Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Российская поп-культура сегодня

   0

Музыка для поп…

За последние несколько десятилетий популярная музыка претерпела сильное изменение. Запомнить современные тексты зачастую невозможно, напеть мелодию тоже. Многие из нас задавались вопросом: «Что же такое льется на нас из радиоприемников и с экранов телевизоров, разве похожа современная поп-музыка на музыку?» А главное, кто ее слушает? Задались этим вопросом и томские студенты. Какие ответы они нашли для себя, нам рассказала Леванова Екатерина Федоровна — преподаватель кафедры «Философии» СИбГМУ.

Екатерина Леванова —преподаватель СибГМУ

СНК (студенческий научный кружок) культурологии на базе СибГМУ существует уже второй год, собираемся мы в последнюю пятницу каждого месяца. Вход на наши мероприятия свободный, так что прийти может каждый желающий, будем этому очень рады. Мы разбираем самые разные вопросы, касающиеся нашего предмета, а именно — «эстетики». В прошлом году мы рассматривали так называемые «фрейдистские» вопросы, к ним относятся две вечные темы — секс и смерть. В этом году мы работаем в спектре вопросов культуры, а именно «эстетики». В прошлую пятницу мои студентки подготовили очень хорошие, на мой взгляд, доклады: их работы касались такого спорного и неоднозначного явления, как российская поп-культура. Мы пытались понять, есть ли в нашей современной российской поп-культуре «эстетика».

За основу своих докладов студенты взяли поп-музыку — музыку массовой культуры. Мы рассматривали ее не с точки зрения чего-то музыкального, а именно с точки зрения эстетического восприятия. Думаю, это очень правильный ход мыслей, так как с поп-музыкой в той или иной степени мы все сталкиваемся каждый день: кто-то слушает радио, кто-то смотрит телевизор, она звучит в маршрутных такси и т. д., иной раз и не желаешь ее слушать, а приходится…

Несмотря на многие минусы и ограничения советской эпохи, надо признать, в ней было множество плюсов. Так, например, «цензура», которая была большим неудобством для многих творцов, сейчас открывает себя с другой стороны. Что касаемо поп-музыки советского периода, так называемой «цензурированной попсы», мы понимаем теперь, что тогда она была более высокого уровня, содержательной, осмысленной. А как только ушла цензура, практически сразу же понизился уровень популярной музыки, требования к тексту и музыкальное сопровождение, соответственно, ухудшились в разы.

Новая эпоха поп-музыки началась в 2000-х гг., это так называемая эпоха «фабрик», эпоха шоу, когда модные продюсеры стали, не побоюсь этого слова, «стряпать» всевозможных «звезд» прямо на глазах у телезрителей. Это время ознаменовало собой новое правило, а именно — отсутствие каких-либо правил и требований к музыке и текстам, отныне музыкой в поп-культуре называется все, что имеет хоть какой-то ритм.

Если до 2000-х гг. выходящие на сцену исполнители говорили о том, что они «музыканты» и, как правило, они действительно имели хотя бы начальное музыкальное образование, то после возникновения многочисленных шоу на ТВ, мы имеем большое количество мальчиков и девочек, которые до появления на «фабриках» вообще не имели никакого даже минимального опыта игры на музыкальных инструментах, не занимались вокалом с преподавателями, а теперь поют для нас с экранов в «голубых огоньках». Самым главным стало умение двигаться, открывать рот под фонограмму, уметь влюбить в себя публику, а значит, принести доход своему продюсеру.

На радио появились «горячие десятки, двадцатки, сотни», которые указывают нам на какие-то новомодные хиты и их исполнителей. Уверена, что многие из нас их не слышали и не знают, но кто-то решил за нас, что они модные и мы должны их слушать. Студенты сделали небольшую нарезку «горячих» музыкальных хитов, и все мы единогласно пришли к мнению, что эти самые «хиты» буквально копируют друг друга, но мотив ни одной песни воспроизвести практически невозможно.

В 90-е гг. многие музыкальные критики ругали появляющиеся тогда, как грибы после дождя, группы за отсутствие качества. На данный момент исполнителей и «музыкальных» групп стало во множество раз больше, а качественной музыки так и не появилось, более того, уже кажется, что качество у нас было тогда. То, что мы имеем сегодня, — «музыкальные» композиции, не имеющие мелодии, максимум, что в них присутствует — ритм. Спеть современную популярную песню невозможно! Как сказала одна из докладчиц — Диана Чехун, занимающаяся танцами: «Под современную музыку очень хорошо танцевать, потому что она делится на танцевальные ритмы». Европейские ритмы 4/8, а современная музыка делится на 4/3, то есть, в прямом смысле, африканское деление.

