Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия
Читайте на сайте:
ticket title
Деньги на покойниках    ◈
Как обогатиться «на Жвачкине»?    ◈
Что с нами происходит?    ◈
Силовики проводят обыски по месту работы и жительства заместителя мэра Томска Владимира Брюханцева    ◈
Злонамеренное благоустройство    ◈
Томская область отстает в реализации нацпроекта «Здравоохранение»    ◈
О праве на возмещение вреда, причиненного некачественной медицинской помощью    ◈
Томские чиновники купили детям УЗИ «для кошек и собак»    ◈
Мытари – 2    ◈
Секретные заседания ландшафтной комиссии    ◈
Обновление чувств    ◈
Честью своей дорожим    ◈
Уважаемые жители Томской области! Президент России Владимир Путин!    ◈
Первые друзья детства    ◈
Почему «лысеет» Томск?    ◈
Выявить и вылечить    ◈
Неужели нельзя организовать для людей человеческие условия при приеме у генерала?    ◈
Срамота, да и только!    ◈
Обокрасть умирающих — норма для Томской области?!    ◈

Роботы с характером, душой и судьбой

   0

В Томске есть место, где куклы разговаривают, совершают разные действия и, конечно, ждут в гости!

В детстве все играют в игрушки. Куклы, мишки и обезьянки становятся любимыми товарищами ребенка на долгие годы. А еще все любят наблюдать, как куклы оживают в руках опытных артистов кукольных театров. Это волшебство, когда открывается занавес, и кукла в руках кукловода начинает поворачивать голову, двигать руками и ногами, общаться и просто жить своей жизнью. Но существуют и другие куклы — те, что разговаривают и двигаются сами по себе, вне зависимости от человека. Конечно, к этим кукольным супер-способностям руку приложил сам человек. Наверняка многие видели таких кукол в кафе и витринах, на выставочных стендах. Помните общительного Пьера Ришара в холле магазина «Ронокс»? Именно такие куклы и называются «аниматрониками». Кто, где и как создает это чудо? Как складывается судьба говорящих существ с необыкновенно живыми лицами? И где можно воочию увидеть «самостоятельных» кукол?

Царство фантазий и их воплощение

В нашем городе существует мастерская под названием «Аниматроник». Это уникальное предприятие занимается изготовлением «живых» кукол. Если заглянуть внутрь «аниматроника», то с технической точки зрения это программируемые роботы размером от 30 см до человеческого роста. Снаружи же это вполне симпатичные и абсолютно «живые» персонажи. Лица и руки «аниматроников» выполнены скульптором из сибирского кедра. Все остальное — полет фантазии команды мастеров, которые и работают над их производством.

Основным активом компании являются мастера, в чьих руках и головах сосредоточены уникальные навыки и умения. Рассказывает директор компании и автор сценариев для всех «аниматроников», Андрей Николаевич Рюмин:

— Наша компания начала свое существование в 2000 г. как театральная мастерская. По сути, она по-прежнему таковой и остается. Меняются технологические решения, но главным продуктом и по сей день остается эмоция со знаком плюс. Основными проводниками хорошего настроения были, есть и будут актеры ручной сборки — куклы, обладающие чувством юмора. В процессе создания куклы решается много разнообразных задач. Сначала придумывается образ персонажа, затем рисуются эскизы, пишутся текстовой и программный сценарии, в студии работают актеры и звукорежиссер над созданием саундтрека. Над скелетом с необходимыми механизмами движения трудится инженер-конструктор Александр Осипов. Нервы проводов от управляющего контроллера до каждого сустава прокладывает инженер-электронщик Владимир Макеев. Внешний вид определяет главный художник и скульптор по дереву Наталья Алексеева. «Голосом» большинства наших кукол является Вячеслав Гуливицкий.

Если кукла устарела или сломалась, ей дадут вторую жизнь

Посмотреть, послушать, задать вопросы и все узнать!

Производство производством, но на «Аниматронике» подумали и решили, что «живых» кукол непременно надо еще и просто знакомить с людьми. Сказано — сделано: теперь на этом необычном предприятии есть выставочная комната, где пока представлено всего несколько персонажей. Со временем экспозицию планируют пополнять, но уже сегодня здесь проводят экскурсии для всех, кто любит кукол. Каждый из представленных на выставке персонажей встречает посетителей своей историей: рассказывает и показывает, что умеет делать, стараясь заинтересовать. Однажды пятилетняя посетительница выставки так впечатлилась экскурсией по мастерской, что выразила желание самостоятельно изготовить «живую» куклу. Конечно, девочка устала еще на подготовительном этапе. Но кто знает, быть может, кого-то из тех мальчишки и девчонки, что группами приходят знакомиться с «аниматрониками», привлечет художественная резка по дереву, техника или электроника, и впоследствии станет их делом жизни? Собственно, ради этого и создавалась выставка. Андрей Рюмин считает, что вот так — наглядно — вполне можно привлечь к востребованным ныне, но утратившим былую популярность рабочим специальностям.

Путь к любимой работе

После знакомства с «аниматрониками» на выставке начинаем неспешную экскурсию по самому производству.

— Наши мастера ведь тоже далеко не сразу пришли работать на «Аниматроник», — продолжает делиться Андрей Николаевич.

