Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Повернется ли власть лицом к творческим союзам?

   0

В СССР творческие союзы, объединявшие представителей «свободных профессий» − пи­сателей, поэтов, художников, композиторов и прочих, − были важной составляющей советской идеологической машины, призванной вос­питывать у граждан верность коммунистическим идеалам. Вся культура рассматривалась советской властью как один из главных инструментов реше­ния идеологических задач. И творческие союзы, через и при участии которых протекала культурная жизнь страны, были своеобразными посред­никами между государством и художественной интелли­генцией, доводя до творче­ских работников те задачи, которые ставила перед ними советская власть.

Впрочем, в СССР существовала и неофициальная культура, выра­жавшаяся в увлечении части твор­ческой интеллигенции западными модернистскими, авангардист­скими и прочими направления­ми в искусстве, диссидентскими по своей сути, поскольку они на­ходились под запретом. Именно эта часть творческой интеллиген­ции с восторгом приветствовала горбачевскую перестройку и по­следующий демонтаж советско­го строя, приняв самое активное участие в моральном развенчании советского периода истории, цен­ностей и идеалов социализма, что немало способствовало демора­лизации народа, развитию в нем чувства вины и духовной опусто­шенности.

Сломано все

Однако радужные ожидания творческой интеллигенции, взва­лившей на себя эту сомнительную миссию, не сбылись. Вчерашние «властители дум» и «инженеры человеческих душ» оказались сброшенными с поезда рыноч­ных реформ, к которым они, за исключением небольшой части, так и не смогли приспособиться. Получив освобождение от идео­логического прессинга советского государства и возможность тво­рить, не оглядываясь ни на кого, наши мастера искусств получили вместе с этим и освобождение от государственной поддержки во­обще, к чему оказались совер­шенно не готовы. Воспитанные на иных принципах творчества, они не смогли конкурировать с хлынувшим на рынок потоком низкосортных произведений «ис­кусства» с их культом наживы, насилия, сексуальной распущен­ности и прочих пороков, который просто захлестнул их.

Если воспользоваться словами Бориса Ельцина из его мемуаров, то прежнюю систему культуры, равно как и экономики в целом, «сломали через колено». Государ­ство сняло с себя всякие обяза­тельства в отношении творческих союзов, в первую очередь финан­совые, поставив их в один ряд с общественными организациями типа обществ филателистов или клубов любителей собак. При­чем, как вспоминает известный томский (и российский) писатель Сергей Заплавный, они узнали об этом лишь спустя много месяцев. А ведь государственные творче­ские союзы были официальным местом работы творческих работ­ников, где им шел трудовой стаж и, как всем прочим трудящимся, назначалась пенсия. Тем масте­рам искусств, которым до пен­сии было еще далеко, пришлось переквалифицироваться, образно говоря, в дворники и управдомы. Сам Сергей Заплавный 11 лет от­работал сторожем-вахтером в од­ном из томских учреждений.

Проблема выстраивания взаи­моотношений с властью остается главной для творческих союзов и сейчас. Отсутствие до сих пор за­кона о творческих союзах, дваж­ды отклонявшегося президентами Ельциным (в 1998 году) и Пути­ным (в 2000 году), говорит о том, что государство все еще с трудом поворачивается лицом к творче­ским работникам, особенно когда речь заходит об их финансовой поддержке. Как сказал предсе­датель Союза писателей России Валерий Ганичев, «в нашем го­сударстве есть две области, на которые никогда нет денег – это сельское хозяйство и искусство». Хотя средства на разного рода мегапроекты, без которых Россия вполне могла бы обойтись, нахо­дятся всегда.

Начало пути

Впрочем, в последние годы на­метились определенные пози­тивные подвижки в отношении к творческим работникам и их со­юзам как на федеральном, так и региональном уровнях. Пока это лишь восстановление разгром­ленного «культурной революци­ей» начала 90-х годов. И Томская область здесь не исключение. Перечислять разгромленное ни­каких сил не хватит. И не поза­видуешь нынешнему начальнику департамента культуры Павлу Волку, который хочет возродить и фестиваль «Северное сияние», и коларовский музей под открытым небом, и сельские Дома культуры, и пр., и пр.

В настоящее время департа­ментом культуры подготовлена долгосрочная целевая программа «Развитие культуры в Томской области на 2013-2017 годы». И хотя конкретного раздела по поддержке творческих союзов в ней нет, но поставленные в про­грамме задачи невозможно вы­полнить без активного участия творческих союзов в ее реализа­ции. А потому власть все равно будет искать пути сотрудничества с ними, оказывая им разнообраз­ную помощь, в том числе финан­совую, в которой больше всего нуждаются творческие органи­зации. К примеру, на подготовку празднования 50-летия Томской писательской организации, ко­торое состоится в сентябре этого года, областная администрация выделила 500 тысяч рублей, а на XX областную выставку молодых художников «Регион 70», которая состоится также в сентябре, де­партамент культуры выделил 160 тысяч рублей.

