Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия
Читайте на сайте:
ticket title
Великая православная святыня    ◈
Традиции празднования Нового года в России    ◈
«Мир без границ»    ◈
Прокуратура, как «сапожник без сапог»    ◈
СУДИЛИЩЕ    ◈
Посвящение… или как украсть 19,5 млн рублей?    ◈
Славный юбилей Ленинского комсомола    ◈
Ностальгия по тем временам    ◈
Открытое письмо прокурору Томской области Виктору Романенко и губернатору Томской области Сергею Жвачкину о нарушении конституционного права граждан на оплачиваемый труд и запрет трудовой дискриминации    ◈
Будет ли свет в конце тоннеля?    ◈
Блеск и нищета ЮИ ТГУ    ◈
Томский «медицинский спрут»    ◈
Обещанного не один год ждут!    ◈
Новая жизнь садоводов и дачников, согласно закона, с 2019 г.    ◈
Блокировка сайта НОВО-ТОМСК    ◈
Новый сезон открыт!    ◈
Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты    ◈
«Оборотни в погонах» — эпилог?    ◈
Трагедия в Керчи    ◈

Правовой ликбез

   0

Что нужно знать, подавая жалобу или заявление?

Нередко случается, что некоторые органы, при­нимая заявления, поль­зуются правовой безграмотно­стью наших граждан, чтобы не делать лишнюю работу или не ссориться с нужными людьми. Что в данном случае должны знать мы, обычные законо­послушные граждане, о своих правах? Еще в мае 2006 года вышел закон о порядке рассмотрения обраще­ний граждан. В законе перечис­лены права и гарантии граждан, подающих обращение, а также прописаны обязанности государ­ственных органов, связанные с рассмотрением обращений.

Однако большинство людей без­различны к законодательству до поры, пока жареный петух не клю­нет. А ведь в наше время поваль­ного беззакония приходится по­стоянно куда-нибудь жаловаться, писать заявления. Нередко граж­дане, не обладающие необходи­мыми знаниями, пытаются в таких случаях попасть на личный прием, объясниться устно. Часто из этого ничего не получается: попасть на прием в нашей стране так просто нельзя, да и устная жалоба редко бывает услышана и не пропущена мимо ушей. Как же правильней поступить и чего ждать в ответ на обращение? С тонкостями закона нам помог разобраться известный томский правозащитник Владимир Губа:

– Владимир Ильич, почему письменное обращение лучше устного?

– Вспомните знаменитую фразу из фильма «О бедном гусаре за­молвите слово»: «Теперь не я дело веду. Теперь бумага дело ведет». Так вот, это очень верная фраза. У нас сейчас все так: есть бумага – пошло дело. Обращайтесь с пись­менными заявлениями, только так дело сдвинется с мертвой точки.

– Но ведь составить бумагу не так легко, многие люди просто боятся написать что-то непра­вильно. Можете ли вы расска­зать, как составляются заявле­ния?

– Конечно, ведь только правиль­но составленное заявление помо­жет добиться того или иного ре­зультата. Главное, что обязательно должно быть в заявлении: кому (наименование органа либо ФИО должностного лица, либо долж­ность соответствующего лица), от кого (свои ФИО, почтовый адрес), суть проблемы, дата и личная под­пись. Заявление нужно написать в двух экземплярах (один остается у вас) и обязательно проследить, чтобы при приеме на них распи­сались, иначе потом будет сложно доказать, что заявление вообще было подано.

– Хорошо, допустим, граж­данин сделал все правильно и подал заявление в соответ­ствующий орган. Дождется ли он ответа и как долго ему при­дется ждать?

