Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Первые друзья детства

   0

История советской игрушки

У каждого из нас была в детстве любимая игрушка, о которой мы, став взрослыми, вспоминаем с особой теплотой и трепетом. Но игрушка не просто предмет развлечения ребёнка, через игру у маленького человек формируется представление об окружающем мире, игрушка помогает овладеть ребёнку первыми социальными навыками. Встретиться с детством хоть на краткий миг, наверное, мечта каждого взрослого человека, но как это сделать? Порой достаточно увидеть игрушку или книжку, которые радовали в детстве. И такая возможность у томичей есть! Удивительная выставка открылась в нашем городе, а посвящена она советским игрушкам.

Первые друзья

История советских игрушек

Одна из главных целей, которую преследовала советская власть – создание принципиально нового человека, нового прогрессивного общества. И детская игрушка в этом вопросе играла не самую последнюю роль. Игрушка рассматривалась, как мощное воспитательное средство маленьких советских граждан, а потому должна была соответствовать всем требованиям и стандартам качества. Уже сразу после революции 1918 года в Сергиевом Посаде был создан Музей игрушки, который стал прогрессивным центром по разработке и созданию игрушек для советских детей, граждан новой передовой страны.

Паровоз, вагоны, рельсы, кубики и мозаика

Но, несмотря на все усилия, в условиях повсеместно царившей в стране нищеты и разрухи, наладить производство «новой прогрессивной игрушки», не удалось. Тем не менее, к этому вопросу всё же вернулись и в 1930 году в советском государстве появился «Всесоюзный научно-экспериментальный институт игрушки». Были четко определены требования к советской игрушке, задача которой заключалась «в условиях обострённой классовой борьбы» противостоять идеологии загнивающего класса. Детская игрушка должна была пропагандировать: здоровье и жизнерадостность (куклы и пупсы должны были быть весёлыми, упитанными и розовощекими), настольные игры (шахматы, конструкторы) должны были развивать у ребёнка смекалку и прививать навыки работы в коллективе, задача «оборонной игрушки» – развитие у советских детей чувства патриотизма. Кроме того, игрушка должна была акцентировать внимание ребёнка на труде и культурном досуге. Образ «идеологически правильной» советской игрушки должен был быть максимально приближен к реальной жизни, игрушка не должна была вводить ребёнка в заблуждение, поэтому зелёные бегемоты, разовые кони, игрушки в человеческой одежде, безрукие и безногие матрёшки были признаны не соответствующими интересам воспитания советских детей.

Советская игрушка, 1930-40-е годы

По следам истории

По советским игрушкам можно изучать историю СССР. Кажется, свое отражение в игрушках нашли все более или менее важные события нашего советского прошлого: механизация сельского хозяйства, освоение Севера и покорение космоса. Первые советские игрушечные грузовики и тракторы, корабли и самолеты, паровозы – всё это рождалось практически сразу после того, как появлялись их реальные образец.

Советская игрушка, 1950-60-е годы

Воспитание с детства

В 1934 году был утвержден список, разрешенных к производству игрушек. Он включал в себя более девятисот наименований: сельскохозяйственные орудия, кухонную и столовую посуду, спортивный инвентарь, оружие, автомобили, куклы, животные, инструменты представителей различных профессий. Были разработаны такие игры, как: «Борись с вредителями», «Как вести себя на улице», «Крепи оборону СССР». Играя ребёнок подготавливался ко взрослой жизни, занимался спортом, закалял характер, постигал основы различных профессий, выявлял свои способности и потенциал.

Персонажи советских мультфильмов

Оборонная игрушка

Особенно пристальное внимание уделялось оборонной игрушке. Она должна была развивать в ребенке чувство патриотизма, давать детям представление о действительных способах защиты Родины. Незадолго до войны с фашисткой Германией была разработана уникальная в своем роде серия миниатюрных броневиков, танков, пушек и другой военной техники , с помощью которой дети могли учится ведению военно-стратегических действий. Журнал «Техника молодежи» за ноябрь 1940 года так описывает одну из новых «оборонных» игрушек:» Очень интересная игрушка «самолёт в воздухе». На одном конце тонкого стержня закреплён самолёт, второй же его конец вставлен в башню, которую нужно установить на столе или любой другой поверхности. Для того, чтобы самолёт стал описывать плавные круги вокруг башни, достаточно небольшого толчка. Благодаря стержню, самолет всегда находится на одной и той же высоте. Вращаясь, самолет сбрасывает «бомбы», имитируют которые обычные пистоны, взрываясь, они дают вспышки огня и дым. Играя с такой моделью, дети знакомились с основами бомбометания в цель и простейшими способами его расчёта. При этом, сам самолет обстреливают зенитчики, что создает иллюзию воздушного боя. Самолет так же можно переводить в режим бреющего полета, осуществлять посадку, а так же совершать ряд других маневров.

Наладить поточное производство подобных игрушек помешала война, тогда дети воочию увидели бронемашины, ревущие танки, обстрелы и т.д.

Производство игрушек во время войны

В первые два года Великой Отечественной Войны нашей стране было не до производство игрушек, впрочем, дети стояли у станков, заменяя собой взрослых ушедших на фронт… Но в 1943 году началось постепенное восстановление данной отрасли, а уже в 1944 году на освобождённой о фашистских захватчиков территории был построен экспериментально-механический завод игрушки им. Ватутина. Завод был оборудован станками XIX в. , привезёнными из Германии. Поначалу завод выпускал трехколесные детские велоипеды и всевозможные жестяные игрушки, а с 1952 года было освоено производство часовых механизмов. Требования к качеству игрушек было очень высоким: прежде, чем игрушка попадала на прилавок магазина, её утверждали более 40 инстанций.

