Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Плетеная сказка

   0

Изящные образы из бумажной лозы от Галины Сергиенко

Плетение из лозы, как ремесло, имеет долгую историю и возникло оно раньше, чем металло- и деревообработка, что обусловлено большим количеством природного материала и отсутствием орудий производства. Плетение уходит своими корнями в глубокую древность.

Галина Сергиенко

Галина Сергиенко

Это одно из ремёсел, дошедших до нас без изменения. Одна из привлекательных черт этого ремесла состоит в том, что каждое поколение людей могло легко приспособить его к потребностям своей повседневной жизни. Разнообразие плетёных изделий во все времена удивительно: от колыбелей до колясок, от шляп до жилищ, от лодок до корзин для воздушных шаров, от украшений до мебели. Но плетут не только из лозы, а, например, из бумаги… Изделия из бумажной лозы мало чем уступают изделиям из лозы настоящей.
Идея использовать вместо лозы бумагу принадлежит восточным мастерам, преимущественно из Кореи и Японии. Эти народы славятся виртуозным владением любых бумажных техник: от оригами до папье-маше.
21 апреля в 18.00 в Томском областном Доме искусств состоялось открытие дебютной выставки “Плетеная сказка” члена Союза мастеров декоративно-прикладного искусства Томской области Галины Сергиенко и ее учеников. На экспозиции представлены работы в технике плетения из бумажной лозы: корзины, вазы, салфетки, шкатулки, сумочки, интерьерные объекты. Формат выставки камерный, но в то же время удивляет многообразием форм, приемов и техникой исполнения. О том, что такое плетение из бумажной лозы и почему в наше время оно становится очень популярным, читателям газеты “Томская НЕДЕЛЯ” рассказала сама Галина Сергиенко.

Увлечение

Плетёная сказка Плетением из бумажной лозы я занимаюсь уже 5–6 лет. А началось всё с того, что я увидела вещь, сделанную из газетных трубочек, которая мне очень понравилась. У женщины, которая её сплела, я выспросила, как и из чего это сделано, нашла информацию на эту тему и начала учиться самостоятельно. Приблизительно полтора года у меня ушло на познание азов плетения: я училась, узнавала что-то новое, нарабатывала технику. Я до сих пор храню свои первые работы. Когда я смотрю на них, умиляюсь тому, насколько они несовершенны, но всё же, они мои. Конечно, первые работы не идут ни в какое сравнение с теми вещами, которые я делаю сейчас.

Ученики

По профессии я учитель начальных классов. В тот момент, когда я только увлеклась плетением, никак не думала, что это будет моим профессиональным занятием. По семейным обстоятельствам я была вынуждена уйти из школы. Тем не менее, сейчас склоняюсь к мысли, что преподавать — это всё-таки моё призвание. Обучать плетению из бумажной лозы я начала три года назад, только теперь у меня взрослые ученицы. Все они люди творческие, и я не устаю повторять, что вокруг меня нет плохих людей. Как правило, в людях, которые приходят к тому, чтобы заниматься творчеством или рукоделием, нет злобы и зависти. Очень часто это открытые люди, всегда готовы поделиться буквально всем. У нас постоянно происходит обмен или, правильно сказать, учёба друг у друга.
Плетёная сказка Плетут из бумажной лозы в основном женщины, причём возраст женщин уже за сорок лет. Кстати, я сделала небольшой анализ, который показал, что большая часть женщин, которые приходят ко мне на обучение — это педагоги: учителя или воспитатели. Но в то же время, довольно много женщин-экономистов, видимо, сказывается потребность переключаться на другой вид деятельности, расслабляться.

Пример родных

Все свои навыки и интересы я стараюсь доводить до профессионального уровня. И эта потребность существует вне зависимости от того, чем я занимаюсь: вяжу, плету или шью. Был в моей жизни такой период, когда моя любовь к шитью привела к тому, что я работала в ателье и действительно профессионально шила. Как обычно это происходит у девочек, поначалу шить и вязать я начала для кукол. Вероятно, всё это передалось от мамы с бабушкой, которые были большими рукодельницами. Мой папа также был увлечённым человеком, он плёл из настоящей лозы. И что немаловажно, все мои родные были самоучки. Не могу сказать, где папа обучался своему мастерству, потому что это были те годы, когда плетение, как казалось, было безвозвратно позабыто. Надо сказать, что мой отец вырос в деревне и, вероятно, в его памяти сохранились какие-то воспоминания, может быть, поэтому интерес к плетению однажды в нём проснулся. Изделия моего папы были очень красивые и, не побоюсь этого слова, шикарные. Очень много своих изделий он дарил.
Плетёная сказка Помню, отец брал меня с собой на заготовку лозы. Зимой на лыжах мы шли через реку, чтобы заготовить лозу. Вообще, лозой называется всё то, из чего плетут. А дома я сидела рядом с отцом и наблюдала за тем, как он плетёт. Уже тогда это занятие очень меня завораживало, но я никогда не думала, что займусь чем-то подобным. Потому что плетение из настоящей лозы занятие довольно тяжёлое и преимущественно мужское. А вот плетение из бумажной лозы можно отнести к женскому занятию. Во-первых, оно не такое травматичное, во‑вторых, оно более пластичное и удобное для женщин. Сам процесс подготовки материалов — накручивание трубочек — очень кропотливый, требующий большой усидчивости и концентрации.

