Хедлайны
Первый полет
И лубок, и драма
Мэрия злостно не исполняет решение суда!
Компания «РукоделЪ»
Знакомимся: заповедник Васюганский
- ticket title
- В Томске правит коррупция! ◈
- Первый полет ◈
- И лубок, и драма ◈
- Мэрия злостно не исполняет решение суда! ◈
- Компания «РукоделЪ» ◈
- Знакомимся: заповедник Васюганский ◈
- Дикое зрелище ◈
- Преданные… ◈
- Каков локоть на вкус? ◈
- «Все в порядке»? ◈
- Подачка! ◈
- Пора наводить порядок! ◈
- Еще один гранитный мавзолей?! ◈
- 30 лет без СССР. Часть 7 ◈
- Законодательной власти в Томской области нужен левый поворот! ◈
- И славный Котов в бой нас поведет! ◈
- Петя, как точка отсчета ◈
- Празднование Международного дня театра в Томске ◈
- Что такое театр и как он появился? ◈
Директор школы №54 Людмила Самохвалова рассказала «Томской НЕДЕЛЕ» обо всех трудностях перехода от обычного образования к инклюзивному. В апреле этого года в местных новостях сообщалось, что Томская область получит от федерации 18,7 миллиона на инклюзивные школы. Уже в августе стало известно, что школа №54 станет первой, где появится лифт для «особенных» детей. Воплотилась ли эта идея в жизнь, выясняли […]
Директор школы №54 Людмила Самохвалова рассказала «Томской НЕДЕЛЕ» обо всех трудностях перехода от обычного образования к инклюзивному. В апреле этого года в местных новостях сообщалось, что Томская область получит от федерации 18,7 миллиона на инклюзивные школы. Уже в августе стало известно, что школа №54 станет первой, где появится лифт для «особенных» детей. Воплотилась ли эта идея в жизнь, выясняли […]
Особенные дети в обычной школе
13.11.2015
Директор школы №54 Людмила Самохвалова рассказала «Томской НЕДЕЛЕ» обо всех трудностях перехода от обычного образования к инклюзивному.

Как все устроено
Новость о том, что в школе №54 будет установлен лифт для детей-инвалидов, разлетелась быстро. Только, как оказалось, дальше плана работ ничего не продвинулось.
– Далеко не все здания школ приспособлены для того, чтобы устанавливать там лифты. Наше здание подошло по всем характеристикам, но было решено сначала сделать пристройку, а в ней лифт. План был готов, но дальше дело не пошло. Одна из причин – малое количество детей с ограниченными возможностями, – рассказывает Людмила Самохвалова.
В школе №54 обучается 800 учеников, из которых 134 с ограниченными возможностями здоровья, а шесть детей имеют серьезные трудности в передвижении. У шести ребят с ДЦП, которые обучаются в школе, не затронут головной мозг, поэтому они не нуждаются в особенном преподавании. Занятия у них проводят обыкновенные учителя.
Елена Шмыга, психолог:
– Я думаю, огромный плюс инклюзивного образования в том, что все обучаются вместе, а детей с ограниченными возможностями никто не выделяет. Поэтому они прекрасно адаптируются среди своих сверстников, а как следствие – и в обществе в дальнейшем. Да, в чем-то программа обучения отличается, взять ту же физкультуру. Но на большинстве уроков дети вместе, они вместе посещают внеклассные мероприятия, участвуют в конкурсах. Мы проводим уроки толерантности, на которых рассказываем, например, об успешных художниках или ученых, которые также имели проблемы со здоровьем. Хотя сейчас все это стало естественным, к таким детям относятся как к обычным, знают только, что им иногда нужно помочь, дверь придержать, – рассказала психолог.
Долгожданные средства
Для нормального обучения таких детей нужны специальные приспособления: поручни, пандус, лифт и подъемник. В школе несколько этажей, до верхних легко добираться далеко не всем.
– Приходилось все делать самим. Пандусы мы делали еще давно, совершенно для других, грузовых целей. Пригодились. Только тогда они были самодельные. Детей с ограниченными возможностями стало приходить к нам все больше, а денег на то, чтобы учебная среда для них стала доступной, не прибавлялось. Тогда встал вопрос о переименовании школы в коррекционную. Но если мы за инклюзивное образование, то какой смысл снова оставаться на месте. Мы ведь хотели уйти от этого разделения, а не вновь прий- ти к нему. Тогда, наконец, нам выделили долгожданные средства. Мы сразу же купили специальные столы, ведь для ребят в колясках наши парты слишком низкие, а эти регулируются, универсально и удобно. Купили наконец-таки подъемник. Но дело в том, что он очень медленный, и за перемену, конечно же, не управиться. Поэтому мы подстроили расписание для тех детей, которые испытывают трудности в перемещении между этажами. Например, один день их занятия проходят на втором этаже, в другой день на третьем. Еще у нас появились специальные тренажеры, – продолжает рассказ Людмила Самохвалова.
