Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Секрет её молодости

   0

yuzhakova-aleksandra-dmitrievna-prinimaet-pozdravleniya-ot-druzej-i-kollegЮбилей Александры Дмитриевны Южаковой

Не так давно культурная общественность Северска и Театр для детей и юношества поздравляли с юбилеем заслуженного работника культуры РФ, почетного жителя города Северска Александру Дмитриевну Южакову, первого директора Театра для детей и юношества с 1967 года. Море цветов, добрых слов и самых искренних пожеланий приняла Александра Дмитриевна от коллег, друзей, соратников, поклонников.
О непростом появлении Театра для детей и юношества на свет, об этапах его роста, радостях и трудностях повседневной жизни театра Александра Дмитриевна рассказала в эксклюзивном интервью читателям газеты “Томская НЕДЕЛЯ”.

Первый театр в жизни человека

kollektiv-teatra-dlya-detej-i-yunoshestvaТеатр для детей — это первый Театр в человеческой жизни, “Театр особого назначения”. Словам “первый театр” важно придать высокий смысл. Это Театр, который на значимых этапах человеческой жизни — детстве, отрочестве и юности — даёт возможность встретить “свой театр”. Как показала жизнь, человек в этом случае остаётся верным Театру на долгие годы.
Учителя, родители должны отстаивать интересы детей, это их моральное право. Зритель в детстве рождается при активной помощи взрослых — родителей, школы, театра. И мы либо осознаём это со всей серьёзностью, либо число “не зрителей” будет расти. Нам дорого не только то, как приняли наш спектакль, что мы посеяли, но и то, что удалось прорастить, что взошло.
Воспитание нового поколения зрителей — социально значимая проблема. Сегодня перед обществом стоят задачи приобщения детей и молодёжной аудитории к искусству, воспитание хорошего вкуса, любви к театру, классической музыке, литературе, живописи и в целом — к культуре, формирования того, что когда-то называлось классическим образованием. Всё это, в конечном итоге, позволяет человеку называть себя интеллигентным, а толпу превращает в нацию.

Открытие первого Северского Театра для детей и юношества

spektakli-dlya-samykh-malenkikhРешением исполкома горсовета от 14 мая 1964 года была создана группа кукольников при музыкально-драматическом театре, и именно с этого момента ведёт свой отчёт северский Театр для детей юношества — правопреемник театра кукол.
В январе 1967 года мне было предложено возглавить группу кукольников. Жаль было оставлять наработанное, привычное дело в Доме культуры им. Н. Островского. Там была создана первая в городе Агитбригада, у которой имелись свои зрители, свои программы. Но предложение пришлось принять, ведь оно исходило от администрации города. В то время я уже была членом КПСС, и поручения следовало выполнять.
1 февраля 1967 года вместе с Борисом Павловичем Чижовым (зав. отделом культуры) мы пришли в репетиционный зал ДК им. Островского, где и состоялось моё “крещение”. Чижов представил меня и сказал о том, что отныне я директор Театра для детей и юношества, попросил группу кукольников, состоящую из 13 человек на первых порах помогать мне в работе. И начались мои мытарства! У театра не было ничего: ни помещения, ни мастерских. Да и что я на тот момент знала и понимала о творчестве кукольников?
Материальная часть спектаклей изготавливалась в помещении бывшей солдатской казармы (на ул. Лесной). Там стояла швейная машина 22 класса, производственная, мощная; были столы, сбитые из обычных досок, где вылепливались головы кукол из пластилина, а затем из папье-маше. Там же изготавливалась механика кукол. Весь процесс изготовления кукол был для меня настоящим открытием! Если вспоминать то время, то оно было для меня с многочисленными вопросами.

