Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Права водителя

  28    0

Умение защитить свои права на дорогах — дело нелегкое, но необходимое

Такому явлению, как дорожное движение — чуть больше ста лет. За это время оно стало частью нашей повседневности, которая уносит по всей России почти 35 тысяч жизней в год, согласно статистике. Часто у современных автолюбителей нет ни сил, ни времени разбираться в законах, чтобы защитить свои права. К тому же, в последнее время внесение поправок в Правила дорожного движения стало то ли модой, то ли главным направлением государственной политики: каждые полгода — нововведения. Да и старые правила многие запомнить не в силах. Например, предусмотрено ли административное наказание за парковку на газоне?
Надеемся, эта статья поможет томским автолюбителям лучше ориентироваться в общении с сотрудниками ДПС и правильно реагировать в сложных дорожных ситуациях.

Соблюдение и уважение прав

Права водителя

Права водителя

Дорожное движение — поле повышенной опасности, и государство должно его жестко регулировать. Такая функция возложена на ГАИ-ГИБДД. В настоящее время основным документом, которым в своей повседневной практике руководствуется ДПС ГИБДД, является Административный регламент Министерства внутренних дел РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения бе­зопасности дорожного движения. Это непосредственное руководство к действию для сотрудников ГИБДД, а значит и нам следует иметь о нем представление.
Для начала следует запомнить, что инспектор ДПС обязан помогать водителю, как участнику дорожного движения, и, вообще, как полицейский, что закреплено в Федеральном законе “О полиции”. Поэтому любой водитель вправе требовать от инспектора ДПС оказания ему помощи. Требовать — означает требовать простого выполнения своих должностных обязанностей. Инспектор от вас, водители, требует соблюдения одних нормативно-правовых актов (ПДД), а вы, водители, от него — других (ФЗ “О полиции”, Административный регламент). Правам одного человека соответствуют обязанности другого.

Основания для остановки

Инспектор не имеет права остановить машину, которую ему просто захотелось остановить (например, потому что водитель мрачен). Остановка машины — это не прихоть сотрудника ГИБДД. Для остановки нужны правовые основания. В жизни чаще всего водителей останавливают для проверки документов. Законно ли это? Нет, не законно. Примерно 90% остановок на дорогах нашей страны — незаконны. Основания для остановки перечисляются в том же Административном регламенте (п. 63). Среди них, например, “установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения; необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которых они являлись или являются; необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого”, и другие поводы остановок. Проверка документов тоже является поводом: “Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров — только на стационарных постах ДПС”. Обратите внимание на последний пункт. Остановить автомашину для проверки документов гаишник может только на стационарных постах ДПС! Нет у сотрудника ДПС права останавливать вас для проверки документов там, где ему вздумается.

Срок остановки

На практике бывает так, что водитель опаздывает куда-то, и тут вдруг сотрудник его останавливает, отходит на несколько метров и долго-долго зевает. В вопросе срока задержки водителя в Административном регламенте есть единственная деталь, на которую и стоит ориентироваться: “Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю…”. Инспектор ДПС обязан сам сообщить водителю о причине остановки.

Обращение инспектора с проверяемыми документами

Общие правила обращения с документами прописаны в том же административном регламенте: “С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах. Если в документ при передаче его сотруднику вложены деньги и другие ценные бумаги, то необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег и ценных бумаг. Документы, передаваемые участникам дорожного движения для проверки и приобщаемые к составленным материалам, принимаются сотрудниками без обложек”.

Быть вежливым — это не право, а обязанность

Быть вежливым — это не право сотрудника ГИБДД, а его обязанность: “Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к гражданину. В разговоре с участником дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться с ним на “вы”, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку” (п. 19 Регламента). “Разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения. При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник разъясняет порядок обжалования своих действий. Если участник дорожного движения на сообщение о совершенном нарушении реагирует возбужденно, нужно дать ему время успокоиться”.

Советы по общению с инспектором

Первое: нужно быть вежливым. Когда водитель вежлив, то такой тип его поведения, во‑первых, склоняет и сотрудника ГИБДД к вежливости и тем самым меняет его отношение к водителю, и, во‑вторых, дает водителю моральное право требовать такой же вежливости от сотрудника ГИБДД.
Второе: если ваше правонарушение чересчур очевидно, то лучше его взять и признать.
Третье: если вы не поняли — нарушили вы ПДД или нет, пусть сотрудник ГИБДД вам это объяснит. Вы вправе потребовать объяснения сути вашего нарушения.

Какие документы инспектор вправе требовать

Водитель обязан иметь при себе: водительское удостоверение; регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство; документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортом; в установленных случаях путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз; страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
Заметьте, что, к примеру, паспорта в этом списке нет.

О нормативно-правовых актах

Есть нормативно-правовая база, на основе которой, с одной стороны, у инспектора ДПС есть права и обязанности, а с другой стороны, они есть и у водителя. Но разница между инспектором и водителем в том, что один имеет представление об этой нормативно-правовой базе, а второй мало-мальски знает Правила дорожного движения. Из этого следует, что инспектор объективно имеет преимущество перед водителем. Поэтому-то на практике та сторона, которая знает, может легко ввести в заблуждение ту, которая не знает. Как было сказано в начале этой статьи, основной нормативный правовой акт сотрудника ГИБДД — Административный регламент. Если вы, уважаемые читатели, скажете об этом инспектору ДПС, он может ответить так: “Да и основной, и непосредственный, но он написан для нас, а не для водителей, он внутренний”. Эта фраза означает: “Вы умничайте, умничайте, а я все равно испорчу вам настроение…”. Все мы живем в одном правовом поле. Никаким “внутренним” актом Регламент не является в том смысле, что он не имеет статуса “для служебного пользования”. У водителей есть права вне зависимости от внутренних или лжевнутренних актов ГИБДД, требовать от сотрудников ГИБДД исполнения своих должностных обязанностей.
Разбираться в ворохах нормативных правовых актов сложно, знать их на уровне сотрудника ГИБДД или юриста вы все равно не будете, поэтому поступайте проще. Инспектор вас в чем-то обвиняет? Не поленитесь и вежливо спросите: “А это по ПДД? Или по Кодексу? Разве там такое есть? А какая статья? А постановление?”.

Распространенные нарушения со стороны инспектора

Давайте на выдуманном примере смоделируем ситуацию и охватим максимум возможных нарушений со стороны инспектора ДПС:
Остановил — безосновательно; не представился; не объявил причины остановки; не проявил должного уважения; не объяснил, какие правила нарушены; солгал при ответе на вопрос о виде и степени наказания; при заполнении протокола не разъяснил гражданину прав и обязанностей; не записал свидетеля, хотя таковой был; не разъяснил гражданину, кому он может на него пожаловаться, когда этот вопрос был задан ему; вписал в протокол не то правонарушение, которое назвал, а другое; не позволил гражданину вписать в протокол его разъяснения; не позволил внимательно вчитаться в протокол; не внес в протокол некоторые существенные данные по делу.
(По материалам книги Д. А. Усольцева “Права водителя”)
Подготовила Анастасия Скирневская

Читайте также на сайте:

  1. Территория заблуждений (часть 1) ВИДЕО
  2. Слово сыщика
  3. Китайский подход
  4. Сколько весит снег в Томске?
  5. Какой велосипед выбрать?
  6. Университетский город — драйвер предпринимательской экосистемы
  7. Проверка из Москвы. Что нового?
  8. Фёдор Кузьмич — Святой Старец Томский
  9. Томский пенсионер: «Томск не без добрых людей»
  10. Томичи собирают подписи за отставку Ивана Кляйна
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 6

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93