Хедлайны
Область беззакония — 3
Налог за то, чего давно нет
Непосильные тяготы великого и могучего
ГОРОСКОП ОТ ПАВЛА ГЛОБЫ
И это всё о нем
- ticket title
- «Медицинского спрута» и ковид не берет… ◈
- Область беззакония — 3 ◈
- Налог за то, чего давно нет ◈
- Непосильные тяготы великого и могучего ◈
- ГОРОСКОП ОТ ПАВЛА ГЛОБЫ ◈
- И это всё о нем ◈
- Удушение финансовой свободы ◈
- О мошенниках явных и скрытых ◈
- Картинки из провинциальной жизни ◈
- Борьба продолжается ◈
- Ушёл из жизни Вячеслав Викторович Новицкий ◈
- Неприкасаемые?! ◈
- Сталин ◈
- Образование: новые реалии ◈
- Лес перестал вырабатывать кислород ◈
- Крысенок Лелик ◈
- 2021 год по славянскому календарю ◈
- Прости нас, Советская Родина! ◈
- Спасибо вам, наши дорогие доктора и медсестры! ◈
В последних числах марта в Томске прошел XII Сибирский форум образования, организованный администрацией Томской области совместно с Министерством образования и науки Российской федерации. Главной темой Форума-2013 была озвучена «Глобализация образования и конкуренция территорий за человеческие ресурсы: миссия региональной системы образования». В работе Форума приняли участие руководители подразделений Министерства образования и науки Российской федерации , представители […]
В последних числах марта в Томске прошел XII Сибирский форум образования, организованный администрацией Томской области совместно с Министерством образования и науки Российской федерации. Главной темой Форума-2013 была озвучена «Глобализация образования и конкуренция территорий за человеческие ресурсы: миссия региональной системы образования». В работе Форума приняли участие руководители подразделений Министерства образования и науки Российской федерации , представители […]
Реформа образования по-томски
05.04.2013
В последних числах марта в Томске прошел XII Сибирский форум образования, организованный администрацией Томской области совместно с Министерством образования и науки Российской федерации. Главной темой Форума-2013 была озвучена «Глобализация образования и конкуренция территорий за человеческие ресурсы: миссия региональной системы образования». В работе Форума приняли участие руководители подразделений Министерства образования и науки Российской федерации
, представители межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», ведущие специалисты и эксперты в сфере образования России. В программе были заявлены пленарные дискуссии, семинары и «круглые столы» по вопросам образования. В пятницу, 29 марта, состоялись парламентские слушания на тему «Особенности реализации федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в Томской области в условиях нового законодательства об образовании».
Цель слушаний состояла в том, чтобы рассказать обществу о том, что ожидает томичей в вопросах финансирования системы образования, нового строительства образовательных учреждений и кадрового обеспечения школ области. По прогнозам аналитиков, как сообщил председатель комитета по труду и социальной политики Леонид Глок, уже через восемь лет число школьников вырастет на треть, что потребует дополнительно 4,5 тысячи новых педагогических ставок. При этом, согласно новым стандартам об образовании, обучение в школах должно вестись только в одну смену, что также увеличивает и дефицит ученических мест. По подсчетам специалистов, до 2021 года региону только на строительство и ремонт учебных заведений нужно вложить пять миллиардов рублей. Еще один важный вопрос – кто к этому времени будет учить детей? На сегодняшний день педагогические кадры стремительно стареют, молодые же специалисты в школу идут неохотно: заработная плата невысокая, остро стоят вопросы жилищного обеспечения, за последние годы значительно упал престиж учительской профессии. Все эти проблемы и способы их преодоления обсуждались на парламентских слушаниях.
