Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Пылающий мир Николая Грицюка

  23    0

Выставка известного новосибирского художника в Томске

Не так давно в Томском областном художественном музее открылась выставка новосибирского художника-графика Николая Демьяновича Грицюка, которому в феврале 2017 года исполнилось бы 95 лет. Николай Грицук относился к числу тех творческих людей, которые опережают свое время, на которых равняются новые поколения. Работы Грицука — смелые и динамичные, нередко вызывают у зрителей противоречивые эмоции.

Для справки. Николай Демьянович Грицюк (1922–1976)

Николай Демьянович Грицюк

Николай Демьянович Грицюк

Родился в деревне Преображенка (в настоящее время — Кировский район Приморского края). В 1937 г. семья будущего художника переехала в Новосибирскую область (станция Посевная) к родственникам матери. Отец художника — бухгалтер в совхозе, мать — учитель начальных классов.
В 1939 г. Николай Грицюк был призван на службу в Советскую Армию. Выпускник училища связи. Воевал на фронтах с 1942 г. Служил командиром огневого взвода, лейтенант. Участник обороны Сталинграда, боев за освобождение Украины, Венгрии, Румынии, Австрии. После окончания ВОВ устроился в общеобразовательную школу, где работал учителем рисования.
В период с 1946 по 1951 годы учился в Московском текстильном институте. Первые два года обучался на факультете по оформлению текстильных изделий, но в 1948 году перевелся на факультет моделирования одежды. После окончания учебы в институте год работал в Ленинградском доме моделей, но уже ноябре 1952 г. вернулся в Новосибирск.
С 1955 года являлся членом Союза художников СССР.
С 1964 по1966 гг. — председатель Правления Новосибирского отделения Союза художников СССР.
Был одним из создателей Новосибирской картинной галереи (в настоящее время — Новосибирский государственный художественный музей).
Предпочитал работать циклами, создавая живописные, динамичные акварели. Основные его работы посвящены городским пейзажам и природе Новосибирска. Также писал Крым, Кузбасс, Москву, Ленинград, Переславль-Залесский, Таляин, Гурзуф и другие места, в которых бывал.
В 1966 году состоялась первая персональная выставка работ Николая Грицюка.
В 1975 году у Грицюка диагностировали нарушение кровообращения сосудов мозга. Но, несмотря на свой диагноз, он продолжал активно работать. Скончался художник в 1976 году. Похоронен в Новосибирске.

Опережая время

Льется металл. 1973 г. Бумага, темпера

Льется металл. 1973 г. Бумага, темпера

Для Новосибирска Николай Грицюк давно стал знаковой фигурой. В любых разговорах об искусстве и творчестве где-нибудь обязательно упоминается имя этого талантливого художника. На сегодняшний день работы Николая Грицюка считаются классическим образцом изобразительного искусства Сибири. Признание пришло к Николаю Грицюку еще при жизни, уже тогда он был в числе лидеров и занимал одно из ведущих мест в списке сильнейших художников Сибири и СССР.
В мастерской Николая Демьяновича часто собирались друзья-единомышленники, коллеги по цеху, ценители изобразительного искусства, творческие люди, рассуждающие о новом искусстве и создающие его. Произведения Грицюка опережали свое время, и благодаря этому остаются современными, актуальными и понятными новым поколениям зрителей.
Акварельные листы Николая Грицюка несут в себе эмоциональный потенциал своего создателя, чем неизменно притягивают, раскрываясь в новых образах, как бы вступая в диалог. Работы этого сильного советского художника-графика словно разрывали привычные представления художественного видения своего времени. Представляется, что современность только сейчас начинает приближаться к мыслям и чувствам Николая Грицюка.

Происшествие. 1975 г. Бумага, темпера

Происшествие. 1975 г. Бумага, темпера

Выставки Николая Демьяновича всегда притягивали к себе истинных ценителей прекрасного. В советское время для многих они были как глоток свежего воздуха, хотя Николай Грицюк никогда не был “под запретом”. После смерти художника экспозиции с его работами часто становились местом встречи его друзей, почитателей таланта и всех тех, кто стремился понимать современное искусство. В советское время формы и цветовые решения в работах Грицюка давали почувствовать и близко ощутить “другую” реальность, “другие” ритмы, а яркость красок и смелость композиции дарили радость и наслаждение для глаз.
Для многих художников советского периода и современности произведения Николая Грицюка были и остаются энциклопедией работы с цветом и формой. Удивляет, с какой смелостью и безошибочной точностью художник соединял воедино многообразие конфигураций, сложные контрастные сочетания и динамику образов. Как подлинный творец Грицюк создавал свой пылающий мир.