– Согласно 10-й статье закона «О порядке рассмотрения обращений граждан», получивший заявление обязан обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рас­смотрение обращения и дать пись­менный ответ по существу постав­ленных в обращении вопросов. В основном органы государственной власти грешат тем, что не дают от­ветов на все вопросы. Я советую нашим гражданам при составле­нии заявления указывать не более двух вопросов, потому что на три-четыре вопроса вы получите один-два ответа, максимум – такая уж тенденция наблюдается у местных чиновников. Хоть это и является административным правонаруше­нием по статье 5.59 «Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан» – предоставление непол­ной или искаженной информации или неполучение ответа, добить­ся ответов на остальные вопросы вам будет сложно. Лучше все-таки перестраховаться и подать сразу несколько заявлений по 1-2 вопро­са в каждом, чем одно заявление с десятью вопросами, на которое могут и не дать полного ответа. Срок рассмотрения заявления – 30 дней со дня его получения со­ответствующим органом. Почему 30 дней? Дело в том, что сейчас органы, в частности прокуратура, буквально завалены жалобами и заявлениями, они просто физиче­ски не успевают рассмотреть все заявления быстрее. Это говорит о том, что что-то ненормально в стране, что-то правительство дела­ет неправильно, недорабатывают правоохранительные органы.

– А если полученный ответ вроде бы полный, но при этом совершенно бредовый? Как узнать, проводилась ли вообще проверка по данному делу, мо­жет, ответ написали просто «от фонаря»?

– Этот момент также предусмо­трен законом. Ели вы написали заявление и получили глупый от­вет или нерассмотренный вопрос, то не надо отчаиваться, вы може­те написать заявление с просьбой ознакомить вас с материалами проверки по вашему заявлению от такого-то числа. Вам будут обяза­ны предоставить все материалы, и вы можете хоть целый месяц си­деть, изучать их и переписывать, некоторые даже позволяют копи­ровать. И вот тогда зачастую выяс­няется, что какой-то контролирую­щий орган не проводил проверки, а просто направил письмо, скажем, в администрацию. А чиновники уже в своем ответе просто слово в слово скопировали отписку, даже не удо­сужившись проверить ее.

– Что делать, если гражданин подал заявление не в тот ор­ган? Ведь сам черт ногу сломит в хитросплетениях наименова­ний различных департаментов, комитетов, комиссий… Порой непросто понять, кто там чем занимается и у кого какие пол­номочия.

– Подавать заявление желатель­но сразу в нужный орган. Но по­скольку сейчас многие структуры постоянно переоформляются, на­звания меняются, людям непросто сориентироваться в этих дебрях. А все эти сокращения и аббревиату­ры малопонятны народу. В граж­данскую войну даже был забавный случай: в Кронштадте у одного из начальников на двери красовалась надпись «замком по морде» – за­меститель командира по морским делам. И у нас сейчас много разных органов с созвучными названиями: роспотребнадзор, ростехнадзор – можно просто растеряться. Поэто­му законодатель предусмотрел, что если гражданин подал заявление не в тот орган, в чью компетенцию входит рассмотрение вопроса, то этот орган должен перенаправить заявление тому, кто должен этим заниматься. При этом гражданина обязательно должны уведомить, куда было перенаправлено заявле­ние, чтобы он знал, откуда ждать ответа. А ждать придется 30 дней со дня получения вашего заявле­ния.

– А если я в своем заявлении по незнанию какое-нибудь важ­ное лицо обижу, обвинив в не­законных действиях, грозит ли это расправой?

– По закону запрещается пре­следование гражданина в связи с его обращением в органы госу­дарственной власти или органы местного самоуправления. Многие граждане считают, что если они обратились с заявлением, то их могут начать преследовать. Чтобы не было заблуждения, поясню: рас­пространять сведения, порочащие честь и достоинство, возможно лишь через средства массовой ин­формации. Если же вы обратились в государственный орган или орган местного самоуправления, то он должен провести проверку и дать вам мотивированный ответ. Конеч­но, чиновничество часто не желает соблюдать это законодательство и пользуется тем, что граждане не знают закона. Приведу вам один из примеров. В 2004 году я обра­тился с заявлением о самовольном строительстве часовни на террито­рии УВД Томской области. Обра­тился на имя министра внутренних дел Р. Г. Нургалиева, и он в ответ прислал в Томск письмо с требо­ванием разобраться. После этого бывший начальник УВД Томской области В. О. Гречман подал на меня в суд за то, что я якобы уни­зил его честь и достоинство. В суде мы стали разбираться, но судье оказалось достаточно одного – по­становления верховного суда о за­прете преследования гражданина в связи с его обращением в органы государственной власти и местно­го самоуправления, поскольку это его конституционное право. Дело я выиграл.

