Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Рождественские традиции

   0

Символы и образы праздника Рождества Христова

Рождество — один из наиболее важных и больших праздников в христианстве. Сейчас православные христиане всего мира празднуют Рождество (рождественская неделя), но до этого ему предшествовали серьезная подготовка: пост и молитвы. Христиане ждут Рождества с особенным трепетом: украшают свои дома, заранее готовят подарки родным и близким людям. Между тем, в каждой стране свои традиции празднования Рождества, своя символика, и о некоторых из них читателям газеты “Томская НЕДЕЛЯ” рассказала Леванова Екатерина Федоровна — культуролог, искусствовед, преподаватель СибГМУ.

История возникновения Рождественского вертепа

Леванова Екатерина

Леванова Екатерина

Мало кто знает, но традиция устанавливать перед храмами Рождественские вертепы тесно связана с именем Франциска Ассизского, ведь именно он и был основоположником этой традиции. Франциск Ассизский — монах, основоположник ордена францисканцев (1209) — нищенствующего ордена, ознаменовал собой прелом в истории аскетического идеала. Франциск Ассизский был единственным святым францисканцем, имеющим стигматы (Раны Христа) на ладонях, ступнях и под ребром. Достоверных сведений о Франциске Ассизском до нас дошло мало, его личность в истории христианства окутана множеством легенд и народным вымыслом. Доподлинно известно лишь то, что родился молодой человек в Ассизе в очень зажиточной итальянской семье. Отец его торговал шелком и по этой причине часто бывал во Франции, кстати, в память о своих поездках, он и решил назвать сына Франциском (что означает “французский”). О матери Франциска Ассизского известно лишь то, что она была из рода дворян. Родители и близкие друзья Франциска пророчили ему блестящее будущее, но все сложилось иначе. Молодой человек всегда был щедр и терпим к нищим, не скупился на подаяния. Юноша был горяч и смел и даже участвовал в войне между Ассизи и Перуджей (был взят в плен и перенес тяжелую болезнь). Выздоровев, принял участие в рыцарском походе на Южную Италию в пользу папы. Постепенно взгляды и настроения Франциска менялись, вероятно, внешний блеск престал удовлетворять его внутренние потребности, его сердце жаждало побед иного рода. Презрев роскошь и богатство, Франциск Ассизский облачился в одежды бедняков и посвятил себя служению Богу.

Франциска Ассизского принято изображать в монашеской одежде, подпоясанного веревкой с тремя узлами на концах. Узлы эти символизируют обеты, данные Франциском: бедность, целомудрие и послушание.
В 1223 г. неподалеку от Греччио Франциск Ассизский впервые организовал Рождественский вертеп (живое представление, повествующее о рождении Иисуса Христа), целью святого Франциска было напомнить людям об истории Святого Писания и Слове Божием. Нужно учесть тот факт, что на тот момент население Европы в массе своей было безграмотным, а потому прочесть Святое Писание могли очень немногие. И вот размышляя на тему о том, как же донести простому люду об истории рождения Святого Младенца, Франциск Ассизский решил организовать первый вертеп. Франциску очень хотелось быть наиболее достоверным в реализации задуманного. Обнаружив небольшой грот, Франциск устлал его соломой, привел туда вола, ослика и овец, организовал ясли, своими руками сделал куклу — символ Младенца — новорожденного Спасителя. Первая же служба вызвала небывалый интерес среди местных жителей, они рекой потянулись к театрализованной службе. Небольшая пещера, выбранная Святым Франциском, уже не могла вместить в себя всех желающих увидеть рождественскую службу. Так постепенно простые люди стали сами мастерить вертепы, устраивать театрализованные представления на тему Рождества Христова. Таким образом, в Европе и зародилась традиция ставить перед Рождеством вертепы. А само слово “вертеп” относится к испанскому “вилену”, “Вилен” — “Belen” — Вифлеем.
Распространившись в Европе, традиция ставить Рождественские вертепы пришла в Россию, у нас в стране она тоже полюбилась и распространилась. На сегодняшний день Рождественский вертеп — театр кукол, повествующий нам о чуде рождения Христа, появляется в канун праздника почти у всех православных церквей. Некоторые верующие организовывают небольшой Рождественский вертеп дома. Кто-то изготавливает его самостоятельно, кто-то покупает готовые наборы для творчества.

