Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Петербург — Томск

  114    0

Город на Томи похож на город над Невой…

Если решиться и поехать на машине из Томска в Санкт-Петербург, то приблизительное время в пути — 43 часа. Расстояние между городами более 4000 км. Казалось бы — очень далеко…

Ирина Попп

Ирина Попп

Тем не менее, питерцы, гуляя по центру Томска, говорят: “Удивительно! Томск напоминает Петербург”. А томичи, будучи в гостях на реке Неве, замечают в свою очередь: “Как-будто из Томска не уезжал…”
И это действительно так, потому что город Томск проектировали и строили питерские архитекторы, в основном, выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств. Сходству двух таких далёких, но в то же время похожих городов посвящена открывшаяся в Музее истории Томска фотовыставка Ирины Попп .
Лет тридцать назад приезжал из Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда) лектор из Эрмитажа, и все свои выступления он начинал стихотворной строкой: “Город на Томи похож на город над Невой…”. Тогда эти слова было слышать удивительно и необычно — где Нева, а где Томь… Теперь интернет пестрит похожими высказываниями от философского замечания “Томск похож на Питер. В нем все время пасмурно и очень много умных людей в пальто и смешных шляпах…” и до стихотворения “Питер на Томск похож чуть-чуть…” Александра Кнэхта, томского живописца. Есть там у него такие слова:
Томск постарше Питера будет, может стариною своей удивить
всех, кто в гости решился приехать — по проспектам его побродить…
Вместо Мойки — Ушайку увидит, без гранитных, увы, берегов,
но зато, несомненно, отметит общность духа с первых шагов…

Для справки

  • Ирина Попп родилась в г. Астана. Проживает в Томске с 1999 г.
  • В 2004 г. окончила два вуза: ТПУ по специальности “Геофизические методы поисков разведки месторождений полезных ископаемых” и ТГУ по специальности “Экономист”.
  • В 2004–2012 гг. работала в финансовой сфере.
  • С 2010 г. поступила в Томскую Академию фотографии.
  • 2010–2011 гг. — учувствовала в фотовыставках выпускников Академию фотографии.
  • В 2010 г. — победила в фотоконкурсе “Дети и спорт”.
  • В 2014 г. — становится дипломантом фотоконкурса “Фотопутешествие во времени по городу Томску”, посвященного 410-летнему юбилею Томска.
  • 2015–2017 гг. — работает в жанре стрит-фотографии.
Фрагмент коллажа “Похожие храмы и купола”

Фрагмент коллажа “Похожие храмы и купола”

Ирина Попп: Санкт-Петербург и Томск объединяют похожие каменные здания, храмы, мосты, набережные, архитектурные детали, экстерьеры и интерьеры зданий.
Конечно, не сразу это сходство бросается в глаза, и, в основном, в старинном центре Томска. Но на питерских улицах, особенно, на Невском проспекте, ловишь себя на ощущениях — все такое близкое, узнаваемое…
В Томске же… Идешь по проспекту Ленина мимо главного корпуса политехнического университета, библиотеки государственного университета, зданий администрации города, Дома офицеров, Губернской аптеки, Областного ЗАГСА, пассажа Второва, переходишь через речку Ушайку по Каменному мосту, мимо “ростральных” колонн, поднимаешься по брусчатке на Воскресенскую гору и понимаешь, почему Каменный мост еще в прошлом веке “Питерским” называли, а наш город — Питером в миниатюре…
Вот и возникло у нас с галереей “Искусство и актуальность” желание показать в фотографиях схожесть таких далеких друг от друга городов, но таких близких по духу, бывших северных столиц: Санкт-Петербурга — “Северной Венеции” и Томска — “Сибирских Афин”.
Санкт-Петербург — это дожди, промозглые туманы над Невой, паутина городских водных каналов — холодные, синие и серые тона. Томск — это столица тайги, кедрачей, болот — теплые, зеленые, изумрудные тона. Поэтому, если в представленных на выставке фотоколлажах порой трудно без подписи различить, где Томск, а где Петербург, то синие и зеленые рамки помогут вам, уважаемые зрители, в этом разобраться.
Многих томские архитекторы являлись выпускниками петербургской архитектурной школы. Именно поэтому исторический центр нашего города, в частности пр. Ленина, так похож на часть Невского проспекта и другие старые улицы Санкт-Петербурга.
Мы будем очень рады, если после просмотра выставки у томичей появится чувство гордости за свой город с такой интересной архитектурной историей, с великолепными каменными зданиями. А у гостей города останется незабываемое впечатление от Томска — сибирского города, но удивительно похожего на северную столицу России — Санкт-Петербург…

Столичная архитектура Томска

Масштабное каменное строительство в Томске началось в конце XVIII–начале XIX вв.. До этого времени в основном строили из дерева, но, увы, часто случались пожары.
С 1804 года Томск стал центром огромной губернии, в которую входили нынешняя Томская, Новосибирская и Кемеровская области, Алтайский край, часть Красноярского края и северо-восток Казахстана. Статусу столицы губернии нужно было соответствовать, и облик нашего города начал меняться.

