Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия

Праздничный переполох

  16    0

Истории, традиции и новогодние легенды в Музее истории Томска

С наступлением зимы мы вне зависимости от возраста ждем наступления самого яркого и сказочного праздника — Нового года. О том, как праздновали Новый год в дореволюционном Томске, откуда берет свое начало этот удивительный праздник, читателям газеты “Томская НЕДЕЛЯ” рассказал Ожередов Юрий Иванович — ученый секретарь Музея истории Томска.

Новый год в дореволюционном Томске

Дореволюционная открытка из Сибири

Дореволюционная открытка из Сибири

Новогодние праздники в дореволюционном Томске начинались 25 декабря празднованием Рождества Христова. Собственно, Новый год праздновали позже, в соответствии с календарной датой. После революции в России случилась парадоксальная вещь: Новый год стали праздновать два раза, по юлианскому и по грегорианскому календарям, расходящимся между собой на 13 дней: соответственно 1 и 14 января наступившего года.
Праздник в кругу семьи имел давнюю традицию, а вот общественные елки входили в практику постепенно, с оглядкой на столичные мероприятия. Первая публичная елка в России состоялась в 1852 г. в Санкт-Петербурге. Долгое время елка связывалась с Рождеством, а на новогодний праздник обходились без нее. Особенностью праздника на первых порах являлось то, что взрослые сами тайно готовили елку к показу детям. К концу ХIХ в. эта традиция утратилась, и в украшении елки стала принимать участие вся семья или коллектив.
Наиболее посещаемыми местами для празднования Рождества и Нового года в Томске стали: с 1883 г. Общественное собрание, а с 1885 г. театр Королева. В каждом из них была своя праздничная программа, насыщенная балами, спектаклями, маскарадами, клубными вечерами, лотереями-аллегри и т. д. Программа обычно начинались чтением стихов, исполнением песен детьми, затем следовали игры, хороводы вокруг елки, театральные представления, сопровождаемые всеобщим смехом и весельем. Особым успехом пользовались так называемые “живые картины”, суть которых сводилась к тому, что участники действа должны были без слов изобразить сцены и героев художественного произведениия, или же воображаемую скульптуру или картину.

Сказочные персонажи во дворе Музея истории Томска

Сказочные персонажи во дворе Музея истории Томска

Особой популярностью в Томске пользовались танцевальные вечера и маскарады в Общественном собрании, где обычно устраивался конкурс на лучший мужской и женский костюмы. На входе в зал каждый участник получал специальный билет, который должен был вручить наиболее понравившейся маске. Победу присуждали собравшему большее количество билетов, ему же вручали ценный приз. Так в 1913 г. первый дамский приз представлял собой серебряную вазу для варенья, второй приз — серебряный чернильный прибор, первый мужской приз — серебряный прибор для крепких напитков, второй приз — серебряный подстаканник. Призы получили маски, имевшие сатирико-политическую окраску.
Обязательной частью таких праздников была “детская елка”. Для участия в ней дети одевались в костюмы животных и сказочных персонажей, в которых выступали со своими номерами и участвовали в предложенных устроителями конкурсах и других забавах. Подарки вручались обычно в самом конце праздника, они могли быть самыми разными, что зависело от возраста ребенка. Маленьким детям обычно дарили игрушки, детям постарше вручались письменные принадлежности и книги. Зато любимые конфеты, пряники, яблоки, орехи и пр. дети получали независимо от их возраста. Ребятам из малообеспеченных семей и содержавшимся в приютах могли подарить одежду и куски ткани. Однако дискриминация по социальному признаку все же была редкостью. Детей бедняков нередко бесплатно пропускали на елочные праздники и ледовые катки. Довольно распространенным явлением был сбор частных пожертвований общественными организациями и попечителями на нужды таких детей, чтобы они ни в чем не чувствовали себя обделенными.
Елочные утренники и вечера для детей часто устраивались учреждениями, где служили их родители. Например, 25 декабря 1894 г. в помещении цирка была устроена елка для детей пожарных и полицейских чинов города Томска.
Елочные праздники для детей в Томске проводились, начиная от Рождества и до самого Нового года. Поэтому в них успевало поучаствовать, как правило, почти все детское население города.
Новый 1896 год Томск встретил с электрическим освещением. Накануне 31 декабря зажглись первые 10 фонарей, доставленных Томским технико-промышленным бюро. С электричеством на новогодний праздник пришли и другие технические новинки. Очень привлекательным зрелищем в этот период становятся, так называемые “туманные картины”, демонстрировавшиеся “волшебными фонарями”, некими предшественниками современных диапроекторов, показывающие изображения с диапозитивных фотоснимков.
Вносила свою лепту в празднование Нового года и православная церковь. С 1895 г. в Томске был введен обычай сопровождать наступление Нового года церковными службами. В 12 часов ночи во всех городских церквях проводились молебствия.

