Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Пятый угол

  77    0

Фестиваль молодых дизайнеров в Томске

III Всероссийский фестиваль молодых дизайнеров “Пятый угол–2017” продолжает свою работу. Фестиваль проводится раз в два года. С 2010 г. его постоянной площадкой стал Томский областной художественный музей. О том, что дает фестиваль молодым дизайнерам Томска и тем, кто мечтает ими быть, читателям газеты “Томская НЕДЕЛЯ” рассказала Елена Валерьевна Сидорова — искусствовед, директор МБУДО “Художественная школа” г. Северск, член Северской общественной городской организации “Северский союз художников”.

История появления фестиваля

Мастер-классы по работе с акварелью от Бориса Перцева

Мастер-классы по работе с акварелью от Бориса Перцева

Название “Пятый угол” родилось в 2000 г. в северской художественной школе, в результате “мозгового штурма”. В этом же году фестиваль прошел впервые как городской. А формы фестиваля — секции и олимпиады зародились еще в рамках молодежного форума северской гимназии. На тот момент северская художественная школа тесно сотрудничала с гимназией. Как-то раз накануне миллениума была организована поездка в Барнаул в авторскую школу Романа Попова. Это было время проведения всевозможных молодежных ассамблей, формировавшихся такими людьми, как С. В. Кириенко, И. М. Хакамада, Б. Е. Немцов, П. Щедровицкий и т. д. Они приезжали в сибирские регионы для того, чтобы готовить управленческие кадры, менеджеров для развития экономики. И тогда эта волна и в нашей художественной школе пробудила какой-то подъем, нам захотелось попробовать новые формы обучения, способствующие более качественному художественному образованию, т. е. работая в своей отрасли, нам хотелось идти в ногу со временем, быть яркими, интересными для молодежи. Таким образом, у нас и зародилась идея создать для молодых дизайнеров образовательный фестиваль “Пятый угол”.
Самый первый фестиваль “Пятый угол” прошел на базе северского театра для детей и юношества с “благословения” Александры Дмитриевны Южаковой — тогдашнего директора этого театра. И тогда же Семен Ермаков придумал эмблему, логотип фестиваля, очень яркий, конструктивистский. “Пятый угол” — это своего рода вызов, наше желание расширить границы, рамки укоренившихся представлений об окружающей среде, архитектуре, дизайне в широком смысле это слова.
В скором времени из городского фестиваль превратился в областной. Год от года менялись места проведения фестиваля, но не менялось наше желание вовлечь в свою орбиту самые талантливые, самые интересные организации Северска и Томска. Для того, чтобы ученики томских художественных школ, их преподаватели, а также художники, архитекторы, дизайнеры могли проехать в Северск, мы оформляли въезд, но это, конечно, было очень проблематично, и вскоре мы вышли на томские площадки.

Дизайн в томских вузах

Мастер-Классы по работе с акварелью от Бориса Перцева

Мастер-Классы по работе с акварелью от Бориса Перцева

В начале двухтысячных годов все мы еще мало понимали, что такое дизайн. Хотя художники, конечно, знали, что существуют оформительские отделения, художественно-промышленные дисциплины, но направления “дизайн” в профессиональных учебных заведениях Томска не было. У истоков зарождения отделения “дизайн” в Томских вузах стоял северский художник — Валерий Петрович Мизонов— выпускник Пензенского художественного училища им. К. А. Савицкого, а потом и Московской художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова.Кстати, после “Строгановки” Мизонов был назначен главным художником г. Северска. На этой должности В. Мизонов создал целевую программу “Декоративно-художественное оформление городской среды”. Затрудняюсь ответить, как она работает сейчас, но на момент своего создания этот документ был, без преувеличения, революционным.
В доперестроечные годы в Северске существовали очень мощные производственные цеха, где художники занимались изготовлением витражей, мозаик, барельефов. В советское время подобные заказы оплачивались из бюджета. В годы перестройки эти производства развалились, оставив художников без работы. Помню, что потом, спасая материалы и оборудование мастерских на Кузьминке, что могли мы привезли в художественную школу.

Мастер-класс “Линогравюра — открытка “Виды Томска”

Мастер-класс “Линогравюра — открытка “Виды Томска”

