Томская НЕДЕЛЯ
Отдел рекламы:
+7 (3822) 78-42-91
Томск, Россия

Шестое апреля – всемирный день мультфильмов

  39    0

Кто сказал, что мультики только для детей, а взрослые, серьезные люди их не смотрят? Еще как смотрят!

06Сегодня технология создания мультиков сильно продвинулась вперед, и хоть никого уже не удивляют новые спецэффек­ты, аниматоры создают все новые и новые картины, кото­рые интригуют и вдохновля­ют не меньше, чем в далеком 1892 году. Всемирный день мультфильмов был учреж­ден недавно – в 2002 году. В этот день аниматоры со всего земного шара обмениваются программами мультфильмов и устраивают просмотры для благодарной публики. Те, кто беззаветно влюблен в анимацию и те, кто просто любит этот необыкновенный жанр киноискусства, неиз­менно связанный с детством, могут с интересом провести ближайший воскресный вечер за домашним просмотром любимых мультиков, или же устроить семейный поход в кинотеатр.

В России Всемирный день мультфильмов отмечается с 2007 года: премьера его празднования была посвящена памяти безвре­менно ушедшего в том году ре­жиссера-аниматора Александра Татарского, автора популярных мультфильмов «Пластилино­вая ворона», «Гора самоцветов», «Следствие ведут Колобки», «Па­дал прошлогодний снег» и осно­вателя крупнейшей в стране ани­мационной студии «Пилот».

Что же выбрать в грядущее воскресенье для семейного про­смотра? Конечно, отечественные мультфильмы, ведь их любят все – и взрослые, и дети. Самые простые детские сказки россий­ские режиссеры умеют превра­щать в шедевры, и зрители раз­бирают их на цитаты. Многие герои мультиков, нарисованные талантливыми художниками и озвученные выдающимися акте­рами, по популярности могут кон­курировать с любимыми героями художественных фильмов. Кто не знает кота Леопольда, мальчи­ка дядю Федора, попугая Кешу, домовенка Кузю или Волка из мультика «Волк и теленок». До сих пор один из любимых муль­типликационных фильмов рос­сиян – сериал «Ну, Погоди!». А «Бременские музыканты»? Муль­тфильм, предназначенный для де­тей, быстро стал любимым муль­тиком для взрослых. Ведь столь запоминающуюся колоритность и популярность его герои приоб­рели именно в мультфильме, а не в сказке братьев Гримм.

– А после просмотра мульт- фильмов можно прочитать кни­ги, – советует заместитель ди­ректора по работе с читателями Томской областной детско-юно­шеской библиотеки Елена Тихо­нова. – Например, истории заме­чательного писателя-сказочника и поэта Сергея Григорьевича Коз­лова. В какое путешествие отпра­вился Ёжик? Какие удивительные гости забредают в сказочный лес? Как помочь друзьям и чем их по­радовать? Кого боится Медвежо­нок? Какие сюрпризы готовит лес веселой компании? Обо все этом расскажет книга Сергея Козлова «Ежикина радость» с иллюстра­циями Виктории Кирдий.

Наши рулят!

В рейтинг 150 лучших муль­тфильмов мира входят «Чебу­рашка» и «Варежка» Романа Ка­чанова, «Каникулы Бонифация» и «Винни Пух» Федора Хитрука, «Жил-был пес» Эдуарда Назаро­ва, «Малыш и Карлсон» Бориса Степанцева, «Аленький цвето­чек» и «Снежная королева» Льва Атаманова, «Падал прошлогод­ний снег» Александра Татарско­го, «Умка» Владимира Попова, «Старик и море» Александра Петрова (ярославского режиссе­ра, который в 2000 году за свой мультфильм получил «Оскар»), и другие. Всех замечательных рос­сийских мультиков и не перечис­лить! Несколько лет тому назад мультипликаторы и кинокритики из разных стран назвали «Ежик в тумане» Юрия Норштейна самым лучшим анимационным фильмом всех времен и народов.

История мультипликации

Мультипликацию считают вет­вью киноиндустрии с момента ее появления. Однако это интерес­ное направление можно также успешно связать с живописью и графикой. Талант художника плюс технические возможности – и на свет рождается искусство, ко­торое не оставляет равнодушным ни детей, ни взрослых.

Корни возникновения муль­типликации связаны со стробо­скопом – оптической игрушкой, изобретенной бельгийским изо­бретателем Жозефом Плато в 1932 году. Принцип этого устрой­ства был прост: на край круга наносился цикличный рисунок. Например, бегущая лошадь, ко­торую изображали несколько раз в разных стадиях движения. При вращении круга рисунок сливал­ся, и возникала иллюзия движу­щегося объекта.

Первым настоящим мульти­пликатором принято считать француза Эмиля Рейно: он создал аппарат праксиноскоп, который состоял из крутящегося барабана, системы зеркал и фонаря. В 1892 году Рейно запустил своеобраз­ный аттракцион – оптический театр. Там он демонстрировал зрителям комические сюжеты продолжительностью 15-20 ми­нут. Это случилось за несколько лет до знаменитой премьеры бра­тьев Люмьер, то есть мультипли­кация стала известна французам даже несколько раньше, чем ки­нофильмы.