Мороз Иванович

Деды Морозы в разных вариантах в Музее истории Томска

Деды Морозы в разных вариантах в Музее истории Томска

В наши дни Новый год также остается популярным и любимым светским праздником, как у детей, так и у взрослых. Праздничные приготовления: елка, подарки, новогодний стол — это не только приятные хлопоты, позволяющие отвлечься от повседневных проблем, но и то время, что мы посвящаем любимым людям — родным и друзьям. Зачастую новогодних каникул с нетерпением ждут как взрослые, так и дети.
Для одних — это период подведения итогов и время перемен, планов на будущее. Для других — возможность посвятить себя семье и близким людям. Но, наверное, все мы в независимости от возраста ждем чуда и возможности хоть на какое-то время окунуться в мир волшебства. Ведь все мы когда-то были детьми и помним тот фантастический мир, который несут на Новый Год его удивительные герои — Дед Мороз и Снегурочка. Они приходят в окружении мудрых медведей и добрых волков, суетливых и заботливых белочек и зайчиков. И став взрослыми, мы, конечно, не забыли новогоднего поверья — как встретишь Новый год, так его и проведешь.
Согласно российским традициям Нового года главным персонажем праздника является Дед Мороз: с мешком лакомств и подарков за плечами, высоким посохом, белоснежной бородой, в халате и шапке, напоминающими костюмы сказочных витязей и героев далекого прошлого. И действительно, Дед Мороз настолько стар и даже древен, что трудно себе представить, насколько давно люди начали верить в его сказку. Сотрудники Музея истории Томска решили не только сами узнать историю Дедушки, но и рассказать эту историю гостям нашей новогодней выставки. Поэтому главным героем выставки нашего музея в преддверии Нового года стал Дед Мороз и его друзья — верные помощники в волшебном деле.
Образ Деда Мороза неотделим от новогоднего праздника. Праздник этот пришел в Россию из европейских стран с нововведениями царя-реформатора Петра I. Непременным его атрибутом стала елка, взятая из германского рождественского обычая. Царь Петр велел на один день — 1 января выставлять хвойные деревья на улицах перед воротами домов, либо наряжать ветвями дома снаружи. А в самих домах повелел устраивать праздничное веселье. С этой поры в России стали отмечать Новый год не 1 сентября, как раньше, а 1 января, как это было принято в западных странах.

