Томская НЕДЕЛЯ
26 ЛЕТ НА ЗАЩИТЕ ВАШИХ ИНТЕРЕСОВ
Томск, Россия

Сигаретные войны

   0

В этом году в Томске в сотни раз участились жалобы на продажу табачной продукции.

Хорошая, на первый взгляд, инициатива томского отделения общественной организации «Сою­за борьбы за народную трезвость» (СБНТ) породила много проблем и противоречий. Члены организации борются за то, чтобы магазины, которые находятся на расстоянии менее 100 метров от образователь­ных учреждений, не торговали си­гаретами. Так положено по закону «Об ограничении курения табака». Вот только большинство пред­принимателей уверены, что это «заказ» крупных табачных сетей, а подобная «борьба» с курением – это борьба с ветряными мель­ницами. В «Томскую НЕДЕЛЮ» приходят противоречивые письма: кто-то жалуется, что не может ку­пить сигареты, так как они исчезли из магазинов рядом с домом, а кто-то жалуется на то, что табачные из­делия продают рядом со школой.

Внезапная буря

Общественная организация «Союз борьбы за народную трез­вость» была создана в нашей стра­не еще в 1988 году. В 2000 году она даже стала политической, но всего на 6 лет. Сейчас организация име­ет свои представительства в боль­шинстве субъектов России, в том числе и в Томской области. Прав­да, у нас в регионе до 2011 года о «Союзе борьбы за народную трез­вость» практически никто ничего не слышал.

Летом текущего года горожане узнали о проекте «Трезвая кар­та Томска». Кроме СБНТ, проект поддержали молодежные движе­ния «Наши» и «Молодая гвардия». На карту было нанесено мно­жество торговых точек, где, как утверждают ее составители, нельзя продавать сигареты и алкоголь. В новостях начали мелькать имена руководителя томского отделения СБНТ Никиты Гиркина и одного из членов этой же организации, а кро­ме того члена Молодежного совета Томска Владимира Старцева. Ле­том они героически сообщали, что «более 35 студентов-волонтеров, общественников, спортсменов» добровольно совершили полезный обход города «ради здоровья на­ции». Тогда и были нанесены точки на соответствующую карту. Могут ли активисты движения «Наши» и «Молодая гвардия» делать хоть что-нибудь на самом деле добро­вольно – непонятно. Как и то, на­сколько оздоровил нацию этот «полезный» обход.

Для начала Гиркин и компания взялись за сигареты. Они написа­ли открытое письмо на имя мэра Томска, а также обращение в про­куратуру. Они искали любые за­конные способы пожаловаться на места продажи табачной про­дукции. Многие из этих способов можно назвать, скорее, лазейками в законе. За соблюдением зоны 100 метров от детских, образователь­ных и медицинских учреждений, где не допускается продажа алко­гольной и табачной продукции, должен следить Роспотребнадзор. Вернее, не то, чтобы следить, а реа­гировать на обращения граждан и проводить по ним проверки. И вот тут случился первый крайне нега­тивный эффект от чрезмерно ак­тивных действий представителей СБНТ.

Увеличение в два раза

Работа отдела по защите прав потребителей томского Роспотреб­надзора этой осенью была прак­тически парализована. Этот отдел занимается всеми товарами и услу­гами Томска, обычно к ним посту­пает около 300-350 жалоб в месяц, из них на продажу сигарет в непо­ложенных местах – 1-2. В год. В по­следние месяцы жалоб от томичей поступало в два раза больше, чем обычно, причем половина из них – по поводу табачной продукции. Поначалу это были письменные обращения с обратными адресами. К примеру, Иван Иванов с улицы Войкова. Специалисты Роспотреб­надзора проводили работу, писали по почте ответ, но через некото­рое время письмо возвращалось к ним, потому что указанное лицо по указанному адресу не прожива­ет. И таких писем вернулось около шестидесяти. Почему жалобы пи­сались от имени несуществующих людей? Возможно, потому, что по закону Роспотребнадзор не может реагировать на обращения от об­щественных организаций, а только от конкретных потребителей или от СМИ. Потом жалобы стали при­ходить по интернету с указанием лишь адреса электронной почты для ответа.

– У нас в отделе работает всего 10 специалистов, включая меня, – рассказывает начальник отдела защиты прав потребителей Лидия Немировская. – И в последнее вре­мя все постоянно в разъездах, все измеряют эти самые «100 метров». Специалисты чрезвычайно загру­жены.

Понятно, что от такой загружен­ности страдают и контрольные проверки по другим, «нетабачным» обращениям граждан, и плановые проверки. Плановые проверки проводятся на каждом торговом предприятии раз в три года. Спи­сок согласовывается и составляет­ся заранее, и если Роспотребнадзор не успеет уложиться в отведенные сроки, то следующая проверка бу­дет только еще через три года. То есть некоторые магазины могут остаться без проверки на шесть лет. Плановые проверки прово­дятся по очень широкому кругу вопросов. По заявлениям граждан отдел защиты прав потребителей проверяет только саму сущность обращения.

В октябре в Роспотребнадзор из мэрии и из районных прокура­тур переслали то самое открытое письмо СБНТ на имя Николая Николайчука. Там перечислены 244 торговые точки, которые, по мнению составителей, находятся в радиусе менее ста метров об об­разовательных учреждений. Все их отдел защиты прав потребителей должен проверить до 30 ноября.