К сожалению, не всем удается так легко доказать свои права. Есть на моей памяти еще одна история. У Ларисы Зубрь сын находился в местах заключения, и в отноше­нии него было преследование со стороны сотрудников СИЗО. Он обратился к матери, мать обрати­лась в прокуратуру о проведении проверки по указанному факту и получила буквально через полгода исковое заявление в суд о возбуж­дении уголовного дела по статье «клевета». Причем у человека, по­давшего иск, оказались на руках и ее заявление, и ответ прокуратуры, что вообще-то незаконно. Закон о порядке рассмотрения обращений граждан разрешает предоставление этих документов кому-либо толь­ко с согласия заявителя. Судья не стала разбираться, каким образом заявление и ответ на него из про­куратуры оказались в чужих руках. Суд шел больше года и вынес точ­но такое же решение: гражданин имеет право обратиться в государ­ственный орган, и это не является клеветой. Женщина, поскольку она потратила время и нервы, по­дала на основании решения суда о ее невиновности заявление о реа­билитации (возмещении мораль­ного вреда). До смешного доходит, суд оценил ее моральный ущерб в 3000 рублей. А областной суд по­считал, что ей вообще ничего не надо, и отменил даже эти копейки. Конечно, это уже вопрос к нашей судебной системе… А вот во время проверки по делу выяснился не­мало интересного. Оказалось, что применялось наказание в отноше­нии осужденного Зубрь за то, что он разговаривал по телефону, на­ходясь в камере, что запрещено на территории места изоляции. Одна­ко когда сотрудники УФСИН вош­ли в камеру, телефон был включен в сеть, осужденный не держал его в руках. Но самое интересное, что сотрудники сделали запрос в теле­фонную компанию, и те предоста­вили всю переписку, переговоры по данному телефону – то есть пер­сональные сведения – без заявле­ния собственника сим-карты. Это является грубейшим нарушением прав гражданина.

– Как вы считаете, будет ли в полной мере соблюдаться за­кон о порядке рассмотрения обращений граждан в нашем городе?

– Когда выходит какой-либо за­кон, необходимо, чтобы он вошел в жизнь. Конечно, он поначалу бу­дет исполняться не в полной мере. Надо, чтобы граждане всегда обжа­ловали неисполнение этого закона. Однако многие, не получив ответа на заявление, успокаиваются или вообще забывают об этом, предпо­читают как можно меньше жало­ваться. А ведь это только на руку чиновникам, которые не хотят об­щаться с гражданами, им хорошо, когда к ним никто не обращается. Если вы не получили ответ, я вам сразу говорю: обязательно обра­щайтесь в прокуратуру. Пишите, что такого-то числа вы подали за­явление и не дождались ответа, что нарушены статьи 10 и 12 закона о порядке рассмотрения обращений граждан. Просите провести про­верку, привлечь к административ­ной ответственности, обязать дать вам ответ. Благодаря таким обра­щениям нарабатывается законо­дательная практика. Под лежачий камень вода не течет.

Беседовала Евгения Пересторонина

Читайте также на сайте:

  1. Путешествие из Томска в Москву
  2. К ТЕМЕ «НЕИЗМЕННОСТИ» БИБЛИИ
  3. 53 проблемы
  4. Без паники!!!
  5. Новый тариф ОСАГО готовят к лету
  6. Не всё так просто
  7. Артем Новиков, директор Томского техникума водного транспорта и судоходства: «Мы учим будущих капитанов»
  8. Лагерный режим
  9. Криминальные новости 22.05.2015
  10. Взносы за иностранцев
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91