Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия
+10.4C

Сектор газа

  222    0

Сектор газаПочему отсутствует контроль за качеством газового топлива, продаваемого на авто-газозаправочных станциях, со стороны контролирующих и надзирающих органов, и кто прекратит «беспредел» на АГЗС?
Григорий Лихолетов
30 ноября 2012 года в жилом доме по ул. Сибирской, 33 в процессе работ по монтажу натяжного потолка в одной из квартир произошел взрыв баллона с газом, прозвучавший на всю Россию. В результате взрыва погибло три женщины. Еще 14 человек были госпитализированы с телесными повреждениями различной степени тяжести, здоровью двух жителей причинен тяжкий вред.
Чиновники всех уровней, чтобы замять проблему и «снять вопрос», из кожи вон лезли, их лица не сходили с экранов телевизора. Особенно усердствовал первый заместитель мэра Евгений Паршуто. Следствие и суд привлекли к ответственности «стрелочника». Оператор газозаправочной станции ООО «СибГазСеть» заправил газовый баллон на автогазозаправочной станции, где нельзя это делать, с нарушением всех требований.
После суда у жителей Томска осталась масса вопросов. Почему не рассматривался вопрос о наличии на автогазозаправке ООО «СибГазСеть» ответственного за безопасность при производстве работ при заправке газом из числа ИТР? Почему следствием и судом не привлечено к ответственности должностное лицо ООО «СибГазСеть», ответственное за безопасность при производстве работ по заправке газа? Почему не были привлечены к ответственности руководитель и работники ООО «Альянс-групп», осуществлявшие монтаж натяжного потолка с грубейшими нарушениями правил техники безопасности при проведении работ с газом и не прошедшие элементарного инструктажа по технике безопасности при ведении данного вида работ, не обладающие навыком их проведения? Работы проводились в отсутствие ответственного лица, контролирующего проведение этих работ и обладающего знаниями в области работ с использованием газа. Где заключение управления Ростехнадзора по Томской области и государственной инспекции труда в Томской области? Не была восстановлена хронология событий и действий бригады ООО «Альянс-групп», в результате которых произошел взрыв баллона с газом.
В итоге обвиняемый получил 4 года колонии-поселения, а фирму ООО «Сибгазсеть», которой принадлежала автогазозаправка, на которой заправили баллон, должна выплатить по миллиону рублей морального ущерба 4 родственникам погибших. Житель дома, повредивший позвоночник в результате взрыва, должен был получить 50 тысяч, а его соседка — 30 тысяч. В итоге суд вынес решение и все «умыли руки».
Исполнительные производства о взыскании компенсации морального вреда были возбуждены 26 мая 2015 года. Однако ООО «СибГазСеть» было ликвидировано 12 мая 2014 года. Через год после взрыва были зарегистрированы две компании «СибГазСеть». Причем у обеих компаний учредителями являются одни и те же лица, директор одной из них и учредитель обеих — ликвидатор и один из учредителей закрытой компании Дмитрий Чеховских.
До настоящего времени родственникам погибших женщин и пострадавшим гражданам в нарушение ст. 315 УК РФ так и не был компенсирован моральный ущерб. Пострадавшие пытаются добиться выплаты в суде. Никто из правоохранительных и надзирающих органов не помогает гражданам добиться справедливости. Судебные приставы почему-то не возбуждают в отношении Дмитрия Чеховских уголовное дело за злостное неисполнение решения суда о компенсации морального ущерба.
Но оказывается, это еще не вся информация о неблаговидных действиях ООО «Сибгазсеть» и отсутствии контроля и надзора в сфере предоставления услуг по продаже газа на автогазозаправочных станциях Томской области.