В этот момент мы подходим к рабочему месту инженера-электронщика Владимира Макеева, который что-то увлеченно паяет. Услышав слова Рюмина, вступает в разговор:

— Это правда. Я, например, поступал в тогдашний ТИРИЭТ, заканчивал ТИАСУР, а теперь это уже ТУСУР (Владимир шутит, ведь перечисленные названия принадлежат одному и тому же вузу — прим. авт.). Дальше тоже путь был тернист, где я только не поработал. Когда в стране в 90-е фактически голод начался, попал на железную дорогу. А сын у меня тогда подростком был и как-то говорит: «Что ты все со своей железной дорогой, поезда и без тебя ходят! Сходи лучше к Андрею Николаевичу — у него там так интересно!». И вот как-то в очередной отпуск я сюда зашел и…больше не вышел (смеется). Сначала на пол ставки устроился, успевал и там, и тут. А когда вышел на пенсию, стал полноценным сотрудником компании «Аниматроник». В мои обязанности входит все, что связано с проводами, выключателями, электроникой. Конечно, помогаю и в генеральном монтаже: установка на подиумы, подключение питания и прочее.

Гудвин Великий и Ужасный предлагает исполнить самое заветное желание

Когда интересно — всему научишься

Идем дальше и останавливаемся у рабочего места Натальи Алексеевой, которая режет из сибирского кедра очередную руку какого-то будущего персонажа.

— Наташ, можете рассказать, как вы занялись резкой по дереву вообще и производством «аниматроников» в частности?

— На тот момент, когда я пришла в эту команду, занималась деревом уже лет десять, — с удовольствием вступает в диалог скульптор. — Причем именно скульптурой, объем меня как-то сразу привлек и пошел. А началось с того, что я сидела в декрете со вторым ребенком и увидела объявление, что училище набирает резчиков по дереву. Уж не знаю, что во мне сработало, но пошла учиться. Правда, через год я из училища сбежала. Но занятие резкой по дереву осталось и получило развитие. Тогда в 90-е было много кооперативов, занимающихся изготовлением всякого рода резных панно, дверей. Помните, к примеру, кафетерий «Белочка» на ТЮЗе и его интерьер? Ну вот, и мы занимались подобной резкой. Потом кооператив развалился. Но поскольку мое увлечение уже показало, что может приносить доход, то дома мне выделили комнату под мастерскую. Комната оказалась самой холодной в доме, в ней просто никто не хотел жить (шутит — прим. авт.). Поставили старый кухонный стол — тяжелый такой, настоящий верстак получился. И я вырезала свою первую объемную куклу, Бабу Ягу. Прекрасная она получилась, такая, знаете, с напором, с посылом. И посыпались заказы. Домашние мои, заглядывая в мастерскую и видя, как я лежу, уставившись в потолок, со священным возгласом «мама работает!» быстро закрывали дверь. Потому что основная-то работа и происходит в голове. Позже, в 2002–2003 году, мне однажды принесли пластилиновую голову и спросили, смогу ли я такую же вырезать из дерева. Заказ был как раз из мастерской «Аниматроник». Страшновато было, но я попробовала, и получилось один к одному. Когда интересно ведь, всему научишься, все сделаешь. Так и осталась в «Аниматронике». И за прошедшие годы я совершенно не устала, не выгорела ни на секундочку. Здесь каждый день появляются новые задачи. Все, конечно, решаемо, но продумывать приходится тысячу вариантов: как все это сделать, организовать. Я ведь и костюмы куклам шью с наслаждением, и бутафорию всю изготавливаю. Вот, к примеру, костер из папье-маше, трава-мурава и прочее.

«Аниматроники» разъезжаются по миру

Идем дальше, обращаю внимание на странную конструкцию из металлических сочленений с длинным, металлическим ярко-красным клювом.

Рюмин поясняет:

— Это наша птица, она будет интерактивная, и управлять ею будут сами дети. То есть к птице будут прилагаться всякие кнопки, нажимая на которые дети будут тут же видеть результат: птица что-то сделала. Открыла клюв, замахала крыльями, издала голос.

— А вообще, где «прописываются» ваши куклы? Ведь, насколько я знаю, здесь, на выставке, лишь часть.

— На выставке очень малая часть. И куклы наши где только не находят себе крышу. Никогда нельзя предугадать, кто и для чего захочет приобрести «аниматроника». К примеру, у нас есть такой образ — Меломан. Он сидит в кресле в наушниках и что-то поет, ничего не слыша вокруг. Мы показали этого Меломана в бизнес-инкубаторе. Его увидел ректор, как сейчас помню, Астраханского государственного университета, и сказал: «Да это же законченный образ наших студентов, один в один! Я его беру, будет в приемной комиссии сидеть, привлекать абитуриентов». А тогдашний проректор ТУСУРа, увидев этого меломана уже в приемной комиссии, заказал таких сразу десять штук — по числу филиалов ТУСУРа в разных городах, тоже для приемных комиссии. А мы-то этого Меломана изначально делали для музыкального магазина. Наши куклы есть в Томске и в Москве, в Новосибирске и в Санкт-Петербурге, в городах Казахстана и Германии.

Некоторые куклы, когда-то сконструированные мастерами «Аниматроника», и уехавшие в другие города, владельцы возвращают на ремонт и доработку. Они отслужили по много лет, и обычно механизмы настолько устарели, что их приходится менять полностью, потому что элементарно уже нет таких деталей.

Процесс создания куклы-«аниматроника» долгий и кропотливый. Зато результат легкий и красочный, радующий глаз и слух. Дети, приходящие на выставку, внимательно слушают говорящую голову волшебника Гудвина и несравненного Николая Дроздова в телевизоре. Посмотрев на процесс изготовления этих удивительных существ, кто-то обязательно захочет создать что-то своими руками. А это один из самых оправданных способов остаться в памяти человечества.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Английский язык для младенцев и пенсионеров

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91