Рождественские вертепы на Руси

Рождественский вертеп в храме у алтаря

Рождественский вертеп в храме у алтаря

Несмотря на то, что сейчас на Рождество мы часто можем встретить Рождественские вертепы на территории православных храмов и монастырей, традиция эта прижилась у нас не сразу. Переломным моментом стал XVII в., когда на престол взошел Алексей Михайлович, очень любивший театральные представления. А уже в XVIII в. Рождественские вертепы в России получили широчайшее распространение. Отношение к такому театрализованному действу было особенным, это был не просто маленький домашний театр, а настоящее священное действо.
Куколок для Рождественского вертепа изготавливали из самых различных материалов: плотной бумаги, картона, тонкой фанеры, глины, фарфора, папье-маше, гипса, проволоки, соломы. Специально для этих кукол шили одежду. Животных для ясель Христовых изготавливали с не меньшим вниманием к деталям. Простые и сложные в своем исполнении домашние вертепы были почти в каждом доме. Для богатых людей они были частью рождественских декораций, а для большинства неграмотных бедняков еще и своеобразной Библией. Театрализованные истории о рождении Спасителя стали в нашей стране прародителями кукольных театров.

Самодельный рождественский вертеп

Самодельный рождественский вертеп

Люди верили, что Рождественские вертепы защищают, оберегают и озаряют русскую землю и всех православных христиан. Тогда вертепы мастерили как передвижной театр, на санях возили его из одной деревни в другую, из одного дома в другой, из избы в избу, с площади на площадь. Священная история, рассказанная посредством вертепа, собирала множество людей. Специально для всех пришедших заготавливали лавки, по вечерам вокруг вертепа зажигались свечи и начинался рассказ…
Рождественский вертеп представлял собой своеобразный просторный ящик, разделенный на два этажа, символизирующих “небо” и “землю”, а внизу была дырка “ад”, куда проваливался Ирод. Некоторые вертепы достигали в высоту двух и более метров, боковые части вертепа были раскрыты, чтобы зрители лучше могли наблюдать за спектаклем. На задней стенке вертепа размещалось окошечко, через которое вертепщик мог наблюдать за тем, что он делает (как водит кукол).
Домик-коробку декорировали всевозможными материалами: так как верхняя его часть считалась небом, ее окрашивали синей краской или оклеивали синей бумагой, обивали соответствующими тканями и т. д. Вифлеемскую звезду делали сквозной, ее старались изготовить из блестящей бумаги или ткани, таим образом, когда позади нее ставили горящую свечу, получалось, будто звезда и в самом деле блестит и переливается.
Внешнюю сторону вертепа, как правило, обклеивали белой заячьей шкуркой. Во-первых, белый цвет символизировал чистоту и непорочность, во‑вторых, мех скрывал прорези в конструкции, благодаря которым вертепщик управлял куклами. По вечерам вертеп подсвечивали разноцветными фонариками, так что представление приобретало еще более чудесный и красочный вид. Обычно у вертепа были расписные ставни или занавески, которые скрывали от зрителей переставление фигурок между сценами.
У каждой фигурки, задействованной в представлении, было строго отведенное пространство, в которой она двигалась. Куклы, символизирующие святое семейство, ни в коем случае не были игровыми, они были символами Священной истории. Кукол старались изготовить как можно более аккуратно и тонко, их лица раскрашивали. Управлял вертепом один человек — вертепщик, он менял голоса в зависимости от характера персонажа. Вместе с ним за вертепом могли находиться музыканты и хористы.