ФАС

В июне 2015 года в УФАС по Томской области поступило заявление от ООО «АГЗС Сибири» об установлении ООО «Сибгазсеть» на своих автогазозаправочных станциях (АГЗС) монопольно низкой розничной цены на сжиженный углеводородный газ.
ООО «АГЗС Сибири» считало, что это было сделано ООО «Сибгазсеть», с умыслом устранить с розничного рынка мелких конкурентов. Поскольку в результате снижения цены сложилась ситуация, когда из-за высокой оптовой цены и заниженной розничной деятельность ООО «АГЗС Сибири» становится убыточной. Так, цена на газ на АГЗС ООО «Сибгазсеть» с января по апрель 2015 года уменьшилась с 17,25 до 14,40 рублей за литр, то есть на 16,5%. В то время как снижение закупочной цены на газ за этот период произошло лишь в феврале 2015 года на 6%, стоимость газа составила 15 тысяч рублей за тонну. В марте 2015?г. закупочная цена на газ не менялась, а в апреле закупочная цена выросла на 16,7% по отношению к марту 2015 года и составила 17,5 тысячи рублей за тонну. Вопрос: на основании чего ООО «Сибгазсеть» снижало стоимость отпускаемого газа?
ООО «Сибгазсеть» осуществляет продажу газа на автогазозапровках Томска, Асино, Северска, Каргасокского, Шегарского, Колпашевского и Парабельских районов.
Снижение ООО «Сибгазсеть» цены стало возможным в связи с закупом ООО «Сибгазсеть» у поставщика ОАО «Томскнефть» ВНК газа не только марки СПБТ (смесь пропана и бутана технического), цена которого составляла в рассматриваемый период от 11,5 тысяч рублей за тонну до 22,3 тысяч рублей за тонну с учетом НДС, но и газа марки БТ (бутан технический), стоимость которого составляет 7,01 тысячи рублей с учетом НДС.
Сжиженные углеводородные газы представляют собой смесь пропана, нормального бутана, пропилена, этана, этилена и других углеводородов. Состав газа для заправки автомобилей регламентирует ГОСТ 27578–87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия», предусматривающий для заправки автотранспорта две марки: зимнюю — ПА (пропан автомобильный) и летнюю — ПБА (пропан-бутан автомобильный).
В качестве моторного топлива для автомобильного транспорта может использоваться газ, соответствующий ГОСТу Р 52087–2003 «Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия». Этот стандарт также распространяется на газы, применяемые в качестве топлива для коммунально-бытовых нужд и промышленных целей. Для заправки автомобильного транспорта согласно ГОСТу 52087–2003 также используется газ марки ПА (пропан автомобильный) и газ марки ПБА (пропан-бутан автомобильный).
Стандарт 52087–2003 допускает применение в качестве топлива для автомобилей газ марок ПБТ (пропан-бутан технический) и ПТ (пропан технический). При этом применение газа марок «ПБТ» и «ПТ» в качестве топлива имеет ограничения. Фактически требования к маркам «ПТ» и «ПБТ» должны соответствовать требованиям к маркам газа «ПА» и «ПБА».
Помимо вышеуказанных марок стандарт 52087–2003 выделяет также следующую марку газа: БТ (Бутан технический). Эта марка газа, согласно вышеуказанным стандартам, применяется для коммунально-бытового потребления и не пригодна для заправки автомобилей.
ООО «Сибгазсеть» были предоставлены паспорта качества газа, отпускаемого на АГЗС ООО «Сибгазсеть», это газ марки «СПБТ», в паспорте качества которого конкретно указано, что газ должен использоваться для коммунально-бытового потребления, и газ марки «БТ» (бутан технический). На заседаниях комиссии УФАС представители ООО «Сибгазсеть» неоднократно поясняли, что приобретают у поставщиков газ марки «СПБТ» (смесь пропана и бутана технического) и «БТ» (бутан технический), которые впоследствии самостоятельно смешивают и реализуют в качестве «СПБТ».
Интересно, как это осуществляется в действительности? Так и представляется, как один из операторов АГЗС стоит над емкостью и мерными ведрами из цистерн заливает в емкость то газ марки «СПБТ», то марки «БТ», а другой оператор тут же размешивает эту «адскую смесь» большим деревянным веслом, временами пробуя на язык. По всей видимости, все сотрудники ООО «Сибгазсеть» имеют высшее физико-химическое образование и такой стаж работы в химической отрасли, что с легкостью, на глаз, определяют нужную консистенцию смешиваемых марок газа.