Об отсутствии смысловой нагрузки говорить не приходится вообще, иными словами — современные тексты поп-хитов — это набор слов и отсутствие смысла. Причем очень часто слова в таких текстах даже не зарифмованы. Это что-то запредельное… Одна из наших студенток — Соня Чебан провела викторину, в которой она либо зачитывала нам отрывки поп-хитов, либо включала их нарезку, и по ним нужно было угадать песню. Надо сказать, что получилось отличное шоу, но мы мало что разгадали, а смысла не уловили вообще. Семиотический же (художественный) анализ текстов провести оказалось просто невозможно, хотя бы по тем причинам, что во многих предложениях нет подлежащего и сказуемого. Это, конечно, говорит о многом… Кроме того, стало модно коверкать слова, иногда не сразу понимаешь, что исполнитель «поет» на русском языке.

Как говорится, все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Приходится констатировать, что эстетики в современной поп-музыке нет. В ней нет смысла, нет мелодии, есть только танцевальные ритмы, причем требующие быстрых движений. Такую музыку часто ставят в клубах, где уже подвыпившие молодые люди «танцуют» под модные «хиты». Говорит это исключительно об упадке общего уровня культуры, о деградации масс…

Современная поп-музыка не подталкивает нас к каким-либо глубоким мыслям, раздумьям, проще говоря, она отучает нас думать. В конце своего занятия мы перешли к психологической оценке текстов. Перед нами стоял вопрос: «Почему люди слушают такую «музыку», которая даже не является музыкой?». Присутствовавшая на нашем занятии
преподаватель-психолог прокомментировала это так: «Современному человеку нужна не музыка для погружения в нее, ему нужно шумовое сопровождение. Молодежь сейчас практически не снимает наушники, они ходят, едут, занимаются какими-то делами в наушниках». Таким образом, мы говорим о том, что данный музыкальный продукт, а именно так это и нужно называть, по сути, никто не слушает, не вслушивается в него, не вникает, потому что слушать это невозможно в принципе.

И мы опять пришли к парадоксальному открытию, что еще 40–50 лет назад человек слушал музыку, пел песни, насвистывал мелодию, анализировал исполнение — все это было чудесным откровением, и люди ждали этой встречи с прекрасным. И это была не просто встреча с прекрасным, но также интеллектуальная работа поэта-песенника, композитора, исполнителей, и слушателя в том числе. Безусловно, легкий жанр не располагает к глубокому анализу, но смысл присутствовал. Теперь же музыкальный поп-продукт — это ритм одного дня, он мало кому нужен, быстро забывается и тут же человек ищет что-то новое. Я бы сравнила это с жевательной резинкой — пожевал и выплюнул. К сожалению, вырисовывающийся портрет массовой аудитории получается нелицеприятным, утешает в данной ситуации лишь одно возможное объяснение — вкус большинства решает жизненный ритм, то есть данный музыкальный продукт, шумовое сопровождение, как мы его обозначили, нужен именно для сопровождения. Это можно сравнить с тем, как некоторые люди включают телевизор, им не важно, что по нему показывают, главное — он создает некоторый эффект наполненности пространства. Можно предположить, что это определенные психологические отклонения, но это уже тема других наших занятий и докладов. Замечу только то, что современный человек боится тишины, боится естественных звуков, или он «скучает» без фоновых ритмов, что тоже не есть признак психического здоровья, также это свидетельствует об отсутствии мыслительной деятельности.

Пожелать хочется одного — развивайте свой вкус, следите за тем, что вы слушаете, что читаете, что смотрите и не бойтесь тишины, как говорится: «Ты лучше голодай, чем что попало ешь».

Ирина Лугачева

От лица своих студентов и от себя лично хочу пригласить читателей газеты «Томская НЕДЕЛЯ» на наши занятия. Будем очень вам рады!

Читайте также на сайте:

  1. Дети войны
  2. Африка в Томске
  3. Таня Герасимова: «Я побывала на мысе Рока!»
  4. Никита Михалков: «Я могу быть тысячу раз не прав!»
  5. Эльдар Рязанов: «Из-за «Гусарской баллады» я мог угодить в тюрьму!»
  6. Дорогие образы России
  7. Немного солнца в холодной воде…
  8. По законам фуги
  9. Конкурс «Лучший оператор почтовой связи» пройдет в Томске 24 июня
  10. Душа в душу

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91