Дед Мороз и Снегурочка ручной работы

Дед Мороз и Снегурочка ручной работы

Однако после смерти Петра I в 1725 г. об этом нововведении быстро забыли, а вспомнили лишь через 100 с лишним лет при правлении императора Александра II (1825–1881 гг.). Именно при нем срубленные в лесу елочки стали вносить в жилые помещения и украшать их. Но на первых порах елки ставили только в домах знати. Тогда же ель стала символом, но уже не новогоднего, а рождественского праздника, широко отмечавшегося в Европе. Европейская рождественская традиция пришла в Россию, но не отменила Новый Год: его по-прежнему отмечали, но в рамках рождественских гуляний.
В это же время новогодний праздник начинает посещать сказочный персонаж, которого теперь мы знаем под именем Дед Мороз, а в Европе и Северной Америке он известен под именем Санта-Клаус. Имя Санта-Клаус — св. Николай приобрел изначально в Северной Америке, куда он попал из Европы в XVII в. с голландскими переселенцами. Предшественником последнего в Европе явился немецкий сказочный герой Кнехт Рупрехт. По легендам Рупрехт был сыном или внуком св. Николая, а также его помощником и верным спутником. Несмотря на настоятельные рекомендации официальной пропаганды, на русской почве этот персонаж не прижился.
В России образ рождественского и новогоднего св. Николая был известен лишь по иностранным поздравительным открыткам, а собственно новогоднего героя страна знала под именем Дед Мороз, который произошел, в отличие от Санта-Клауса, не от св. Николая, а от национальных персонажей, имевших еще большую мифологическую древность, чем его европейский собрат.
В полной мере образы Санта-Клауса и Деда Мороза сформировались лишь в XIX в., а заслуга в этом принадлежит американской и, соответственно, русской литературе и искусству. Тот и другой послужили прототипами героев литературных произведений, в которых и приобрели те самые узнаваемые черты, по которым мы сегодня безошибочно выделяем их из среды других сказочных героев.
Облик Деда Мороза в привычном для нас виде сложился в советское время. Дед Мороз и Снегурочка стали главными символами Нового Года. За долгий советский период в многонациональной стране появилось довольно много образов, рисующих Деда Мороза в самых разных скульптурных, графических и живописных воплощениях. Приобретая свои особенные национальные черты, они лишний раз подтверждают мысль о всенародной любви к Деду Морозу.
На выставке мы попытались собрать максимальное разнообразие образов главного новогоднего героя, а также представить наиболее древние прототипы из русской и славянской мифологии, послужившие отечественной литературе и искусству образцами для создания всеми любимого Деда Мороза.

Традиции северных народов

Деды Морозы в разных вариантах в Музее истории Томска

Деды Морозы в разных вариантах в Музее истории Томска

Не менее интересны традиции северных народов нашей страны. Например, селькупов.
Селькупы — это небольшой, но древний народ, тысячи лет проживающий в Нарымском Приобье. Они являются наследниками знаменитой древней кулайской общности приобских народов. Старинный фольклор и мифологические повествования селькупов донесли до наших дней древнейшие представления о неких сказочных существах, которых мы можем сравнить с общеизвестным русским Дедом Морозом или европейским Санта Клаусом.
В селькупской ритуальной практике отсутствует праздник нового года, а в пантеоне мифологических персонажей нет Деда Мороза или подобного ему героя, который бы раздавал подарки детям и даровал счастье взрослым. Селькупские духи, обитатели потусторонних миров, гораздо более суровые по своей натуре персоны и наиболее близки в своих проявлениях к персонажу сказочной поэмы Некрасова “Мороз Красный нос”, который отличался коварным нравом и умением замораживать людей.
В сказках селькупов не так много, но все же имеется несколько ирреальных персон, владевших волшебной силой повелевать пургой и вьюгой, а морозом убивать все живое. В том числе — людей. Как рассказывают старики, зимние вьюги частенько вихрились у рек, там, где возникали омуты, затоны, в которых постоянными обитателями становились нечистые силы. Свое место нечисть находила как раз там, где наиболее тонкой была невидимая черта между миром людей и миром духов, страной мертвых. В воде люди жить не могут, она смертельно опасна, и в ней живут лишь злые силы. Омуты, проруби, полыньи — это своеобразные порталы для перемещения из мира реальности и живых людей в потусторонний мир духов и умерших. Если остяк случайно падал из лодки в воду, то спасаться ему было запрещено, считалось, что его взял дух воды, воле которого нельзя перечить.