Мнение специалистов

Руководитель УФАС по Томской области Владимир Шевченко, не являясь специалистом по определению взаимозаменяемости газа для автомобильного транспорта, направил запрос специалистам в этой сфере — ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергоснабжения в Южно-Сибирском регионе» и ООО «Томскнефтехим», в котором правильно поставил вопросы:
1. можно ли использовать газ марки БТ (бутан технический) в качестве моторного топлива для заправки автомобильного транспорта, исходя из физико-химических и эксплуатационных показателей? Является ли его использование несоблюдением нормативно-правовых актов, в том числе технических условий? Оказывает ли влияние заправка газом марки «БТ» на эксплуатацию автомобиля? Если да, то каким образом?
2. Можно ли получить газ марки «СПБТ», соответствующий техническим условиям ГОСТа, путем смешивания газа марки «БТ» с газом марки «СПБТ»? Допускается ли использование получившегося газа марки «СПБТ» после смешивания для заправки автомобильного транспорта? Если нет, то указать почему.
3. Возможно ли не в лабораторных условиях получать газ марки «СПБТ» путем смешивания других марок газа? Какое оборудование для этого необходимо?
Согласно ответу ООО «Томскнефтехим» от 2 сентября 2015 года, «в качестве автомобильного моторного топлива могут использоваться только специальные марки газа — пропан-бутан автомобильный (ПБА) и пропан автомобильный (ПА), которые подпадают под действие ГОСТа 27578–87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта» и ГОСТа Р 52087–2003 «Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия».
Коммунально-бытовые марки газа или фракции газа, используемые в качестве сырья для нефтехимической промышленности, не могут использоваться в качестве моторного топлива для заправки автомобилей. При нецелевом использовании создаются угрозы выхода двигателя из строя или снижения рабочих характеристик двигателя. Также в своем ответе ООО «Томскнефтехим» разделяет точку зрения, что качественный продукт (которым априори должны быть автомобильные марки газа) можно получить только в промышленных условиях при постоянном внимании к контролю качества.
Ответ, полученный 29 сентября 2015 года от директора ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергоснабжения в Южно-Сибирском регионе» более лаконичен: «Из содержания ГОСТа 27578–87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта», ГОСТа 20448–90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления», ГОСТа Р 52087–2003 «Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия» следует, что газы марок «СПБТ», «БТ» должны использоваться только для коммунально-бытового потребления и в промышленных целях как сырье. Это связано с тем, что в марки газа «СПБТ», «БТ» и «ПТ» добавляются одоранты (для безопасности использования газа в быту он должен иметь запах, который может и должен ощущать потребитель). В связи с добавлением в газ этих трех марок одорантов, что является частью технологии их производств, содержание в них непредельных углеводородов составляет порядка 25–30%, а иногда доходит и до 50–60%.
Получение газа марки «СПБТ» путем смешивания марок «БТ» и «СПБТ» возможно, но при этом есть высокая вероятность того, что содержание пропана в полученном конечном продукте будет ниже, чем в исходном СПБТ, что, естественно, ухудшит потребительские и эксплуатационные качества этого газа, особенно опасно использование этого газа в холодное время года и в районах с холодным климатом, так как незнание правил использования такой газовой смеси может привести к самопроизвольному взрыву бытовых газовых баллонов».