Сегодня, как известно, готовится к принятию профессиональный стандарт педагога, в котором отмечается, что педагог (в том числе дошкольного учреждения и учреждения дополнительного образования) должен иметь высшее педагогическое образование. В Томской области около 1200 педагогов имеют дипломы среднего профессионального образования и еще около 3500 человек имеют высшее, но не педагогическое образование. Из этого следует необходимость осуществления масштабной переподготовки работников системы образования на базе педагогического вуза. Ежегодно около пяти тысяч учителей должны проходить курсы повышения квалификации. Вместе с тем, региональные системы повышения квалификации в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы официально признаны архаичными и тормозящими развитие системы общего образования.
На парламентских слушаниях – что стало большой неожиданностью для присутствующих – от Леонида Глока (который в недавнем прошлом возглавлял департамент общего образования) прозвучало странное предложение: об открытии в Томске нового областного гуманитарного института на базе существующих колледжей для подготовки бакалавров по педагогике, медицине и культурологии. Это предложение вызвало недоумение сразу по нескольким основаниям. Во- первых, любой вуз, даже региональный, должен получить федеральную лицензию. В данном случае две, или даже три: в Министерстве образования и науки, в Министерстве здравоохранения и, возможно, в Министерстве культуры… Во-вторых, для получения лицензий, а впоследствии для прохождения аккредитации, вуз должен соответствовать высоким требованиям по показателям квалификации профессорско-преподавательского состава, по качеству научных исследований, условиям материального обеспечения и так далее. Откуда в области дополнительные средства на вуз, если их еще предстоит найти для обеспечения потребностей школ? В-третьих, кто пойдет учиться в региональный институт, когда даже признанные томские университеты в условиях демографической ямы вынуждены бороться за абитуриента?
Наконец, если вернуться к вопросу обеспечения области педагогическими кадрами, то зачем нужен новый институт, который будет готовить учителей? Разве Томский государственный педагогический университет – вуз с более чем вековой историей – перегружен или не справляется со своей задачей, и его выпускники не желают работать по специальности?
Как выяснилось из выступления ректора ТГПУ Валерия Обухова, потенциал вуза используется областью в лучшем случае на треть. Ежегодно в ТГПУ на протяжении последних пяти лет получают дипломы о высшем педагогическом образовании по заочной форме всего 300- 400 педагогов Томской области. Очевидно, что университет буквально за несколько лет может обеспечить получение высшего образования всеми педагогами, не имеющими такового. Был бы заказ!
Далее, в условиях демографической ямы всем российским вузам были сокращены наборы на дневную форму обучения. Как красноречиво показывают цифры, прием на педагогические специальности в ТГПУ за последние годы был сокращен вдвое!
В 2013 году Министерство запросило потребности регионов в обеспечении педагогическими кадрами, и Томской области выделили всего 191 место на подготовку учителей. С учетом того, что реально на рынок труда после окончания вуза выходит не более 70% выпускников (за вычетом призванных в армию; молодых мам, находящихся в декретном отпуске; лиц, продолживших обучение и т.д.), то через пять лет область может рассчитывать лишь на 100-120 молодых педагогов. А только в школах области к этому времени намечается ежегодно по 400-450 вакансий. Самим заказом заложен гигантский кадровый дефицит!
Вызывает недоумение и целевой заказ на студентов дневной формы обучения департамента общего образования области, который в 2009-2012 годах составлял всего от 16 до 26 человек в год. Создается впечатление, что озабоченность дефицитом кадров осознана только сейчас.
В этом году ТГПУ по своей инициативе собрал более 400 заявок на целевую подготовку учителей от муниципалитетов области и проинформировал об этом Министерство. Но будет ли это пожелание теперь учтено? Лицензионное число вуза позволяет ежегодно принимать до 800 человек, а если бы университету было передано дополнительное помещение, то и больше.
Правда, в этом случае может возникнуть серьезная проблема с качеством набора. По результатам 2012 года средний балл ЕГЭ поступивших на бюджетные места (за исключением льготников и целевиков) равнялся 65. Нужна качественная профориентационная работа в школах и реальная интеграция общего и педагогического образования. В последнее время ТГПУ успешно сотрудничает с департаментом общего образования Томской области в деле ее осуществления.
