Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

«Органная мозаика» – подарок из Петербурга

   0

Наличие Малого (органного) концертного зала привлекает в Томск талантливых исполнителей.

На прошлой неделе в Томске с программой органной музыки вы­ступила лауреат междуна­родных конкурсов органистов (Болгария, 2007 – I премия; Италия, 2009 – I премия; Польша, 2009 – II пре­мия), дипломант и обладатель специального приза Междуна­родного конкурса концертных органистов (Казань, 2008), обладатель премии Георгия Бооса «Надежда Отечества» и специального приза VII Международного конкурса имени Таривердиева (Гамбург-Калининград, 2011), орга­нистка из Санкт-Петербурга Наталья Михайлова.

Специалист по связям с обще­ственностью Томской областной филармонии Ирина Афанасьева представила мне Наталью за час до концерта: вопреки ожиданиям (ор­ган – инструмент непростой: для игры на нем, помимо истинного мастерства, иногда требуются и не­дюжинные физические данные!) пе­редо мной стояла хрупкая молодая девушка. Ее теплый взгляд, привет­ливая улыбка и спокойная откры­тость – все способствовало интерес­ной беседе, оставившей после себя самые приятные воспоминания.

– Наташа, я не раз слышала мне­ние о том, что органная музыка имеет особенное воздействие на человека: часто говорят, что от нее хочется плакать. Как вы думаете, почему это происходит?

– Мне всегда казалось, что ор­ган – очень живой инструмент. Не зря его устанавливают в церквях и соборах, хоть это и недешево: звук органа, по моим ощущениям, наи­более приближен к человеческому голосу, благодаря духовой его при­роде. А если попытаться объяснить его воздействие научным языком, то кратко можно сказать так, что из-за очень большого диапазона у органа необыкновенный частотный спектр, поэтому он оказывает такое сильное влияние на слушателя.

– Насколько я знаю, игре на этом инструменте не учат в музыкаль­ной школе. Когда и почему вы вы­брали именно орган?

– Сегодня уже во многих музы­кальных школах преподают ор­ган, причем с самого начала. Но в основном орган вводится в каче­стве факультативного предмета с пятого класса. А в Европе зача­стую начинают учиться сразу на органе, без фортепианной подго­товки. Я же начинала как пианист­ка: поступила на фортепианный факультет музыкального училища при Санкт-Петербургской госу­дарственной консерватории име­ни Н.А. Римского-Корсакова и не думала, что увлекусь органом. Но уже в начале первого курса, когда вывесили список факультативов (в котором чего только не было: от английского языка до тенниса), я увидела орган – и все, заболела им мгновенно. До конца училища больше времени уделяла уже не фортепиано, а органу. Мой пре­подаватель Михаил Иосифович Лебедь (в 1993 год за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу ему присвое­но почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации») относился к моему увлечению с пониманием. Свои первые концерты на органе я сы­грала именно в училище.

График учебы был очень на­пряженный: к пяти утра я шла в бассейн, чтобы к семи попасть в училище и сесть за орган: это был учебный четырехрегистровый ин­струмент…

Вообще же двух одинаковых (больших церковных или кон­цертных) органов практически не существует. Как сказала одна моя студентка: «Оказывается, если ты научился играть на одном органе, это еще не значит, что сумеешь играть на другом!»

Каждый орган уникален

Объясняется это обстоятельство тем, что орган – не только слож­нейший музыкальный инструмент, но в значительной степени и произ­ведение архитектуры: каждый ор­ган строится специально для дан­ного собора или концертного зала, и уже поэтому он уникален. Одним из важнейших элементов искусства органиста является умение пользо­ваться регистрами, то есть искус­ство выбирать и сочетать краски органа. По мнению томских слу­шателей на форуме, Наталья Ми­хайлова владеет этим искусством в совершенстве. Создатели органа всегда стремятся наделить его не только неповторимым «лицом» (то, что мы видим, глядя на орган, называется проспектом), но и ин­дивидуальным звучанием. А это за­висит от выбора регистров, то есть конкретных звуковых красок. Нет такого органа в мире, в котором использовались бы все известные органные регистры. Из сказанного следует, что органист, приступая к подготовке к концерту на том или ином органе, должен выбрать из имеющихся на данном конкретном инструменте регистров наиболее подходящие для каждого произве­дения. И здесь необходимо многое: знание эпохи, особенностей языка композитора, стиля произведения, акустики помещения и многого другого. Выбор регистров для ор­ганного произведения называется регистровкой. Композиторы редко указывают точную регистровку в нотах, обычно полагаясь на вкус и знания исполнителя.