Может, именно эта ситуация и привела к взрыву газового баллона, заполненного на АГЗС ООО «Сибгазсеть», на ул. Сибирской, 33? Далее в письме директора ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергоснабжения в Южно-Сибирском регионе» говорится о том, что «использование газа марок «СПБТ» и «БТ» в качестве автомобильного моторного топлива является нарушением требований ГОСТа 27578–87 и обманом потребителей, так как снижаются эксплуатационные характеристики двигателя, наносится вред экологии, жизни и здоровью граждан в виде выброса в воздух несгоревших неопределенных углеродов; газы марок «БТ» «СПБТ» и «ПТ» по цене значительно ниже, чем газы марок «ПА» и «ПБА», а поставщики пытаются его выдать за газ автомобильный». Воистину, предприниматель готов на любое преступление ради 300% прибыли!
Причем его не волнует ни ущерб, нанесенный автотранспорту потребителей, ни наносимый экологии, жизни и здоровью граждан вред. «Для использования в качестве автомобильного топлива применяется газ следующих марок: для зимнего периода (при температуре –20 С и ниже) — газ марки «ПА» (пропан автомобильный). Для весенне-летнего и осеннего периодов (при температуре –20 и выше) — газ марки «ПБА» (пропан-бутан автомобильный). На вопрос УФАС по Томской области о возможности получения газа марки «СПБТ» путем смешивания был дан следующий ответ: «В лабораторных условиях теоретически можно получить газ марки «СПБТ» путем смешивания других марок газа, но не в большом количестве и не в объеме промышленной партии, пригодной для использования в качестве моторного топлива и топлива для коммунально-бытового потребления.
Промышленные партии газа, предназначенные для реализации и использования в качестве автомобильного и моторного топлива или топлива для коммунально-бытового потребления, производят на нефтеперегонных заводах, на специальных установках. Обслуживающий их персонал, как правило, имеет высшее и среднее нефтехимическое образование, допуски и определенный стаж работы, так как производство является опасным».
На основании вышеизложенного директором ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергоснабжения в Южно-Сибирском регионе» был сделан вывод: «причиной создавшейся ситуации по газу на рынках г.?Томска и Томской области является несоблюдение и грубое нарушение предприятиями и предпринимателями, осуществляющими поставки и реализацию газа, «Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения» (утверждена Приказом Министерства энергетики РФ от 19.06.2003?г. №?231). Требования этой инструкции обязательны для всех предприятий нефтепродуктообеспечения и обязывают их к ежемесячному проведению проверок, а также к немедленным, в случае поступления жалобы на качество отпускаемых нефтепродуктов, лабораторным испытаниям реализуемого и используемого нефтепродукта (даже используемого для собственных целей) в объеме контрольного анализа».
В ходе разбирательства УФАС по Томской области не нашло в действиях ООО «Сибгазсеть» нарушений антимонопольного законодательства. Однако по окончании рассмотрения, 7 октября, УФАС приняло решение о направлении материалов дела в Управление МВД РФ по Томской области для решения вопроса о наличии или отсутствии в действиях должностных лиц ООО «Сибгазсеть» состава уголовного преступления. В своем решении УФАС указало, что ООО «Сибгазсеть» в 1 квартале 2015 года закупало газ марок «СПБТ» (смесь пропана и бутана технического) и «БТ» (бутан технический) для последующей реализации смеси вышеуказанных марок газа на своих АГЗС для заправки автомобилей.