– Магазины обязаны убрать с прилавков сигаретную продукцию, мы не даем им предписания, если они делают это сразу же – поясняет Немировская. – Если же они не со­глашаются, то мы даем им три дня на устранение нарушения, а потом проверяем повторно. В обоих слу­чаях должностным лицам грозит штраф до 4 тысяч рублей, а юриди­ческим лицам – до 40 тысяч рублей.

Владельцы магазинов, конечно же, крайне недовольны. У многих из них доходы от продажи сигарет составляют основную часть при­были. «Мы тут торгуем уже лет 15, а рядом внезапно открыли псевдо­образовательное учреждение на 10 человек – и нас выгоняют», – не­годуют они.

Без ответов

Возникает сразу несколько во­просов: С чего СБНТ ни с того, ни с сего, так рьяно, да еще и добро­вольно взялся за соблюдение за­кона «Об ограничении курения табака»? Неужели члены союза правда верят, что одно лишь ото­движение сигарет на 100 метров от образовательных учреждений убережет город от курения? Не лучше ли им, если у них и правда есть такое рьяное и бескорыстное желание бороться с алкоголизмом и табакокурением, пропагандиро­вать здоровый образ жизни в шко­лах, открывать спортивные секции, читать лекции, издавать газеты и листовки? Эти вопросы мы хотели задать председателю регионально­го отделения «Союза борьбы за на­родную трезвость» Никите Гирки­ну, но, к сожалению, не смогли до него дозвониться.

Если же предположить, что при­чины столь активной деятельно­сти у СБНТ на самом деле немного другие, то объясняется все намного проще. Многие эксперты считают, что в связи с прогнозируемым не­избежным повышением цен на си­гареты через год-два, крупные та­бачные сети начинают расчищать себе место. Потому что в случае роста цен, спрос на продукцию станет падать, и «лишние» мел­кие конкуренты никому не будут нужны. Расчищать место на рын­ке можно разными способами, в том числе и под эгидой «борьбы» с вредными привычками, «ради здо­ровья нации».

Подобное «оздоровление» рос­сиян происходит в последнее вре­мя не только в Томске, но и во многих других городах России, к примеру, в Новосибирске и в Тю­мени. В Новосибирске дело дошло даже до того, что вполне всерьез предлагалось изъять из продажи вообще всю сигаретную продук­цию и открыть по одному спе­циализированному центру продаж табачных изделий на район или на микрорайон. Однако, по мнению экспертов, это тоже не решит про­блему курения, а лишь перераспре­делит потоки курильщиков в поль­зу крупных поставщиков или даже теневого сектора.

Косвенно версию того что том­ское отделения СБНТ борется, воз­можно, вовсе не за народную трез­вость, подтверждает специфика их жалоб в Роспотребнадзор.

– На проспекте Ленина, около остановки ТЭМЗ, вплотную сто­ят два киоска – наш, «Роспечать» и специализированный сигарет­ный, – рассказывает директор «Томскроспечати» Александра Гычева. – На нас пожаловались и заставили изъять сигареты, а в со­седнем киоске почему-то вполне спокойно продается табачная про­дукция.

Примерно такая же ситуация возникла на остановке около ТГА­СУ и в нескольких других местах. «Роспотребнадзор» скован – он выписывает предписания лишь тем, на кого пожаловались. Полу­чается, что больше всего от актив­ности «Союза борьбы за народ­ную трезвость» страдают киоски «Роспечати» и сети мороженого, а также мелкие магазины. То есть все, кто может помешать крупным табачным сетям занять весь рынок. Кто конкретно в Томске может из­бавляться от конкурентов – никто из предпринимателей открыто не говорит. Правда, многие считают, что большинство табачных кио­сков принадлежат одному депутату городской Думы от ЛДПР, и поэто­му подозрения волей-неволей па­дают на него.

P.S. Для Роспотребнадзора и после 30-го ноября легкой жизни не предвидится. Ожидается, что с декабря кампания, аналогичная сигаретной, стартует и в отноше­нии алкогольной продукции. И опять же доподлинно неизвестно, настоящая ли это борьба за трез­вость или расчистка рынка. Было бы намного лучше, если бы отдел защиты прав потребителей в пред­дверии новогодних праздников сделал акцент на продовольствен­ных товарах, но пока им прихо­дится уделять больше внимания алкоголю и табаку.

Читайте также на сайте:

  1. Как заработать на детском спорте?
  2. Собрание против Сердюкова
  3. Кто уничтожает продовольственную безопасность — 5
  4. Что происходит в МЧС?
  5. «Спичка» глазами ее жителей
  6. Коррупция разъедает все
  7. Томский «ясак» с пятисот пассажиров
  8. Обращение к ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам военного тыла, ветеранам труда, к «Детям войны», ко всем людям старшего и среднего поколения.
  9. Коррупция как она есть?
  10. Замгубернатора и дети

Опубликуйте свой комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены звездочкой *

Яндекс.Метрика

Контакты

Email: red@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-93

Отдел рекламы

Email: rec@tomskw.ru

Телефон: +7 (3822) 78-42-91