Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Разъяснение законодательства

   0

О праве граждан на свободный доступ к водным объектам

Проблема свободного доступа граждан к водным объектам, особенно в теплое время года, имеет особую актуальность. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте, как о важнейшем компоненте окружающей среды. В том числе как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.

Собственность государства

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации. При этом, согласно ст. 8 Водного кодекса РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Исключение из этого правила составляют лишь пруды и обводненные карьеры, которые могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического или юридического лица.

Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд на соответствующей территории.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них. В том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств, а также бесплатно использовать водные объекты общего пользования для личных и бытовых нужд.

Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более, чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более, чем десять километров — составляет пять метров.

 

Важно!

Следует знать, что физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица не вправе взимать плату за проход к водному объекту и береговой полосе водных объектов общего пользования, ограничивать доступ к данным водным объектам.

Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечет административную ответственность по ст. 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа. Для граждан — в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, для юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Ограничение доступа к водному объекту общего пользования противоречит требованиям действующего законодательства. В тоже время оценка законности действий лиц, перекрывающих доступ к водному объекту, дается только после проведения проверки по указанным фактам. Так, в ходе проверки устанавливаются основания пользования земельным участком, на котором стоит ограждение (шлагбаум), выясняется категория указанных земель, наличие сервитутов (прав на использование участка), наличие самого факта перекрытия доступа и т. д.

Если гражданин считает, что его права нарушены неправомерным ограничением доступа к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, он вправе обратиться с соответствующим заявлением в государственные органы, осуществляющие на территории Томской области контрольно-надзорные функции в указанной сфере.

 

Куда обратиться?

• Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (г. Томск, пр. Кирова, 14);

• Управление Росприроднадзора по Томской области (г. Томск, ул. Шевченко, 17).

Также граждане могут обратиться за защитой своих прав в Томскую межрайонную природоохранную прокуратуру.

 

Что еще следует знать?

Необходимо отметить, что согласно ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в размере от 50 до 200 м в зависимости от их протяженности. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км, устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

При этом в границах водоохранных зон, кроме прочего, запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; сброс сточных вод и использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды); разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча осуществляются в границах, предоставленных им в соответствии с законодательством о недрах горных отводов или геологических отводов).

 

Ответственность за личный автомобиль у водоема

В тоже время нередко граждане на своих автомобилях используют территории водоохранных зон для отдыха, нанося при этом вред природе.

Ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкция этой нормы предусматривает административный штраф для граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; для должностных лиц — от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; для юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Читайте также на сайте:

  1. Конкурс продолжается — экология начинается
  2. Большие проблемы от маленького врага
  3. Кто вернет земельный участок?
  4. Закон победил
  5. Право на реку
  6. Потерянный лес
  7. Кто спасет экологию от экологов?
  8. «Хорошо в краю родном, пахнет сеном и…»
  9. Мэрия против Лесного кодекса?
  10. Защищаясь от правды
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91