– Идеи ваших программ, навер­ное, будут использоваться в вашей дальнейшей работе?

– Именно идеи, конечно, будут использоваться. Но наполнение концертов будет меняться. Напри­мер, программа нашего первого в сезоне концерта «Орган+» пред­полагается как долгоиграющая. Однако в дополнение к органу мо­гут быть представлены уже другие инструменты.

– На пресс-конференции вы говорили о том, что планируете представлять органные концерты в Томске еженедельно. Когда реа­лизация этого проекта будет воз­можна?

– Скорее всего, в следующем фи­лармоническом сезоне. Сейчас нам важно не бездумно ринуться с ме­ста в карьер, а сделать определен­ные наработки, встроиться в том­скую филармоническую структуру, познакомиться и подружиться с нашими зрителями.

Невозможное возможно

– Кстати, о зрителях: известно, что основу контингента, прихо­дящего на концерты филармони­ческой музыки, составляют люди среднего возраста и старше. Детей, как правило, еще приводят родите­ли. А вот уговорить сходить на кон­церт, скажем, подростка уже очень трудно. Как вы планируете заинте­ресовывать этот контингент ваших потенциальных слушателей?

– Заявленные нами ранее саунд-треки из популярных фильмов и музыка из компьютерных игр в первый концерт еще не включа­лись. Но когда мы будем работать над этой программой, расчет будет делаться именно на молодую ауди­торию. Планирование этого проек­та уже вызвало большой резонанс. Причем, для нас ценны не только положительное мнение, но и отри­цательное, ведь по закону психоло­гии недовольные наверняка придут на концерт, чтобы собственными глазами увидеть то, что вызвало в них такое негативное чувство.

– Когда вы планируете реализа­цию именно этого проекта?

– Пока трудно сказать точно, но примерно до или сразу после Но­вого года.

– Насколько вы с Марией знако­мы с томской аудиторией?

– Раньше мы уже приезжали сюда с выступлениями. Томск имеет несколько специфических черт, имеющих прямое отноше­ние к тому, какую аудиторию нам предстоит заинтересовать своими концертными программами. Во-первых, в городе много учащихся. Во-вторых, здесь присутствует зна­чительный слой высококультур­ных образованных людей среднего возраста: ученые, преподаватели, профессорский состав. В-третьих, это те люди, которые регулярно ходят в филармонию. Культуре в Томске должно житься очень хо­рошо, потому что в этом городе много людей, которым это важно и интересно. А для этого нужно про­сто немножко развернуть филар­моническую музыку к ним лицом.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Не хлеба, но зрелищ
  2. Ностальгия по Тарковскому
  3. В гости к Чиндяйкину
  4. Анфиса Чехова совместила день рождения и Конец Света
  5. Александр Благословенный
  6. Жали-дожали, «Дожинки» встречали!
  7. Сибирь зажигает звезды
  8. Объект особого невнимания
  9. Томские легенды
  10. Андрей Ковалев: «Я не люблю все новое»
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика
Посетителей на сайте сейчас: 10

Наш адрес

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Email: ansktn@mail.ru