Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Особенные дети в обычной школе

   0

Директор школы №54 Людмила Самохвалова рассказала «Томской НЕДЕЛЕ» обо всех трудностях перехода от обычного образования к инклюзивному.

02В апреле этого года в местных новостях сообщалось, что Томская область получит от федерации 18,7 миллиона на инклюзивные шко­лы. Уже в августе стало известно, что школа №54 станет первой, где появится лифт для «особенных» детей. Воплотилась ли эта идея в жизнь, выясняли корреспонденты «Томской НЕДЕЛИ».

Как все устроено

Новость о том, что в школе №54 будет установлен лифт для детей-инвалидов, разлетелась быстро. Только, как оказалось, дальше плана работ ничего не продвинулось.

– Далеко не все здания школ приспособлены для того, чтобы устанавливать там лифты. Наше здание подошло по всем характе­ристикам, но было решено сна­чала сделать пристройку, а в ней лифт. План был готов, но дальше дело не пошло. Одна из причин – малое количество детей с ограни­ченными возможностями, – рас­сказывает Людмила Самохвалова.

В школе №54 обучается 800 учеников, из которых 134 с ограниченными возможностями здоровья, а шесть детей имеют серьезные трудности в передви­жении. У шести ребят с ДЦП, которые обучаются в школе, не затронут головной мозг, поэтому они не нуждаются в особенном преподавании. Занятия у них про­водят обыкновенные учителя.

Елена Шмыга, психолог:

– Я думаю, огромный плюс инклюзивного образования в том, что все обучаются вместе, а детей с ограниченными возмож­ностями никто не выделяет. По­этому они прекрасно адаптируют­ся среди своих сверстников, а как следствие – и в обществе в даль­нейшем. Да, в чем-то программа обучения отличается, взять ту же физкультуру. Но на большинстве уроков дети вместе, они вместе посещают внеклассные меропри­ятия, участвуют в конкурсах. Мы проводим уроки толерантности, на которых рассказываем, на­пример, об успешных художни­ках или ученых, которые также имели проблемы со здоровьем. Хотя сейчас все это стало есте­ственным, к таким детям относят­ся как к обычным, знают только, что им иногда нужно помочь, дверь придержать, – рассказала психолог.

Долгожданные средства

Для нормального обучения таких детей нужны специальные приспособления: поручни, пан­дус, лифт и подъемник. В школе несколько этажей, до верхних легко добираться далеко не всем.

инфографика инклюзив– Приходилось все делать са­мим. Пандусы мы делали еще дав­но, совершенно для других, грузо­вых целей. Пригодились. Только тогда они были самодельные. Детей с ограниченными возмож­ностями стало приходить к нам все больше, а денег на то, чтобы учебная среда для них стала до­ступной, не прибавлялось. Тогда встал вопрос о переименовании школы в коррекционную. Но если мы за инклюзивное образование, то какой смысл снова оставаться на месте. Мы ведь хотели уйти от этого разделения, а не вновь прий- ти к нему. Тогда, наконец, нам вы­делили долгожданные средства. Мы сразу же купили специальные столы, ведь для ребят в колясках наши парты слишком низкие, а эти регулируются, универсально и удобно. Купили наконец-таки подъемник. Но дело в том, что он очень медленный, и за перемену, конечно же, не управиться. Поэто­му мы подстроили расписание для тех детей, которые испытывают трудности в перемещении между этажами. Например, один день их занятия проходят на втором этаже, в другой день на третьем. Еще у нас появились специальные тренажеры, – продолжает рассказ Людмила Самохвалова.

– Как-то раз к нам пришла женщина и сказала, что хочет, чтобы ее дочь обучалась в нашей школе. Девочка не ходила само­стоятельно, передвигалась с помо­щью ходунков. Договорились, что они посмотрят другую школу, но в итоге, придя ко мне, мама рас­сказала о том, что дальше холла они там не прошли, потому что линолеум, который положили в школе, был неровным, и Настя не смогла передвигаться по нему.

Мама боялась, что девочку бу­дут дразнить, или не заметят и со­бьют, или она не будет успевать за другими, – рассказывает Людмила Самохвалова.

