Томская НЕДЕЛЯ
25 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия
Читайте на сайте:
ticket title
Великая православная святыня    ◈
Традиции празднования Нового года в России    ◈
«Мир без границ»    ◈
Прокуратура, как «сапожник без сапог»    ◈
СУДИЛИЩЕ    ◈
Посвящение… или как украсть 19,5 млн рублей?    ◈
Славный юбилей Ленинского комсомола    ◈
Ностальгия по тем временам    ◈
Открытое письмо прокурору Томской области Виктору Романенко и губернатору Томской области Сергею Жвачкину о нарушении конституционного права граждан на оплачиваемый труд и запрет трудовой дискриминации    ◈
Будет ли свет в конце тоннеля?    ◈
Блеск и нищета ЮИ ТГУ    ◈
Томский «медицинский спрут»    ◈
Обещанного не один год ждут!    ◈
Новая жизнь садоводов и дачников, согласно закона, с 2019 г.    ◈
Блокировка сайта НОВО-ТОМСК    ◈
Новый сезон открыт!    ◈
Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты    ◈
«Оборотни в погонах» — эпилог?    ◈
Трагедия в Керчи    ◈

Сигаретные войны

   0

В этом году в Томске в сотни раз участились жалобы на продажу табачной продукции.

Хорошая, на первый взгляд, инициатива томского отделения общественной организации «Сою­за борьбы за народную трезвость» (СБНТ) породила много проблем и противоречий. Члены организации борются за то, чтобы магазины, которые находятся на расстоянии менее 100 метров от образователь­ных учреждений, не торговали си­гаретами. Так положено по закону «Об ограничении курения табака». Вот только большинство пред­принимателей уверены, что это «заказ» крупных табачных сетей, а подобная «борьба» с курением – это борьба с ветряными мель­ницами. В «Томскую НЕДЕЛЮ» приходят противоречивые письма: кто-то жалуется, что не может ку­пить сигареты, так как они исчезли из магазинов рядом с домом, а кто-то жалуется на то, что табачные из­делия продают рядом со школой.

Внезапная буря

Общественная организация «Союз борьбы за народную трез­вость» была создана в нашей стра­не еще в 1988 году. В 2000 году она даже стала политической, но всего на 6 лет. Сейчас организация име­ет свои представительства в боль­шинстве субъектов России, в том числе и в Томской области. Прав­да, у нас в регионе до 2011 года о «Союзе борьбы за народную трез­вость» практически никто ничего не слышал.

Летом текущего года горожане узнали о проекте «Трезвая кар­та Томска». Кроме СБНТ, проект поддержали молодежные движе­ния «Наши» и «Молодая гвардия». На карту было нанесено мно­жество торговых точек, где, как утверждают ее составители, нельзя продавать сигареты и алкоголь. В новостях начали мелькать имена руководителя томского отделения СБНТ Никиты Гиркина и одного из членов этой же организации, а кро­ме того члена Молодежного совета Томска Владимира Старцева. Ле­том они героически сообщали, что «более 35 студентов-волонтеров, общественников, спортсменов» добровольно совершили полезный обход города «ради здоровья на­ции». Тогда и были нанесены точки на соответствующую карту. Могут ли активисты движения «Наши» и «Молодая гвардия» делать хоть что-нибудь на самом деле добро­вольно – непонятно. Как и то, на­сколько оздоровил нацию этот «полезный» обход.

Для начала Гиркин и компания взялись за сигареты. Они написа­ли открытое письмо на имя мэра Томска, а также обращение в про­куратуру. Они искали любые за­конные способы пожаловаться на места продажи табачной про­дукции. Многие из этих способов можно назвать, скорее, лазейками в законе. За соблюдением зоны 100 метров от детских, образователь­ных и медицинских учреждений, где не допускается продажа алко­гольной и табачной продукции, должен следить Роспотребнадзор. Вернее, не то, чтобы следить, а реа­гировать на обращения граждан и проводить по ним проверки. И вот тут случился первый крайне нега­тивный эффект от чрезмерно ак­тивных действий представителей СБНТ.

Увеличение в два раза

Работа отдела по защите прав потребителей томского Роспотреб­надзора этой осенью была прак­тически парализована. Этот отдел занимается всеми товарами и услу­гами Томска, обычно к ним посту­пает около 300-350 жалоб в месяц, из них на продажу сигарет в непо­ложенных местах – 1-2. В год. В по­следние месяцы жалоб от томичей поступало в два раза больше, чем обычно, причем половина из них – по поводу табачной продукции. Поначалу это были письменные обращения с обратными адресами. К примеру, Иван Иванов с улицы Войкова. Специалисты Роспотреб­надзора проводили работу, писали по почте ответ, но через некото­рое время письмо возвращалось к ним, потому что указанное лицо по указанному адресу не прожива­ет. И таких писем вернулось около шестидесяти. Почему жалобы пи­сались от имени несуществующих людей? Возможно, потому, что по закону Роспотребнадзор не может реагировать на обращения от об­щественных организаций, а только от конкретных потребителей или от СМИ. Потом жалобы стали при­ходить по интернету с указанием лишь адреса электронной почты для ответа.

– У нас в отделе работает всего 10 специалистов, включая меня, – рассказывает начальник отдела защиты прав потребителей Лидия Немировская. – И в последнее вре­мя все постоянно в разъездах, все измеряют эти самые «100 метров». Специалисты чрезвычайно загру­жены.