Богомладенец Христос. Фреска. Московский Сретенский монастырь

Богомладенец Христос. Фреска. Московский Сретенский монастырь

Классический “состав” Рождественского вертепа: Младенец Иисус, Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три царя-Волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Смерть, Черт, Пономарь (который зажигал свечи перед представлением) и животные, окружавшие Христа в яслях.
К каждой кукле снизу был прикреплен штырь, за который их и водил вертепщик, по специальным прорезям (этим и обусловлена определенная траектория каждого героя).
Младенца Христа символизировал туго скрученный кусочек белой материи, овцы, с которыми, согласно Священной истории, пришел на поклон к Спасителю мира Пастух, изготавливались из белой пряжи, кусочков шерсти. Всех героев старались изготовить из подручных материалов, недорогих, а главное легких, чтобы куклы были правдоподобные, ими было легко управлять, складывать и перевозить с места на место.
Как правило, тот человек, который управлял вертепом, он же и мастерил всех кукол. Но существовало среди вертепщиков негласное правило: Богоматерь должна была отличаться от всех остальных кукол рождественского представления. Бывали случаи, когда куклу заменяли иконой.
Существовали и свои хитрости в исполнении кукол. Например, чтобы Волхвы встали пред Младенцем на колени, их фигурки делали несколько короче, чем драпировку (одежду). А чтобы у Ирода голова полетела с плеч, его фигурка изготавливалась не из цельного кусочка того или иного материала, а из двух частей (верхняя и была головой, прикрепленной к штыречку, и при определенных манипуляциях верхняя часть отделялась от нижней).
По свидетельствам современников Рождественские вертепы любили все слои населения и все возрастные группы. Рождественских представлений ждали. И вертепщики не уставали с каждым годом удивлять своих зрителей, куклы усложнялись, в них появлялись различные механизмы. Именно так и появились впоследствии кукольные театры.
Сейчас у православных христиан украшение церкви и Рождественский вертеп ассоциируется с католичеством, но до революции эти обычаи были широко распространены как в центральной части России, так и в Сибири. В некоторых деревнях крестьянские дети, нарядившись персидскими царями, в самодельных бумажных коронах, с яркими звездами в руках, с маленьким вертепом на санках, ходили по окрестным домам и предлагали за небольшое угощение сыграть рождественскую историю. Если хозяева дома соглашались, ребятишек приглашали в дом, те разворачивали свой нехитрый вертеп, и начиналась представление.
Октябрьская революция 1917 г. решила судьбу Рождественских вертепов, они, как и само Рождество, а позже и Новый год, оказались под строжайшим запретом. Это привело к тому, что мы утратили многие тексты вертепских спектаклей, тайны вождения кукол и само их традиционное изготовление. Возвращение вертепов в Россию началось с возрождением веры в 1980 гг.

Карамельная трость

Рождество Христово. Фреска. Каппадокия

Рождество Христово. Фреска. Каппадокия

На многих европейских открытках, коробках конфет и другой рождественской атрибутике часто встречается изображение карамельной трости. Распространенный в США и Европе, этот символ Рождества совершенно не понятен многим россиянам. А история проста. В 1800 г. производитель конфет из Индианы (США) задумался над тем, как он может отобразить Рождество в конфетах. Его идея заключалась в следующем: палочка, согнутая из белой и красной мятной карамели в пастушью трость (поклонение пастухов Иисусу). Если же перевернуть эту палочку, то получается уже не трость, а буква “J” — первая буква имени Христа (Jesus).
Белый цвет карамели символизирует чистоту и непорочность. Три тонкие красные полоски — символ Святой Троицы, а широкая красная полоса — символ крови Спасителя, которую Он пролил за человечество.

Рождественские подарки

Традицией дарить друг другу подарки на Рождество и поздравлять, как это ни странно, мы обязаны древним римлянам. Изначально именно они придумали дарить друг другу подарки на Новый год. После принятия христианства традиция эта сохранилась, хоть и пресекалась церковью, но старые привычки искоренить в народе оказалось невозможно, тем более если они дарят радость. А со временем эта традиция закрепилась не только за Новым годом, но и Рождеством.
Рождество на протяжении двух тысячелетий нашло свое отражение во всех сферах искусства: иконописи, русской и европейской живописи, музыке, литературе, поэзии.
Ирина Лугачёва

Адольф Вильям Бугро “Мадонна и Ангелы”

Адольф Вильям Бугро “Мадонна и Ангелы”

Читайте также на сайте:

  1. Автостопом из Томска
  2. Берёзовские древности в Томске — 2
  3. Самая красивая мама Томска
  4. Эхо новогодней коррупции
  5. Северск глазами юных художников
  6. VIII ежегодный областной слет волонтеров
  7. День радио. Шествие ТУСУРа
  8. Не просто автор
  9. Загляни в научную лабораторию!
  10. Скажи мне кто твой зам, и я скажу кто ты. О Паршуто
70%
Рейтинг
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91