Творчество

В плетении уже всё давно придумано: все формы корзин, виды ручек, крепление. Но сейчас это всё существует на декоративном уровне и в первую очередь предназначено для эстетики, для красоты. Приёмов и форм плетения на данный момент существует очень много. Кому-то нравится плести в ярком цвете, но мне больше по душе натуральные природные тона. Цвет в своих работах я использую редко, яркие цвета вообще не использую. Если и работаю в цвете, то это исключительно пастельные тона, которые встречаются исключительно в декоративных моих работах, например, в таких работах, как “Кролик” или “Домик для гномика”, которые представлены на выставке. Вещи для практического применения, такие, как корзины, короба, сумки, я предпочитаю плести в натуральных тонах. Видение художника или исполнителя может быть разным, но мне ближе природные цвета и оттенки. Я не могу делать ничего, что вызывает внутри меня отторжение или дискомфорт. Бывает, что видишь разные предметы, фотографии, исполнение, и вдруг неожиданно складывается свой образ, своего рода компиляция. Как я уже сказала, все формы, методы плетения уже придуманы. И бывает, конечно, что какие-то работы повторяют уже что-то существующее. Но я стремлюсь к тому, чтобы мои изделия не были повторами чьих-то работ, отличались индивидуальностью.
Плетёная сказка Открывшаяся в Томском областном Доме искусств выставка — дебют не только мой, но и моих учениц. Без них эта выставка, скорее всего, не состоялась бы.
Татьяна Путилова — участница выставки (мастер скрапбукинга, профессионально занимается изготовлением мишек “Тедди”: Я к плетению пришла, наверное, потому, что этот вид творчества увлёк меня своим теплом, практичностью, желанием сделать самой какую-то красивую шкатулочку, корзиночку положить в неё что-то, посадить своих мишек. Этот вид творчества действительно очень практичен в своём применении. Думаю, что изначально именно эта причина приводит людей к плетению. Плетёные вещи не просто радуют глаз, хотя, радуют глаз в том числе. Они незаменимы в повседневной жизни: являются прекрасным элементом хранения вещей, подходят для подарка близким и друзьям, часто ими декорируют интерьеры. Кроме того, как выяснилось, плетение сближает людей. Увлекшись этим занятием, я обрела новых друзей и познакомилась со множеством интересных людей.
Плетёная сказка Галина Сергиенко: Изделия из бумажной лозы не боятся влаги, их можно ополаскивать водой, и после этого они будут такие же жёсткие, как и прежде. Вообще, бумажная лоза, если с ней бережно обращаться, почти ни в чём не уступает лозе обычной. Если речь идёт о предмете с ручкой, и если её крепление сделано правильно, рассчитано на определённый вес, то эта ручка выдержит.
Времени на изготовление того или иного предмета уходит довольно много, поэтому, если вы решили заняться плетением из настоящей лозы или из бумаги, обязательно учтите это обстоятельство. За два-три часа можно успеть сплести вещь, но совсем небольшую.
Любой вид творчества, в том числе, и плетения — не только трудоёмкий процесс, требующий концентрации, усидчивости, внимания, но и вдохновение, большой заряд положительной энергии. Всем тем людям, которые занимаются творчеством, рукоделием или только планируют это сделать, я желаю почувствовать этот положительный заряд и жажду создать прекрасное!
Благодарю за поддержку своих учениц, сотрудников Томского областного Дома искусств и всех тех людей, которые пришли поддержать меня в день открытия выставки! Выставка продлится до конца мая
.
Все фотографии любезно предоставлены Галиной Сергиенко.
Ирина Лугачёва

Плетёная сказка

Плетёная сказка

Плетёная сказка

Плетёная сказка

Читайте также на сайте:

  1. Северск глазами юных художников
  2. Крепость в бою — крепость в семье
  3. Петербург — Томск
5%
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91