Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

«Органная мозаика» – подарок из Петербурга

   0

Наличие Малого (органного) концертного зала привлекает в Томск талантливых исполнителей.

На прошлой неделе в Томске с программой органной музыки вы­ступила лауреат междуна­родных конкурсов органистов (Болгария, 2007 – I премия; Италия, 2009 – I премия; Польша, 2009 – II пре­мия), дипломант и обладатель специального приза Междуна­родного конкурса концертных органистов (Казань, 2008), обладатель премии Георгия Бооса «Надежда Отечества» и специального приза VII Международного конкурса имени Таривердиева (Гамбург-Калининград, 2011), орга­нистка из Санкт-Петербурга Наталья Михайлова.

Специалист по связям с обще­ственностью Томской областной филармонии Ирина Афанасьева представила мне Наталью за час до концерта: вопреки ожиданиям (ор­ган – инструмент непростой: для игры на нем, помимо истинного мастерства, иногда требуются и не­дюжинные физические данные!) пе­редо мной стояла хрупкая молодая девушка. Ее теплый взгляд, привет­ливая улыбка и спокойная откры­тость – все способствовало интерес­ной беседе, оставившей после себя самые приятные воспоминания.

– Наташа, я не раз слышала мне­ние о том, что органная музыка имеет особенное воздействие на человека: часто говорят, что от нее хочется плакать. Как вы думаете, почему это происходит?

– Мне всегда казалось, что ор­ган – очень живой инструмент. Не зря его устанавливают в церквях и соборах, хоть это и недешево: звук органа, по моим ощущениям, наи­более приближен к человеческому голосу, благодаря духовой его при­роде. А если попытаться объяснить его воздействие научным языком, то кратко можно сказать так, что из-за очень большого диапазона у органа необыкновенный частотный спектр, поэтому он оказывает такое сильное влияние на слушателя.

– Насколько я знаю, игре на этом инструменте не учат в музыкаль­ной школе. Когда и почему вы вы­брали именно орган?

– Сегодня уже во многих музы­кальных школах преподают ор­ган, причем с самого начала. Но в основном орган вводится в каче­стве факультативного предмета с пятого класса. А в Европе зача­стую начинают учиться сразу на органе, без фортепианной подго­товки. Я же начинала как пианист­ка: поступила на фортепианный факультет музыкального училища при Санкт-Петербургской госу­дарственной консерватории име­ни Н.А. Римского-Корсакова и не думала, что увлекусь органом. Но уже в начале первого курса, когда вывесили список факультативов (в котором чего только не было: от английского языка до тенниса), я увидела орган – и все, заболела им мгновенно. До конца училища больше времени уделяла уже не фортепиано, а органу. Мой пре­подаватель Михаил Иосифович Лебедь (в 1993 год за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу ему присвое­но почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации») относился к моему увлечению с пониманием. Свои первые концерты на органе я сы­грала именно в училище.

График учебы был очень на­пряженный: к пяти утра я шла в бассейн, чтобы к семи попасть в училище и сесть за орган: это был учебный четырехрегистровый ин­струмент…

Вообще же двух одинаковых (больших церковных или кон­цертных) органов практически не существует. Как сказала одна моя студентка: «Оказывается, если ты научился играть на одном органе, это еще не значит, что сумеешь играть на другом!»

Каждый орган уникален

Объясняется это обстоятельство тем, что орган – не только слож­нейший музыкальный инструмент, но в значительной степени и произ­ведение архитектуры: каждый ор­ган строится специально для дан­ного собора или концертного зала, и уже поэтому он уникален. Одним из важнейших элементов искусства органиста является умение пользо­ваться регистрами, то есть искус­ство выбирать и сочетать краски органа. По мнению томских слу­шателей на форуме, Наталья Ми­хайлова владеет этим искусством в совершенстве. Создатели органа всегда стремятся наделить его не только неповторимым «лицом» (то, что мы видим, глядя на орган, называется проспектом), но и ин­дивидуальным звучанием. А это за­висит от выбора регистров, то есть конкретных звуковых красок. Нет такого органа в мире, в котором использовались бы все известные органные регистры. Из сказанного следует, что органист, приступая к подготовке к концерту на том или ином органе, должен выбрать из имеющихся на данном конкретном инструменте регистров наиболее подходящие для каждого произве­дения. И здесь необходимо многое: знание эпохи, особенностей языка композитора, стиля произведения, акустики помещения и многого другого. Выбор регистров для ор­ганного произведения называется регистровкой. Композиторы редко указывают точную регистровку в нотах, обычно полагаясь на вкус и знания исполнителя.