Классический стиль томской архитектуры

Фрагмент коллажа “Брусчатка”

Фрагмент коллажа “Брусчатка”

Первыми строились административные здания, в которых располагались органы управления. Все они были выполнены в классическом стиле по образцовым проектам петербургских зодчих. К таким зданиям относился магистрат на Базарной площади. Его строительство завершилось в 1812 году. Сейчас на этом месте находится гостиница с одноимённым названием “Магистрат” и ресторан “Пармезан”. Частично новое здание копирует своего предшественника.
В эпоху классицизма в Томске работали такие архитекторы, как Петр Раевский (в 1800 году он окончил в Петербурге Академию художеств, в 1810–1817 годах занимал должность томского губернского архитектора, руководил строительством здания присутственных мест). Алексей Деев (работал губернским архитектором в Томске в 1817–1826 годах, построил особняк Асташева).
Алексей Петрович Деев родился в 1786 г. В 1809 г. окончил инженерно-артиллерийский II кадетский корпус. В 1828 г. награжден орденом Св. Анны III степени.
С 1817 по 1826 гг. находился на должности губернского архитектора Томска. За это время для Томска им были составлены проекты перепланировки города, проекты зданий присутственных мест, каменной богадельни.
После ухода в отставку занимался частной практикой в Томске.

Эклектика

Во второй половине ХIХ века в томской архитектуре преобладала эклектика (иными словами — смешение стилей). В этом плане интересны постройки, выполненные из кирпича: больницы, магазины, казармы, учебные заведения. Что характерно для этого стиля — кирпич не штукатурился. В эклектичном стиле работали архитекторы Павел Петрович Наранович и Виктор Васильевич Хабаров.
Павел Петрович Наранови ч родился в 1853 году. Сын горного инженера, из дворян. Среднее образование получил в С-Петербургской 1-й классической гимназии (1863–1873). В 1876 г. кончил Строительное училище.

Фрагмент коллажа "Колонны". Томск. Краеведческий музей

Фрагмент коллажа «Колонны». Томск. Краеведческий музей

В течение трех лет после окончания училища работал в технико-строительном комитете. В 1881 по рекомендации директора Строительного училища Р. Б. Бернгарда был приглашен в Томск для строительства зданий первого в Сибири университета по проекту академика А. К. Бруни. За период строительства главного здания (1881–1885) Нарановичем было внесено в первоначальный проект ряд существенных дополнений и изменений, что позволило улучшить проект и сэкономить около 180 тыс. руб. государственных средств. После окончания строительства университета в Томске Павел Петрович занимал должность архитектора университета (1885–1894 гг.) и одновременно должность архитектора Западно-Сибирского учебного округа (1885–1892 гг.).
Являлся автором проектов ряда вспомогательных зданий и сооружений университетского комплекса: службы при главном корпусе (1884), Ботанического дома (не сохранившегося), оранжереи с теплицами, “дома-общежития студентов”, Анатомического института с аудиторией (“Старый корпус”), клинического корпуса с деревянными павильонами, гигиенического института (старый корпус) и др. Автор эскизного и окончательного проектов губернской мужской гимназии и первоначального проекта духовной семинарии в Томске.
С 1888 по 1894 гг. Наранович работал в должности младшего архитектора строительного отделения Томского губернского управления. Занимался строительством губернаторского дома (проект составлен совместно с В. В. Хабаровым), проектировал и строил горное управление и золотоплавильную лабораторию, здания для квартир служащих при Томской почтово-телеграфной конторе.
Виктор Васильевич Хабаров родился в 1843 году в С-Петербурге. Из дворян. В 1870 году окончил Академию художеств в С-Петербурге со званием классного художника II степени. В 1890 году произведен за выслугу лет в коллежские асессоры, а уже в 89-м пожалован орденом Св. Станислава III степени. В Томске с 1874 по 1876 годы состоял на службе в строительной комиссии в должности архитекторского помощника, позже с 1889 по 1897 годы — губернского архитектора.
С 1887 по 1891 годы по совместному с П. П. Нарановичем проекту строил здание губернаторского дома. За строительство губернаторской резиденции, в которой проживал цесаревич Николай во время своего путешествия по России, Хабаров получил золотой перстень из рук наследника престола.
С 1876 по 1889 годы работал городским архитектором Томска. Как городской архитектор занимался строительством школьных зданий (мужского и женского начальных училищ), построил харчевню “Славянский базар”, составил проект реконструкции Гостинодворской площади, где разместил девять новых торговых корпусов и дешевую закусочную возле устья р. Ушайки. Также для “нужд православного кладбища” составил проект Вознесенской церкви. Занимался инженерным проектированием: в 1879 году составил “проект на постройку моста в виде земляной дамбы с трубой на ряжах через р. Исток в г. Томске”.
В 1884 году Хабаров составил проект корпуса келий “для монашествующей братии” в Алексеевском мужском монастыре. С 1885 по 1897 годы вел достройку обрушившегося в 1850 году Троицкого кафедрального собора в Томске (проект К. А. Тона).
Умер Виктор Васильевич Хабаров в 1897 году в Томске.

