Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия

Особенные дети в обычной школе

  21    0

Директор школы №54 Людмила Самохвалова рассказала «Томской НЕДЕЛЕ» обо всех трудностях перехода от обычного образования к инклюзивному.

02В апреле этого года в местных новостях сообщалось, что Томская область получит от федерации 18,7 миллиона на инклюзивные шко­лы. Уже в августе стало известно, что школа №54 станет первой, где появится лифт для «особенных» детей. Воплотилась ли эта идея в жизнь, выясняли корреспонденты «Томской НЕДЕЛИ».

Как все устроено

Новость о том, что в школе №54 будет установлен лифт для детей-инвалидов, разлетелась быстро. Только, как оказалось, дальше плана работ ничего не продвинулось.

– Далеко не все здания школ приспособлены для того, чтобы устанавливать там лифты. Наше здание подошло по всем характе­ристикам, но было решено сна­чала сделать пристройку, а в ней лифт. План был готов, но дальше дело не пошло. Одна из причин – малое количество детей с ограни­ченными возможностями, – рас­сказывает Людмила Самохвалова.

В школе №54 обучается 800 учеников, из которых 134 с ограниченными возможностями здоровья, а шесть детей имеют серьезные трудности в передви­жении. У шести ребят с ДЦП, которые обучаются в школе, не затронут головной мозг, поэтому они не нуждаются в особенном преподавании. Занятия у них про­водят обыкновенные учителя.

Елена Шмыга, психолог:

– Я думаю, огромный плюс инклюзивного образования в том, что все обучаются вместе, а детей с ограниченными возмож­ностями никто не выделяет. По­этому они прекрасно адаптируют­ся среди своих сверстников, а как следствие – и в обществе в даль­нейшем. Да, в чем-то программа обучения отличается, взять ту же физкультуру. Но на большинстве уроков дети вместе, они вместе посещают внеклассные меропри­ятия, участвуют в конкурсах. Мы проводим уроки толерантности, на которых рассказываем, на­пример, об успешных художни­ках или ученых, которые также имели проблемы со здоровьем. Хотя сейчас все это стало есте­ственным, к таким детям относят­ся как к обычным, знают только, что им иногда нужно помочь, дверь придержать, – рассказала психолог.

Долгожданные средства

Для нормального обучения таких детей нужны специальные приспособления: поручни, пан­дус, лифт и подъемник. В школе несколько этажей, до верхних легко добираться далеко не всем.

инфографика инклюзив– Приходилось все делать са­мим. Пандусы мы делали еще дав­но, совершенно для других, грузо­вых целей. Пригодились. Только тогда они были самодельные. Детей с ограниченными возмож­ностями стало приходить к нам все больше, а денег на то, чтобы учебная среда для них стала до­ступной, не прибавлялось. Тогда встал вопрос о переименовании школы в коррекционную. Но если мы за инклюзивное образование, то какой смысл снова оставаться на месте. Мы ведь хотели уйти от этого разделения, а не вновь прий- ти к нему. Тогда, наконец, нам вы­делили долгожданные средства. Мы сразу же купили специальные столы, ведь для ребят в колясках наши парты слишком низкие, а эти регулируются, универсально и удобно. Купили наконец-таки подъемник. Но дело в том, что он очень медленный, и за перемену, конечно же, не управиться. Поэто­му мы подстроили расписание для тех детей, которые испытывают трудности в перемещении между этажами. Например, один день их занятия проходят на втором этаже, в другой день на третьем. Еще у нас появились специальные тренажеры, – продолжает рассказ Людмила Самохвалова.

– Как-то раз к нам пришла женщина и сказала, что хочет, чтобы ее дочь обучалась в нашей школе. Девочка не ходила само­стоятельно, передвигалась с помо­щью ходунков. Договорились, что они посмотрят другую школу, но в итоге, придя ко мне, мама рас­сказала о том, что дальше холла они там не прошли, потому что линолеум, который положили в школе, был неровным, и Настя не смогла передвигаться по нему.

Мама боялась, что девочку бу­дут дразнить, или не заметят и со­бьют, или она не будет успевать за другими, – рассказывает Людмила Самохвалова.