Сказочные носочки ручной работы

Сказочные носочки ручной работы

Говорят, что в этих местах зимой возникали ледяные ловушки, да не сами по себе, а их строил Черт-лед. Вот их и называли — чертовы ловушки. А ледяными стали звать по той причине, что Черт-лед строил свои ловушки из речного льда. Рассказывают: “Пошел старик к реке в проруби попить. А Лед за бороду схватил и не пускает — застыла борода”. Старик был отпущен только после того, как отдал Льду свою дочку. Лед понес девушку вниз по течению реки в “нехорошее” место. Таким местом считался иной мир, страна холода и мрака, которая ассоциировалась у жителей великих сибирских рек с севером, Ледовитым океаном, куда текут реки Обь, Енисей, Лена. Там холод, лед, мрак, и живут нечистые силы.
Другим персонажем, способным заморозить человека, селькупы называют Месяц, а точнее, то существо-дух, которое владеет телом небесного светила. В сказании о женихе Месяце рассказывается о том, как “жених ловит рыбу, замораживая воду”, делая “морды или ловушки изо льда”. И здесь ледяные чертовы ловушки создают угрозу смерти через замораживание. Возможно, Черт-лед и Месяц — это один и тот же персонаж, действующий в разных образах.
Третьим персонажем из селькупских волшебных сказок, который может нас заинтересовать, является Кандальдук. Очень древний и сложный персонаж, синтезировавший в себе множество образов. Древние предания говорят, что его имя восходит к мифу о Кандель-ира, корневом старике (канд — корень)., хозяину нижнего мира, повелителю вечной мерзлоты. Его отец верховный бог Нум разрешил сыну жить на Луне и следить за временем. И снова наш персонаж связан с месяцем и мерзлотой, умением поддерживать холод. Не исключено, что это третья составляющая одного и того же героя селькупской мифологии, связанного с холодом.
При сравнении русской и селькупской версий существ, предшествовавших появлению Деда Мороза, не трудно заметить, что они обладают во многом сходными чертами, владеют одинаковыми магическими приемами и живут одинаковой затворнической жизнью в лесу, которая лишь изредка нарушается их выходом в деревни или стойбища к людям. Такое сходство может объясняться лишь тем, что оба они — выходцы из одной древнейшей мифологемы о существах, владевших секретами создавать лед и холод, вызывать вьюги и бураны, убивать, замораживая насмерть.
И еще их объединяет то, что каждый из этих героев жил в лесу и был не человеком, а духом. Кандальдука изображали в облике человеко-зверя, обладавшего человеческими и звериными чертами одновременно. Этим он напоминает древнего переднеазиатского звероподобного бога Бэса (в русской мифологии — беса).
Лесные духи, созданные фантазией человека по собственному подобию, и жизнь вели, как обычные люди. Духи проживали в лесных домах, ходили на охоту и рыбалку, часто имели жен и детей. На селькупских святилищах и сейчас иногда встречающихся в глухой тайге, стоят избушки-лабазы. Это дома духов, где находятся “живущие” там их изображения — “куклы”, и куда люди складывают приношения в желании умилостивить хозяев леса, расположить к себе и тем самым отвести от себя угрозу страдать и умереть от холода.
Музей истории Томска приглашает всех томичей и гостей нашего города на новогоднюю выставку. Всех пришедших ждет бесплатная лотерея и теплая уютная обстановка. Благодарим за сотрудничество и публикацию статей редакцию газеты “Томская НЕДЕЛЯ”. Пользуясь случаем, хочу поздравить томичей в наступающим Новым годом и Рождеством! Желаю всем счастья и крепкого сибирского здоровья!
Ирина Лугачёва

Читайте также на сайте:

  1. Берёзовские древности в Томске — 2
  2. Маргиналия
  3. Мебель особняка Асташевых
  4. “Панкрышев и сыновья”
  5. Встреча с художником
  6. Берёзовские древности в Томске
  7. Казаки: история и судьбы
  8. Северск глазами юных художников
  9. Пылающий мир Николая Грицюка
  10. Освоение Сибири
100%
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 4

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93