Как и многие художники, я тоже работала в 1977–1978 гг. в мастерской комбината бытового обслуживания, которая выполняла городские заказы — декоративное оформление витрин, оформление фасадов зданий и т. д. После перестройки заказов не стало, художники, вынужденные выживать, организовывали свои частные производства. Но что удивительно: перестройка и последовавшие за ней процессы не отразились худшим образом на качестве художественного образования.
Вспоминая те трудные годы, могу сказать, что главной целью и установкой в бюджетных учреждениях было выжить. Не было зарплат и “живых” денег, не увеличивали контингент учащихся, в зданиях не проводились ремонты, но мы в этих условиях работали с полной самоотдачей. Несмотря на кризис, мы вели образовательную деятельность, старались подготовить учащихся к выбору будущей профессии. Нам важно было знать требования, по которым наших ребят принимают в училища, институты, на каких условиях выпускники художественной школы сдают экзамены и т. д.
Нужно заметить, что подготовка специалистов в художественных вузах и т. д. зависит не только от преподаваемых предметов, но и от преподавателей, которые обладают авторскими уникальными методиками. Это привело к тому, что нам пришлось выстраивать отношения с вузами, чтобы понимать, к чему надо готовить наших выпускников. Отсюда и возникла мысль создать площадку, на которой мы бы могли выстраивать своего рода преемственные связи —“школа — училище —вуз”. Во-первых, это дало нам возможность укрепить само художественное образование, во‑вторых, общаясь друг с другом, мы обогащаемся в профессиональном плане, а в‑третьих, общаясь с преподавателями, представителями тех или иных вузов, мы можем формировать требования к своим ученикам относительно их дальнейшего поступления.
Как могут догадаться читатели газеты “Томская НЕДЕЛЯ”, такой площадкой стал для нас молодежный фестиваль “Пятый угол”. Постепенно в нем начали пронимать участие не только северские и томские организации, но и иногородние, мы вышли на областной уровень. В связи с тем, что заехать в Северск удавалось не всем участникам наших мероприятий, было решено проводить фестиваль в Томске, это упростило решение многих организационных моментов.

В ногу со временем

Олимпиады по макетированию

Олимпиады по макетированию

Главный критерий нашего фестиваля — творчество. Например, как-то раз в нашем фестивале принимали участие художники-“движняки”. Их объединение заявило о себе очень ярко. И я хочу подчеркнуть, что мы очень приветствуем участие таких творческих групп, и рады тому, что наш фестиваль способствует их продвижению.
С 2012 г. фестиваль является Всероссийским, с 2014 — Всероссийским с международным участием (тогда нам прислали работы из Белоруссии, Эстонии, Германии, Испании, Чехии). В этом году на фестивале были работы из Украины и Китая.
В этом году в рамках фестиваля “Пятый угол” нами были представлены не только проекты в области архитектуры, архитектурного дизайна, дизайна интерьера, ландшафтного дизайна, дизайна малых архитектурных форм городской среды, но и предметный дизайн, мода. Кроме того, была проведена научно-практическая конференция по проблемам художественного образования, в том числе и дизайна.
Что характерно: раньше на конференциях мы обсуждали, что же такое дизайн, пытались дать определение этому направлению, сформулировать принципы того, как эта дисциплина должна преподаваться в художественных учебных заведениях. К счастью, сейчас в Томских вузах появились кафедры дизайна, грамотные преподаватели, программы. На данный момент это направление очень популярно, видимо, потому, что в наше время очень активно развиваются всевозможные инженерные школы, робототехника, большое внимание уделяется развитию науки. У государства есть потребность в прорывных технологиях, и в области дизайна в том числе, причем ставка делается на промышленный дизайн.

Работа в разгаре

Работа в разгаре

В рамках нашего фестиваля год от года ведутся споры и обсуждения: выйдет ли дизайн на уровень искусства, или ему отведена роль обслуживания промышленности. Многим из нас знакома формулаМарка Витрувия — римского архитектора, механика и ученого, утверждавшего, что главными критериями для архитектора (в его эпоху не существовало даже понятия “дизайн”) являются: польза, прочность, красота. Переосмысливая это утверждение, нельзя с ним не согласиться, ведь польза и прочность — обязательные технические характеристики любой конструкции. Но ведь красота — это уже сфера искусства, и, насколько в этом продвинется дизайн, как раз тот вопрос, который мы поднимаем на своих конференциях. В рамках фестиваля мы всегда подчеркиваем необходимость развивать данную составляющую любого проекта, а для этого нужно быть хорошим рисовальщиком, знать основы композиции, и вообще много знать из сферы академического искусства.
В наши дни направление дизайн очень востребовано, но, чтобы быть успешным в этой области, нужно уделять особое внимание именно эстетической стороне данного вопроса. Потому что в настоящее время на рынке промышленных изделий большое внимание уделяется не только технической стороне, но и эстетической. Сейчас уже специалисты ведут обсуждения не того, что есть дизайн, а каким он должен быть в XXI в. Я считаю, что фестиваль “Пятый угол”дает возможность очень комплексно взглянуть на проблемы современного развития дизайна и в этом состоит миссия нашего фестиваля.
Также хочется заметить, что в этом году в рамках нашего фестиваля прошло очень много олимпиад. И это не случайно. Общеобразовательные школы убрали из списка обязательных предметов ИЗО и черчение. Но мы со своих позиций считаем, что это очень большая ошибка, ведь именно эти предметы формируют сначала образное мышление, а затем и абстрактное. У ребят на уроках черчения формируется трехмерное мышление, а уж элементарно читать чертежи должен уметь каждый. Но у нас дошло до того, что ребята, поступающие в вузы на технические специальности, зачастую не умеют ни чертить, ни рисовать, ведь не все заканчивают художественные школы, а в общеобразовательных их зачастую не готовят по этим дисциплинам. И это стало настоящей проблемой для многих преподавателей вузов. Как готовить специалистов в области техники, если в школах их не учили чертить?