Далее развитие мультиплика­ции, так же как и кинематографа, проходило во Франции. Эмиль Коль – еще один яркий режиссер и художник начинал свою деятель­ность с актерских постановок. В 1908 году он создал первые муль­типликационные фильмы. Они напоминали рисованные комик­сы, только в движении. Эмиль Коль рисовал тысячи рисунков, чтобы оживить их. Он стремил­ся добиваться реалистичности, копируя настоящие предметы, и даже использовал фотографию. Его наследие современные муль­типликаторы считают ценным.

Вчера, сегодня, завтра

Если в Европе съемка фильмов проходила практически кустар­ным способом, то в Америке с технической базой все обстояло гораздо лучше. Здесь и появился Уолт Дисней, который в 1929 году снял свой первый рисованный мультфильм с музыкальным со­провождением. Диснея принято считать отцом мультипликации, его творчество заслуживает от­дельного повествования, ведь только премию «Оскар» он полу­чал тридцать раз. Его опыт берут за основу и сегодня. Впоследствии мастера кинематографа ввели еще одну интересную технологию: со­вмещение игры живых актеров и мультипликационных героев.

В начале 20 века появляется и первый кукольный мультфильм. Его автором стал Александр Ши­ряев – балетмейстер Мариинско­го театра. В течение трех месяцев двенадцать танцующих фигурок (куколок) снимали на пленку. Движения фигурок снимались на фоне неподвижных декораций, которые просто меняли, если тре­бовалась смена антуража. Алек­сандр Ширяев снял несколько кукольных мультфильмов – «Ху­дожники Пьеро», «Играющие в мяч клоуны», «Шутки Арлеки­на» и другие. Современные ис­следователи истории кукольной мультипликации, а также выда­ющиеся российские мультипли­каторы до сих пор не могут до конца раскрыть секреты Алек­сандра Ширяева: ведь, учитывая примитивные условия создания первых мультфильмов, его куклы не только ходят, прыгают, танцу­ют, но крутятся и кувыркаются в воздухе.

Технология чуда: как создают мультфильмы

Анимация – это технология, позволяющая при помощи неоду­шевленных неподвижных объ­ектов создавать иллюзию движе­ния. С точки зрения технологии процесс выглядит так: на каж­дом следующем рисунке фигурка представлена в чуть иной фазе движения. Отдельные рисунки покадрово фотографируются, а затем проецируются на экран со скоростью 24 кадра в секунду в звуковой анимации или 16 кадров в секунду в немой.

Суть анимации – действия и эффекты, невозможные в реаль­ной жизни. Персонажи ходят по воздуху, заново воссоздают себя, преобразуются по собственному желанию. Еще более волшебной выглядит анимация предметов: песчинки размножаются и строят песчаный замок, ручки сами пи­шут, из кирпичей вырастает дом. Больше других видов искусства анимация основывается на леген­дах и сказках.

Создание мультипликации – длительный, трудоемкий процесс. Продюсер определяет общий за­мысел, сценаристы разрабатыва­ют сюжет и сценарий, который затем разбивается на эпизоды и сцены, иллюстрируемые серией набросков. Далее все это переда­ется режиссеру-мультипликато­ру, который распределяет сцены между художниками-мультипли­каторами. Каждый из них отве­чает за основные положения пер­сонажей в сцене. Промежуточные эпизоды дорисовывают младшие мультипликаторы. Другие ху­дожники готовят фон, на котором разворачивается действие. Кон­турные рисунки передаются для окраски, переносятся на прозрач­ный пластик и обводятся пером или тушью. В том случае, если используется цвет, он наносится на обратную сторону пластинок. Затем оператор покадрово фото­графирует рисунки при помощи специальной камеры. Наконец, с изображением синхронизируется звук.

Есть и другая техника – куколь­ная анимация; по популярности она уступает лишь рисованной. Кукла располагается прямо перед камерой и фотографируется по­кадрово, причем каждый раз в ее позу вносятся минимальные из­менения, чтобы при последующей проекции создавалась иллюзия движения. Этот тип анимации возник в России, где кукольные фильмы начали делать еще в 1911. Одним из шедевров куколь­ной анимации является «Камен­ный цветок», созданный в 1946 году.

В компьютерной анимации, ко­торая появилась в 70-е годы, после того, как нарисованы основные позы, автоматически рассчитыва­ются промежуточные положения героев. В электронной анимации на компьютере мультфильм соз­дается весь целиком, но все равно дело это весьма трудоемкое и до­рогое. Например, первый полно­метражный (то есть, длительно­стью более часа) компьютерный мультфильм «История игрушек» (США, вышел в 1995 году) созда­вался долгих четыре с половиной года.

Софья Вольская

Читайте также на сайте:

  1. Этот День Победы
  2. Анастасия Волочкова: «Дом – это место, где тебя любят и ждут»
  3. Сибирский поэт
  4. Владимир Зельдин: «Век мне достался непростой…»
  5. Esperanto – оркестрик международной музыки
  6. Дождь на сцене
  7. Олег Харитонов: «Мой стержень – это честность относительно самого себя»
  8. Молодость, свобода, импровизация!
  9. Егор Кончаловский: «Люблю разжигать сценариями свой камин…»
  10. Дон Жуан. Возвращение
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Посетителей на сайте сейчас: 8

Мы на Flickr

    Наш адрес

    Email: red@tomskw.ru

    Телефон: +7 (3822) 78-42-93