– Как-то раз к нам пришла женщина и сказала, что хочет, чтобы ее дочь обучалась в нашей школе. Девочка не ходила самостоятельно, передвигалась с помощью ходунков. Договорились, что они посмотрят другую школу, но в итоге, придя ко мне, мама рассказала о том, что дальше холла они там не прошли, потому что линолеум, который положили в школе, был неровным, и Настя не смогла передвигаться по нему.
Мама боялась, что девочку будут дразнить, или не заметят и собьют, или она не будет успевать за другими, – рассказывает Людмила Самохвалова.
Женщины решили провести эксперимент. Во время прогулки детей они стояли около окна и наблюдали, как ребята играют в песочнице. Настя была с ними. Вдруг все встали и побежали, но потом резко оглянулись и увидели, что Настя не может встать
сама. И тут дети подбежали, подхватили ее, усадили в ходунки и пошли вместе с ней.
– Конечно, другие дети спрашивали, почему она не ходит. Но мама все им объяснила. Тут мы поняли, что ее страх не был оправдан. А после этого я взяла маму Насти на работу в качестве сопровождающего. Мне показалось очень нужным присутствие человека, понимающего все тонкости. Она все пропустила через себя, и поэтому должна была знать все намного лучше кого-либо из нас, – говорит директор школы №54.
Физкультура
Школа №54 – обычная, поэтому и уроки физкультуры в ней проводятся. Многие удивляются: а как же дети с ограниченными возможностями посещают эти занятия?
– Такие дети проходят теорию. Но есть и практика. Например, метание мяча. Время от времени проводятся эстафеты, и все участвуют. Если кто-то на коляске, то мы даем велосипед другой команде, чтобы уравнять шансы, – рассказывает директор.
Физкультура – такой же учебный предмет, как и любой другой. Более того, это единственный учебный предмет, который целиком и полностью основан на здоровьесберегающих технологиях, а следовательно, является крайне важным в общем процессе современного образования, целью которого является развитие гармоничной личности.
На уроки, обед или в туалет такие дети отправляются с помощью сопровождающих. Но когда все это перестало быть экспериментом, нужно было оформить документы для того, чтобы такая должность была официальной. И было решено назвать это «предоставление услуг».
Оксана Боровикова, сопровождающий в школе №54:
– Тяжело ли мне морально? Поначалу может быть. А когда ты постоянно проводишь время с этим ребенком, то уже стираются все границы. Для тебя это обычный ребенок, как и все. Со своим характером, своими желаниями. У меня дочь такого же возраста, учится с ними. И могу сказать, как мама, что им здорово вместе. Нет никаких трудностей в понимании или общении. А жалеть – это зря. Ведь не нужно за них делать все. Если они сами это могут сделать, пускай делают, – рассказывает женщина.
Было решено, что педагогическое образование для этой должности не требуется. Ведь сопровождающий должен, например, достать нужные учебники, тетради, помочь с заданием, покормить, отвезти. Нужна просто помощь.
Психологическая поддержка
В школе №54 обязательно присутствие психолога, который проводит с детьми всевозможные тренинги в игровой комнате. Некоторым детям сложно держать в руке ручки, у некоторых плохо развита мелкая моторика, и чтобы ее развивать, ввели занятия по рисованию песком. Ребята постоянно рисуют, мастерят поделки.
И опять же, это все не для инвалидов. Это все для каждого из детей, обучающихся в этой школе.
– Мы проводим тренинги как для преподавателей, так и для детей. У каждого из них есть любимые игрушки здесь. Например, нам как-то привезли игрушки для развития толерантности из Франции. Среди них куклы на коляске, а вот человек с костылями. Также они все разные по национальностям, что тоже развивает в детях толерантность.
Дети очень любят рисовать, и не только на бумаге. Им так проще, интереснее.
Например, когда ребята диктуют мне сказки, я их записываю, а они рисуют к ним иллюстрации. Также проводим ароматерапию.
Занятия проходят иногда в группах, иногда индивидуально. Школа на окраине, ехать далеко, поэтому и психолог один, – рассказывает психолог школы №54.
Текст и фото: Виктория Евстафьева, Анастасия Скирневская
Читайте также на сайте:
- Шел, упал, очнулся – гипс…
- Я Вас слушаю…
- «Перезагрузка» сердца
- Флуревиты. Система активного долголетия
- «Сладкая бомба» замедленного действия
- Заброшенный цветник
- Грипп растет
- Аллергия на холод: как ее распознать и как от нее уберечься?
- Гипертония: факторы риска и способы лечения
- Детская астма и спорт
Календарь статей
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Мар | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Говорят
- Ирина к записи Бегут ручьи во все концы…
- Тамара Москва к записи На дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь…
- Николай к записи Прокурорская «крыша» — 8
- Ольга к записи Не подруги
- Алексей к записи Область беззакония — 5
Облако меток
Архивы
Контакты
Email: red@tomskw.ru
Телефон: +7 (3822) 78-42-93
Отдел рекламы
Email: rec@tomskw.ru
Телефон: +7 (3822) 78-42-91
Опубликуйте свой комментарий