УМВД РФ по Томской области

Начальник Управления МВД РФ по Томской области перенаправил материалы в Управление экономической безопасности и противодействию коррупции (УЭБ и ПК УМВД РФ по Томской области). Начальник УЭБ и ПК УМВД РФ по Томской области, несмотря на то, что материалы дела говорят о мошенничестве, перенаправил материалы в Следственное управление по Томской области. На это решение ему понадобилось 45 дней. Решение принималось полковником полиции Константином Савченко, который на настоящее время находится под следствием по факту получения взятки. А может, в том, что начальником УЭБ и ПК УМВД РФ по Томской области не было возбуждено уголовное дело, также имеется коррупционная составляющая? Арест полковника экономической безопасности и противодействия коррупции Константина Савченко за взятку прозвучал не звонком, а набатом для начальника УМВД по Томской области. Ведь именно после назначения начальником УМВД по Томской области Игоря Митрофанова из Красноярского края появился Константин Савченко. Который, по моему мнению, обязан столь быстрому повышению по службе именно начальнику областного УМВД.

Следственное управление УМВД

Следственному Управлению УМВД по Томской области потребовалось всего 23 дня для принятия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по материалам УФАС по Томской области.
Похоже, результаты экспертизы ООО «Томскнефтехим» и письмо ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергоснабжения в Южно-Сибирском регионе» не впечатлили старшего следователя следственного управления УМВД по Томской области, если там вообще изучали данные документы. А может, следствие «договорилось» с ООО «Сибгазсеть»? По крайней мере, в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела (всего два листа) старшего следователя по ОВД СЧ СУ УМВД по Томской области Аурики Горбачевой от 23 декабря 2015 года (несмотря на приложенные УФАС документы) нет ни слова о письмах ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергоснабжения в Южно-Сибирском регионе» и ООО «Томскнефтехим». Похоже, старшим следователем по ОВД СЧ СУ УМВД по Томской области Аурикой Горбачевой даже не назначалось проведение экспертиз и не привлекались специалисты. Почему к участию в проверке не был привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей Томской области? Согласно отказному материалу, старший следователь Аурика Горбачева указывает на то, что газ марок «СПБТ» и «БТ», реализуемый ООО «Сибгазсеть», имеет физико-химические характеристики, соответствующие обязательным параметрам. Однако старший следователь почему-то забыла указать, что согласно этим же паспортам качества газ «СПБТ» предназначен только для коммунально-бытового потребления.
Также в отказном материале старший следователь по ОВД СЧ СУ УМВД по Томской области пишет о том, что реализация ООО «Сибгазсеть» газа марки «БТ» не нарушает норм действующего законодательства. По всей видимости, старший следователь запамятовала, что газ марки «БТ» используется ООО «Сибгазсеть» не для реализации, а для смешивания с газом марки «СПБТ» с последующей реализацией для заправки автотранспорта. Смешивание, которое, согласно ответам ООО «Томскнефтехим» и ФГУ «Управление по обеспечению энергоэффективности и энергоснабжения в Южно-Сибирском регионе», возможно только в производственных условиях и под контролем.
Неужели старший следователь по ОВД СЧ СУ УМВД по Томской области Аурика Горбачева, проводившая проверку материалов УФАС по Томской области — стажер, не знающий, как проводится проверка, как пишутся мотивированные и обоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с рассмотрением всех вопросов, поставленных в обращении УФАС. Или, может, был звонок сверху с «предложением» закрыть дело? Кто «крышует» ООО «Сибгазсеть»?
Не удивлюсь, если в недалеком будущем мы услышим об аресте сотрудников Следственного управления УМВД по Томской области по факту коррупции. С такими правоохранительными органами нашему президенту Владимиру Путину еще долго бороться с растущей в РФ коррупцией.
Похоже, взрыв на Сибирской, 33 ничему не научил и не насторожил. Несмотря на то, что все законодательство РФ направлено на профилактику правонарушений, по факту, похоже, надо, чтобы произошла трагедия с человеческими жертвами, чтобы правоохранительные органы зашевелились! И нашли в очередной раз «стрелочников».
Просим считать данный материал официальным обращением к губернатору Томской области Сергею Жвачкину, прокурору Томской области Виктору Романенко для принятия мер реагирования, отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 23.12.2015 года, проведении должной проверки всех АГЗС ООО «Сибгазсеть» с привлечением к проверке департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области, Управления Роспотребнадзора по Томской области и с привлечением по результатам проверки виновных к ответственности.

Читайте также на сайте:

  1. Скованные одной цепью
  2. Неучтенные оправдания Николайчука
  3. Томской области не нужна судмедэкспертиза?
  4. Из губернатора в стратеги
  5. Кто вы, мистер Кравченко? Часть II
  6. Томск под волной самостроя
  7. Ремонту конец
  8. «Нет» игорному бизнесу
  9. Кто и зачем хочет занять должность омбудсмена после Кречетовой?
  10. Нужна ли такая «политика»?
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 9

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93