Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Орган плюс

   0

Программа, подготовленная органистами Дмитрием Уша­ковым и Марией Блажевич, называется «Орган+». Это значит, что на сцене будет присутствовать сразу три инструмента дружной семьи клавишных (благо, размеры сцены малого концертного зала это позволяют): «дедуш­ка» – орган, «папа» – клавесин, и самый молодой представи­тель – фортепиано. В течение концерта Дмитрий и Мария будут вдвоем чередоваться на этих трех инструментах.

О семье томских органистов

Семья музыкантов, приехав­шая в сентябре в наш город, была приглашена Томской областной филармонией в качестве штатных органистов. Дмитрий Ушаков ро­дился в 1979 году; на органе играет с двенадцати лет. В 1998 закончил с отличием училище при Москов­ской консерватории. С 1999 года Дмитрий становится органистом храма святого Людовика Фран­цузского в Москве. С 2011 он уже музыкальный директор и органист в Евангелическо-Лютеранском Ка­федральном Соборе святого Петра и Павла. Становился лауреатом всероссийского и международного конкурсов, был участником все­российских и международных фе­стивалей, а также организатором фестивалей органной музыки. В репертуаре Ушакова музыка самых разных стилей, эпох и жанров, в том числе большое количество транскрипций и переложений для органа. Дмитрий является автором научных статей по истории, теории музыки и органного искусства.

Дмитрий У шаков и Мария Блажевич приехали в Томск в сентябре. Прошло совсем немного времени, – и вот они готовы представить зрителям свой первый концерт в нашем городе. Однако раньше они уже приезжали в Томск и считают, что местная аудитория имеет несколько особенностей, главную из которых можно определить как «культура в Томске развита».

Жена Дмитрия, органистка Мария Блажевич, с отличием закончила Ка­занскую государственную консерва­торию имени Жиганова по специаль­ностям «Фортепиано» и «Орган», а также магистратуру кафедры старин­ной музыки Санкт-Петербурского государственного университета. Черты исполнительского кредо ор­ганистки – искренность, исповедаль­ность игры. О Марии говорят, что она понимает орган как инструмент, несущий как возвышенные, так и жи­вые человеческие чувства.

О программе первого концерта

– Дмитрий, расскажите, пожа­луйста, как именно будет прохо­дить ваш первый концерт.

– На органе любая музыка звучит неплохо, поэтому наша программа – это своего рода срез разноплано­вой музыки. По времени она стан­дартная: два отделения по 45 минут. Музыка же в ней будет разделена на четыре части, и подбиралась она с учетом интересов самых разных слоев аудитории, поэтому в этой программе каждый сможет что-то найти для себя. Томск – первый в России город по количеству сту­дентов на душу населения, поэто­му, конечно же, данную категорию обязательно надо охватывать.

Выгоден и сам антураж програм­мы: присутствие на сцене сразу трех инструментов – это, на наш взгляд, замечательное решение: концерт будет интересно не только слушать, но и смотреть. Программа подобра­на из разных родов музыки: класси­ка, академическая и так называемая легкая музыка – по качеству вся она очень хорошая. Тот же Поль Мориа: этот профессиональный дирижер и композитор имеет академическое музыкальное образование. Вторая часть концерта полностью пред­ставлена произведениями Баха, ведь концерт с участием органа без Баха быть не может – это аксио­ма, и мы от нее не отказываемся. Третья часть концерта называется «Забытая классика»: в нее вошли сочинения, которые действительно достойны звучать на филармониче­ских концертах, но почему-то зву­чат очень редко. Это оригинальные композиции именно для такого со­става, как, например, орган и фор­тепиано. Заканчивается программа блоком под названием «Джазовые композиции». Не секрет, что суще­ствует некий стандарт филармони­ческой программы. Мы же хотим не то чтобы уйти от этого стандарта, а просто немного развернуть его ли­цом к народу.

– Знаю, что сегодня во многих европейских и азиатских странах государство обеспечивает хорошую поддержку филармонических му­зыкантов, так как есть четкая уста­новка, что классическая музыка – это престижно: на этом построено и воспитание, и вся государствен­ная политика. На какую помощь в своей работе можете рассчитывать вы с Марией?

– В Томской филармонии рабо­тает очень профессиональная (в административном плане и в пла­не художественного руководства) команда. Насколько нам с Мари­ей кажется, в этом плане все здесь движется в правильном направле­нии. А в отношении нас есть и по­нимание и поддержка.

Идеи, проекты и их реа­лизация

– Дима, из пресс-конференции, проходившей в сентябре, мне из­вестно про планируемые вами в Томске необычные проекты. Кто из вас с Марией является генерато­ром этих идей?

