Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия
Читайте на сайте:
ticket title
Вприпрыжку к школе, ломая ноги?!    ◈
Королевство кривых зеркал    ◈
В гостях у деревянной сказки    ◈
Друг мой, Гурамчик!    ◈
Нововведения в школах с 1 сентября 2019 года    ◈
«Иуды нашего времени»    ◈
Деньги на покойниках    ◈
В Томске нет кукурузного поля!    ◈
Самовольный водопровод на муниципальной земле    ◈
Как обогатиться «на Жвачкине»?    ◈
Что с нами происходит?    ◈
Силовики проводят обыски по месту работы и жительства заместителя мэра Томска Владимира Брюханцева    ◈
Злонамеренное благоустройство    ◈
Томская область отстает в реализации нацпроекта «Здравоохранение»    ◈
О праве на возмещение вреда, причиненного некачественной медицинской помощью    ◈
Томские чиновники купили детям УЗИ «для кошек и собак»    ◈
Мытари – 2    ◈
Секретные заседания ландшафтной комиссии    ◈
Обновление чувств    ◈

Правовой ликбез

   0

Что нужно знать, подавая жалобу или заявление?

Нередко случается, что некоторые органы, при­нимая заявления, поль­зуются правовой безграмотно­стью наших граждан, чтобы не делать лишнюю работу или не ссориться с нужными людьми. Что в данном случае должны знать мы, обычные законо­послушные граждане, о своих правах? Еще в мае 2006 года вышел закон о порядке рассмотрения обраще­ний граждан. В законе перечис­лены права и гарантии граждан, подающих обращение, а также прописаны обязанности государ­ственных органов, связанные с рассмотрением обращений.

Однако большинство людей без­различны к законодательству до поры, пока жареный петух не клю­нет. А ведь в наше время поваль­ного беззакония приходится по­стоянно куда-нибудь жаловаться, писать заявления. Нередко граж­дане, не обладающие необходи­мыми знаниями, пытаются в таких случаях попасть на личный прием, объясниться устно. Часто из этого ничего не получается: попасть на прием в нашей стране так просто нельзя, да и устная жалоба редко бывает услышана и не пропущена мимо ушей. Как же правильней поступить и чего ждать в ответ на обращение? С тонкостями закона нам помог разобраться известный томский правозащитник Владимир Губа:

– Владимир Ильич, почему письменное обращение лучше устного?

– Вспомните знаменитую фразу из фильма «О бедном гусаре за­молвите слово»: «Теперь не я дело веду. Теперь бумага дело ведет». Так вот, это очень верная фраза. У нас сейчас все так: есть бумага – пошло дело. Обращайтесь с пись­менными заявлениями, только так дело сдвинется с мертвой точки.

– Но ведь составить бумагу не так легко, многие люди просто боятся написать что-то непра­вильно. Можете ли вы расска­зать, как составляются заявле­ния?

– Конечно, ведь только правиль­но составленное заявление помо­жет добиться того или иного ре­зультата. Главное, что обязательно должно быть в заявлении: кому (наименование органа либо ФИО должностного лица, либо долж­ность соответствующего лица), от кого (свои ФИО, почтовый адрес), суть проблемы, дата и личная под­пись. Заявление нужно написать в двух экземплярах (один остается у вас) и обязательно проследить, чтобы при приеме на них распи­сались, иначе потом будет сложно доказать, что заявление вообще было подано.

– Хорошо, допустим, граж­данин сделал все правильно и подал заявление в соответ­ствующий орган. Дождется ли он ответа и как долго ему при­дется ждать?