– Благодаря всем этим нюансам в Европе профессия «органист» считается чисто мужской, – про­должает наша гостья из Санкт-Петербурга. – Любой кандидат в нашу профессию проходит серьез­ный, можно сказать, «естествен­ный» отбор: инструменты все разные, время занятий за инстру­ментом, как правило, ограничено, условия игры тоже везде разные. Например, как-то в декабре я игра­ла концерт в Италии: на мне были сапоги и шуба, но в помещении церкви было всего пять градусов, и пальцы буквально примерзали к клавишам. Каждое выступление на органе – сюрприз: бывает, акусти­ка помещения помогает, а бывает – наоборот; игровая трактура бывает легкая, а бывает тяжелая, с тяже­лыми клавишами, и т. д. Каждый раз, садясь за новый инструмент, приходится приспосабливаться к его особенностям. В общем, моя профессия требует большой люб­ви, выносливости и терпения. В этой профессии не бывает рабочих дней и выходных — это особен­ность любой творческой (и на­учной) деятельности. Внутренняя работа происходит беспрерывно.

Так что профессия органиста трудная, но приятная и интерес­ная!

После концерта мы снова свя­зались с Натальей Михайловой, чтобы узнать ее мнение о нашем органе и томской публике.

– Я очень много играю с 1992 года, но в Сибири побывала впервые, – поделилась органист­ка. – И знаете, мне очень повез­ло: я встретила в Томске много замечательных людей, добрых и открытых. Когда ты видишь приветливые лица и за сценой, и в зале, играть легко и прият­но. Хочу сказать спасибо всем, кто так или иначе помогал мне в подготовке и проведении этого концерта, а также поблагодарить всех, кто пришел в этот день в камерный зал, чтобы послушать замечательный орган Томской филармонии.

История и устройство инструмента

Король музыкальных инструментов – именно так называл орган Мо­царт.

Орган – инструмент клавишный и духовой одно­временно. Аналогичные инструменты существовали в Древней Греции, Риме и Византии. С VII века орган используется в церквах (католических), где звучит церковная музыка, а впо­следствии на органе стали исполнять музыкальные произведения и светского характера. Современный вид орган приобрел примерно к XVI веку. Орган – инстру­мент с «постоянным местом жительства»: чаще всего он строится для конкретного помещения. Известно, что у скрипки резонатором, усиливающим и облагора­живающим звучание струн, является корпус. У органа эту функцию выполняет пространство, в котором он находится и с которым составляет единое звуковое целое. На звучание труб вли­яет также их форма: откры­тые трубы дают ясный звук, закрытые – приглушенный; расширяющиеся к верхней части трубы усиливают звук, а сужающиеся создают таин­ственные тембры. У широ­ких труб звук мягче, а у труб с небольшим диаметром он интенсивный и напряжен­ный. Звучание труб во мно­гом зависит от материала, из которого они изготовлены. Некоторые из них делаются из древесины, но большая часть из металла: орган­ные мастера традиционно используют сплав свинца и олова. Каждая труба в органе издает звук одной высоты, одного тембра и одной силы, поэтому труб в органах так много (до десяти тысяч!), и они разделяются на ряды – регистры.

Все большое сооружение, именуемое органом, состоит из трех частей: звучащие трубы различной величины и формы, сгруппированные определенным образом; ме­ханизм управления (кафедра органа); меха, вентилятор и мотор, нагнетающие воздух, находящийся под постоян­ным давлением.

Орган из сталактитов

В американском шта­те Вирджиния находятся Лурейские пещеры, где установлен уникальный музыкальный инструмент — орган из сталактитов. 37 разных по тону сталактитов подключены к трубочной си­стеме традиционного органа и управляются с обычной органной клавиатуры.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. О жизни томичей в годы войны
  2. Звезды зажигают олимпийский огонь
  3. ТЮЗ: юбилейный сезон приглашает!
  4. Руслан Алехно: «Я люблю импровизировать на кухне»
  5. Древние арии на Томи
  6. Мультиинструменталист Сибирских Афин
  7. Зоопарку нужен дом!
  8. Игорь Крутой: «Не такой уж я нафталин!»
  9. Бари Алибасов: «Женщинам готовить запрещаю!»
  10. Ностальгия по Тарковскому
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91