– Мы оба в равной степени. Лич­но я, имея опыт руководства, хоро­шо знаю, что нужно сделать, чтобы концертная программа вызвала у публики интерес. Здесь очень важ­на постановка программы. Вот простой пример. Скажем, мы игра­ем концертную программу: какой-то дежурный набор произведений. Допустим, вначале мы играем какую-то известную музыкальную зарисовку к фильму – скажем, к приключениям Шерлока Холмса и доктора Ватсона, а после этого токкату Фрискобальди. И другая ситуация: вначале играем токкату, а потом уже популярную музыку. В первом случае успех у концерта будет гарантирован; если же мы сделаем наоборот, возможен об­ратный эффект. Здесь важно не забывать, что публика приходит в филармонию не учиться, а прово­дить досуг – пусть даже обогащая при этом свой культурный и ду­ховный уровень. Поэтому так важ­но вначале установить с публикой контакт: показать, что музыкан­ты – это такие же люди, слушаю­щие и играющие ту же музыку, что нравится слушателям.

– Получается, гарантией востре­бованности концерта может стать правильный расчет очередности произведений в нем?

– Не совсем так. Предсказать, сколько человек придет на концерт, невозможно – хотя бы потому, что существует масса факторов, кото­рые могут иметь на посещаемость косвенное или явное влияние: это и время года, и наличие осадков за окном, и другие мероприятия в городе, и множество бытовых ме­лочей (пробки на дорогах, очере­ди в магазинах), и многое другое. Поэтому даже если ты выполнишь все необходимые условия, нельзя гарантировать, что на концерт дей­ствительно придет полный зал.

– Идеи ваших программ, навер­ное, будут использоваться в вашей дальнейшей работе?

– Именно идеи, конечно, будут использоваться. Но наполнение концертов будет меняться. Напри­мер, программа нашего первого в сезоне концерта «Орган+» пред­полагается как долгоиграющая. Однако в дополнение к органу мо­гут быть представлены уже другие инструменты.

– На пресс-конференции вы говорили о том, что планируете представлять органные концерты в Томске еженедельно. Когда реа­лизация этого проекта будет воз­можна?

– Скорее всего, в следующем фи­лармоническом сезоне. Сейчас нам важно не бездумно ринуться с ме­ста в карьер, а сделать определен­ные наработки, встроиться в том­скую филармоническую структуру, познакомиться и подружиться с нашими зрителями.

Невозможное возможно

– Кстати, о зрителях: известно, что основу контингента, прихо­дящего на концерты филармони­ческой музыки, составляют люди среднего возраста и старше. Детей, как правило, еще приводят родите­ли. А вот уговорить сходить на кон­церт, скажем, подростка уже очень трудно. Как вы планируете заинте­ресовывать этот контингент ваших потенциальных слушателей?

– Заявленные нами ранее саунд-треки из популярных фильмов и музыка из компьютерных игр в первый концерт еще не включа­лись. Но когда мы будем работать над этой программой, расчет будет делаться именно на молодую ауди­торию. Планирование этого проек­та уже вызвало большой резонанс. Причем, для нас ценны не только положительное мнение, но и отри­цательное, ведь по закону психоло­гии недовольные наверняка придут на концерт, чтобы собственными глазами увидеть то, что вызвало в них такое негативное чувство.

– Когда вы планируете реализа­цию именно этого проекта?

– Пока трудно сказать точно, но примерно до или сразу после Но­вого года.

– Насколько вы с Марией знако­мы с томской аудиторией?

– Раньше мы уже приезжали сюда с выступлениями. Томск имеет несколько специфических черт, имеющих прямое отноше­ние к тому, какую аудиторию нам предстоит заинтересовать своими концертными программами. Во-первых, в городе много учащихся. Во-вторых, здесь присутствует зна­чительный слой высококультур­ных образованных людей среднего возраста: ученые, преподаватели, профессорский состав. В-третьих, это те люди, которые регулярно ходят в филармонию. Культуре в Томске должно житься очень хо­рошо, потому что в этом городе много людей, которым это важно и интересно. А для этого нужно про­сто немножко развернуть филар­моническую музыку к ним лицом.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Сергий Звонарев: Религиозный экстремизм является глобальной угрозой миру
  2. DramUlet, или Три дня экстрима
  3. Новогодняя сказка для юных томичей. ТЮЗ покажет «Щелкунчика»
  4. ЗАТО Движение
  5. Победные традиции
  6. Лариса Отмахова. Самая трудная роль
  7. Кого выберут?
  8. На поверхности и в глубине
  9. Игрушечный город
  10. Никита Михалков: «Я могу быть тысячу раз не прав!»
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91