Учёба в Улан-Удэ

teatr-dlya-detej-i-yunoshestva-g-severskaК осени 1967 года я приняла решение учиться. Поступила на режиссёрское отделение в институте культуры г. Улан-Удэ. В то время заочно было можно учиться только в том регионе, к которому относится твой город, в Сибири! А от Урала до Байкала это был единственный вуз подобного типа. С 1967 по 1971 гг. для меня — это сессии два раза в год и больше месяца ежегодных гастролей. Так что 100 дней в году моя семья была без меня. Казалось бы, всё ничего, но в 1970 году мой сын пошёл в первый класс, надо было учиться и с ним. С первых лет его учёбы активно работала с родителями и педагогами класса, так активно, что сначала была членом родительского комитета, а потом стала его председателем. Мой сын Андрей учился замечательно и не только в общеобразовательной школе, но и в музыкальной по классу фортепиано.
Первый класс у сына появился перед самым ответственным моментом моей жизни — защитой диплома в вузе. И мы выдержали это испытание. Буквально перед защитой дипломной работы мне пришлось перенести первую в своей жизни хирургическую операцию. Переживаний, конечно, было очень много. Но от курса отстать было нельзя, так как дипломный спектакль ставился с учётом меня как ассистента режиссёра и актрисы. Так что через три дня после снятия швов я улетела в Улан-Удэ, выписавшись из больницы под расписку.
Учёба в Улан-Удэ была окончена, диплом получен. Но надо сказать, что дважды в год директоров приглашали на курсы повышения квалификации в Москве, методический кабинет при Минкультуры РФ заботился об этом и строго отслеживал, чтобы все учились, не застаивались. Параллельно я ездила к Сергею Владимировичу Образцову.

Театр Сергея Образцова в Москве

teatralnye-kuklyКаждый приезд в Москву в то время был для меня открытием чего-то нового — открытием театра. Знакомство с мастерскими театра С. В. Образцова. Участие в открытии киноконцертного зала “Россия”. Устройство сцены, зрительного зала и их оснащение техническими средствами. Всё это — накопление опыта и знаний, связанных с деятельностью театра в любом его аспекте.
В разных театрах нашей страны — в Москве, в тогдашнем Ленинграде — приходилось всё хватать на лету, что-то брать на вооружение, от чего-то отказываться. Старались не пропускать фестивали кукольников, которые проходили в разных городах страны. Но посмотреть тот или иной спектакль, это ещё ничего не значит, важно то, что скажут критики, театроведы об увиденном, и совпадёт ли твоё мнение с мнением мастеров. Сходишь за кулисы, за ширму, посмотришь устройство кукол, их фактуру, декорации и сравнишь со своим театром. И это тоже школа!
Много времени мне довелось провести в мастерских театра С. В. Образцова. Человек он был гениальный, открытый для общения. Мы, директора театров кукол, часто встречались в его театре. Думаю, мне очень повезло, так как я успела побывать и в его стареньком театре на Маяковке, там под лестничной клеткой, в одной комнатке 18–20 кв.м. сидели пять или шесть мастеров по куклам.
Вместе с коллегами, директорами театров я была на открытии нового здания Образцовского театра, с живыми, танцующими под “Во саду ли, в огороде” часами на фасаде театра. У нас горели глаза, учащённо билось сердце. И каждый из нас думал о своём Театре, мечтал о его строительстве и обустройстве.
Мы были на вечернем представлении, где С. В. Образцов сам знакомил нас с историей своего театра, показывал отрывки из спектаклей разного периода, это были детские и взрослые постановки. Сергей Владимирович пел романсы, играл, устраивал юмористические диалоги со зрителем. Зрелище это было замечательное и в моей памяти оно живёт до сих пор.

Наша история

Но если возвращаться к истории Северского Театра для детей и юношества, то следует вспомнить, что самый первый наш спектакль был показан 1 января 1965 года, и он назывался “Снегуркина школа”. Ширма стояла на втором этаже Дома культуры, тогда это была комната отдыха, что выходит в фойе. Мне очень запомнилась потрясающая игра артиста в роли деда Мороза, это был Николай Николаевич Шацкий — замечательный актёр музыкально-драматического театра. И актёры, которые уже были зачислены в трупу будущего театра — это Тамара и Николай Шашковы, Владимир Зиновьев, Анатолий Потанин. Вот так и началась жизнь театра для детей.
Честно признаюсь, что долго задерживаться в коллективе кукольников я не собиралась. Комсомол и партия мне поручили наладить дело, создать группу — и можно уходить. Но получилось так, что дело меня захватило и понесло по волнам театральной жизни, и остановиться было всё равно, что погибнуть. Я связала себя обязательствами перед коллективом, обещанием, что у нас будет настоящий Свой Дом. Но пока мы искали место хотя бы для временного проживания. И такое место вскоре нашлось: ул. Ленина, дом 22, первый этаж жилого дома. Раньше там была фотостудия, потом ателье для пошива женской и мужской одежды. И вот теперь нам предстояло приспособить его для театра. С левой стороны мы присоединили к своему помещению ещё одну квартиру, там разместились службы цехов. Работа закипела. Торопились, уже очень надоело скитаться по чужим помещениям, ездить по школам и детским садам, хотелось своего Дома, пусть маленького, но своего зрительного зала и сцены. Наконец Театр для детей в Северске открылся.