– Благодаря всем этим нюансам в Европе профессия «органист» считается чисто мужской, – про­должает наша гостья из Санкт-Петербурга. – Любой кандидат в нашу профессию проходит серьез­ный, можно сказать, «естествен­ный» отбор: инструменты все разные, время занятий за инстру­ментом, как правило, ограничено, условия игры тоже везде разные. Например, как-то в декабре я игра­ла концерт в Италии: на мне были сапоги и шуба, но в помещении церкви было всего пять градусов, и пальцы буквально примерзали к клавишам. Каждое выступление на органе – сюрприз: бывает, акусти­ка помещения помогает, а бывает – наоборот; игровая трактура бывает легкая, а бывает тяжелая, с тяже­лыми клавишами, и т. д. Каждый раз, садясь за новый инструмент, приходится приспосабливаться к его особенностям. В общем, моя профессия требует большой люб­ви, выносливости и терпения. В этой профессии не бывает рабочих дней и выходных — это особен­ность любой творческой (и на­учной) деятельности. Внутренняя работа происходит беспрерывно.

Так что профессия органиста трудная, но приятная и интерес­ная!

После концерта мы снова свя­зались с Натальей Михайловой, чтобы узнать ее мнение о нашем органе и томской публике.

– Я очень много играю с 1992 года, но в Сибири побывала впервые, – поделилась органист­ка. – И знаете, мне очень повез­ло: я встретила в Томске много замечательных людей, добрых и открытых. Когда ты видишь приветливые лица и за сценой, и в зале, играть легко и прият­но. Хочу сказать спасибо всем, кто так или иначе помогал мне в подготовке и проведении этого концерта, а также поблагодарить всех, кто пришел в этот день в камерный зал, чтобы послушать замечательный орган Томской филармонии.

История и устройство инструмента

Король музыкальных инструментов – именно так называл орган Мо­царт.

Орган – инструмент клавишный и духовой одно­временно. Аналогичные инструменты существовали в Древней Греции, Риме и Византии. С VII века орган используется в церквах (католических), где звучит церковная музыка, а впо­следствии на органе стали исполнять музыкальные произведения и светского характера. Современный вид орган приобрел примерно к XVI веку. Орган – инстру­мент с «постоянным местом жительства»: чаще всего он строится для конкретного помещения. Известно, что у скрипки резонатором, усиливающим и облагора­живающим звучание струн, является корпус. У органа эту функцию выполняет пространство, в котором он находится и с которым составляет единое звуковое целое. На звучание труб вли­яет также их форма: откры­тые трубы дают ясный звук, закрытые – приглушенный; расширяющиеся к верхней части трубы усиливают звук, а сужающиеся создают таин­ственные тембры. У широ­ких труб звук мягче, а у труб с небольшим диаметром он интенсивный и напряжен­ный. Звучание труб во мно­гом зависит от материала, из которого они изготовлены. Некоторые из них делаются из древесины, но большая часть из металла: орган­ные мастера традиционно используют сплав свинца и олова. Каждая труба в органе издает звук одной высоты, одного тембра и одной силы, поэтому труб в органах так много (до десяти тысяч!), и они разделяются на ряды – регистры.

Все большое сооружение, именуемое органом, состоит из трех частей: звучащие трубы различной величины и формы, сгруппированные определенным образом; ме­ханизм управления (кафедра органа); меха, вентилятор и мотор, нагнетающие воздух, находящийся под постоян­ным давлением.

Орган из сталактитов

В американском шта­те Вирджиния находятся Лурейские пещеры, где установлен уникальный музыкальный инструмент — орган из сталактитов. 37 разных по тону сталактитов подключены к трубочной си­стеме традиционного органа и управляются с обычной органной клавиатуры.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Наталья Крачковская: «Мужчины меня звали «100 килограммов мечты»
  2. Биография Алексея Михайловича Вьюшкова
  3. Звездные рецепты на новогоднем столе
  4. Музыкальный фестиваль
  5. Путешествие в сказку
  6. Пасха: что мы празднуем?
  7. Сибирский поэт
  8. Мистер Позитив
  9. Хранительница народных традиций
  10. Застывшая музыка архитектуры
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91