Одновременно возникает вопрос: насколько заинтересованы выпускники ТГПУ в трудоустройстве по специальности?
Как отметил в выступлении на парламентских слушаниях В.В. Обухов, в Педагогический университет на педагогические направления в основном поступают абитуриенты, которые желают в будущем связать свою жизнь с образованием. Накануне Форума в университете был проведен анонимный опрос на соответствующую тему, в котором приняли участие 1095 студентов старших курсов. Выяснилось, что при поступлении в вуз планировали работу по педагогической специальности 69,5% опрошенных студентов, а по окончании университета намерены работать по специальности 81%, то есть почти 900 человек. Из тех, кто в настоящее время не намерен работать в системе образования, половина готова пересмотреть решение, если будет повышена заработная плата и появятся перспективы получения жилья. Уже сейчас в системе общего и дополнительного образования Томской области работают 98 студентов дневной формы обучения и почти все заочники по педагогическим специальностям.
– Министерство очень внимательно относится к вопросам трудоустройства, поэтому на протяжении последних пяти лет Педагогический университет собирает справки с мест работы выпускников, – продолжил Валерий Обухов. – И анализ показывает, что из тех, кто выходит на рынок труда, в школу приходят 50-60%. Еще около 15-20% трудоустраиваются по педагогическому профилю в дошкольные учреждения, вузы, средние и начальные профессиональные учебные заведения, в инспекции по делам несовершеннолетних, психологические, детские центры Томской области и других регионов. Таким образом, ежегодно около 75% выпускников ТГПУ по педагогическим направлениям работают в соответствии с полученным образованием. Это высокий показатель, который свидетельствует о серьезных усилиях вуза по профориентации своих студентов.
Итак, ТГПУ имеет все необходимое для того, чтобы в полной мере и качественно обеспечить как подготовку и переподготовку, так и повышение квалификации педагогических кадров Томской области в соответствии с современными требованиями. Около 90% преподавателей вуза имеют ученые степени кандидата и доктора наук. Материальная база университета позволяет одновременно обучать более четырех тысяч студентов дневной и пяти тысяч заочной форм обучения.
Кому и зачем нужен региональный институт? А если у области есть дополнительные средства, не лучше ли поддержать уже имеющийся Педагогический университет и сформировать областной заказ на подготовку кадров исходя из реальных потребностей школы?
XII Сибирский форум поднял глобальные проблемы образования. Убеждена, что наш инновационный регион отыщет необходимые ресурсы и правильные решения, чтобы оправдать свою миссию и выиграть конкуренцию территорий за самый главный – человеческий капитал.
Софья Вольская
Читайте также на сайте:
- Дистанция огромного размера
- БАЛЛовство
- Поздравление губернатора Томской области и председателя Законодательной Думы Томской области с Днем учителя
- 11 на 11
- Непрозрачная отчетность
- Директорский беспредел
- Время доверять
- Сергей Мельник, директор Томского лесотехнического техникума: «Наши выпускники без работы не останутся!»
- Деньги в образование
- Сергей Алифоренко: «Человек с гуманитарным складом ума найдет выход из любой ситуации»
Календарь статей
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Дек | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Говорят
- Антонина к записи «Крыша» по-прежнему процветает
- Юрий к записи Обруб. Хроника гибели
- Ольга к записи Пердимонокль — 6. Секрет Полишинеля
- Борис Наливайко к записи Ну, подумаешь Патрушев! Ну, подумаешь секретарь безопасности РФ!
- Зинаида к записи Прокурорская «крыша» — 6
Облако меток
Архивы
Контакты
Email: red@tomskw.ru
Телефон: +7 (3822) 78-42-93
Отдел рекламы
Email: rec@tomskw.ru
Телефон: +7 (3822) 78-42-91
Опубликуйте свой комментарий