Театральные будни

Приспособление под театр длилось медленно. Вспоминаю, как хотелось немножко приподнять пол с пятого ряда, чтобы деткам было лучше видно сцену.
Оборудование зала — тоже было нашей проблемой. Сначала мы поставили венские стулья, деревянные, но их вместилось всего 80 штук. Всё было очень громоздко, дети приходили маленькие, а стулья были для взрослых. Два или три года работали с тем, что было, но в голове постоянно жила мысль, о том, что нужно заменить стулья скамеечками, а со стороны сцены присоединить ещё одну трёхкомнатную квартиру. Помещений театру катастрофически не хватало. Трудно и сложно решался этот вопрос. Но всё это были хозяйственные вопросы, а главное в театре, всё же творчество.
К началу семидесятых годов я твёрдо решила, что буду пробивать строительство настоящего театра для детей. Вдохновляло наше дело, замечательные спектакли, когда в зрительном зале царит атмосфера сияющих глаз и улыбок наших маленьких зрителей. Зрелище на сцене так увлекало их, а я смотрела на них с большим удовольствием, чем на сцену. Плакала и смеялась вместе с детьми. Каждый день, каждый месяц, каждый год мы выполняли плановые показатели, играя по 580 спектаклей в год! И на каждый из них нужны были куклы, реквизит и костюмы. За десять лет работы в театре накопился репертуар настоящего профессионального стационарного театра. Где-то надо было хранить всё это богатство. И нам предоставили помещение в подвале этого же дома по ул. Лесная, 22 — убежище. Своими силами мы сделали в этом подвале ремонт и организовали в нём хранилище для своего имущества.
Все мы тогда понимали, что театр — это не просто работа, это наша любовь, наша судьба. Это наша жизнь, а радость жизни даёт убеждение, что ты — нужное её звено.