У светофора

У светофора

Практически все работы Николая Грицюка, исключая самые ранние, относящиеся к пятидесятым годам прошлого столетия, несут в себе многослойность образов, метафорическую наполненность. Учитывая художественную манеру подачи и сложную философию, работы Грицюка вызывают как полное отрицание, так и абсолютную любовь зрителей. Смелость, импульсивность и сложная мыслительная работа — все это характерные черты, присущие листам Грицюка, но автор никогда не стремился навязать зрителю свое видение, а всего лишь хотел, чтобы его работы служили источником вдохновения и полета фантазии.
Несмотря на то, что работы Николая Грицюка выбиваются из привычного понимания советской живописи, его становление и творческий путь были весьма обычны для художников того времени. Интерес к абстрактным формам и образам предопределился у молодого художника еще в период учебы в Московском текстильном институте. Но в начале пятидесятых годов Грицюк зарекомендовал себя как мастер городского пейзажа, что не удивительно, ведь на этот период приходится так называемая “хрущевская оттепель”, начинается активная застройка, “обновление” советских городов, и многие художники обращаются в своих работах именно к этой тематике. Ранние акварельные листы Гицюка с видами Новосибирска можно назвать вполне типичными для того времени, хотя почерк автора постепенно начинает проявляться.

Никитский монастырь

Никитский монастырь

Со временем работы художника становятся более декоративными, но при этом не теряют реальных черт. В своих лирических, философских, а порой и драматических “портретах” городов тогдашнего СССР Николай Грицюк смог уловить “дух места”, настроение, передать особый колорит каждого города, что под силу далеко не всем художникам. Николай Грицюк предпочитал работать сериями, и в каждой из них есть своя линия, характерная черта, которая притягивает и цвет, и форму, и подачу. В Новосибирске — это старые дворики, соседствующие с архитектурой нового времени, Красный проспект, Обь. В Ленинграде — дожди и туманы, как будто растворяющие в себе город с широкими проспектами, площадями и величественными зданиями. В Крыму — солнце, море, виноградники, цветы, радость и жажда жизни.
Работая над тем или иным циклом, посвященным какому-либо городу, Николай Грицюк полностью погружался в работу, последовательно изучал, анализировал реальные мотивы. В его первых набросках и этюдах угадываются реальные архитектурные объекты, улочки, дома, деревья. Но постепенно погружаясь в работу, художник, избегая повторений, стилизует, обобщает, преобразовывает когда-то увиденное и впечатлившее его. Последние работы цикла сам автор называл “композициями”, их мало что роднило с первыми, они были далеки от натурных зарисовок и представляли собой абстрактные образы и цветовые сочетания. Такой метод работы не позволяет отнести Николая Грицюка к абсолютной абстракции, т. к., в них, пусть и слабо, но угадываются реальные элементы и объекты.

Зима и стройка

Зима и стройка

Эмоциональные, динамичные, сложные в своих цветовых и композиционных сочетаниях работы Николая Грицюка создают иллюзию того, что перед нами не акварельные листы, а живопись. Тем не менее большинство произведений художника (начала 50–60-х) — это именно акварель. Позже, желая передать свои переживания, чувства и мысли наиболее четко, художник расширяет “палитру” используемых материалов, в его работах встречаются темперная и гуашевые краски, фломастеры, масло. Причем, создавая некоторые работы, художник мог использовать все эти материалы одновременно.
Николай Грицюк навсегда остался принадлежать к числу тех советских художников, которые размышляли, переживали и переосмысливали события современного им общества. Грицюка волновала жизнь человека в городе, с ее буднями, каждодневным выбором и противоречиями. Городские пейзажи в его произведениях живые, видоизменяющиеся, живущие по своим законам, правилам и схемам. В “композициях” Грицюка мы часто можем уловить ассоциативный подтекст, дающий зрителю намек на отображаемое и на свободу для самостоятельного домысливания и развития предложенного образа.
В период с 1977 по 2002 гг. прошли 24 персональных выставки Николая Демьяновича Грицюка (не считая Новосибирска). Произведения художника выставлялись в таких городах, как Вена, Франкфурт-на-Майне, Берлин, Москва, Киев, Таллин, Тарту, Кохтла-Ярве, Томск, Новокузнецк. С 1987 года в Новосибирском художественном музее (первая в городе картинная галерея) постоянно открыт для зрителей мемориальный зал Николая Грицюка. В собрании Новосибирского художественного музея хранится 49 работ художника из разных серий. Работы Николая Грицюка также находятся в самых престижных и значимых музеях: Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, Национальной Берлинской галерее, музее “Людвига” (Кельн), музее графики “Альбертина” (Вена), а также во многих музеях российских городов, в частных коллекциях нашей страны и за рубежом.
Более подробно с произведениями Николая Грицюка — сложными, мозаичными, противоречивыми, дробными, читатели газеты “Томская НЕДЕЛЯ” могут ознакомиться на выставке, открывшейся недавно в Томском областном художественном музее.
Ирина Лугачёва

Виноградники. 1975 г. Бумага, темпера

Виноградники. 1975 г. Бумага, темпера

Рыбацкая слобода

Рыбацкая слобода

Читайте также на сайте:

  1. Берёзовские древности в Томске
  2. Свободолюбивые бунтари
  3. Вкусный ноябрь
  4. Мебель особняка Асташевых
  5. Северск глазами юных художников
  6. “Панкрышев и сыновья”
  7. Освоение Сибири
  8. Пятый угол
  9. Встреча с художником
  10. Маргиналия
100%
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 7

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93