Повторение — мать учения

Фан Хой. 20 лет. «Глобальное потепление». Руководитель Сянь Фэн Чен

Фан Хой. 20 лет. «Глобальное потепление». Руководитель Сянь Фэн Чен

Впрочем, некоторые общеобразовательные школы уже поняли необходимость этих предметов и вернули в список обязательных программ рисование и черчение. Мы же в свою очередь в рамках фестиваля “Пятый угол” провели в этом году олимпиаду по инженерной графике на базе архитектурного факультета ТГАСУ. По итогам олимпиады было выполнено 55 работ, и я считаю, что это очень хороший показатель. Также прошли олимпиады на базе кафедры Института культуры и искусства ТГУ, где ребята рисовали Томск, в этих олимпиадах приняли участие 123 участника.
Что интересно, в олимпиадах принимали участие ребята из Китая, и их работы очень выделялись на общем фоне. Хоть они рисовали томские здания и улочки, но все равно их техника рисунка отличается от нашей, они рисуют локальными пятнами, обобщенно, очень любят пастель.
Там же была проведена олимпиада “Город в стиле стимпанк”, в ходе которой мы пытались пробудить у ребят фантазию, дать толчок к нестандартной подаче изобразительного материала, результаты этой олимпиады тоже были очень интересны. А на базе Томского политехнического университета мы впервые за всю историю наших фестивалей провели олимпиаду по макетированию.
Этой олимпиады многие испугались, потому, наверное, в ней приняли участие чуть больше 30 человек.Тем не менее, макеты у ребят получились очень интересные. Как итог прошедших олимпиад часть лучших работ мы представили в Томском областном художественном музее в экспозиции “Пятый угол”. На данный момент жюри еще не выбрало сильнейших, их имена мы узнаем 18 ноября, тогда же и состоится торжественное награждение участников фестиваля. Все желающие смогут оценить труд и старания молодых дизайнеров до 20 ноября в часы работы музея.
Хочу добавить, что фестиваль “Пятый угол” проводится под патронажем Российской Академии Художеств института имени И. Е. Репина г. Санкт-Петербурга, у нас заключен договор о сотрудничестве, ректор согласовывает Положение нашего фестиваля, а институт оказывает нам помощь и поддержку. В 2012 г. эта помощь заключалась в том, что нам дали на выставку учебные рисунки, эти работы были выставлены в Томском областном художественном музее. К нам приезжала преподаватель А. И. Дендерина, проводившая мастер-класс по рисунку головы. В 2014 г. институт прислал нам учебные работы по живописи — портрет, фигура человека, а мастер-классы проводила выпускница института имени И. Е. Репина Е. Дорохова. Нужно сказать, что такие выставки и мастер-классы полезны в повышении уровня мастерства, благотворно влияют на качество работ. В этом году институт имени И. Е. Репина прислал нам 19 полотен на готовящуюся выставку в рамках фестиваля “Пятый угол” “Символ мира в XXI веке” (в электронном варианте).
Я приглашаю всех томичей, северчан и гостей города посетить наши выставки и поддержать участников фестиваля “Пятый угол”. А к ребятам у меня пожелание одно — всегда рисовать и наблюдать! Только из упорного труда может сформироваться сильная и яркая личность: художник, дизайнер, архитектор. Как говорят художники: “Не рисовал один день — заметил только я, не рисовал два дня — заметили мои друзья, не рисовал три дня — заметили все остальные”. Трудитесь и вы достигните успехов!
Особые слова благодарности хочется сказать газете “Томская НЕДЕЛЯ” за сотрудничество и освещение культурных событий Томска и Томской области!
Ирина Лугачёва

Харисова София, 14 лет

Харисова София, 14 лет

Рекун Таисия. Томск. ТГАСУ

Рекун Таисия. Томск. ТГАСУ

Не проходите мимо!

Не проходите мимо!

Год - экологии

Год — экологии

Сантурова Марина. Томск. ДХШ 1

Сантурова Марина. Томск. ДХШ 1

Макеты

Макеты

Читайте также на сайте:

  1. Пылающий мир Николая Грицюка
  2. Казаки: история и судьбы
  3. Вкусный ноябрь
  4. Мебель особняка Асташевых
  5. Берёзовские древности в Томске — 2
  6. “Панкрышев и сыновья”
  7. Встреча с художником
  8. Освоение Сибири
  9. Берёзовские древности в Томске
  10. Маргиналия
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 3

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93