Творчество

Театр кукол — это, прежде всего, театр художника, который должен обладать творческим воображением, прекрасным чувством вкуса, а так же видением формы. Нашему театру повезло, так как у нас в качестве главного художника появилась Римма Жунева. Потом она пригласила Светлану Лившину, которая выросла в нашем театре до мастера высокой квалификации. Узнав о нашей интересной жизни в театре, к нам потянулись настоящие умельцы и специалисты.
Механическая кукла — это тоже своего рода живой организм. Поворот головы, взмах крыльев у птицы, глазки, которые открываются и закрываются, ротики, клювики, шевелящиеся ушки — всё это сложные скрытые механизмы.
Мне вспоминается спектакль “Хочу быть большим” по пьесе Г. Сапгири и Г. Циферова. Кстати, это был мой дипломный спектакль в институте. Так вот мы придумали, чтобы маленький котёнок прыгал сначала на одной лапке, потом на другой, как прыгают маленькие ребятишки. Это у нас получилось, и мы сами радовались, как дети, а уж дети в зрительном зале просто визжали от восторга. Эта сложная механика у кукол была выполнена безукоризненно, и всё это было заслугой великого Мастера — Геннадия Петровича Кондратьева.
Безусловно, мы обменивались опытом с российскими и зарубежными кукольниками. Должна сказать, что наши куклы всегда делались как на выставку, тщательно выполнялась любая деталь, будь то головка, ручки, роспись или внутреннее устройство самого туловища куклы-человека или куклы-зверюшки, птицы. Так называемый гапит внутри корпуса наших кукол всегда был удобен для работы актёрам, лёгким и не сложным в управлении. Для того чтобы всё это стало возможным, надо было в полном объёме обеспечить цех различными, в том числе и редкими материалами, а также различными станками, наждаками и т. д..
До сих пор взрослые зрители, которые уже своих детей приводят к нам в театр, вспоминают плачущую царевну Несмеяну из постановки “По щучьему велению”, как они, будучи детьми, усаживались на первый ряд, поближе к сцене, к ширме, чтобы до них долетали слёзы от плачущей куклы. Уже в новом здании театра Наталья Григорьевна Корлякова вместе с главным художником В. Ф. Левиным сделали новую редакцию этого спектакля. Случается так, что сменяются актёры, актрисы, а спектакль всё равно продолжает жить.
С 1974 по 1978 год, наиболее памятный год в жизни нашего тогдашнего коллектива. Тогда у нас работал Олег Рафаилович Когут. Его пригласил Евгений Васильевич Старчиков — тогдашний заведующий отделом культуры администрации Северска.
С ноября 1973 по октябрь 1974 года я отсутствовала, так как ждала появления любимой дочери Елены. Долгожданный, вымученный ребёнок, ещё не родившийся, но уже побывавший со мной на гастролях в Казахстане. Гастроли успешно завершились, и я ушла в декрет. Вот почему Евгений Васильевич Старчиков активно мне помогал с поиском режиссёра для театра.
С приездом Олега Когута всё поменялось в театре: отношение к работе в цехах и службах, в актёрской среде. Требования ужесточились, поэтому качество выпускаемых постановок значительно возросло. Уже осенью 1974 года, буквально через месяц или два, как вышел на работу Олег Рафаилович, мы показали первый спектакль “Наш весёлый Колобок”. Решение сценографии, сама ширма — всё было необычное, использовались театральные маски, приём тантамарески, русская печь как живая, так как на глазах у зрителей выпекала румяные пирожки, которые умели петь и танцевать. Зрелище сказочное, и всем известная сказка вдруг предстала перед всеми с какой-то другой стороны, окрасилась новыми красками. А спектакль “Лоскуток”! Этому чуду было суждено прожить долгую творческую жизнь. Родился он в театральном сезоне 1974–1975 года, а последний раз его показали в 2000 году. Более 300 показов и постоянный успех у зрителей. Я и сама очень любила этот спектакль.
Надо сказать, что именно в период работы Олега Когута подобралась постановочная команда — главный художник Римма Жунева и композитор и заведующий музыкальной частью Леонид Смагин. Об этом человеке я могу говорить только в восторженных тонах. Музыкант от Бога! Мало того, что он сочинял музыку, он виртуозно играл на баяне. Эта постановочная группа творила чудеса. А в то время спектакли часто ставились к красным датам, например, ко Дню Победы, или к годовщине Великого Октября.

Для справки: Александра Дмитриевна Южакова:
Родилась в 1936 г. в Рязанской области. Выпускница режиссерского отделения института культуры г. Улан-Удэ. В Северске — с 1954 г.
С 1967 по 2011 годы возглавляла Театр для детей и юношества. Заслуженный работник культуры РФ, ветеран труда, отличник Министерства культуры СССР. Депутат собрания народных представителей первого и третьего созывов.
Звание «Почетный гражданин города Северска» присвоено постановлением главы администрации № 1035 от 20 июня 1994 г.

Автор: Ирина Лугачёва

Продолжение следует

Читайте также на сайте:

  1. Александр Буйнов: «Я – безнадежный оптимист!»
  2. «Предлагаю посвятить новый собор Софии Премудрости Божией»
  3. Золотые головы, золотые руки
  4. Юлия Ауг: «Моя почта переполнена благодарностями!»
  5. Юлия Такшина: «День без шоколада прожит зря!»
  6. Новогодняя сказка для юных томичей. ТЮЗ покажет «Щелкунчика»
  7. Новогодний бал томских кадетов
  8. Хранительница народных традиций
  9. Кино для сибирских Афин
  10. День старшего поколения
Метки:

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91