С другой стороны, инициатива налаживания взаимоотношений должна идти не только сверху, но и от самих творческих союзов. И здесь все зависит от тех, кто воз­главляет творческие союзы. На­пример, без всякого преувеличе­ния можно сказать, что томским писателям сильно повезло, что их организацию возглавляет такой активный и неутомимый человек, как Геннадий Скарлыгин, кото­рый находит средства и на изда­ние книг томских писателей, и на организацию авторских конкур­сов, юбилеев писателей, и на ока­зание им разнообразной помощи.

Такой же активный человек в лице заслуженного артиста Ан­дрея Сидорова возглавляет и Томское отделение Союза теа­тральных деятелей России. «Теа­тралам» существенно помогает то, что у них существует своеобраз­ная «вертикаль», возглавляемая руководителем Союза театраль­ных деятелей России Алексан­дром Калягиным, который ока­зывает постоянную помощь своим региональным отделениям. В этом году ТО СТД получило от него около 650 тысячи рублей на помощь больным актерам.

Вертикаль и обсуждение

К сожалению, нерешенных (или пока не решаемых) проблем у творческих союзов хватает тоже. У томских художников до сих пор нет выставочного зала, хотя наши художники считаются одними из сильнейших в Сибири. Вместо того, чтобы озаботиться выста­вочным залом, прежнее руковод­ство департамента культуры на­чало продвигать проект создания в Томске музея современного ис­кусства, вызвавший сильнейшую негативную реакцию со стороны многих творческих работников, увидевших в экспансии постмо­дернизма прямой вызов истори­чески сложившимся ментально- ценностным установкам русского народа.

Между тем, основную задачу Томского регионального отделе­ния Союза художников России его председатель Николай Вагин видит именно в выставочной де­ятельности, которая позволяет художникам, особенно молодым, заявить о себе перед зрителями своим творчеством, «покорить» их, по выражению Вагина, и сде­лать их творчество востребован­ным.

По мнению известного деятеля томской музыкальной культуры Аркадия Ратнера, у каждого твор­ческого союза должно быть на­лажено тесное взаимодействие со своими московскими структура­ми, то есть выстроена своя «вер­тикаль власти», как это сделано в Союзе театральных деятелей Рос­сии. Сам он работает напрямую с Союзом композиторов России, московским Домом композито­ров и с комиссией по джазовому искусству г. Москвы. Возможно, нужна встреча представителей всех творческих союзов, которые выработали бы некую единую для всех программу действий, направ­ленную на повышение статуса их организаций. Думается, ини­циативу подобной встречи мог бы взять на себя департамент по культуре областной администра­ции.

С приходом к руководству об­ласти нового губернатора и его команды появилась надежда на кардинальное обновление куль­турной политики в регионе. Хотя вначале часть творческой интел­лигенции настороженно встрети­ла нового губернатора, опасаясь, что для человека с менталитетом «производственника» проблемы культуры окажутся где-то на за­дворках, ибо в советское время такое явление было достаточно распространенным. Впрочем, те деятели томской культуры, ко­торым удалось поближе позна­комиться с новым губернатором, считают это опасение преувели­ченным и, наоборот, подчерки­вают его живой, неподдельный интерес к культурной жизни об­ласти, которого у томской власти не наблюдалось уже давно (по­жалуй, со времен Егора Кузьмича Лигачева). И если этот интерес будет воплощен в качественно новых взаимоотношениях власти и творческих работников, то это придаст Томской области допол­нительную инвестиционную при­влекательность в глазах делового сообщества.

В заключение хотелось бы сно­ва привести слова Валерия Га­ничева: «Писатели, художники, музыканты – существенная часть государства и общества, концен­трирующая в себе национальную идею, призванная оберегать, раз­вивать, украшать, совершенство­вать общество, Отечество, стра­ну».

Владимир Смокотин

Читайте также на сайте:

  1. Вся правда о Романовых
  2. Денис Мацуев и его друзья
  3. Летние концерты у БКЗ
  4. Хор-призер
  5. В предчувствии беды… «Старик» Горького на сцене Томской драмы
  6. Красота – страшная сила!
  7. Застывшая музыка архитектуры
  8. Венценосные попечители Сибири
  9. Прошлое города в его настоящем
  10. Новые олимпы для «Каприс»
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91