– Согласно 10-й статье закона «О порядке рассмотрения обращений граждан», получивший заявление обязан обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рас­смотрение обращения и дать пись­менный ответ по существу постав­ленных в обращении вопросов. В основном органы государственной власти грешат тем, что не дают от­ветов на все вопросы. Я советую нашим гражданам при составле­нии заявления указывать не более двух вопросов, потому что на три-четыре вопроса вы получите один-два ответа, максимум – такая уж тенденция наблюдается у местных чиновников. Хоть это и является административным правонаруше­нием по статье 5.59 «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан» – предоставление непол­ной или искаженной информации или неполучение ответа, добить­ся ответов на остальные вопросы вам будет сложно. Лучше все-таки перестраховаться и подать сразу несколько заявлений по 1-2 вопро­са в каждом, чем одно заявление с десятью вопросами, на которое могут и не дать полного ответа. Срок рассмотрения заявления – 30 дней со дня его получения со­ответствующим органом. Почему 30 дней? Дело в том, что сейчас органы, в частности прокуратура, буквально завалены жалобами и заявлениями, они просто физиче­ски не успевают рассмотреть все заявления быстрее. Это говорит о том, что что-то ненормально в стране, что-то правительство дела­ет неправильно, недорабатывают правоохранительные органы.

– А если полученный ответ вроде бы полный, но при этом совершенно бредовый? Как узнать, проводилась ли вообще проверка по данному делу, мо­жет, ответ написали просто «от фонаря»?

– Этот момент также предусмо­трен законом. Ели вы написали заявление и получили глупый от­вет или нерассмотренный вопрос, то не надо отчаиваться, вы може­те написать заявление с просьбой ознакомить вас с материалами проверки по вашему заявлению от такого-то числа. Вам будут обяза­ны предоставить все материалы, и вы можете хоть целый месяц си­деть, изучать их и переписывать, некоторые даже позволяют копи­ровать. И вот тогда зачастую выяс­няется, что какой-то контролирую­щий орган не проводил проверки, а просто направил письмо, скажем, в администрацию. А чиновники уже в своем ответе просто слово в слово скопировали отписку, даже не удо­сужившись проверить ее.

– Что делать, если гражданин подал заявление не в тот ор­ган? Ведь сам черт ногу сломит в хитросплетениях наименова­ний различных департаментов, комитетов, комиссий… Порой непросто понять, кто там чем занимается и у кого какие пол­номочия.

– Подавать заявление желатель­но сразу в нужный орган. Но по­скольку сейчас многие структуры постоянно переоформляются, на­звания меняются, людям непросто сориентироваться в этих дебрях. А все эти сокращения и аббревиату­ры малопонятны народу. В граж­данскую войну даже был забавный случай: в Кронштадте у одного из начальников на двери красовалась надпись «замком по морде» – за­меститель командира по морским делам. И у нас сейчас много разных органов с созвучными названиями: роспотребнадзор, ростехнадзор – можно просто растеряться. Поэто­му законодатель предусмотрел, что если гражданин подал заявление не в тот орган, в чью компетенцию входит рассмотрение вопроса, то этот орган должен перенаправить заявление тому, кто должен этим заниматься. При этом гражданина обязательно должны уведомить, куда было перенаправлено заявле­ние, чтобы он знал, откуда ждать ответа. А ждать придется 30 дней со дня получения вашего заявле­ния.

– А если я в своем заявлении по незнанию какое-нибудь важ­ное лицо обижу, обвинив в не­законных действиях, грозит ли это расправой?

– По закону запрещается пре­следование гражданина в связи с его обращением в органы госу­дарственной власти или органы местного самоуправления. Многие граждане считают, что если они обратились с заявлением, то их могут начать преследовать. Чтобы не было заблуждения, поясню: рас­пространять сведения, порочащие честь и достоинство, возможно лишь через средства массовой ин­формации. Если же вы обратились в государственный орган или орган местного самоуправления, то он должен провести проверку и дать вам мотивированный ответ. Конеч­но, чиновничество часто не желает соблюдать это законодательство и пользуется тем, что граждане не знают закона. Приведу вам один из примеров. В 2004 году я обра­тился с заявлением о самовольном строительстве часовни на террито­рии УВД Томской области. Обра­тился на имя министра внутренних дел Р. Г. Нургалиева, и он в ответ прислал в Томск письмо с требо­ванием разобраться. После этого бывший начальник УВД Томской области В. О. Гречман подал на меня в суд за то, что я якобы уни­зил его честь и достоинство. В суде мы стали разбираться, но судье оказалось достаточно одного – по­становления верховного суда о за­прете преследования гражданина в связи с его обращением в органы государственной власти и местно­го самоуправления, поскольку это его конституционное право. Дело я выиграл.