Понятно, что от такой загружен­ности страдают и контрольные проверки по другим, «нетабачным» обращениям граждан, и плановые проверки. Плановые проверки проводятся на каждом торговом предприятии раз в три года. Спи­сок согласовывается и составляет­ся заранее, и если Роспотребнадзор не успеет уложиться в отведенные сроки, то следующая проверка бу­дет только еще через три года. То есть некоторые магазины могут остаться без проверки на шесть лет. Плановые проверки прово­дятся по очень широкому кругу вопросов. По заявлениям граждан отдел защиты прав потребителей проверяет только саму сущность обращения.

В октябре в Роспотребнадзор из мэрии и из районных прокура­тур переслали то самое открытое письмо СБНТ на имя Николая Николайчука. Там перечислены 244 торговые точки, которые, по мнению составителей, находятся в радиусе менее ста метров об об­разовательных учреждений. Все их отдел защиты прав потребителей должен проверить до 30 ноября.

– Магазины обязаны убрать с прилавков сигаретную продукцию, мы не даем им предписания, если они делают это сразу же – поясняет Немировская. – Если же они не со­глашаются, то мы даем им три дня на устранение нарушения, а потом проверяем повторно. В обоих слу­чаях должностным лицам грозит штраф до 4 тысяч рублей, а юриди­ческим лицам – до 40 тысяч рублей.

Владельцы магазинов, конечно же, крайне недовольны. У многих из них доходы от продажи сигарет составляют основную часть при­были. «Мы тут торгуем уже лет 15, а рядом внезапно открыли псевдо­образовательное учреждение на 10 человек – и нас выгоняют», – не­годуют они.

Без ответов

Возникает сразу несколько во­просов: С чего СБНТ ни с того, ни с сего, так рьяно, да еще и добро­вольно взялся за соблюдение за­кона «Об ограничении курения табака»? Неужели члены союза правда верят, что одно лишь ото­движение сигарет на 100 метров от образовательных учреждений убережет город от курения? Не лучше ли им, если у них и правда есть такое рьяное и бескорыстное желание бороться с алкоголизмом и табакокурением, пропагандиро­вать здоровый образ жизни в шко­лах, открывать спортивные секции, читать лекции, издавать газеты и листовки? Эти вопросы мы хотели задать председателю регионально­го отделения «Союза борьбы за на­родную трезвость» Никите Гирки­ну, но, к сожалению, не смогли до него дозвониться.

Если же предположить, что при­чины столь активной деятельно­сти у СБНТ на самом деле немного другие, то объясняется все намного проще. Многие эксперты считают, что в связи с прогнозируемым не­избежным повышением цен на си­гареты через год-два, крупные та­бачные сети начинают расчищать себе место. Потому что в случае роста цен, спрос на продукцию станет падать, и «лишние» мел­кие конкуренты никому не будут нужны. Расчищать место на рын­ке можно разными способами, в том числе и под эгидой «борьбы» с вредными привычками, «ради здо­ровья нации».

Подобное «оздоровление» рос­сиян происходит в последнее вре­мя не только в Томске, но и во многих других городах России, к примеру, в Новосибирске и в Тю­мени. В Новосибирске дело дошло даже до того, что вполне всерьез предлагалось изъять из продажи вообще всю сигаретную продук­цию и открыть по одному спе­циализированному центру продаж табачных изделий на район или на микрорайон. Однако, по мнению экспертов, это тоже не решит про­блему курения, а лишь перераспре­делит потоки курильщиков в поль­зу крупных поставщиков или даже теневого сектора.

Косвенно версию того что том­ское отделения СБНТ борется, воз­можно, вовсе не за народную трез­вость, подтверждает специфика их жалоб в Роспотребнадзор.

– На проспекте Ленина, около остановки ТЭМЗ, вплотную сто­ят два киоска – наш, «Роспечать» и специализированный сигарет­ный, – рассказывает директор «Томскроспечати» Александра Гычева. – На нас пожаловались и заставили изъять сигареты, а в со­седнем киоске почему-то вполне спокойно продается табачная про­дукция.

Примерно такая же ситуация возникла на остановке около ТГА­СУ и в нескольких других местах. «Роспотребнадзор» скован – он выписывает предписания лишь тем, на кого пожаловались. Полу­чается, что больше всего от актив­ности «Союза борьбы за народ­ную трезвость» страдают киоски «Роспечати» и сети мороженого, а также мелкие магазины. То есть все, кто может помешать крупным табачным сетям занять весь рынок. Кто конкретно в Томске может из­бавляться от конкурентов – никто из предпринимателей открыто не говорит. Правда, многие считают, что большинство табачных кио­сков принадлежат одному депутату городской Думы от ЛДПР, и поэто­му подозрения волей-неволей па­дают на него.

P.S. Для Роспотребнадзора и после 30-го ноября легкой жизни не предвидится. Ожидается, что с декабря кампания, аналогичная сигаретной, стартует и в отноше­нии алкогольной продукции. И опять же доподлинно неизвестно, настоящая ли это борьба за трез­вость или расчистка рынка. Было бы намного лучше, если бы отдел защиты прав потребителей в пред­дверии новогодних праздников сделал акцент на продовольствен­ных товарах, но пока им прихо­дится уделять больше внимания алкоголю и табаку.

Читайте также на сайте:

  1. Чиновничий порядок
  2. Открытое обращение к руководителю УФАС по Томской области Владимиру Шевченко
  3. Обещание на три года
  4. Когда прекратится маршрутная вакханалия?
  5. Неучтенные оправдания Николайчука
  6. Деньги на здоровье чиновнику
  7. Кто ответит за базар?
  8. Бактериологическая война
  9. «Секретное заседание» в сфере ЖКХ — 2
  10. Кто омрачает великий праздник?
Рейтинг

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91