Модерн

В ХIХ веке особенной популярностью пользовался стиль модерн. Им были увлечены не только художники, но архитекторы. К самым внушительным постройкам в Томске, выполненным в этом стиле, можно отнести пассаж купца Второва (сейчас это магазин “Тысяча мелочей”). Второй и третий этаж этого здания был отведён шикарной гостинице “Европа”. Но, к сожалению, имя автора этого проекта до сих пор неизвестно.
Самым же известным архитектором в Томске, работавшим в стиле модерн, стал Константин Лыгин.
Константин Константинович Лыгин родился в 1854 году. Обучался в первой Варшавской русской классической гимназии, окончил Академию художеств в С-Петербурге в 1879 году в звании “классного художника архитектуры 1-й степени с правом на чин X класса” (высшая степень аттестации). С 1881 года состоял действительным членом С-Петербургского Императорского общества архитекторов, с 1891 года являлся член-корреспондентом этого общества. В 1894-м награжден орденом Св. Станислава III степени. В 1924 году утвержден профессором Томского технологического института.

Фрагмент коллажа "Ковка". Томск

Фрагмент коллажа «Ковка». Томск

Преподавательскую работу Лыгин сочетал с активной частной практикой. По его проектам в Томске построены: деревянное здание Общества содействия физическому развитию, общественное собрание, трехэтажная пристройка (расширение) зрительного зала народной бесплатной библиотеки; доходные и торговые дома Е. И. Кухгерина, Г. И. Голованова, Н. И. Орловой, И. И. Смирнова; здание аптеки для фирмы “Штоль и Шмит”, жилой дом Г. Ф. Флеера, каменная церковь Св. Петра и Павла на спичечной фабрике, торговый дом “Е. Кухтерин и С-я”, епархиальное женское училище, окружной суд, коммерческое училище, трибуны ипподрома, Пироговское училище. Произведен капитальный ремонт и переустройство доходного дома И. И. Гадалова (с изменением декоративного оформления фасадов 1912–1913), выполнено архитектурное оформление железобетонного моста через р. Ушайку.
Умер Константин Лыгин в 1932 году в Томске.
На смену модерну пришёл неоклассицизм.

Неоклассицизм в томской архитектуре

Основной задачей неоклассицизма в архитектуре является возвращение к истокам европейской культуры. Этот стиль в архитектуре характеризуется сдержанностью, строгостью, но при этом изяществом линий и лёгкостью.
В стиле неоклассицизма работали такие архитекторы как Товий Фишель, Павел Федоровский, Лев Шишко, Фортунат Гут, Роберта Марфельд.
Товий Лазаревич Фишель (Товье-Герш Лейзерович Фишель) родился в 1869 году, в 1891-м закончил рисовальную школу Общества изящных искусств в Одессе. В 1896 г. окончил Высшее художественное училище при Академии художеств в С-Петербурге, получив звание неклассного художника архитектуры. Прерывал учёбу по болезни, работая помощником у академика архитектуры А. И. фон Гогена. С 1904 года являлся сотрудником С-Петербургского археологического общества.

Фрагмент коллажа "Ковка". С.- Петербург

Фрагмент коллажа «Ковка». С.- Петербург

Городским архитектором Томска Товий Фишель был с 1905 по 1911 годы. В Томске по его проектам построены здание торгового корпуса (“Мучной корпус лавок”) на Гостинодворской площади, Владимирское училище, Гоголевское училище, пристройка к больнице им. И. Некрасова (начата А. Ф. Сысоевым), Еврейское училище им. И. Л. Фуксман, Заозерное училище, городской ломбард. Кроме того, им были выстроены два деревянных “барака на 40 кроватей” и “дезинфекционная камера” при Ново-Заразной больнице, деревянный корпус лавок на Спасском базаре, здание “съестного ряда” на Базарной площади; осуществлен капитальный ремонт “городских скотобоен” и здания “конвойной команды”. Фишель — автор первоначального проекта богадельни Калинина-Щушляева. В 1907 Товий Фишель разработал и представил на рассмотрение в городскую управу проект “обязательных постановлений”, касающийся возведения и ремонта разных строений в городе Томске.
Вне службы занимался частной практикой, составив проекты на особняк Г. В. Нестерова, доходный дом П. И. Макушина. Совместно с архитектором А. И. Лангером осуществлял доработку проекта и строительство народного дома в Томске (конкурсный проект А. Д. Крячкова).
Авторские фото Ирины Попп. Продолжение следует…
Ирина Лугачёва

Читайте также на сайте:

  1. НаЛичная история
  2. Егор Кончаловский: «Люблю разжигать сценариями свой камин…»
  3. Андрей Ковалев: «Я не люблю все новое»
  4. Клоунада объединяет
  5. Вся правда о Романовых
  6. Анатолий Вассерман: «Горе – не от ума, а от его нехватки…»
  7. Игрушечный город
  8. «Внезапный будильник» Гарика Сукачева
  9. На поверхности и в глубине
  10. Наградили за любовь
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 3

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93