Женщины решили провести эксперимент. Во время прогул­ки детей они стояли около окна и наблюдали, как ребята играют в песочнице. Настя была с ними. Вдруг все встали и побежали, но потом резко оглянулись и уви­дели, что Настя не может встать

сама. И тут дети подбежали, под­хватили ее, усадили в ходунки и пошли вместе с ней.

– Конечно, другие дети спра­шивали, почему она не ходит. Но мама все им объяснила. Тут мы поняли, что ее страх не был оправ­дан. А после этого я взяла маму Насти на работу в качестве со­провождающего. Мне показалось очень нужным присутствие чело­века, понимающего все тонкости. Она все пропустила через себя, и поэтому должна была знать все намного лучше кого-либо из нас, – говорит директор школы №54.

Физкультура

Школа №54 – обычная, по­этому и уроки физкультуры в ней проводятся. Многие удивляются: а как же дети с ограниченными возможностями посещают эти занятия?

– Такие дети проходят теорию. Но есть и практика. Например, метание мяча. Время от времени проводятся эстафеты, и все уча­ствуют. Если кто-то на коляске, то мы даем велосипед другой коман­де, чтобы уравнять шансы, – рас­сказывает директор.

Физкультура – такой же учеб­ный предмет, как и любой другой. Более того, это единственный учебный предмет, который цели­ком и полностью основан на здо­ровьесберегающих технологиях, а следовательно, является крайне важным в общем процессе со­временного образования, целью которого является развитие гар­моничной личности.

На уроки, обед или в туалет такие дети отправляются с помо­щью сопровождающих. Но когда все это перестало быть экспери­ментом, нужно было оформить документы для того, чтобы такая должность была официальной. И было решено назвать это «предо­ставление услуг».

Оксана Бо­ровикова, со­провождающий в школе №54:

– Тяжело ли мне мораль­но? Поначалу может быть. А когда ты по­стоянно прово­дишь время с этим ребенком, то уже стирают­ся все границы. Для тебя это обычный ребе­нок, как и все. Со своим харак­тером, своими желаниями. У меня дочь такого же возраста, учится с ними. И могу сказать, как мама, что им здорово вместе. Нет никаких трудностей в понимании или общении. А жалеть – это зря. Ведь не нужно за них делать все. Если они сами это могут сделать, пускай делают, – рассказывает женщина.

Было решено, что педагоги­ческое образование для этой должности не требуется. Ведь со­провождающий должен, напри­мер, достать нужные учебники, тетради, помочь с заданием, по­кормить, отвезти. Нужна просто помощь.

Психологическая поддержка

В школе №54 обязательно присутствие психолога, который проводит с детьми всевозможные тренинги в игровой комнате. Не­которым детям сложно держать в руке ручки, у некоторых плохо развита мелкая моторика, и что­бы ее развивать, ввели занятия по рисованию песком. Ребята посто­янно рисуют, мастерят поделки.

И опять же, это все не для ин­валидов. Это все для каждого из детей, обучающихся в этой школе.

– Мы проводим тренинги как для преподавателей, так и для детей. У каждого из них есть лю­бимые игрушки здесь. Например, нам как-то привезли игрушки для развития толерантности из Фран­ции. Среди них куклы на коляске, а вот человек с костылями. Также они все разные по национально­стям, что тоже развивает в детях толерантность.

Дети очень любят рисовать, и не только на бумаге. Им так про­ще, интереснее.

Например, когда ребята дикту­ют мне сказки, я их записываю, а они рисуют к ним иллюстрации. Также проводим ароматерапию.

Занятия проходят иногда в группах, иногда индивидуально. Школа на окраине, ехать далеко, поэтому и психолог один, – рас­сказывает психолог школы №54.

Текст и фото: Виктория Евстафьева, Анастасия Скирневская

Читайте также на сайте:

  1. Шанс вновь стать человеком
  2. На Форуме молодых ученых U-NOVUS в Томске состоялась практическая сессия «Молодежь устойчивого будущего»
  3. Образование тонет во лжи
  4. Промежуточный итог
  5. Томичи – лучшие!
  6. 27 мая – День библиотекаря
  7. Образование и творчество
  8. Инфекции из воды
  9. Не хлеба, но зрелищ
  10. Плюс тридцать премий
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 10

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93