Женщины решили провести эксперимент. Во время прогул­ки детей они стояли около окна и наблюдали, как ребята играют в песочнице. Настя была с ними. Вдруг все встали и побежали, но потом резко оглянулись и уви­дели, что Настя не может встать

сама. И тут дети подбежали, под­хватили ее, усадили в ходунки и пошли вместе с ней.

– Конечно, другие дети спра­шивали, почему она не ходит. Но мама все им объяснила. Тут мы поняли, что ее страх не был оправ­дан. А после этого я взяла маму Насти на работу в качестве со­провождающего. Мне показалось очень нужным присутствие чело­века, понимающего все тонкости. Она все пропустила через себя, и поэтому должна была знать все намного лучше кого-либо из нас, – говорит директор школы №54.

Физкультура

Школа №54 – обычная, по­этому и уроки физкультуры в ней проводятся. Многие удивляются: а как же дети с ограниченными возможностями посещают эти занятия?

– Такие дети проходят теорию. Но есть и практика. Например, метание мяча. Время от времени проводятся эстафеты, и все уча­ствуют. Если кто-то на коляске, то мы даем велосипед другой коман­де, чтобы уравнять шансы, – рас­сказывает директор.

Физкультура – такой же учеб­ный предмет, как и любой другой. Более того, это единственный учебный предмет, который цели­ком и полностью основан на здо­ровьесберегающих технологиях, а следовательно, является крайне важным в общем процессе со­временного образования, целью которого является развитие гар­моничной личности.

На уроки, обед или в туалет такие дети отправляются с помо­щью сопровождающих. Но когда все это перестало быть экспери­ментом, нужно было оформить документы для того, чтобы такая должность была официальной. И было решено назвать это «предо­ставление услуг».

Оксана Бо­ровикова, со­провождающий в школе №54:

– Тяжело ли мне мораль­но? Поначалу может быть. А когда ты по­стоянно прово­дишь время с этим ребенком, то уже стирают­ся все границы. Для тебя это обычный ребе­нок, как и все. Со своим харак­тером, своими желаниями. У меня дочь такого же возраста, учится с ними. И могу сказать, как мама, что им здорово вместе. Нет никаких трудностей в понимании или общении. А жалеть – это зря. Ведь не нужно за них делать все. Если они сами это могут сделать, пускай делают, – рассказывает женщина.

Было решено, что педагоги­ческое образование для этой должности не требуется. Ведь со­провождающий должен, напри­мер, достать нужные учебники, тетради, помочь с заданием, по­кормить, отвезти. Нужна просто помощь.

Психологическая поддержка

В школе №54 обязательно присутствие психолога, который проводит с детьми всевозможные тренинги в игровой комнате. Не­которым детям сложно держать в руке ручки, у некоторых плохо развита мелкая моторика, и что­бы ее развивать, ввели занятия по рисованию песком. Ребята посто­янно рисуют, мастерят поделки.

И опять же, это все не для ин­валидов. Это все для каждого из детей, обучающихся в этой школе.

– Мы проводим тренинги как для преподавателей, так и для детей. У каждого из них есть лю­бимые игрушки здесь. Например, нам как-то привезли игрушки для развития толерантности из Фран­ции. Среди них куклы на коляске, а вот человек с костылями. Также они все разные по национально­стям, что тоже развивает в детях толерантность.

Дети очень любят рисовать, и не только на бумаге. Им так про­ще, интереснее.

Например, когда ребята дикту­ют мне сказки, я их записываю, а они рисуют к ним иллюстрации. Также проводим ароматерапию.

Занятия проходят иногда в группах, иногда индивидуально. Школа на окраине, ехать далеко, поэтому и психолог один, – рас­сказывает психолог школы №54.

Текст и фото: Виктория Евстафьева, Анастасия Скирневская

Читайте также на сайте:

  1. Куда девается «мужская сила»?
  2. Сердечная необходимость
  3. Не зная воду…
  4. Как врачей приравняли к парикмахерам
  5. «Сладкая бомба» замедленного действия
  6. Не дайте болезням испортить вам лето!
  7. Образование тонет во лжи
  8. Время доверять
  9. Плюс тридцать премий
  10. Не лечите дисбактериоз кефиром!
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91