Кукла и игрушечная детская коляска. Около 1980 г.

Послевоенное производство игрушек

В 1948 году в СССР был проведён республиканский смотр на новейшие образцы игрушек. Заводы, производящие кукол стали выпускать кукол-девочек и кукол мальчиков, которые представляли собой работников различных профессий: повара, доктора, пожарного, милиционера. Выпускалась так же серия кукол в разных национальных костюмах. Но не все семьи могли позволить купить своему ребенку настоящую куклу, поэтому часто дома шились тряпичные куклы, или кукол делали из бумаги, рисовали к ним платья, шляпки и т.д..

К 1950-м годам страна постепенно восстанавливалась, появлялись новые заводы и фабрики и производство детских игрушек начало набирать обороты, возобновилось производство целлулоидных уточек и кукол. На прилавках детских магазинов стали появляться плюшевые медведи и зайцы и собачки. Лошадки из папье-маше особенно привлекали к себе внимание и были мечтой каждого малыша. Лошадки были разных наименований: «Лошадка малая» с кожаными ушками и разноцветными уздечками из тесемок, «Лошадка средняя» – она предназначалось для того, чтобы ребёнок мог катать ее по полу, и «Лошадка озвученная» – она могла запрокидывать голову и имитировать лошадиное ржание.

В 1953 году внутренняя политика СССР взяла курс на повышение экономического благосостояния граждан, что, безусловно, отразилось на покупательской способности народа, в том числе и детских игрушек. В свою очередь появились новые современные материалы: искусственный мех, полиэтилен, полистирол, синтетические ткани. В детских магазинах продавались самые разные и яркие игрушки, кукольная промышленность набирала темп. Игрушки производились большими партиями на специализированных заводах – «Малыш», «Огонек», «Радуга». Игрушки так же производили из остатков производства крупных предприятий, например, игрушки с заводными механизмами собирали на приборостроительных заводах, модели военной техники на заводах по производству патронов, модели машина на тракторосборочных предприятиях.

Фильмоскоп и игрушечная швейная машинка

Фильмоскоп

Белая простыня на стене и экран готов! Яркий свет проектора , тихое гудение фильмоскопа, сменяющие друг друга кадры. Сколько восторга и радости вызывал у детей просмотр диафильмов. Сейчас нас окружает всевозможная современная техника: телевизоры, приставки, DVD -плееры, но они не могут вытеснить те трепетные воспоминания, детский восторг и радость от встречи со сказкой.

Диафильм – это короткометражный фильм, обычно он состоял из 20-30 кадров, объединённых одной тематикой. Диафильм можно сравнить с книжной иллюстрацией, комиксом, мультфильмом, и всё же, он отличается от них. Слово «диафильм» происходит от греческого «диа», в данной ситуации оно приводится как «переход от начала до конца», и англ. film – в данном контексте плёнка.

Диафильм, в отличии от мультфильма основан на смене статичных кадров, учитывая эту особенность, многие художники относят диафильм к изобразительному искусству. В кадре диафильма присутствует динамика, экспрессия, как и в любом другом произведении изобразительного искусства отличие лишь в том, что в диафильме кадр следует за кадром, особенность в том, это своего рода связка, а так же изображение должно соответствовать тексту.

Диафильм знаком всем взрослым людям, выросшим в советское время. Но, к сожалению, всё чаще можно услышать от молодых людей, что они не знают что такое фильмоскоп и диафильм, никогда их не видели. Объяснить им что это такое, оказывается, не просто. Диафильм – это не просто история, рассказанная при помощи статичных кадров, следующих один за другим, это так же своеобразная техника.

Просмотр диафильмов был некогда целым действом, собиравшим порой большие компании. Кадры прокручивались вручную, кто-то читал вслух надписи на изображении, проецируемом на экране в темноте. Диафильм был частью советской культуры, волнительным событием. Люди обменивались плёнками, приходили в гости друг к другу чтобы посмотреть тот или иной диафильм.

Иллюстрировались не только сказки, но и литературные произведения. Существовали так же технические диафильмы, их демонстрировали в школах и высших учебных заведениях. В Советском Союзе практика просмотра диафильмов была распространена повсеместно, наверное, не было семьи, где бы не существовал фильмоскоп.

Арт-студия «Скворечник» приглашает томичей и гостей города на открывшуюся выставку замечательных советских игрушек, чудесным образом сохранившихся до наших дней. Куклы, машинки, паровозики, плюшевые зайцы и медведи – когда-то были первыми друзьями каждого советского ребёнка. Вход на выставку свободный.

Ирина Лугачева

Читайте также на сайте:

  1. На качелях любви
  2. Доброта плюс здравый смысл
  3. Ольга Кабо: «Роли благополучных красоток мне уже не интересны!»
  4. Вся наша жизнь – игра!
  5. Сибирь зажигает звезды
  6. Леди в красном
  7. Музыкальный театр Северска сегодня
  8. ТЮЗ. До новых встреч!
  9. Ирина Медведева: «Поначалу я стеснялась давать автографы»
  10. Ушел, не попрощавшись

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91