К сожалению, не всем удается так легко доказать свои права. Есть на моей памяти еще одна история. У Ларисы Зубрь сын находился в местах заключения, и в отноше­нии него было преследование со стороны сотрудников СИЗО. Он обратился к матери, мать обрати­лась в прокуратуру о проведении проверки по указанному факту и получила буквально через полгода исковое заявление в суд о возбуж­дении уголовного дела по статье «клевета». Причем у человека, по­давшего иск, оказались на руках и ее заявление, и ответ прокуратуры, что вообще-то незаконно. Закон о порядке рассмотрения обращений граждан разрешает предоставление этих документов кому-либо толь­ко с согласия заявителя. Судья не стала разбираться, каким образом заявление и ответ на него из про­куратуры оказались в чужих руках. Суд шел больше года и вынес точ­но такое же решение: гражданин имеет право обратиться в государ­ственный орган, и это не является клеветой. Женщина, поскольку она потратила время и нервы, по­дала на основании решения суда о ее невиновности заявление о реа­билитации (возмещении мораль­ного вреда). До смешного доходит, суд оценил ее моральный ущерб в 3000 рублей. А областной суд по­считал, что ей вообще ничего не надо, и отменил даже эти копейки. Конечно, это уже вопрос к нашей судебной системе… А вот во время проверки по делу выяснился не­мало интересного. Оказалось, что применялось наказание в отноше­нии осужденного Зубрь за то, что он разговаривал по телефону, на­ходясь в камере, что запрещено на территории места изоляции. Одна­ко когда сотрудники УФСИН вош­ли в камеру, телефон был включен в сеть, осужденный не держал его в руках. Но самое интересное, что сотрудники сделали запрос в теле­фонную компанию, и те предоста­вили всю переписку, переговоры по данному телефону – то есть пер­сональные сведения – без заявле­ния собственника сим-карты. Это является грубейшим нарушением прав гражданина.

– Как вы считаете, будет ли в полной мере соблюдаться за­кон о порядке рассмотрения обращений граждан в нашем городе?

– Когда выходит какой-либо за­кон, необходимо, чтобы он вошел в жизнь. Конечно, он поначалу бу­дет исполняться не в полной мере. Надо, чтобы граждане всегда обжа­ловали неисполнение этого закона. Однако многие, не получив ответа на заявление, успокаиваются или вообще забывают об этом, предпо­читают как можно меньше жало­ваться. А ведь это только на руку чиновникам, которые не хотят об­щаться с гражданами, им хорошо, когда к ним никто не обращается. Если вы не получили ответ, я вам сразу говорю: обязательно обра­щайтесь в прокуратуру. Пишите, что такого-то числа вы подали за­явление и не дождались ответа, что нарушены статьи 10 и 12 закона о порядке рассмотрения обращений граждан. Просите провести про­верку, привлечь к административ­ной ответственности, обязать дать вам ответ. Благодаря таким обра­щениям нарабатывается законо­дательная практика. Под лежачий камень вода не течет.

Беседовала Евгения Пересторонина

Читайте также на сайте:

  1. Построй свой городок
  2. Новый формат
  3. Взялся за гуж – не говори, что не дюж!
  4. Тотальный «неуд»
  5. Первые нестыковки
  6. Криминальные новости от 17.07.2015
  7. Одиноким предоставляется…
  8. По всем фронтам
  9. Следователи подвели итоги
  10. Партийное раздолье

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91